Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Составляющие процесса социализации.



В целом процесс социализации человека условно можно пред­ставить как совокупность четырех составляющих:
- стихийной социализации в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и стихийного влияния на него раз­личных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни;
- относительно направляемой социализации в процессе и резуль­тате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;
- относительно социально контролируемой социализации в про­цессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека;
- более или менее сознательного самоизменения человека.

Стихийная социализация

Стихийная социализация происходит напротяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом. Конкретный человек взаимодействует не с обществом в це­лом, а с различными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать весьма различные многочисленные и совсем не рядоположные феномены: семья, родственники, соседское окру­жение, группы сверстников, поселенческие общности (односель­чане, жители одного микрорайона в городе), земляки в ситуации отрыва от постоянной среды обитания (в армии, в местах лишения свободы и пр.), соученики, профессиональные группы, объ­единения по интересам и политическим взглядам, группы вре­менного пребывания (в больнице, в местах проведения отдыха и пр.), ситуативные общности (в поезде, в театре, на стадионе, в бассейне и пр.).

В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенно­стей, места жительства, этноконфессиональной и социокультур­ной принадлежности человека набор сегментов общества, с кото­рыми он взаимодействует, существенно различается по количе­ству и специфическим особенностям.
Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный характер. Оно регулируется набором ценно­стей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и т.п. средств. Причем даже когда речь идет о взаимодействии в рамках каких-либо организаций, стихийная социализация в них все равно происходит наряду с относительно социально контролируемой социализацией (о чем речь будет идти в ряде разделов в дальней­шем).

Стихийная социализация протекает как в избирательном взаи­модействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сег­ментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегмен­тами (например, в тюрьме).
Относительно направляемая социализация
Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе и в результате его взаимодействия с государством и государственными органами и орга­низациями, которые в совокупности осуществляют управление обществом.

Термин «относительно направляемая социализация» опреде­ляет деятельность государства, направленную на реализацию им своих функций, которая объективно оказывает или может оказы­вать влияние на жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социокультурным, этноконфессио-нальным и иным слоям населения.

Относительно направляемая социализация происходит в рам­ках государства и в рамках составляющих его административных единиц — республик, краев, областей, а также муниципальных образований (городов, городских и сельских административных районов).

На каждом из этих уровней (федеральном, региональном и муниципальном) органы законодательной и исполнительной вла­сти в рамках своей компетенции решают различного рода задачи, что так или иначе сказывается или может сказаться на социализа­ции жителей страны, области, города.
Так, например, на государственном (федеральном) уровне принимается решение о повышении импортных пошлин на авто­мобили, что ведет к существенному росту цен как на импортные, так и на отечественные машины. Это решение, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к процессу социализации граждан. Однако высокие цены фактически лишают целые группы населе­ния возможности иметь автомашины. Это ограничивает не только свободу передвижения, но и свободу выбора видов занятий, сце­нариев рекреационного поведения, а в целом могут лишить их некоторых возможностей для развития, самоопределения, само­реализации, самосовершенствования.
Относительно направляемая социализация отличается от сти­хийной и относительно социально контролируемой, как мини­мум, двумя признаками.

Во-первых, стихийная социализация происходит во взаимо­действии человека с обществом в целом и с его отдельными сег­ментами (о чем шла речь выше), в том числе и с государством и государственными организациями как сегментами общества.

Относительно направляемая социализация человека происхо­дит в процессе взаимодействия с государством и государственны­ми организациями как структурами, осуществляющими управле­ние обществом и его гражданами.

Во-вторых, стихийная социализация имеет непреднамеренный характер, а относительно направляемая определяется государствен­ной политикой и законодательством, а также их реализацией в социальной практике государства, его административных субъек­тов и муниципальных образований.

Относительно социально контролируемая социализация
Относительно социально контролируемая социализация воспитание, которое можно определить как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в со­ответствии со спецификой целей организа­ций и групп, в которых оно осуществляется.

Воспитание человека осуществляется в процессе его взаимо­действия в нескольких сегментах общества.
Во-первых, воспитание осуществляется в семье, т.е. имеет ме­сто семейное воспитание.
Во-вторых, воспитание осуществляется религиозными органи­зациями, т.е. имеет место религиозное воспитание.
В-третьих, воспитание осуществляется государством и обществом в специально создаваемых для этого многочисленных, разнопро­фильных организациях (от яслей и школы до вузов и курсов проф-переподготовки), в которых реализуется социальное воспитание.
В-четвертых, воспитание происходит в криминальных и тотали­тарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциалъным или контрсоциальным воспитанием.
В-пятых, существуют различные типы коррекционного воспи­тания (от адаптации аутичных детей к условиям проживания до перевоспитания правонарушителей).

Различие стихийной и относительно социально контролируемой социализации
На ранних стадиях существования любо­го общества, а также в сохранившихся ар­хаичных обществах воспитание и стихийная социализация синкретичны — слиты, не-расчлененны.

Воспитание становится относительно ав­тономным в процессе социализации на оп­ределенном этапе развития каждого конк­ретного общества, когда оно приобретает такую степень сложно­сти, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме.

Воспитание как относительно социально контролируемая со­циализация отличается от стихийной социализации как минимум по трем параметрам.
Во-первых, стихийная социализация — процесс непреднаме­ренных взаимодействий и взаимовлияний.

В основе воспитания лежит социальное действие. Немецкий уче­ный М.Вебер, который ввел это понятие, определял его как: дей­ствие, направленное на разрешение проблем; действие, специаль­но ориентированное на ответное поведение партнеров; действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Во-вторых, стихийная социализация — процесс инкретный (непрерывный), так как человек постоянно взаимодействует с социумом.
Воспитание — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, оно осуществляется в определенных группах и орга­низациях, т.е. ограничено местом и временем.

В-третьих, стихийная социализация имеет целостный харак­тер, ибо человек как ее объект в своем развитии испытывает вли­яние социума (позитивное или негативное), а как субъект в той или иной мере приспосабливается и обособляется во взаимодей­ствии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.

Воспитание — процесс парциальный (частичный). Это опреде­ляется тем, что человека воспитывают семья, религиозные и вос­питательные организации, определенные группы людей, контр­культурные организации — все они имеют несовпадающие зада­чи, цели, средства и результаты воспитания. Человек в своей жиз­ни проходит через ряд воспитывающих его общностей различного типа и в каждый период жизни одновременно входит в несколько из них. Между этими общностями нет и не может быть жесткой связи и преемственности, а часто нет вообще никакой связи (что может быть и благом, и злом в зависимости от обстоятельств).

Самсоизменение человека
Человек не остается пассивным в процессе социализации (и сти­хийной, и относительно направляемой, и относительно социальноконтролируемой — воспитания). Он проявляет определенную активность, почувствовавили осознав необходимость или желание изменить что-либо в себе, для того чтобы:

- в большей степени соответствовать ожиданиям и требовани­ям социума, как позитивным, так и негативным;
- противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы;
- избегать или преодолевать те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации;
- в большей или меньшей степени приблизить свой образ «на­личного Я» (каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого Я» (каким он хотел бы себя видеть).
То есть в процессе социализации человек так или иначе са­моизменяется.

Самоизменение — это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, на­правленных на то, чтобы стать иным (реже — полностью, как правило — частично).

Усилия могут быть нацелены на изменение:
- своих внешности и физических качеств; -личностных свойств;
- интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, уста­новок и пр.);
- поведенческих сценариев;
- образа и/или стиля жизни;
- отношения к себе (самооценок), отношений с собой (само­уважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения — картины мира), отношений с миром (способов самореализации и самоутверждения).
Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы.
Самоизменение может иметь характер:
-самосовершенствования, развития, преобразования имеющих­ся задатков, черт, знаний и т.д.;
- самостроительства, взращивания, формирования желаемых человеку свойств;
- саморазрушения физических, духовных, личностных, соци­альных свойств (результат — алкоголизм, наркомания; физиче­ская, духовная, социальная деградация).


Поделиться:



Популярное:

  1. II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЬНИКОВ.
  2. Автоматизация процесса биологической очистки сточных вод
  3. Анализ заводского технологического процесса обработки детали
  4. Анализ пожарной опасности применяемых в технологических процессах веществ и материалов
  5. Анализ процесса доставки продукции ООО «Феникс Нева»
  6. Анализ существующего технологического процесса восстановления лапы посевной машины
  7. Базовые элементы коммуникационного процесса
  8. Базовые элементы коммуникационного процесса.
  9. Бланк перечня вопросов экспертного опроса «Социологическое обеспечение процесса деинституционализации сиротства»
  10. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру?
  11. Виды симметрии периодических негармонических сигналов. Спектр негармонического периодического процесса
  12. Виды частно состязательного уголовного процесса.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 11735; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь