Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Валентин Константинович Туркин
1887 – 1958 В. К. Туркин – основоположник русской драматургии. · в 1921-1923 гг. был ректором ВГИКа; · в 1923-1924 - ответственный секретарь Художественного отдела Госкино; · с 1930-х гг был профессором и заведующим кафедрой кинодраматургии; · первым разработал теорию киносценария; · стремился утвердить за сценаристом право быть в ряду писателей. Его книга " Драматургия кино" (1938) - первое крупное исследование основных принципов сценарного творчества. Вопрос: «Может ли сценарий называться кинопроизведением? » В своей книге «Видимый человек» Белла Беллаж отметил: «Фильму нечего делить с литературой. Режиссёра и актёра фильма можно сравнить с импровизаторами, которые получают от автора-сценариста только идею, только краткое, общее содержание, а текст они создают для себя сами». Взгляды Белла совпадали с взглядами другого советского мастера Сергея Эйзенштейна: «Сценарий – это не оформленный материал, а просто стадия состояния материалов. Сценарий для меня – это стенограмма эмоционального порыва. Сценарий – это шифр, приходит режиссёр и переводит этот шифр на свой язык». В. К. Туркин: «Отвечая на ошибочные требования создания сценария как полуфабриката, а не как полноценного произведения кинодраматургии, некоторые сценаристы ограничивали свою задачу поверхностным, схематичным изложением сюжетов, иногда разукрашенными отдельными интересными кадрами или монтажными приёмами, но лишённым глубокого содержания, полноценных характеров и яркого, напряжённого развития действия. Кинодраматургия как предмет исследования – это искусство «замышлять». Кинофильм и его замысел должны осуществляться в художественно-полноценном литературном произведении по своему объёму, по структуре, по способам раскрытия характеров, по средствам выразительности (жанровая окраска, мелодрама). Режиссёрский сценарий представляет собой разработку, разметку по уже имеющемуся сценарию (разбивка по эпизодам, по сценам, разработка планов). Фильмы: 1. «Закройщик из Торжка» (1925); 2. «Девушка с коробкой» (1927); 3. «Приведение, которое не возвращается» (1930) (на основе произведения Анри Барбюса «Свидание, которое не состоялось»). Ученики: · Александр Володин; · Юрий Нагибин; · Юрий Дунский; · Сергей Жгентий. Событийный ряд «Приведение, которое не возвращается»: 1. В тюрьму, где сидит Хозе Реаль приводят нового заключенного, который сообщает ему о восстании и, что письмо жены забрали; 2. Новый заключенный, осознавая меру наказания, прыгает с 3 этажа и разбивается насмерть; 3. Администрация тюрьмы решает Хозе отпустить на свободу на 1 день, в связи с положением тюрьмы, что политический заключенный, отбыв 10 лет, отпускается; 4. Администрация тюрьмы подставила своего человека, тот пробил Хозе, что он нужен комитету; 5. Агент, переодевшись в простого гражданина, напоил Хозе снотворным; 6. Хозе пропускает свою остановку, выпрыгивает с поезда и направляется домой пешком. Агент не убивает его, т. к. не знает местности; 7. Хозе добирается домой, встречает сына своих друзей; 8. Решает с друзьями обмануть агента; 9. Агент узнаёт об обмане и отправляется в бар за Хозе. В 7 часов он сказал, что время Хозе истекло; 10. Хозе не убит, но в тюрьму не вернулся. Вместо него пришло 65 новых заключенных.
Зарисовка Зарисовка – живое и образное авторское впечатление, передающее собственное наблюдение, описывающее обстановку, полную картину виденного. Зарисовка – жанр, где образность преобладает над информационностью. У зарисовки может не быть чёткого событийного повода, но должна быть высокая художественность операторской работы, проявляющейся в строго выверенной композиции каждого кадра (1, 5 мин), в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности.
Яков Александрович Протазанов 1881 – 1945 Я. А. Протазанов - российский и советский режиссёр немого кино, сценарист, актёр. · отличался высокой режиссёрской культурой; · впервые заявил о специальной подготовке актёров для кино; · открыл таких великих актёров, как Иван Мозжухин, Алексей Баталов, Игорь Ильинский; · в 1920 г иммигрировал в Париж, затем в Берлин. После возвращения из Германии он ставит фильм «Аэлита» по произведению А. Толстого. В этом фильме Иван Мозжухин раскрывает своё понимание нового языка, нового направления «экспрессионизм». «Экспрессионизм» возник в Германии в 1915 г, пик его в 1925 г. Его возникновение было связано с обострением социальных противоречий в Германии, после Первой Мировой войны (1914). Протестуя против войн, против подавления личности бездушными социальными механизмами. Мастера «экспрессионизма» в своих произведениях совмещали выражение протеста с чувством мистического ужаса перед хаосом бытия. Сущность «экспрессионизма»: 1. в экспрессионизме господствует принцип субъективной интерпретации; 2. преобладание гротескно-фантастического начала (гротеск - соединение правдоподобного с неправдоподобным); 3. натура действительности заменяется декорациями. В освещении декора используются резкие контрасты; 4. большое место отводится галлюцинациям, снам, для изображения которых используются наплывы, многократные экспозиции; 5. актёры не ставят перед собой задачи достоверно раскрыть психологию человека, утрированной показывают мимику, жесты. Фильмы: 1. «Пиковая дама» по А. С. Пушкину; 2. «Аэлита» по А. Н. Толстому; 3. «Война и мир» по Л. Н. Толстому; 4. «Бесы» по Ф. М. Достоевскому; 5. «Отец Сергий» по А. Н. Толстому; 6. «За ночь любви», снятый за границей; 7. «Страшное приключение», снятый за границей.
Лев Владимирович Кулешов 1989 – 1970 Л. В. Кулешов – актёр, сценарист, режиссёр и теоретик кино. · окончил московское Училище живописи, ваяния и зодчества (1916-1918); · поступил в киноателье А. А. Ханжонкова художником, работал над художественным оформлением спектаклей Евгения Бауэра – великого режиссёра; · в 1918 году дебютировал с фильмом «Проект инженера Прайта»; · снимал всю хронику гражданской войны; · в фильме «На красном фронте» соединил документальные съёмки с игровыми; · в 1919 г организовывает мастерскую «Коллектив Кулешова». Именно здесь он практически отрабатывает материал по монтажу своих теоретических выкладок «Эффект Кулешова»; · в 1924 г ставит фильм «Необычные приключения мистера Веста в стране большевиков». В этом фильме он раскрыл все методы монтажа; · самый значительный фильм – «Великий утешитель» (1933) «Эффект Кулешова»: «… сопоставлением кадров можно придать их контексту значения, которого каждый кадр в контексте не имеет, отсюда следует, что кадр не несёт в себе самостоятельного содержания, а является лишь буквой» Кулешов считает, что кинематограф должен ориентироваться не на театр, не на литературу, а на искусство пластическое. Это мышление помогло выразить собственную выразительность (монтаж), отказаться от репродуцирования спектаклей. Л. В. Кулешов о сценарии: «… основой кинематографического сценария является чистое действие, движение, динамика, сценаристу необходимо мыслить кадрами, т. е. представлениями как бы уже заснятых вещей и действий, монтируя и собирая их в сюжет». «… лучше, если сценарист даёт содержание, определяя характер кадрового материала». Правильно увидеть жизнь можно только тогда, когда помнишь о прошлом, живя настоящим и зримо ощущая будущее, не замечая его в самых мельчайших проявлениях. Важно не только правильно увидеть, но и надо отобрать из увиденного то, что в сущности раскрывает мировоззрение автора.
Сергей Михайлович Эйзенштейн 1898 – 1948 С. М. Эйзенштейн – советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог, профессор ВГИКа. · в 1915 г окончил реальное училище и поступил в Петроградский институт гражданских инженеров; · начинал своё искусство с театра; · на постановке «На всякого мудреца довольно простоты» он применил впервые «монтаж аттракционов». «Монтаж аттракционов»: «Аттракцион» - всё, что способно предать зрителя сильному «чувственному воздействию»; «Монтаж» - соединения различных элементов – «аттракционов», выбранных произвольно, но подчинённых только развитию темы произведения. · в 1925 г вышел фильм «Броненосец Потёмкин»; · в своих теоретических работах Эйзенштейн обосновал виды монтажа, один из них, самый сложный, «ассоциативный монтаж». «Ассоциативный монтаж» - соединение необычных эффектных или шокирующих кадров и эпизодов, иногда совершенно не оправданных с логической и бытовой точки зрения, но оказывающее сильное психологическое воздействие. Пример: Фильм «Броненосец Потёмкин». Расстрел восставших на одесской лестнице Михалков сравнивает с гибелью ребёнка, который лежит в коляске, и эта коляска катится по этой лестнице. «Интеллектуальный монтаж» - путём соединения нескольких изображений можно передать различные понятия, такие как покой, волнение, время. «Последовательный монтаж» - изложение содержания событий в хронологической или логической последовательности. «Параллельный монтаж» - соединение двух или более событий, происходящих в разных местах, возможно, даже в одной время. Пользуясь данным монтажом, можно выражать на экране отвлечённые сложные идеи, углублять и усиливать эмоции, передавать динамизм и напряжённость развития сюжета. «Контрапункт» - несоответствие звука и действия. Законы Эйзенштейна: · на физических законах восприятия зрительной и звуковой информации; · эстетические законы. Монтажные переходы: · монтаж по крупности; · монтаж по ориентации в пространстве; · монтаж по направлению движения; · монтаж по фазе движения; · монтаж по центру композиции; · монтаж по цвету и свету. Событийный ряд «Броненосец Потёмкин»:
Фильм «Александр Невский» (1938) – событий 1242 г, война с немецкими войсками. «Характер» в понимании Сергей Эйзенштейна на образе Александра Невского: В характере А. Невского Эйзенштейн стремился создать обобщённый образ, воина полководца – воплощение мужества и мудрости. Главной мыслью данного образа являлось объединение Руси. Образ двадцатилетнего вождя был решён в соединении противоположных черт характера: Драматизм внутренних борений, горячность и сдержанность, решительность и осторожность, твёрдость в бою и мягкость в обращении с друзьями. Диалектика этих контрастов определяла образ-характер. Главные герои – Гаврила и Буслай. Удаль, озорство, он подмечал в Буслае и ценил эти качества. Гаврила был воплощением мудрости, зрелости, степенности, рассудительности, А. Невский эти качества ценил и перенимал их. Образ людей, простого народа, вбирает в себя мастер Игнатка, ему свойственна широта души, доброта. Проявление характера А. Невского в фильме «Александр Невский»: · Государственная мудрость: решение бить сначала немцев, а потом монголо-татарскую игу. · Воплощение мудрости, рассудительность, сдержанность: выступление в Новгороде. · Твёрдость в принятии решения: решение биться на чужой земле. · Мягкость в обращении с друзьями: к мёртвому солдату преклонился на одном колене. · Горячность: сказал Буслаю принять удар на себя, «хватит бегать! ».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы