Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие культуры исполнительства в эстрадно-джазовом ансамбле



Ансамблевое исполнительство является разновидностью исполнительской деятельности, в которой музыкальное произведение озвучивается в совместном творчестве нескольких участников. Такая разновидность исполнительской деятельности раскрывается как вид и форма обучения музыке. Игра в ансамбле позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования исполнительских навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, решать проблемы общего и музыкального развития учащихся.

К специальным задачам развития технических навыков следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков; развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров.

Ансамблевое исполнительство способствует активному развитию мелодического и гармонического слуха учащихся и активизации творческого взаимодействия участников ансамбля, одновременно выявляя индивидуальные способности ребенка.

Развитие гармонического слуха у учащихся идёт медленнее мелодического слуха. Обучающийся может свободно общаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводя многоголосие, преподаватели музыки И.В. Воробьева и Е.А. Титова рекомендуют использовать аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха. Гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим [31].

При создании ансамбля надо помнить, что каждый учащийся – это индивидуальность. Подбирать участников нужно по принципу психологической совместимости. Это включает в себя и совместимость характеров, близость друг друга по возрасту, по уровню развития, интересам, по степени владения инструментом, иначе будет трудно распределить партии.

Преподаватель по классу фортепиано О.Ю. Гришкова рекомендует разбивать работу над произведением в ансамбле на три этапа: ознакомительный, подготовительный и исполнительский [33].

Ознакомительный этап подразумевает активизирование внимания и восприятия музыкального произведения. В этот период рекомендуется индивидуальная работа педагога с каждым участником ансамбля. Целью подготовительного этапа является прохождение произведения группами инструментов, тесситура которых позволяет по возможности взаимно заменять партии. Исполнительский этап основан на изучении произведения всем ансамблем, перед исполнителями появляются такие задачи, как усиление слухового внимания в связи с расширением инструментального состава, а также работа над синхронностью.

На всех этапах важны дружественность и взаимопонимание между исполнителями. Эти отношения отличаются от других исполнительских типов равноправным характером общения ансамблистов.

Преподаватель по классу фортепиано Л.А. Казахватова отмечает, что учебное партнерство предполагает две основные формы: «преподаватель – учащийся», «учащийся – учащийся». В дуэте «учащийся – учащийся» партнерами обычно становятся обучающиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки [34]. С начинающими учениками, как правило, играет сам преподаватель. Занятия в классе ансамбля целесообразнее начинать с дуэтов, это позволяет ученику концентрировать слуховое внимание только на двух партиях (своей и партнёра). Увеличение состава (трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет) будет зависеть от формирования не только игровых навыков, но и от умения ученика удерживать внимание и следить «на слух» за отдельными партиями и за общим звучанием произведения.

Преподаватель по классу гитары Г.Б. Пикулина, исходя из практики, отмечает, что работу над развитием навыков ансамблевого исполнительства можно разделить на три этапа [42].

На первом этапе ансамблевого музицирования ребенок начинает приобретать навыки участника ансамбля уже с первых уроков. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. Педагог в это время исполняет мелодию и сопровождение. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом, концентрирует внимание на ритмической точности, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Вначале на инструменте (все зависит от способностей ученика) ученик играет простые мелодии в сопровождении педагога. На данном этапе работы ученикам важно прочувствовать специфику гомофонно-гармонической фактуры и попробовать себя в исполнении пьес с элементами полифонии. Пьесы следует выбирать разнообразные по темпу, характеру и т.д.

Для дуэта (трио) важно подобрать учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом. На данном этапе учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле, приобрести навыки. Прежде всего, нужно отрабатывать самые трудные места – это начало и окончание произведения, или его части. Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо от того, что и как звучало между ними. Синхронность – результат основного качества ансамбля: единого понимания и чувства ритма и темпа. Синхронность – это и техническое требование игры. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку.

Первый аккорд содержит в себе две функции – совместное начало и определение последующего темпа. На помощь придет дыхание. Вдох является самым естественным и понятным сигналом о начале игры для любого музыканта. Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.

На первом этапе участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Немаловажная деталь – умение прочитать ритмический рисунок. Если ученик читает ритм, не выходя за рамки размера, то он готов играть в ансамбле, т.к. потеря сильной доли приводит к развалу и остановке.

На втором этапе развиваются знания, умения и навыки, полученные ранее. А также постигаются глубины ансамблевого исполнительства. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом, концентрируется внимание на ритмической точности, осваивается элементарная динамика, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, единство ансамблевых штрихов, вдумчивое исполнение и, самое главное, чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Репертуар составляют наряду с классическими произведениями, эстрадные и джазовые миниатюры. Такой репертуар пробуждает интерес, настраивает на новую работу, выступления.

Третий этап. Этому этапу соответствуют старшие классы. Учащиеся уже обладают необходимым комплексом знаний, умений и навыков в ансамблевом исполнительстве, им под силу более сложные, эффектные пьесы. В этом случае дуэт (или трио) способен решать более сложные художественные задачи.

Для более красочного звучания дуэта или трио гитаристов допускается расширение состава путем привлечения дополнительных инструментов. Это могут быть флейта, фортепиано, скрипка. Подобные расширения способны сделать произведение более ярким.

Таким образом, если целенаправленно организовать процесс обучения в классе ансамбля через коллективное музицирование, то можно предоставить ученикам огромные возможности для их полноценного музыкального и исполнительского развития. Важно правильно выстроить методику, грамотно подобрать материал и гармонично сформировать отношения между партнерами.

 

Заключение

Возрастные особенности образуют определенный комплекс разных свойств и характеристик индивида. Поэтому их учет в процессе обучения имеет особое значение для педагогов.

Организация обучения учащихся-музыкантов с учетом возрастных особенностей зависит от конкретных задач, которые стоят на данном этапе обучения, от эффективности методики обучения. Методики обучения с учетом возрастного фактора должны быть основаны как на знании индивидуальных, психологических и физических особенностей учащихся в определенном возрасте, так и на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развития исполнительской техники.

В процессе обучения необходимо учитывать сензитивные периоды. В эти периоды чувствительное воздействие оказывает влияние на весь ход развития, вызывая в нём глубокие изменения. Младший школьный возраст, подростковый возраст отмечены особой сензитивностью обучающегося к различным формам познания.

Педагогу также необходимо знать о таком понятии в возрастной педагогике и психологии, как кризисы возрастного развития, – форме перехода количественных изменений в психике учащегося в качественные новообразования. В это время происходит кардинальная, зачастую болезненная смена привычных состояний, способов действий и взаимоотношений индивида с окружающими и самим собой. Знания о природе и симптоматике возрастных кризисов необходимы педагогу для адекватной реакции на эти трудные для окружающих и самого учащегося периоды его жизнедеятельности.

Методологически обоснован специалистами подход к обучению и воспитанию, суть которого в том, чтобы не идти по пути приспособления учащегося к требованиям какой-либо дидактической парадигмы, а, наоборот, брать за основу подходы, ориентированные на учёт особенностей возрастных этапов и стадий развития учащегося и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в деятельность педагогической системы в целом.

Главная задача педагога в процессе обучения игре на гитаре детей младшего школьного возраста – развитие правильной мотивации, в игровой форме. Тогда ребенку станет интересен процесс обучения игре на гитаре, и можно будет постепенно обучать его всем необходимым профессиональным навыкам игре на гитаре.

В работе с подростками педагогу следует обратить особое внимание на процессы, происходящие в психике подростка, отходить от привычных способов работы с учеником. Следует, не увеличивать учебные нагрузки, а целенаправленно формировать технику интеллектуального труда, дать возможность проявить инициативу, помочь поверить в собственные силы.

Задача педагога во время занятий со старшими школьниками – направлять музыкальное развитие, не мешая ему, особое внимание уделить теоретическому анализу музыкального материала. Методы работы с учеником надо ориентировать на активизацию творчества и самостоятельности работы с музыкальным материалом.

Учебный материал, преподносимый ученикам должен быть интересным и доступным по содержанию. Подбор репертуара должен вестись в соответствии с техническими задачами и с учетом возрастных особенностей учащегося, подчиняясь принципу последовательности и постепенности усложнения материала.

Зная индивидуальные психологические, физические особенности учащихся в каждом возрасте, педагог глубже поймет факторы, которые оказывают наибольшее влияние на обучение, правильнее и эффективнее будет использовать разнообразные формы и методы преподавания для каждого конкретного ученика.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь