Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование импровизационной культуры игры



Импровизация – это процесс исполнения музыкального произведения, в котором функции композитора и исполнителя соединены в одно целое в создании художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.

Импровизация встречается во всех жанрах музыки, но особенно характерна для джаза. В отличие от авторской музыки, написанной в нотах, импровизация не имеет нотного текста, она спонтанна. Импровизация может быть свободной, не связанной с какой-либо темой. Также может строиться на заранее выбранном музыкальном материале, в этом случае исполнитель, отталкиваясь от мелодии, гармонии и ритмики первоначальной, создаёт собственное произведение на основе темы композитора.

На уроках импровизации изучение материала сразу идёт через звучание, через звуковое впечатление, которое должно заинтересовать ученика образным эффектом. Композитор и педагог Д.Б. Кабалевский выдвинул такую идею, что начинать заниматься с детьми импровизацией следует, опираясь на понимание того, что такое интонация, и как из неё вырастает мелодия. При таком импровизировании от ученика требуется умение завершить мелодию в тонике заданной тональности [3, с. 100].

Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом является импровизирование мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные незавершенные интонации.

Одним из важных элементов ритмики джазовой импровизации является свинг. Это своеобразная манера исполнения джазовой музыки, ритмическая импульсивность, создающая особую характерную напряженность звучания, ощущение неуклонного нарастания темпа, хотя формально он считается неизменным. Джазовый теоретик Д.Г. Браславский подчеркивает, что воспитание чувства свинга является одной из центральных задач в процессе занятий [30]. С первых шагов обучения вместе с изучением основ импровизации музыканты изучают приемы свингования. На занятиях необходимо научить особому прочтению ритмических рисунков, научить свинговать музыкальный текст, то есть выработать умение интонационного раскачивания звука с акцентированием, артикуляцией, ритмической пульсацией, характерными для свинга.

Искусство джазовой импровизации состоит из: ритмической организации, гармонических структур, мелодических оборотов и техники исполнения на конкретном инструменте, а также развивает специальные музыкальные способности (память, слух, чувство ритма).

Гитара является достаточно полифоничным инструментом. Она обладает богатыми мелодическими возможностями и достаточной техничностью. Джаз на гитаре начинается с аккомпанемента. Важно понять основные принципы сопоставления аккордов, их расположение на гитаре, способы гармонических замен, способы расширения внутри одного аккорда, создание басовой линии, удержание мелодических голосов, сопоставление ритма и гармонии. Необходимо наработать запас готовых оборотов и разобраться в том, как можно их спонтанно изменять.

Изучение мелодики (гаммы, лады, арпеджио, опевания, мелизматика, ритмика, слайды, вибрато, приемы " пул он", " пул оф" ) имеет два подхода. Это изучение стандартных фраз-заготовок, а также – гамм и арпеджио. Обычно оба подхода легко совместимы. Чем удобнее физически играть тот или иной пассаж, тем легче привязать это к внутреннему слуху. Полезно разбивать стандартные фразы на элементы и доводить каждый фрагмент до понимания его составляющих.

У каждого джазового исполнителя свои ориентиры, это зависит от системы мышления. Кто-то опирается на визуальные конструкции левой руки при обыгрывании аккордов, кто-то выстраивает ритмические картины.

Удобно мыслить ступенями и вокруг них выстраивать обе схемы. Например, в аккорде Am7 (ля минорный септаккорд) легко услышать базовые ступени. Это может быть IV ступень нота ре и IX ступень нота си. Вокруг этих двух нот есть различные варианты мелодического движения. Если мыслить таким образом, стираются рамки позиционности, так как схема движения левой руки будет сходной при обыгрывании этих нот в любом месте грифа. Если присоединить подобную схему движения к внутреннему слуху – это еще больше поднимет уровень импровизационного искусства.

Исходный пункт джазовой импровизации состоит в стремлении к ритмической действенности, и поэтому необходимым условием для возникновения творческой импровизации является ритм. Фронтальное использование принципа импровизации стало возможным и сравнительно лёгким именно на основе использования принципа бита, заимствованного из африканской музыкальной традиции и представляющего собой равномерную, акцентированную ударную пульсацию. Педагог, музыковед Ю.Г. Кинус указывает на то, что она образует, с одной стороны, самостоятельный источник моторной взволнованности и наслаждения, а с другой стороны пульсация обустраивает основную звуковую канву, на которой «вышиваются» и которой в то же время ограничены другие элементы джазового исполнительства [10, с. 15].

В диалектическом единстве с битом в качестве одновременной интерферентной пульсации совершенно естественно появляется офф-бит, тип джазовой ритмики, основанный на постоянном отклонении от метрической пульсации, опережении или запаздывании ритмических акцентов по отношению к долям такта. Реализации бита в джазе помогает ритм-секция, основу которой составляют ударные инструменты.

Главными разновидностями джазовой импровизации с присущими им характерными особенностями являются:

1) неподготовленная и подготовленная импровизация;

2) коллективная и сольная импровизация;

3) орнаментальная (на мелодию), хорусная (на гармоническую последовательность) и модальная (на лад) импровизация;

4) ограниченная и свободная импровизация.

Неподготовленная импровизация рождается непосредственно в момент исполнения музыкального произведения. Неподготовленное выступление предполагает высокий творческий уровень исполнителя, его техническую и эмоциональную стабильность.

Подготовленная импровизация создается задолго до исполнения и даже намечается в нотах. Импровизация готовится в процессе занятий, благодаря накоплению собственных, найденных самостоятельно мелодических мотивов и фраз.

Коллективная импровизация представляет собой особый вид экспромтного исполнительства, при котором несколько музыкантов одновременно изменяют данную заранее мелодию или мелодически импровизируют на общей для всех гармонической или ладовой основе. Коллективная игра проявляется в гетерофонном, линеарно - контрапунктическом, орнаментально - вариационном или вариационно - остинатном виде. К тому же она может быть одновременной или последовательной.

К видам одновременной коллективной импровизации относятся: импровизационное сопровождение, подыгрывание соло, параллельное соло, частично импровизируемые заключительные хорусы на фиксированной основе. Разновидностью последовательной коллективной импровизации являются инструментальные диалоги. Они представляют собой основанную на вопросно-ответном принципе перекличку двух или нескольких исполнителей.

Композитор, музыковед Б.В. Асафьев подчеркивает, что в исполнении джазовых композиций, широко используется приём, именуемый «брейком». Брейк это перерыв, более или менее продолжительная пауза в коллективном исполнении музыки, когда на передний план выступает один из музыкантов, который единолично заполняет своей сольной импровизаций паузу в ансамблевой игре [5, с. 49].

Сольная импровизация может быть орнаментальной, хорусной и модальной. Орнаментальная импровизация относительно близко следует за звуковысотной линией и основными ритмическими особенностями первоначальной мелодии.

Хорусная импровизация является самостоятельной, с первоначальной мелодией почти не связанной мелодической линией, определяемой только гармоническим содержанием, метроритмом и формой темы, т.е. хорусом (квадратом).

Модальная импровизация основывается на переходе от традиционного типа тональной организации (европейский мажоро-минор с его функционально-гармонической системой) и формообразования (импровизационная форма в виде серии повторяющихся гармонических квадратов) к принципу ладового варьирования. Согласно ему, главной организующей основой музыкального изложения становятся особые ненормативные ладо-звукорядные структуры (модусы), сохраняющие на протяжении всей пьесы или её раздела постоянство ступеневого состава, но при этом допускающие свободное комбинирование тонов в рамках определенного звукоряда.

Типы орнаментальной, хорусной и модальной импровизации (коллективной и сольной) относятся к сфере ограниченной импровизации.

Импровизация называется свободной, в которой могут совершенно исчезнуть гармоническая связь, тактовое ограничение. Отправной точкой считается только соучастие исполнителей. Импровизационность проявляется в совместной игре по типу диалога и в контрастирующих соло. Ю.Г. Кинус отмечает, что при этом, благодаря новой исполнительской технике, открываются неограниченные звуковые возможности, происходит расширение звукового пространства [10, c. 63].

Такие факторы как литературный мотив, психологическое состояние и т. д. могут влиять на импровизацию, выделенную в отдельный композиционный раздел, регулировать её на основе иных законов, уже не чисто музыкальных. В этом, вероятно, также содержится возможность дальнейшего развития импровизации в джазе.

В целом следует отметить, что способность импровизировать требует специального и целенаправленного развития, которое осуществляется в процессе обучения юных музыкантов. Существуют определённые закономерности, приёмы и способы джазовой импровизации, они должны быть изучены и практически освоены обучающимися.


Поделиться:



Популярное:

  1. I Межрегионального фестиваля фольклора среди художественных коллективов русской самобытной культуры «Веселая карусель», посвященный Году гостеприимства в Республике Тыва.
  2. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  3. I.3. Формирование сербского этноса на территории Османской и Габсбургской империй.
  4. I.3. Формирование сербского этноса на территории Османской империи и Австро-Венгерской(Габсбургской) империи.
  5. II зимние Олимпийские игры. Санкт-Мориц, 1928г. 11 – 19 февраля
  6. II. Природа организационной культуры.
  7. XII. Формирование и обнародование списка абитуриентов, рекомендованных к зачислению
  8. XIX век-“ЗОЛОТОЙ ВЕК” РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
  9. XXI зимние Олимпийские игры. Ванкувер, 2010г. 12 – 28 февраля
  10. Азбука моральной культуры по Сухомлинскому
  11. Анализ влияния ошибочных действий на формирование самоконтроля над двигательными действиями
  12. Анализ информации, получаемой от САРП. Режимы истинного и относительного движения, их достоинства и недостатки. Проигрывание маневра. Возможная опасность чрезмерного доверия САРП.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь