Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Независимость местного самоуправления



- государственные органы не вмешиваются в компетенцию общины.

- мсу – самостоятельное управление делами общины.

- органы мсу – не относятся к государственным органам.

- государственные органы контролируют только превышение пределов компетенции общины.

Государственное управление местными делами

- органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, и их компетенция создается и регулируется государством

- самоуправление - часть общего государственного управления, особая организация государственной власти на местах, основанная на выборных началах

- учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах.

- выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством

- местное самоуправление сочетает в себе: публичную власть, сформированную населением определенной территории; элемент государственного устройства (мсу важнейшая составная часть системы реализации государственной политики); институт гражданского общества.

 

Дуализм местного управления

- местные дела объединены с государственными делами

- двойственная природа предметов ведения: мсу самостоятельно решает вопросы местного значения и осуществляет значительный объем переданных гос. полномочий

- т.о. местные органы включаются в государственный механизм, не теряя при этом самостоятельности.

 

24. Типология государств: понятие, классификация.

Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного, раскрывающая социальную сущность государств в истории и современности.

В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) — решающий фактор общественного развития, определяющий тип надстроечных элементов: государство, право и др. В зависимости от типов производственных отношений выделяются и типы государства.

 

Преимущества формационной типологии:

1) власть в государстве принадлежит тому классу, в руках которого находятся средства производства;

2) государства объединены в типы на основе характера власти (рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические);

3) выявлено общее и особенное в функционировании и развитии государств, входящих в различные типы;

4) сформулированы основные закономерности смены одного типа государства другим.

Слабые стороны формационной типологии:

· догматизация исторических типов государств, что проявилось в излишней запрограммированности развития человечества, в стремлении распространить европейский (средиземноморский ареал) путь на все регионы мира; многие государства не прошли всех стадий формационной типологии;

· отсутствие восточного государства, где первична политическая власть и возможность распоряжаться средствами производства производна от политического господства;

· недооценка, игнорирование ряда духовных факторов: религиозных, национальных, культурных и др.

 

В основе цивилизационного подхода – понятие цивилизации как определенного типа человеческих сообществ, вызывающего к жизни определенные ассоциации (союзы) в области религии, искусства, обычаев, т.е. в сфере культуры.

Цивилизационный подход исходит из того, что развитие государственности определяется множеством факторов:

а) характером господствующей идеологии;

б) уровнем духовности народа, его национальным складом;

в) географической средой;

г) международным окружением.

Эти факторы оказывают влияние на экономическое развитие общества выработкой определенных стереотипов поведения.

Достоинства подхода:

· выделение духовных факторов как существенных в конкретных исторических условиях;

· преодоление запрограммированности развития государства, когда прогресс определяет не борьба, а компромисс различных сил, интересов.

Слабые стороны:

· недооценка социально-экономических факторов;

· это типология не столько государства, сколько общества;

· не выделяется то главное, что характеризует государство — организация политической власти;

· слабая разработанность типологии.

Тип государства — это совокупность взаимосвязанных черт государства, порождаемых исторической эпохой.

В соответствии с формационным подходом выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое государство — это политическая организация экономически господствующего класса рабовладельцев. Большинство рабовладельческих государств существовало как города-республики, потому что только так можно было выявить классовую волю собственников средств производства. Потребность урегулировать интересы массы людей, равных по отношению к собственности, вызвала появление разработанных правовых систем, основным источником права в которых является закон.

Феодальное государство на всех этапах своего развития служит интересам класса феодалов. Частная собственность феодалов на землю определяет то обстоятельство, что эти государства возникают и существуют как монархии. Основной источник права — правовой обычай. В период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи, которые нередко кодифицируются.

Буржуазное государство в отличие от предшествующих, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, провозглашает всех людей равными и наделенными равными правами. Хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Все большее значение приобретают право и законность: идет продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Несмотря на наличие классовых начал, возрастают объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются социальные программы, растет уровень жизни населения.

Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, сломом старой государственной машины, с организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. Предполагалось, что государство станет «полугосударством», а затем отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.

Однако на практике получилось иначе. Государство сформировалось на основе единой государственной собственности; реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, приобретший широкую власть.

Реальная жизнь не отвергает идей социализма, некоторые из них реализуются в наиболее развитых странах Запада.

При цивилизационном подходе на основе уровня организации государства выделяют первичные, вторичные и современные типы государств (цивилизации).

Первичный тип государства (древние Египет, Вьетнам, Иран, Япония и др.):

· основан на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю в первую очередь);

· обладает мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который фактически является собственником средств производства;

· имеет централизованный иерархический механизм во главе с монархом;

· обладает такой правовой системой, которая закреплена в религиозно-нравственных догмах;

· носит застойный характер, очень медленно изменяется.

Вторичный тип (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская цивилизации) характеризуется:

· отчетливым различием между государственной властью и культурно-религиозным комплексом;

· ограничением всепроникающего воздействия государственной власти;

· зависимостью государства от культурно-религиозной системы;

· связанностью правителя религиозными принципами и заветами.

Современный тип цивилизации характеризуется переплетением традиционных и новейших политико-правовых систем.

В зависимости от решения вопроса о взаимоотношениях государства и личности различают традиционные и современные (конституционные) государства.

- Традиционное государство – это рабовладельческая или феодальная монархии.

- Под современными (конституционными) государствами понимаются в основном республики и конституционные монархии.

Названные типы государств — только одна из разновидностей их классификации. Возможны и другие виды, основанные на других подходах.

25. Право в объективном и субъективном смыслах.

О праве говорят в двух смыслах: о праве как совокупности норм, действующих в жизни (объективном праве), и как притязании, которое принадлежит тому или иному субъекту (субъективном праве). В зависимости от характера правообразования имеют место определенные интервалы между формированием той или иной стороны права. Если основным источником права является нормативно-правовой акт, то объективное право как бы предшествует субъективному, т.е. устанавливаются правовые нормы и на их основе возникают правоотношения, переводящие требования объективного права в притязания субъектов права, составляющие содержание субъективного права. Когда главный источник права – судебная практика, решающая конкретные споры, то утверждение субъективного права опережает формирование общих правовых норм.

 

26. Система права: понятие, состав.

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из ряда элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, зависимости).

В системе права существуют связи четырех уровней между:

· элементами нормы права;

· нормами, объединенными в правовые институты;

· институтами соответствующей отрасли;

· отдельными отраслями права.

Норма права – первичный элемент системы права, представляющий собой обобщение, социально-правовую типизацию общественных отношений, состояний

Институт права – это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу отношений.

Критериями обособления совокупности норм в правовой институт служат:

· однородность фактического содержания;

· единое содержание, выражающееся в правовых понятиях и положениях;

· нормативная обособленность правовых норм в разделах, главах нормативного акта;

· полнота регулируемых отношений.

По содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает нормы одной отрасли. Сложный институт – это совокупность норм, входящих в различные отрасли права.

В зависимости от характера норм права выделяют материальные и процессуальные институты.

Отрасль права – это обособленная система норм, институтов, регулирующая специфическим методом однородные общественные отношения.

Признаки отраслей права:

· регулируют отношения, связанные с осуществлением широкой сферы деятельности общества, государства, граждан, иных субъектов права;

· содержат полный набор средств, методов правового воздействия; для отрасли характерен присущий только ей набор юридических средств;

· каждая отрасль имеет свой основной институт;

· отрасли имеют свою структуру, в ней обычно выделяются общая и особенная части.

По составу отрасли права неоднородны, одни из них крупные образования, другие – компактные. Крупные отрасли наряду с институтами включают и подотрасли права. В отличие от правового института подотрасль права не является обязательным элементом каждой отрасли.

 

27. Государство и личность: типы взаимоотношений.

 

Гражданство (подданство) представляет собой устойчивую (постоянную) правовую связь между человеком и государством. Обладание гражданством (подданством) влечет за собой правовые последствия, как для лица, так и для государства:

• за лицом закрепляется полный объем правоспособности, прежде всего в сфере реализации политических прав и свобод;

• пределы пользования личными правами у граждан (подданных) шире, чем у других категорий лиц (свобода передвижения, выезда на территорию своей страны);

• граждане находятся в более благоприятных социально-экономических условиях, чем иностранцы;

• только к гражданам обращены воинская повинность, обязанность участвовать в суде в качестве присяжных.

 

Основными способами приобретения гражданства (подданства) являются: рождение, натурализация и оптация.

 

По рождению гражданство приобретается на основе двух принципов:

• по «праву крови», когда ребенок следует гражданству родителей (в подавляющем большинстве стран);

• по «праву почвы», когда прежде всего учитывается место рождения ребенка (в Индии – основной принцип, в других странах – дополнительный, если родители ребенка неизвестны).

 

Натурализация (укоренение в гражданстве) – решение государственных органов о включении человека в число своих граждан (в большинстве стран – главы государства, в Бельгии – парламента, в США – окружных судов). Условиями натурализации являются: срок законного проживания на территории государства (в Италии, Швеции – 5 лет, в Австрии и Ис-пании – 10 лет), в ФРГ – 15 лет, в США, Бразилии – 30 лет); отказ от иностранного гражданства (ФРГ); сдача экзаменов по языку, истории и основам государственно-политического устройства (США); ведение добро-порядочного образа жизни (Канада, Норвегия, Греция); хорошее здоровье (Франция); достаточные источники материального обеспечения (Фин-ляндия, Швеция).

 

Оптация представляет собой признание за лицом гражданства одного из государств по выбору (от англ. – options) самого человека. Обычно это связано с передачей (обменом) территории одного государства другому. Например, по договору КНР с Индонезией 1955 г. была проведена оптация: за два года лица должны были выбрать себе гражданство и заявить об этом властям.

 

Прекращение гражданства (подданства) в большинстве зарубежных стран возможно лишь как добровольное желание лица и запрещено в качестве меры наказания (ФРГ, Италия, Испания, страны СНГ). Однако в ряде стран практикуется принудительное лишение гражданства как санкция (США).

 

Взаимоотношения государства и личности определяются видом политического режима, как показателем уровня гарантированности прав и свобод личности, степени вмешательства государства в частную жизнь граждан.

По этому критерию можно выделить следующие типы взаимоотношений государства и личности: демократический, тоталитарный, авторитарный.

 

Демократический тип характеризует:

- предоставление гражданам широких прав и свобод и обеспечение социально-экономических, политических, юридических и организационных гарантий этих прав и свобод;

- прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая или непосредственная демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, представительная демократия);

- существование различных форм собственности; свобода личности в сфере экономической деятельности;

- политический плюрализм, в том числе многопартийность;

- широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, общества, клубы и др.);

 

Тоталитарный тип характеризует:

- декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями.

- унификация и идеологизация общественной жизни, отсутствие независимых общественных организаций. Для включения граждан в свое идеологическое поле тоталитаризм создает детские, юношеские, взрослые организации, навязывая коллективные формы человеческой деятельности и проникая во все сферы жизнедеятельности населения;

- насилие и террор как средство контроля, узаконенные массовые репрессии как форма политики применяются как форма устрашения, борьбы с инакомыслием, государство полностью контролирует частную жизнь;

 

Авторитарный тип характеризует:

- права и свободы провозглашаются, но государственная политика отдаёт приоритет интересам государственной безопасности в ущерб интересов личности;

- государство контролирует важнейшие сферы частной жизни с помощью специальных органов государственной власти (КГБ);

- массовые репрессии не применяются, но насилие применимо для исполнения решений центральной власти (опора на полицейский и военный аппараты), борьбы с инакомыслием, жёсткие санкции уголовного законодательства за государственные преступления;

- оппозиция практически не допускается, однако формально может существовать многопартийность.

 

28. Предмет и метод правового регулирования.

 

Правовое регулирование – упорядочение общественных отношений с помощью правовых средств (норм права, юридических фактов, правоотношений, актов реализации права, режима законности, правосознания).

 

Предмет правового регулирования – общественные отношения, отвечающие ряду признаков:

- поддающиеся внешнему контролю

- социально-значимые

- осуществляемые субъектами способными понимать значение своих действий и руководить ими

- предполагающие варианты выбора поведения

 

Этим признакам отвечают общественные отношения:

- по поводу обмена материальными и духовными благами,

- по властному управлению обществом

- охранительные отношения.

 

Методы правового регулирования:

 

Императивный метод, предполагающий неравенство, субординацию субъектов, отсутствие права на инициативу (преобладает в уголовном, административном праве)

 

Диспозитивный метод, предполагающий равенство субъектов, координацию, свободу, инициативность (преобладает в гражданском, семейном праве)

 

 

29. Соотношение государства, права и культуры.

 

Культура – это всё созданное человечеством благодаря умственному и физическому труду.

Влияние государства и права на культуру:

- законодательно регулируют отношения в области создания, обмена культурными ценностями

- финансируют культуру

- охраняют культурные ценности (наказание за контрабанду, вандализм и т.д.)

- дают идеологические установки (например: поощрение рождаемости)

 

Влияние культуры на государство и право:

- государство и право является частью культуры страны

- государственные органы и правовые институты складываются и функционируют на основе культурных обычаев и традиций стран

- культура может поддержать авторитет государства

 

Взаимодействие государства, права и культуры определяется видом политического режима в государстве. В связи с этим можно выделить три типа соотношения: демократический, тоталитарный, авторитарный.

 

При демократическом типе:

- гражданам предоставляется широкий круг культурных прав и свобод (право на образование, свобода творчества, свобода вероисповедания, право на национальное самоопределение).

- отсутствует обязательная для всех государственная официальная идеология, идеологический гнёт в сфере культуры;

- отсутствие государственной монополии в сфере средств массовой информации, существование частных, независимых СМИ

- отсутствие цензуры,

- отсутствие преследования деятелей культуры за инакомыслие.

- широкое развитие международных культурных связей.

 

При тоталитарном типе:

- господство одной обязательной для всех государственной идеологии, определяющей систему культурно-нравственных ценностей (кодекс строителя коммунизма) и все направления развития культуры и образования.

- государственная монополия в сфере средств массовой информации, идеологический заказ и финансирование фильмов, программ

- государственно-бюрократическая монополия во всех сферах культуры и образования, цензура, идеологический заказ и государственное финансирование произведений искусства

- насилие и террор как средство контроля в сфере культуры, репрессии деятелей культуры, проявивших инакомыслие.

- культурная изоляция от внешнего мира со странами чуждой идеологии.

 

При авторитарном типе:

- отсутствие государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и пр.;

- государственная монополия в сфере средств массовой информации, идеологический заказ и финансирование фильмов, программ

- государственно монополия во всех сферах культуры, цензура, идеологический заказ и государственное финансирование произведений искусства

- борьба с инакомыслием в сфере культуры без применения репрессий (ссылка, высылка из страны, применение психиатрических методов, травля в СМИ).

- развитие международных культурных связей.

 

30. Сущность государства.

 

Государство – это политико-правовая организация общества, осуществляющая на определенной территории суверенную публичную власть, управление и регулирование общественных отношений.

Существуют два подхода к сущности государства: классовый и общесоциальный.

Классовый подход определяет государство как машину, орудие для обеспечения диктатуры господствующего класса и построения бесклассового общества.

 

Соответственно сущность государства — это организация политической власти экономически господствующего класса.

 

Классовый подход выявил фундаментальные черты государства:

 необходимость властных мер, принуждения;

 существование различных социальных противоречий.

 

Общесоциальный подход определяет государство как правовую форму организации и функционирования публичной власти, призванную обеспечить свободное совместное бытие людей. Соответственно сущность государства – это преодоление общественных противоречий путем достижения социального компромисса.

 

С позиций общесоциального подхода государство призвано решать следующие задачи:

 оказывать населению необходимую поддержку в кризисных ситуациях;

 обеспечивать стабильность общественных отношений;

 гарантировать населению широкий спектр прав и свобод;

 защищать личность от негативного воздействия коллектива, различных организаций.

 

Наряду с этими подходами выделяют и иные: религиозный, национальный, расовый и другие, в рамках которых соответственно доминируют в политике конкретного государства религиозные, национальные, расовые интересы. Сущность государства изменчива. В зависимости от исторических условий на первый план может выдвигаться любой из названных подходов. Общая тенденция заключается в возрастании роли общесоциального подхода.

 

31. Основные концепции правопонимания (общая характеристика).

 

1. Теория естественного права.

2. Историческая школа права.

3. Социологический подход к праву.

4. Нормативистское направление.

5. Идеологическое восприятие права.

6. Психологическая концепция права.

7. Интегративный подход.

Сущность естественного права в том, что есть права, которыми обладают люди в силу факта своего рождения (на жизнь, свободу, собственность). В развитии теории естественного права выделяют этапы: стихийный, религиозный, философский, релятивистский.

На стихийном этапе естественное право существует только в сознании людей, не выражаясь в письменной форме. Источник этого права – природа. Задача юриста – придать ему правовое оформление. На религиозном этапе источник права – воля Творца. Идеи права отражаются в работах мыслителей (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.). Философский этап характеризуется стремлением создать нормы вечные, повсеместные, применимые ко всем. Источник права – разум человека. Положения этого права были оформлены в соответствующей концепции с основной идеей справедливости и нашли отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г. и Билле о правах США 1797 г. Разрыв требований естественного права и жизни привел к тому, что с середины XIX в. о нем стали забывать. Этап назывался релятивистским потому, что возрождающееся естественное право оформилось в виде норм, приспособленных к конкретным историческим условиям.

Естественное право в основных идеях расходилось с учением марксизма, поэтому в советское время оно было забыто. Возрождение естественного права – это преодоление классового подхода и ориентация на общечеловеческие ценности. Положения естественного права нашли отражение в Международном билле о правах человека, в России – в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Конституции РФ 1993 г.

Достоинства теории естественного права в том, что она:

· оказала влияние на развитие права, т.е. теснее связала право с человеком, его интересами;

· способствовала реформам публичного права, в частности, обратила внимание на стандарты прав человека;

· содействовала развитию международного права.

Недостатки теории естественного права заключаются:

· в игнорировании сил, воздействующих на человека;

· недооценке исторических условий, атмосферы конкретного общества;

· недифференцированности права и морали.

Историческая школа заявила о себе в Германии в начале XIX в. Поводом к ее возникновению послужил вопрос об издании для Германии гражданского кодекса в противовес гражданскому кодексу Франции. Немецкие юристы (Ф. Савиньи, Г. Пухта) утверждали, что естественное право преувеличивает значение законодательной деятельности. Право нельзя заменить по рецепту Вольтера: уничтожить старые законы и создать новые. Право «не делается», а образуется примерно так, как развивается язык, национальный дух, т.е. эволюционно, самопроизвольно с учетом национальных особенностей.

Достоинства школы в том, что она утверждала:

· право есть результат исторического развития страны;

· законодатель не должен творить нормы права по своему усмотрению: необходимо учитывать особенности развития страны;

· изменение содержания норм права происходит эволюционно;

· некритическое заимствование чужеродных правовых идей и понятий недопустимо;

· следует иметь в виду и другие источники права и прежде всего правовой обычай.

Недостатки школы:

· идеальный взгляд на право как на безмятежный самоорганизующийся процесс;

· националистичность права, умаление роли международных норм;

· недооценка роли законодательства в развитии права, когда правовые обычаи уже не справляются с регулированием рынка;

· мистические воззрения на право;

· этатистские воззрения на право, т.е. расширительное вторжение государства в жизнь человека.

В России идеи исторической школы высказывал Н.М. Карамзин в связи с проектом государственного преобразования России, подготовленным под руководством М.М. Сперанского. В «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Н.М. Карамзин формулирует мысль, что всякое право возникает на основе обычаев и народных верований и лишь после этого на основе законодательства.

В основе социологической школы права лежит изучение «живого права», т.е. системы правоотношений людей. «Право в книгах» должно быть заменено «правом в жизни». По мнению видных представителей этой школы – С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского и других, право – это не только система официальных норм, но и фактический уклад жизни общества. Ряд американских юристов (Д. Холмс и др.) считали правом то, что создано судом.

Достоинства социологической школы:

· наполнение права социальным содержанием, т.е. конкретным, возникшим в жизни правоотношением;

· отнесение правотворчества суду, его решениям;

· несводимость права к закону, выделение и иных форм права (юридического прецедента);

· развитие социологии права, т.е. познание права в процессе его действия;

· связывание права не только с государством, но и с иными организованными силами, например с профсоюзами, а также деятельностью должностных лиц;

· определение сущности права как уравновешивания различных интересов путем компромисса, что отражает идеи гражданского общества.

Недочеты школы:

· отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных результатах, так как предпочтение отдается не закону, а правоотношению;

· опасность некомпетентного решения и произвола должностных лиц;

· решение юридических дел в пользу «власть предержащих»;

· недооценка закона как основного нормативно-правового акта.

В XIX в. нормативизм развивался в рамках юридического позитивизма, т.е. реально действующего права. Представители этой школы в России считали, что:

· право и закон тождественны;

· право – это те нормы поведения, которые взяты под защиту государством;

· государство является источником права и право – это только функция государства;

· государственная власть не подвластна закону;

· государство исторически предшествует праву.

В ХХ в. нормативизм развивался в рамках «чистого учения о праве». Г.Кельзен отвергал изучение права во взаимосвязи политики, экономики
и морали. Его идея – исключение всего бытия из теории права. Отрицая классовую сущность права, он утверждал, что право универсально. Исходным моментом в теории Г.Кельзена является представление об основной норме права, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.

Система права в нормативизме имеет ступенчатую структуру,
т.е. нормы последовательно выводятся из основной, образуя соподчинение в соответствии с их юридической силой. Задача юриста в том, чтобы в конкретном случае находить место определенной норме в правовой пирамиде.

Достоинства нормативизма:

· подчеркивает основополагающее свойство права – нормативизм;

· обосновывает фиксированность средств государственного принуждения в случае нарушения права;

· определяет и соподчиняет юридические нормы по их юридической силе;

· показывает возможность государства влиять на общественное развитие. Г.Кельзен в праве признавал только государственную волю,
выраженную в нормативном акте и обеспеченную принудительной силой государства.

Недостатки:

· удаление из права моральных аспектов, поэтому правовые нормы иногда противоречат справедливости;

· догматическое понимание права и отнесение его только к нормативным актам государства, которые сводятся к формальной системе норм, устанавливающих организацию публичной власти;

· игнорирование неотъемлемых прав личности.

Основной тезис марксистского восприятия права – право есть выражение воли экономически господствующего класса. Следовательно, основы возникновения права, причины его функционирования нужно искать в материальной и классовой обусловленности. Право как надстройка покоится на экономическом базисе, поэтому право является проявлением экономики. Ядро идеологического восприятия права – марксистский подход.

Достоинства марксистского подхода:

· преодоление широко распространенного идеализма в понимании права. Работа К.Маркса «К критике философии права Гегеля» посвящена анализу исторической школы;

· обоснование причинного подхода к возникновению и изучению права;

· аргументация в пользу того, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества;

· доказательство определяющей роли социальных и экономических факторов возникновения и функционирования права;

· связь права с государством.

Недочеты подхода:

· марксизм ограничивает жизнь права рамками классового общества, что отрицает его общегуманитарную сущность;

· право в марксистском понимании – это совокупность официальных правовых норм (узкое понимание права);

· утверждение, что государство есть единственный источник права (принижает роль иных форм права);

· определение права как производного от государства, что ставит государство над законами, и это идет вразрез с теорией правового государства.

Основные идеи психологической концепции заключаются в следующем:

· психика людей во многом определяет развитие общества, в том числе его мораль, право;

· понятие, сущность права обусловливаются психическими закономерностями – в основе эмоции людей, имеющие императивно-атрибутивный характер, т.е. представляющие собой чувства правомочия (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

· правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права. Последнее выступает подлинным регулятором поведения.

В связи с переживаниями притязательного характера можно говорить о «студенческом праве» (переживания в связи со своими обязанностями в вузе), «праве игры» (переживания по поводу проигрыша) и др.

Достоинства концепции:

· расширенное понимание природы права, установление в праве не только внешней, но и внутренней психологической сферы;

· попытка показать механизм перевода правовых предписаний в поведение человека;

· роль катализатора в развитии юридической психологии, изучении правосознания;

· констатация факта, что нормы могут создаваться помимо государства (Л. Петражицкий показал огромное значение норм международного права);

· понимание оторванности человека от права. Личность в науке права в прежних теориях оставалась «за кадром»;

· способствование развитию юридического понятийного аппарата.

Недостатки концепции:

· стремление перенести природу права из социальной сферы в область психики;

· неоправданное расширение предмета правового регулирования;

· недооценка права как системы норм, исходящих от государства;

· отождествление права и правосознания;

· недооценка связи права с материальными условиями жизни;

· усложненность понятийного аппарата.

Интерес к психологической школе в настоящее время вызван необходимостью учета правосознания как одного из элементов правового регулирования, а также бурным развитием субъективного права.

Интегративный подход к пониманию права исходит из следующего:

· необходимости объединить в единое понятие признаки права, более всего отвечающие интересам правоприменительной практики;

· при выборе признаков следует учитывать: отсутствие некоторых из них делает право несовершенным;

· учитывать, что содержание и форма предопределяют существенные признаки права.

В соответствии с интегративным подходом право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль.

 

 

32. Реализация юридической ответственности, ее основания.

Реализация юридической ответственности – это реальное воплощение в практическую жизнь государственного принуждения.


Поделиться:



Популярное:

  1. Административно-территориальное деление и система местного самоуправления США
  2. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления в сфере бюджетных правоотношений.
  3. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, их роль и значение в экономике и социальной сфере современного государства
  4. Взаимодействие прокуроров с органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления и органами контроля
  5. Взаимодействие прокуроров с органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующими и другими органами
  6. Взаимоотношения государства и местного самоуправления
  7. Возрождение местного самоуправления
  8. ГЛЮКОКОРТИКОИДЫ ДЛЯ МЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ
  9. Дискуссия «Муниципальные системы и теории местного самоуправления как отражение практики и разнообразных представлений о сущности и природе местного самоуправления»
  10. Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих организационную структуру и направления деятельности органа государственной власти (или местного самоуправления).
  11. Изучение информационных ресурсов органа государственной власти (или местного самоуправления)
  12. Лекция 6. Формирование органов местного самоуправления


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.173 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь