Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упражнение 2. Летающие подушки



Участники становятся в круг. Ведущий держит в руке по­душку. Он начинает игру, бросая подушку кому-то из участни­ков и произнося при этом свое имя. Участник, в свою очередь, бросает подушку кому-то третьему и называет свое имя. Через несколько минут правила меняются. Вы бросаете кому-то подуш­ку, называя при этом его имя.


Упражнение 3. «Крещендо»

Внимание! Эта игра может быть очень шумной и привлечь внимание окружающих.

Группа становится в круг. В первом «туре» все садятся на кор­точки и шепчут собственные имена. Потом участники медленно поднимаются, повторяют собственные имена все громче и гром­че. В конце они встают на цыпочки, подняв руки вверх, и кричат свои имена так громко, как могут. После этого начинается «об­ратный процесс» — все медленно приседают, пока не окажутся снова на корточках, произнося при этом свое имя все тише и тише, до шепота.

Во втором «туре» доброволец выходит в круг и называет свое имя. Как и в первом «туре», сначала он шепчет имя, сидя на кор­точках, затем начинается «крещендо», а затем все происходит в обратном направлении. После этого выходит следующий учас­тник и так далее...

Упражнение 4. Эхо

Группа становится в круг. Один из участников произно­сит свое имя каким-нибудь необычным образом, который соответствует его настроению, и сопровождает это жестом или движением. Группа повторяет имена и движения дважды. За­тем представляется следующий участник.

Варианты. Тот, кто представляется, выходит в центр круга и таким образом действительно оказывается в центре общего вни­мания.

Если вы хотите сделать ритуал приветствия еще более ярким, можете предложить участникам с каждым разом ускорять про­цесс. Это вызывает всеобщее веселье.

Упражнение 5. Веселая Вера

Группа также встает в круг. Начните представляться, про­износя свое имя и какое-нибудь слово, характеризующее вашу личность. Это определение должно начинаться на ту же букву, что и ваше имя, например: «Красивый Крис» или «Веселая Вера». Упражнение станет еще более привлекательным, если каждый будет сопровождать свои слова подходящей мимикой или корот­ким действием.


Упражнение 6. Фантастические имена

Участники разбиваются на пары на 2-3 минуты. Каждый придумывает себе фантастическое имя и выдуманную историю и рассказывает об этом партнеру. Затем группа становится в круг, и каждый представляет своего партнера: «Это рыцарь Рикардо. Он бродит по стране со своей лютней, чтобы воспевать красивых жен­щин своей поэзией. Его «гражданское» имя — Петер». (Участник, которого представляют, может при желании разыграть маленький спектакль, спев что-нибудь лирическое кому-то из участниц и по­дыгрывая себе при этом на воображаемой лютне.)

ЗНАКОМСТВО ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПАРТНЕРОМ

Представление имен во взаимодействии с партнером — класси­ческий способ знакомства участников. Начинается упражнение в парах, затем продолжается в группе. Предлагаю вам два вари­анта его проведения: один — более традиционный и привычный, второй — для уверенных в себе участников.

1. Традиционный вариант. Предложите участникам посмотреть
вокруг и выбрать себе в пару человека, с которым они еще не зна­
комы. У каждой пары есть 8 минут, чтобы познакомиться. Вре­
мя должно распределяться поровну: каждый рассказывает о себе
4 минуты. Затем участники объединяются по две пары, и в этом
«квартете» каждый в течение 2 минут представляет своего парт­
нера. (Ведущий следит за временем и предупреждает участников,
когда отдельные стадии упражнения подходят к концу.)

После этого все снова возвращаются в круг, и каждый рас­сказывает о своих впечатлениях и о своих ожиданиях от ворк-шопа.

2. Необычный вариант. Этот вариант упражнения использовал­
ся драматерапевтом Рене Эмуна для быстрого знакомства участ­
ников. Он не подходит для неуверенных в себе либо страдающих
эмоциональными нарушениями людей.

Участники разбиваются на пары. У них есть 15 минут, чтобы представиться друг другу. Это задание вполне соответствует ожи­даниям, необычно только требование не сообщать никаких реаль-


ных фактов. Нужно придумать себе воображаемую личность. Однако при этом фантазии должны иметь определенное отноше­ние к реальности и включать все то, что участники до сих пор не пережили: например, образование, от которого они отказались; путешествие, о котором они мечтали, но так и не осуществили, и т. п. То есть участники представляют нечто вроде своих «двой­ников», которые сделали и пережили все то, что они сами могли бы реализовать в своей жизни. Рассказ (продолжительностью 10 минут) должен звучать правдоподобно для партнера и убеди­тельно для самого рассказчика.

По окончании оба партнера дают друг другу обратную связь (10 минут) и говорят о своих реакциях на то, что услышали. Ка­кую «правду» они смогли обнаружить в этих выдумках? Какие наблюдения, предположения появились у них о реальной жизни партнера?

Третий шаг — у каждого партнера есть 5 минут, чтобы отреа­гировать на обратную связь и поговорить о своей реальной жиз­ненной ситуации.

После работы в парах группа снова собирается в круг, и каж­дый в течение 1 минуты представляет всем своего партнера.

В этом варианте упражнения участник как бы «освобождает­ся» от своей реальной жизненной истории и вступает в контакт с желаниями и потенциальными возможностями, которые могут обогатить его будущее. Все это нередко бывает поразительным для него самого, а у зрителей появляется непривычный, содержатель­ный образ внутренней реальности каждого.

Благодаря необычной «перспективе» участники получают возможность импровизации и развития альтернативных жиз­ненных планов. Это создает хороший настрой на интенсивное обучение.

3. «Группировки» по определенному признаку. В ходе выполне­ния этого упражнения происходит интенсивное взаимодействие. Каждый встречается с различными людьми и получает большое количество информации.

Предложите участникам походить по комнате: «Найдите как можно быстрее всех участников, которые родились в той же мест­ности, что и вы». Все начинают бегать по комнате, выкрикивая название своего места рождения, и спрашивают об этом осталь-


ных до тех пор, пока не образуются малые группы. Затем вы мо­жете спросить у каждой группы, в какой местности родились уча­стники. Таким образом вы получите всю информацию, а тот, кто еще не нашел себе группу, сможет легче сориентироваться.

В заключение предложите участникам снова походить по ком­нате и найти участников, которые родились под тем же знаком Зодиака, что и они.

Можно искать и другие интересные совпадения:

- одинаковое количество братьев и сестер;

- одинаковая очередность рождения в семье;

- одинаковый цвет глаз;

- одна и та же первая буква имени;

- сходные жизненные обстоятельства;

- одинаковые причины участия в воркшопе;

- одинаковые чувства в данный момент и т. п.

Это упражнение стимулирует к интенсивному взаимодействию даже робких людей. Оно проводится в игровой форме, не пред­ставляющей опасности для участников, и способствует возник­новению чувства групповой сплоченности. Любая группа удивляется, когда выясняется, как много детского в участниках, что одиноких не меньше, чем состоящих в браке, и т. д. Для ве­дущего это упражнение также поучительно, так как он быстрее узнает о жизненных обстоятельствах членов группы.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ВЕДУЩЕГО

Проведение воркшопа — непростая задача. Так как каждая груп­па уникальна, ведущий каждый раз по-новому проявляет себя, свою интуицию и душевную гибкость. Порой мы втайне испыты­ваем волнение: а сможем ли снова привести группу через все не­избежные трудности к успеху? В конце мы понимаем, какой напряженной была работа, и осознаем, что нам нужно время для восстановления.

В процессе проведения воркшопа важно постоянно следить за своими ощущениями и действиями и задавать себе следующие вопросы:

• Насколько я зависим от одобрения участников?

• Могу ли я отклонить чрезмерные требования участников?


• Провожу ли я между собой и группой необходимую гра­ницу?

• Достаточно ли у меня смелости, чтобы встретиться с кри­тикой и конфронтацией?

• Сохраняю ли я свою внутреннюю сущность?

• Достаточно ли я забочусь о восстановлении собственных сил?

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ

Стремление к признанию является одним из важных человечес­ких мотивов. Большинство «профессиональных помощников» выбирают этот род занятий, потому что у них есть неосознанное желание удовлетворить таким способом свою потребность в при­знании. Именно с этой проблемой встречается большинство ве­дущих, чувство собственного достоинства которых напрямую зависит от мнения и отношения к ним членов группы. Такой ве­дущий слишком сильно старается быть «хорошим» и в полной мере удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потреб­ности участников. Он предоставляет себя в их полное распоря­жение не только во время занятий, но и в перерывах и по вечерам. Многие ведущие были раньше чувствительными и внимательны­ми детьми, которые рано научились настраиваться на душевные потребности своих родителей. Следствием этого стало то, что они недостаточно развили свою собственную личность, свои таланты и потенциальные возможности. В результате, став взрослыми, они продолжают страдать от нарциссической уязвимости, кото­рая выражается в том, что они слишком сильно зависят от одоб­рения других людей.

Ведущий, стремящийся к восхищению и высокой оценке, все время подвергается опасности затягивать работу, проводить слишком много воркшопов или применять методы и техники, гарантирующие спекулятивный успех. По иронии судьбы, он де­монстрирует те же симптомы «трудоголизма» и одержимости ус­пехом, что и его участники, которым он хочет помочь преодолеть зависимое поведение.

Мы многое приобретем, признав у себя наличие нарциссичес-ких потребностей и осознанно стремясь к «здоровым выигры­шам», которые может принести работа ведущего.


«ЗДОРОВЫЕ ВЫИГРЫШИ» ОТ РАБОТЫ ВЕДУЩЕГО

Проведение воркшопа может дать нам вполне легитимные фор­мы удовлетворения потребностей:

▼ Наша задача — вместе с участниками интерпретировать их
зачастую неясные и запутанные цели и желания и выводить из
них рациональные цели. Мы можем находить удовлетворение
в самой возможности помогать участникам упорядочивать их
мысли и находить ответы на вопросы.

▼ Часто участники испытывают те же трудности, что и мы сами. Когда мы помогаем им увидеть проблемы в новом свете, сформировать новую установку и сделать разумные шаги для будущего, то одновременно побеждаем и свой внутренний страх перед этими же трудностями. Работа с чужими пробле­мами дает ведущему прекрасную возможность контролировать и решать свои собственные проблемы.

▼ Работа на воркшопе позволяет удовлетворить любопытство и желание рисковать. Каждая встреча — это приключение, шанс узнать новое о людях и их жизненных обстоятельствах, об организациях, о возможностях обучения и функционирова­нии групп.

▼ Благодаря нашей работе мы знакомимся с разными людь­ми и, как на хорошем спектакле, переживаем полноту жизни. Проведение воркшопа может быть чрезвычайно увлекатель­ным. Мы встречаемся со многими людьми из разных слоев об­щества, и это дает нам прекрасную возможность расширить наши горизонты и отказаться от предрассудков.

▼ Большое удовлетворение может приносить и чувство, что
мы делаем полезную работу, помогая участникам развить их
профессиональные навыки, справиться с личными проблема­
ми, обрести способность продуктивно работать и т. д. Конеч­
но, мы должны следить за тем, чтобы эта «полезная работа»
не была единственным источником нашей радости от жизни
или чувства собственной значимости.

▼ Приятно чувствовать, что участники воркшопа нуждают­ся в вас. Каждый ведущий, как и большинство людей, задает­ся вопросом: «В чем смысл моей жизни? » Мы можем ответить на него, сопровождая других в их развитии и обучении, смяг­чая социальные конфликты и помогая организациям обучать­ся этому. Впрочем, мы также должны принимать во внимание


возможность случайных неудач и ограниченной эффективно­сти. Совершенно нереалистично ожидать, что любой воркшоп пройдет хорошо. Успешность работы группы вообще бывает трудно оценить. Редко удается проследить жизненный путь участников в течение длительного времени, иногда мы теряем контакт и с организациями, где работали. Тем не менее мно­гим ведущим приятно ощущать, что они могут помочь другим развить активность и профессиональные навыки.

▼ На каждом воркшопе проявляются или возникают конф­ликты между участниками, между ведущим и участниками, между организацией и группой и т. д. Умение прорабатывать конфликты приносит особое профессиональное удовлетворе­ние, потому что это трудная работа, требующая терпения и творчества и приносящая результат только тогда, когда веду­щий использует все свои интеллектуальные и эмоциональные ресурсы. Именно поэтому успешная работа с конфликтами — важная составляющая нашей профессии.

▼ И наконец, в жизни многих ведущих бывает время одино­чества. Как и все люди, мы переживаем жизненные кризисы — развод, уход детей из дома, изменения на работе и пр. Во время таких кризисов мы становимся более ранимыми и одинокими, и нам нравится вести группу, в которой мы какое-то время чув­ствуем себя интегрированными. Насколько важен этот фактор, зависит от особых жизненных обстоятельств каждого ведуще­го. Внушает опасение ситуация, когда у ведущего в течение дли­тельного времени нет стабильных социальных связей и он использует воркшоп как замену собственной личной жизни.

В напряженной обстановке воркшопа важно постоянно по­мнить об опасностях и возможностях, которые порождаются на­шей работой. Тогда мы сможем сильнее радоваться большим и малым успехам и лучше охранять свои границы. Уместно также рассказать участникам о тех «выигрышах», которые мы получа­ем от своей работы. Как правило, участники хотят знать, почему мы выбрали работу ведущего, как мы справляемся с сопутствую­щими ей трудностями и какую пользу это нам приносит. Если мы ясно и четко скажем об этом, мы поможем участникам составить о нас реалистичное представление, сведя к минимуму идеализа­цию и проекции.


КАК СОБЛЮДАТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВОРКШОПА

▼ Обращайте внимание на свои физические потребности: высыпайтесь, избегайте переедания и алкоголя, обеспечьте себя «знаменитым» стаканом воды, который может повысить работоспособность вашего мозга. Психологи обратили вни­мание на то, что часто обучающие и ученики находятся в со­стоянии обезвоживания. Следствие этого — снижение работоспособности. Поэтому рекомендуется выпивать ежед­невно от 1 до 2 литров воды в зависимости от вашего веса, погоды и физической нагрузки. Речь идет именно о чистой воде, а не о кофе, чае, освежающих напитках или фруктовых соках. Чем больше вы употребляете кофеина и алкоголя, тем больше ваше тело нуждается в воде, чтобы устранить дефи­цит жидкости.

▼ Чтобы время от времени дополнительно взбодрить себя, вы можете прибегнуть к ароматерапии. Определенные арома­ты воздействуют на функции нашего мозга, на память, влияют на наше настроение. Запахи стимулируют творческие способ­ности и помогают расслабиться, улучшают настроение и успокаивают. Ароматы мяты, цитрусовых, базилика, корицы и розмарина придают бодрости. Если же вы хотите успокоить­ся и расслабиться, выберите ароматы лаванды, апельсинового масла, розы или ромашки.

▼ Перерывы в работе используйте для коротких прогулок на природе. Сядьте под деревом, насладитесь свежим воздухом. Позаботьтесь, чтобы помещение, где проводится воркшоп, ре­гулярно проветривалось. Прекрасно, если в комнате есть зе­леные растения. Лучше всего для очистки воздуха в помеще­ниях подходят фикус Бенджамин, филодендрон и драконово дерево.

▼ Поставьте в комнате музыкальный центр и включите му­зыку в медленном темпе, ларго или адажио барочной музыки, например, Генделя, Баха, Вивальди или Корелли. Эти медлен­ные пассажи построены на принципе шестидесяти ударов в ми­нуту и оказывают на нас успокаивающее и расслабляющее действие. Произведения классической или романтической му­зыки также могут помочь вам обрести спокойствие. (Приме­ры: Бах — «Концерт для двух скрипок D-moll», вторая часть;


Брамс — «Симфония номер три», вторая часть; Моцарт — «Концерт для флейты и арфы», вторая часть; «Фортепианный концерт 21», вторая часть; Шуберт — «Незаконченная», вто­рая часть.)

▼ Если вы страдаете мигренью или головной болью, для вас есть прекрасный рецепт, заменяющий аспирин и другие бо­леутоляющие: включите музыку и начните двигаться под нее. Представьте себе некие образы, например, деревья на ветру или летящих птиц, и потанцуйте в соответствии с этими образа­ми. Под «Маленькую ночную серенаду» Моцарта вы можете подвигаться более темпераментно и энергично или сделать несколько простых упражнений на растягивание. Такое сво­бодное движение под музыку помогает восстановить внутрен­ний баланс и устранить напряжение.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ ВЕДУЩЕГО

Ведущие подвергаются двойной опасности: иногда участ­ники их «обесценивают», иногда — переоценивают. На воркшо-пах люди нередко настроены скептично. «Ветераны» уже знакомы со всевозможными техниками обучения, предъявляемы­ми под марками «сверх-, ультра-» и т. п. Чрезмерные обещания часто не выполнялись, и поэтому участники стали относиться к подобным мероприятиям с вполне понятным цинизмом.

Но даже у таких скептически настроенных и разочарованных членов группы харизматические ведущие могут пробудить надеж­ды. Особенно это относится к тем ведущим, которые склонны к авторитарному, директивному стилю. Они могут вызвать у участников иллюзию, что наконец-то нашелся тот, кто сможет разрешить трудности и указать правильный путь. В этом кроет­ся большая опасность для ведущего. Разумом мы понимаем, что не совершенны, что наш опыт и методы должны постоянно про­веряться практикой, но украдкой часто наслаждаемся некритич­ным восхищением. В этом случае у нас может возникнуть чувство превосходства как компенсация внутренней тревоги и страха. Ог­раниченная во времени работа на воркшопе предъявляет чрез­вычайно высокие требования к ведущему. У нас нет четко установленных стандартов. Мы постоянно должны настраивать­ся на новых участников с новыми проблемами и потребностями.


Мы не можем точно оценить успех работы, кроме того, мы долж­ны постоянно корректировать свои собственные «слабые места». У каждого ведущего это вызывает определенные тревоги, и су­ществует опасность вытеснить этот страх за счет высокой оценки своих способностей и методов работы.

Иногда ведущие используют атмосферу таинственности и как бы облачаются в мантию знатоков. Они косвенно сообщают участ­никам: «Станьте такими как я, тогда вы решите свои проблемы». Это может помочь на какое-то время тем, кто воспринимает стиль и жизненные установки ведущего в качестве ролевой модели. Однако каждый должен найти свой собственный путь в профес­сии и личной жизни, а потому обучение через идентификацию всегда имеет только кратковременный эффект. Каждый ведущий может вспомнить о случаях, когда он подвергался искушению сыграть по отношению к участнику роль «Господа Бога», не столько из-за чувства превосходства, сколько из желания соот­ветствовать потребности этого человека опереться на сильную личность.

Принимая на себя такую идеализированную роль, мы попада­ем в замкнутый круг. Нам приходится все больше напрягаться, чтобы соответствовать связанным с ней ожиданиям. Это вызыва­ет у нас раздражение, и в конце концов сами участники разоча­ровываются, видя, что мы не можем выполнить их чрезмерные запросы.

Иногда ведущий пытается избежать этих трудностей, занимая диаметрально противоположную позицию — давая понять участ­никам, что он такой же член группы, как и другие, совершенно нормальный человек, не имеющий особенной власти и ролевых преимуществ. Естественно, такая позиция тоже нереалистична и непродуктивна.

Можно сравнить роль ведущего с ролью циркового артиста, который выполняет трюки на трапеции. Длительная тренировка облегчает работу, но артист никогда не может быть полностью уверен в том, что в очередной раз он не ошибется. На каждом пред­ставлении он вновь подвергается риску сорваться, ему необходи­мо постоянно восстанавливать свой баланс, — достаточно малейшей невнимательности, и он приземлится не в сетке. Коли­чество ошибок ведущих, конечно, намного больше, чем у цирко­вых артистов. Ведь работа ведущего сложнее, так как он должен


постоянно взаимодействовать с большим количеством людей, учитывать разные факторы. На ведущего не могут не оказывать влияния разнообразные ожидания участников, кроме того, он должен соответствовать запросам организаций, заказывающих воркшоп, требованиям коллег и т. п.

Профессиональная нагрузка ведущего очень высока, и я хо­тел бы дать вам две рекомендации, которые, возможно, покажут­ся неожиданными.

ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА СОВЕТАМИ

Постоянно возникают ситуации, когда нам нужна помощь кол­лег, супервизоров или терапевтов. Если вы замечаете, что лич­ные проблемы и конфликты влияют на ваш профессионализм, дайте возможность помочь вам. Вопреки общепринятому мнению, обращение за помощью в случае собственных затруднений — при­знак высокого профессионализма. Это эффективное средство про­тив перегрузки и «синдрома сгорания».

ЛИЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Ведущие воркшопов работают на границе психотерапии и пе­дагогики. Если вы хотите быть высокопрофессиональным спе­циалистом, то должны быть готовы постоянно исследовать собственную жизнь. Невозможно вести участников дальше, чем вы сами готовы идти. До определенной степени само проведе­ние воркшопов имеет терапевтический эффект, но, как прави­ло, этого недостаточно. В соответствующих обстоятельствах вам нужна личная работа с хорошим психотерапевтом. Это мо­жет одновременно помочь вам развить творческие способнос­ти и интуицию.

ПОЗИЦИЯ ВЕДУЩЕГО

Задача ведущего парадоксальна: чтобы работать успеш­но, он должен быть экспертом с большим опытом и в то же время занимать позицию «новичка», который многого не знает и зада­ет вопросы. Ведь каждая группа уникальна и имеет собственную «индивидуальность», собственный потенциал, свои границы. Как участники и как ведущие мы связаны с группой эмоционально, интеллектуально, интуитивно и духовно. Из этого следует, что


в нашем восприятии группа одновременно представляет собой по­тенциальную возможность и потенциальную опасность.

Процесс вхождения в новую группу труден почти для каждо­го, потому что у нас возникает страх потери собственной идентичности. Мы боимся ограничения свободы воли или доми­нирования группы над нами. Еще не ясно, какой вклад мы сами можем внести в жизнь группы и где проходят наши границы. Воз­можно, мы боимся, что мнение остальных членов группы пересилит наши собственные суждения. Все эти опасения абсо­лютно реальны. В детском и подростковом возрасте мы часто переживали на себе влияние групп сверстников.

Известно, что сотрудничество — важная составляющая рабо­ты на воркшопе. Поэтому у участников возникают вопросы:

• Сможем ли мы договориться?

• Буду ли я вынужден присоединяться к мнению группы?

• Должен ли я идти на компромисс и поддаваться группово­му давлению, чтобы нравиться группе и не быть аутсайде­ром?

Ведущий должен отдавать себе отчет в том, что каждый участ­ник имеет сильную потребность в автономии и, возможно, с тру­дом решается принять коллективную потребность группы в сотрудничестве и согласии. Такие амбивалентные чувства ис­пытывает и сам ведущий.

ОПЫТ И НЕУВЕРЕННОСТЬ

Даже тот, у кого уже есть некоторый опыт проведения воркшо-пов, в каждом новом случае будет испытывать «предстартовое волнение». Это очень полезное чувство, предостерегающее веду­щего от того, чтобы слишком полагаться на заведенный порядок. Каждый воркшоп — это вызов, новая задача для ведущего, ведь он становится частью уникальной группы, частью организма со своими собственными целями и своей культурой. Поэтому совер­шенно естественно, что ведущему в определенной степени не по себе. Он не знает, как будет развиваться данная группа, он недо­статочно знаком с ценностями участников и групповой культу­рой. Иногда в группе есть участники, вызывающие у него тревогу. В некоторых случаях у ведущего возникает страх, что группа зай­мет по отношению к нему доминирующее положение или он сам поддастся искушению доминировать.


Хороший ведущий может справиться с подобными трудностя­ми и воспринимать их естественно. Он достаточно мудр, чтобы начать воркшоп, проявляя профессиональную и личную скром­ность.

Важно помнить, что групповой работе всегда свойственна не­определенность. Я, как ведущий, не знаю заранее:

- что лучше всего для этой группы;

- как будет проходить групповой процесс;

- как наилучшим образом способствовать обучению отдель­ных участников;

- как я смогу связать учебный процесс в группе с целями за­казчика и организации.

Я могу попытаться найти ответы на эти вопросы только вмес­те с группой, в ходе работы. Начиная обучение, я должен четко определить свою позицию:

• Готов ли я отказаться от роли эксперта и в процессе работы принимать установку «Я не знаю»?

• Готов ли я поддерживать эту группу в достижении ее цели?

• Готов ли я уделять внимание каждому члену группы и со­здавать безопасную атмосферу, в которой каждый может экспериментировать и быть естественным?

Ведущий прежде всего сам должен быть готов экспери­ментировать и жить с чувством неопределенности. Он должен осознавать, что никогда точно не знает, как выполнить работу наилучшим образом, даже если у него в запасе богатый опыт и большой репертуар техник. Важна его готовность войти в группу и вместе с ней отправиться в «путешествие», уважать творчество и дух группы и в то же время быть достаточно смелым, чтобы при необходимости заставить группу вступить в конфронтацию или остановить ее, если она теряет из виду цель работы или отдель­ные участники ведут себя деструктивно.

Итак, ведение групповой работы требует прежде всего по­стоянной внимательности. Кроме того, нам необходимы:

- самопознание, то есть понимание собственных чувств, по­требностей и желаний;

- понимание других — мы должны ясно воспринимать участ­ников и пытаться понять их точку зрения;

- активность, чтобы помогать группе в достижении ее це­лей.


ОТНОШЕНИЕ ВЕДУЩЕГО К ГРУППЕ

Воркшоп отличается от классических учебных ситуаций, а вза­имоотношения ведущего и группы отличаются от отношений учителя и учеников, родителей и детей, менеджеров и коллек­тива, дирижера и оркестрантов. В этих случаях высока степень авторитетности обучающего. Ведущий же, напротив, работает над тем, чтобы повысить авторитет группы и отдельных участ­ников.

Чтобы выполнить свою задачу, ведущему необходимо завое­вать доверие группы. Это предполагает и разговор о том, чего ожидает группа от ведущего. Спросите группу прямо: «Что вы ожидаете от меня как ведущего? » Скажите о собственных пред­ставлениях и ценностях, а также о вашем стиле работы с груп­пой. Говоря о вашей философии в отношении группы и учебного процесса, вы многое сообщаете о себе и способствуете возникно­вению открытой и доверительной атмосферы.

Я полагаю, что ведущий должен играть на воркшопе актив­ную роль. В то же время он должен постоянно реагировать на сво­их участников и пытаться найти общий с группой ритм «танца». Ведь процесс обучения — своего рода танец: иногда ведете вы, иногда вы следуете за участниками, но в любом случае важно дей­ствовать совместно. Основополагающий принцип профессиональ­ного отношения к участникам — эмпатия и уважение. Наши знания в области педагогики и психологии, опыт и широкий спектр техник и методов — все это важно, но только этого недо­статочно. Необходима адекватная позиция по отношению к кли­ентам.

• Мы слушаем, и участники начинают слушать друг друга.

• Мы заботливы, и участники начинают заботиться о себе.

• У нас есть надежда, и участники могут стать оптимистич­нее.

• Мы проявляем уважение, и участники учатся больше ува­жать самих себя.

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ

Проведение воркшопа — это искусство сопровождения группового процесса, которое способствует достижению уста­новленных целей. В идеальном случае ведущий «сопровожда-


ет» групповой процесс и передает группе содержание воркшо-па. Такую позицию легче всего занять, работая в естественных группах, которые работают на достижение своих командных целей.

Если участники приходят, чтобы научиться чему-то в профес­сиональной сфере или с целью развития личности, ведущий до­полнительно берет на себя задачи тренера, и есть опасность, что он будет действовать слишком директивно и помешает группово­му процессу.

Не существует «правильного» способа проведения групп — и это относится ко всем типам воркшопов. Вместе с тем я хотел бы сформулировать некоторые направления, полезные для каждого ведущего.

1. Группа может достигнуть большего, чем каждый отдельный участник. Иными словами, группа — нечто большее, чем сумма ее участников. Совместный учебный процесс может высвободить большое количество творческой энергии. Хороший ведущий ис­пользует свою интуицию, чтобы вызвать в группе синергетичес-кие эффекты. Он знает, что важнейший аспект его работы состоит в том, чтобы чувствовать и развивать творческую энер­гию группы. Для этого необходимы оптимизм, любопытство и терпение.

2. Доверьтесь ресурсам группы! Ведущий полагается на то, что группа всегда обладает достаточными ресурсами, чтобы достичь цели и быть продуктивной. Доверие означает и понимание того, что эти ресурсы нужно сначала открыть. Ведущий помогает группе найти и использовать ее ресурсы. Благодаря этому груп­па получает новые силы. Это не означает, что на каждом ворк-шопе поставленные цели должны достигаться в полном объеме. Скорее речь идет о том, что ведущий не сдается и устраняет сто­ящие на пути трудности, когда участники начинают терять му­жество.

3. Уважайте каждого члена группы! Не делайте различий между способными и неспособными, симпатичными и неприятными участниками, уважайте каждого. Исходите из того, что каждый член группы ответственен, компетентен и заинтересован в дости-


жении цели группы. Не забывайте об этом в тех случаях, когда отдельные участники ведут себя деструктивно. Не рассматривай­те их как нарушителей спокойствия, преднамеренно саботирую­щих цели группы, но просто исходите из того, что эти участники еще не нашли возможности конструктивно использовать свою энергию для достижения целей воркшопа.

4. Позаботьтесь о том, чтобы воркшоп был безопасным местом для обучения и экспериментирования! Важно защитить группу от внешних отвлекающих факторов и помех. Однако этого недо­статочно. Воркшоп — особое психологическое пространство, где нас подстерегают свои опасности. Может исчерпаться энергия группы, проявиться депрессивное настроение или агрессия. По­могите группе заметить и преодолеть такие энергетические про­блемы. Нужно также учитывать и некий духовный аспект такой формы обучения: каждая группа — «священное место», в кото­ром расширяется наше сознание и мы ближе, чем в повседневно­сти, соприкасаемся с тайнами жизни.

5. Всегда помните о целях воркшопа. В начале работы необходи­мо максимально четко сформулировать цели. Желательно по­весить на стену плакат, на котором они будут записаны. Работа участников приобретает ясное направление, только если группо­вые цели постоянно находятся в поле внимания. Когда группа от­влекается и теряет цель из виду, необходимо снова направить работу в нужное русло.

6. Работайте гибко. Не существует метода или техники, которые без всяких сомнений подходят к данному моменту времени. Вы постоянно должны решать, что хотите сделать, будете ли вмеши­ваться в ситуацию и как при этом действовать. Конечно, что-то планируется заранее, но нужно всегда быть готовым изменить планы и настроиться на то, что происходит в группе в данный конкретный момент.

7. Постарайтесь «заложить фундамент» на начальной стадии работы. У каждого воркшопа есть начало, середина и окончание. Начальная стадия напоминает отправление в путешествие по не­знакомой стране. «Туристы» должны познакомиться друг с дру-


гом, договориться о цели путешествия и т. п. Атмосфера началь­ной стадии имеет решающее значение: именно тогда формируют­ся ожидания и сеются семена оптимизма, готовности к риску и взаимной поддержки.

8. Рассматривайте все происходящее как значимое! Для ведуще­
го все, что говорится и делается в группе, становится групповым
процессом: даже посторонние разговоры, замечания в перерыве
и случайные события. Если кто-то из участников заболевает, рас­
сматривайте это не как помеху, а как аспект группового процес­
са. Относитесь ко всему, что происходит, как к возможности
лучше понять процесс развития группы.

9. Работайте над конфликтами! Ведущий должен считаться
с конфликтами в группе и побуждать участников открыто вы­
ражать свою позицию и чувства. Совершенно естественно, что
существуют различия во мнениях, так как в группе встречают­
ся разные люди, разные точки зрения. Если группа хочет дос­
тичь определенной степени зрелости, она должна научиться
работать с конфликтами и не избегать их. Конструктивное ре­
шение конфликтов на воркшопе повышает уровень групповой
энергии и стимулирует творчество участников. Избегайте вста­
вать на чью-либо сторону в случае конфликта. Помогайте груп­
пе открыто встречаться с трудностями и развивать высокую
степень терпимости.

10. Будьте бодры! Бодрое состояние сознания — ваш самый боль­шой «капитал» на воркшопе. «Присутствуйте» в каждый конк­ретный момент — смотрите, слушайте и чувствуйте. Только тогда вы сможете заметить развитие группового процесса и понять по­требности отдельных членов группы. Кроме того, такая пози­ция — хорошая модель для участников, которые получают стимул для развития наблюдательности, повышения чувстви­тельности к разным сигналам, посылаемым участниками груп­пы и ведущим.

11. Будьте естественны! Вы поможете группе развиваться, если будете воплощать свое личное «я» и выражать себя как можно более естественно и непринужденно. В этом случае вы станови-


тесь моделью для участников, они как бы получают разрешение снять «маски». Если поведение ведущего натянуто и формально, группа будет вести себя так же. Если вы расслаблены и естествен­ны, группа будет перенимать такое поведение. Рассматривайте группу как зеркало, отражающее ваше собственное состояние.

12. Тренируйте свою способность к наблюдению! Пусть ваши гла­
за и уши всегда будут открытыми. Сравнивайте слова и действия
участников. Обращайте внимание на выражаемые чувства и от­
мечайте, когда кто-то, к примеру, пытается скрыть свой гнев.
Пытайтесь слушать и смотреть, избегая оценок, но понимая со­
стояние отдельных участников:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь