Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Значение бессоюзных сложных предложений и знаки препинания в них. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Бессоюзным сложным предложением называется такое, в котором части объединены в одно целое по смыслу, но соединение их выражается не союзами и союзными словами, а интонацией и соотношением форм вида и времени глаголов, например: Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом. (Т.) В этом сложном предложении рисуется картина раннего утра. Сложное предложение состоит из трёх частей; их связь выражена перечислительной интонацией и однородностью глагольных форм: все три сказуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедшего времени. Этими средствами устанавливается одновременность, сосуществование явлений. Сложные бессоюзные предложения по своим значениям, интонации и глагольным формам не являются однородными: в одних из них отражаются простейшие соотношения явлений действительности (одновременность, следование одного явления за другим), в других - очень сложные (причинные, условные и др.). В современном русском языке бессоюзные сложные предложения очень широко распространены в художественной литературе. Наряду с этим они широко используются и в разговорной речи, в диалоге, когда интонация, жесты, мимика помогают выражению смысловых отношений. П р и м е р ы. 1) Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П.) В этом сложном предложении три простых предложения; они указывают на то, что одно явление следует за другим, связь выражена интонацией перечисления и однородностью форм сказуемого: все три сказуемых выражены глаголами совершенного вида, прошедшего времени. 2) Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений. (Н. О.) В этом сложном предложении второе простое предложение указывает причину того, о чём сообщается в первом предложении, связь выражена объяснительной интонацией и соотношением сказуемых: оба сказуемых выражены глаголами несовершенного вида, прошедшего времени. 3) Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Т.) В этом сложном предложении второе предложение поясняет первое; пояснительное значение выражается предупредительной интонацией и употреблением местоимения так: сделаю так (а дальше разъясняется, как именно сделает говорящий). 4) Назвался груздем - полезай в кузов. (Посл.) 5) Повадился кувшин по воду ходить - головы ему не сносить. (Посл.) В примере под п. 4 первое предложение заключает условие, второе - следствие. В примере под п. 5 содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Несмотря на различие в значении, по интонации оба примера сходны: в каждом есть небольшое повышение голоса в конце первой части и после неё небольшая пауза. По смысловым отношениям, а в некоторых случаях и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, например: Дорога бежала навстречу, ветви больно хлестали Морозку по лицу (Фад.) (Ср.: Дорога бежала навстречу, и ветви больно хлестали Морозку по лицу.) Другие бессоюзные сложные предложения ближе к сложноподчинённым, например: Успокойтесь: рана не опасна. (Т.) (Ср.: Успокойтесь, потому что рана не опасна.) Третьи сложные бессоюзные предложения допускают разное понимание, и поэтому их можно соотнести и со сложносочинёнными, и сложноподчинёнными, например: Лес рубят - щепки летят. (Ср.: Лес рубят, а щепки летят. Когда лес рубят, щепки летят. Если лес рубят, щепки летят.) По особенностям своего строения и значения бессоюзные сложные предложения выделяются в особую группу и не делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Но вполне допустимо отмечать близость одних бессоюзных предложений к сложносочинённым, а других - к сложноподчинённым. На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются следующими знаками препинания: з а п я т о й, т о ч к о й с з а п я т о й, д в о е т о ч и е м и т и р е. Запятая и точка с запятой ставятся между предложениями в том случае, если смысловые отношения близки к тем, которые выражаются соединительными союзами. Запятая ставится, если предложения кратки и тесно связаны по смыслу, например: Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее, колёса начали задевать за сучья. (Т.) Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены, например: Полесье приняло нас в свои недра. С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны.. дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели густые стволы осинника, а там опять потянулся смешанный лес. (Т.) Д в о е т о ч и е ставится между предложениями, входящими в сложное бессоюзное предложение, в том случае, если второе предложение разъясняет или дополняет первое. Разъясняющих предложений может быть не одно, а несколько. Наиболее часто встречаются следующие три случая: 1) Второе предложение (или группа предложений) указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Г.) 2) Второе предложение (или группа предложений) поясняет первое предложение или какой-либо член его, раскрывает их содержание: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (Купр.) Что-то зачернело впереди на дне узкой ложбины: то был Пегас. (Т.) 3) Второе предложение (или группа предложений) дополняет первое или его член (обычно сказуемое), при этом первое предложение произносится с оттенком предупреждения, например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (Т.) Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.) Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то после него ставится запятая, например: Слышу, земля задрожала. (Н.) В первой части подобных бессоюзных предложений, до двоеточия, нередко употребляются слова типа так, такой, следующий, весь, всякий, вот что, вот как, главное, важное, вопрос, задача и под. Ср.: Сделаем следующее: вы пойдёте налево, а я направо. Вот что плохо: у вашего сына совсем нет желания учиться. Надо понять главное: без посторонней помощи нам не обойтись. Т и р е ставится при других отношениях между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в частности: 1) Предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например: Проснулся - пять станций убежало назад. (Г.) Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (Кр.) 2) Содержание одного предложения п р о т и в о п о с т а в л я е т с я содержанию другого, например: Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало. (Л. Т.) 3) Первое предложение указывает на в р е м я действия того, о чём говорится во втором предложении, например: Песенка кончилась - раздались обычные рукоплескания. (Т.) 4) Первое предложение указывает у с л о в и е того, очёмговорится во втором, например: Ставнем стукнет - он вздрогнет и побледнеет. (Л.) 5) Второе предложение (или группа предложений) указывает следствие, вытекающее из того, о чём говорится в первом предложении, например: Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. (Т.) 6) Содержание первого предложения с р а в н и в а е т с я с содержанием второго, например: Молвит слово - соловей поёт. П р и м е ч а н и е. Выбор тех или иных знаков препинания для постановки между предложениями нередко зависит от того, какие из возможных отношений хочет установить пишущий. Сравните пунктуацию в двух описаниях у А. С. Пушкина: 1) Редел на небе мрак глубокий, ложилась тень на тёмный дол, взошла заря. (" Кавказский пленник".) 2) Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел. (" Полтава".) В предложении Они нападали на неё; Владимир Сергеевич начал защищать её И. С. Тургенев устанавливает простую последовательность событий, а не противоположность их; поэтому он ставит точку с запятой, а не тире, обозначая этим соответствующую интонацию.
Задание Данные ниже бессоюзные предложения превратите в сложноподчинённые предложения с союзами. О б р а з е ц. Мы не смогли вовремя выехать: не было билетов, - Мы не смогли вовремя выехать, так как не было билетов. 1) Сдадите работу в срок - отпуск вам будет обеспечен. 2) Вдруг показалось ему: кто-то вошёл в дом. 3) У нас принцип такой: сделал своё задание - помоги товарищу. 4) По всему чувствуется: скоро теплу конец, начнутся дожди. 5) Только теперь увидел он: возле двери маячил часовой. 6) Вода спадёт - сразу начинайте земляные работы. 7) Андрей проснулся поздно: солнце уже высоко поднялось над горизонтом. 8) В деревню теперь не проехать: река разлилась. 9) Мальчики долго не спали, переговариваясь: всех взволновал рассказ старика. 10) В справочной мне сказали: сегодня самолёта на Ташкент не будет, придётся подождать до завтра.
Упражнение 259.
Прямая и косвенная речь В синтаксисе текста рассматриваются также понятия прямой и косвенной речи. Предложения могут передавать речь говорящего, а также речь другого лица. При этом речь другого лица может передаваться так, как она была произнесена, без изменения не только смысла, но и формы, а также с сохранением лишь смысла, но с изменением формы. Например: Старик смотрит вперед на дорогу и говорит: " Здесь, в горах, мы открыли тысячи тонн нефти" (Б. Горбатов); Старик смотрит вперед на дорогу и говорит, что здесь, в горах, мы открыли тысячи тонн нефти. В первом случае чужая речь, передаваемая без изменения ее смысла и формы, называется прямой. Прямая речь всегда берется в кавычки. В том случае, когда чужая речь передается с сохранением ее смысла, она называется косвенной. Косвенная речь оформляется как придаточное предложение. В предложениях с прямой речью обязательно присутствуют еще так называемые авторские слова, т.е. слова автора, которые вводят прямую речь. Для авторских слов характерно употребление глаголов говорения, мысли, восприятия, волеизъявления: говорить, подумать, вспомнить, решить, приказать и др. Если прямая речь стоит после авторских слов, она начинается с прописной буквы, а перед ней ставится двоеточие: По радио прозвучала команда: " Приготовиться к посадке. Застегнуть ремни". Если прямая речь находится перед словами автора, после нее ставятся запятая и тире или вопросительный (восклицательный) знак и тире. Авторские слова начинаются со строчной буквы. Например: " Приготовиться к посадке. Застегнуть ремни" , — прозвучала по радио команда. Если авторские слова находятся в середине прямой речи, возможны три варианта постановки знаков препинания в зависимости от места разрыва: 1) в месте разрыва нет знака препинания или должна стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире; в этом случае авторские слова выделяются с обеих сторон запятой и тире, а после слов автора предложение продолжается со строчной буквы: " Приготовиться к посадке, — прозвучала команда по радио, — застегнуть ремни"; 2) в месте разрыва должна была стоять точка; в этом случае перед словами автора ставится запятая и тире, а после авторских слов — точка и тире. Прямая речь продолжается с прописной буквы: " Приготовиться к посадке, — прозвучала команда по радио. — Застегнуть ремни"; 3) в месте разрыва должен стоять вопросительный или восклицательный знак. В таком случае эти знаки сохраняются перед словами автора и ставится еще тире, после слов автора ставится точка и тире, а прямая речь продолжается с прописной буквы: " Приготовиться к посадке! — прозвучала команда по радио. — Застегнуть ремни! " В качестве примера прямой речи приведем слова присяги Президента Российской Федерации, которую он произносит в соответствии с Конституцией РФ при инаугурации. Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. Косвенная речь — это часть сложного предложения, передающая содержание чужой речи от лица говорящего, а не от лица того, кто ее в действительности произнес: Руководитель фирмы сказал, что надо срочно заключить новый договор. Косвенная речь не передает особенности формы и интонации чужой речи и этим противопоставляется прямой речи. Руководитель фирмы сказал: " Надо срочно заключить новый договор". Предложения с косвенной речью представляют собой по форме сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным. При этом авторские слова выступают в качестве главного предложения. Косвенная речь присоединяется к словам автора посредством союзов что, будто, чтобы, союзных слов кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., а также частицей ли. При помощи союзов что, будто передается содержание повествовательных предложений: Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку (М. Шолохов). При помощи союза чтобы передается содержание побудительных предложений: Пишет, чтобы я приезжал к нему. Предложения с союзными словами что, кто, какой, где, когда, почему и др. и с вопросительной частицей ли передают содержание вопросительных предложений: Пассажир спросил меня, какая это станция (где мы остановились; когда мы прибудем на конечный пункт). Вопрос, который передается в косвенной речи, называется косвенным. В конце косвенного вопроса вопросительный знак не ставится: Преподаватель спросил, что такое синоним. Авторские слова обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой. Если информация передается в форме косвенной речи, то изменяются лицо местоимения и лицо глагола, причем события рассматриваются с точки зрения говорящего:
Если в главном и придаточном предложениях говорится об одном и том же действующем лице, в придаточном предложении его можно не называть. (Поэтому в примере в предложениях правой колонки оно указано в скобках.) Выделяют также несобственно-прямую речь, которая представляет собой стилистический прием в художественной литературе, заключающийся в соединении в одно целое авторского повествования и речи действующего лица. Проявлением авторского повествования являются местоимения и личные формы глагола как в косвенной речи, а проявлением прямой речи (персонажа) являются лексико-синтаксические и стилистические особенности. В отличие от косвенной речи несобственно-прямая речь оформляется не как придаточное предложение, а как самостоятельное. Ср.: а) прямая речь: Художник закончил картину, отошел в сторону, подумал: " Неплохо получилось. Пора заказывать раму"; б) косвенная речь: Художник закончил картину, отошел в сторону, подумал, что неплохо получилось и пора заказывать раму; в) несобственно-прямая речь: Художник закончил картину. Отошел в сторону. Подумал. Неплохо получилось. Пора заказыватьраму. Несобственно-прямая речь позволяет автору как бы думать и говорить за действующих лиц: Всю ночь старик не сомкнул глаз. Думал. К утру решил: нет, похожий. Мало ли похожих! Да и что бы ему не признаться? Может, душу не хотел зазря бередить? Он смолоду чудной был... " Неужто Гринька? " Через неделю старикам пришла телеграмма: " Квасову Анисиму Петровичу. Ваш брат Григорий Степанович скончался двенадцатого. Просим передать. Семья Квасова". Брат был. Гринька (В. Шукшин).
Задание Упражнение 262.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы