Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характеристика старшего школьного возраста
Старший школьный возраст (15 – 17 лет) также называют юностью, учащихся старших классов старшими подростками. Физическое развитие старших школьников приближается к уровню взрослого человека. Они еще не взрослые, но и не дети. В них часто борются подростковые и взрослые черты, у разных учащихся эти черты соотносятся по-разному. У каждого отдельного подростка это соотношение нестабильно, оно подвержено быстрым, часто неожиданным для педагога изменениям. Характерными чертами старшего школьного возраста являются амбивалентность (противоречивость) и парадоксальность (неожиданность) его психической жизни. Основным психологическим приобретением в этом возрасте является формирование самосознания, идентичности. Немецкий психолог, философ Шарлотта Бюлер, назвала этот возрастной период – позитивным, так как он характеризуется постепенно возрастающей восприимчивостью к позитивным аспектам окружения. Перед подростком открываются источники радости, важнейшая из которых – сознательное переживание прекрасного. Это является стимулом к успешному овладению наукой и искусством [16, c. 270]. У старшего школьника формируется так называемая обратимость мышления, позволяющая ему менять направление своих мыслей, мысленно возвращаться к исходным данным. Он освобождается от конкретной привязанности к предметам и объектам, начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В совокупности это обеспечивает необходимые условия для развития теоретического и формально-логического мышления школьника. Старший школьный возраст характеризуется как период относительно спокойного развития. Старший школьник готов к большим физическим и умственным нагрузкам. Социально значимыми факторами для него становятся самоопределение, социальный престиж. Новая социальная позиция изменяет его отношение к обучению, его задачам, целям, содержанию. Расширяются возможности познания, появляется интерес к различным областям деятельности. Новый характер умственной деятельности старшего школьника сказывается на протекании отдельных психических процессов: внимания, памяти, речи, воображения, мышления. В этом возрасте преобладает произвольное внимание, память также становится произвольной, управляемой. Б.С. Волков подчёркивает, «Старший школьник может выделить в материале существенное, систематизировать его по-новому». Ту же мысль высказывает Э.Г. Каишаури, применяя её к музыкальной педагогике: «На новой ступени онтогенеза усиливается способность учащегося анализировать и обобщать различные закономерности и феномены музыкального искусства, в том числе и те, которые связаны с интерпретацией музыкальных произведений» [7, с. 268, 35]. Этот процесс может происходить стихийно, неуправляемо, но может и регулироваться педагогом, обладающим необходимой профессиональной компетенцией и, что не менее важно, пониманием необходимости менять методологию своей работы сообразно возрастной динамике обучающегося. Такой педагог наряду с решением узкоспециальных исполнительских задач будет уделять повышенное внимание теоретическому анализу музыкального материала, опираясь при этом – по мере интеллектуального развития ученика – на разного рода обобщения, на аналитические операции в широком толковании этого понятия. В старшем подростковом возрасте память становиться более концентрированной и рациональной, направленной на запоминание необходимого материала или информации. Мышление старших школьников приближается к мышлению взрослого. Старшие школьники способны к постижению отвлечённого, абстрактного материала. Познавательные интересы определяют выбор профессии, что изменяет отношение старшеклассников к учебной деятельности, которое, в свою очередь, зависит от мотивов его поведения. Возрастную изменчивость мотивов учащихся нетрудно обнаружить, анализируя психологическую составляющую учебных занятий, в частности, занятий музыкой. Усиливается влечение к музыке, углубляется её понимание, возрастает интерес к содержанию музыкальной деятельности, к самому процессу её реализации. У старшего школьника на передний план выходят мотивы более высокого порядка. Прежние мотивационные стимулы не исчезают полностью, снижается лишь их доминирующая значимость. Методология работы педагога, приёмы и способы его учебно-воспитательной практики могут либо способствовать усилению мотивации, либо, напротив, действовать прямо противоположным образом. Авторитарные, директивно-установочные методы преподавания, приглушающие инициативу учащегося, ощутимо снижают его интерес к занятиям, затормаживают в определённой мере общее и профессиональное развитие. Напротив, методы работы с учеником ориентированные на активизацию творчески-эвристических действий, на самостоятельные операции с музыкальным материалом, способствуют повышению заинтересованности учащегося в занятиях. Большие возможности для музыкального воспитания старших подростков открывает развитие их восприятия, оно все более становится произвольным, жизненный и музыкальный опыт значительно обогащается, расширяется. Любое музыкальное произведение воспринимается на основе запаса конкретных жизненных, в том числе музыкальных впечатлений, умений, привычек. Нужно учитывать, что восприятие художественного произведения предполагает не только непосредственную субъективную эмоциональную реакцию, но и стремление осознать, осмыслить полученные впечатления. В этом помогает уже имеющийся опыт учащегося. У разных учащихся он различен, как и особенности их психики, обуславливающие индивидуальный характер. У старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далекой мотивации, они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. В овладении музыкальной грамотой учащимся могут помочь их знания об изобразительно-выразительных средствах языка, о приемах сравнения. Важно в этом возрасте не ограничивать уроки музыки только музыкальным содержанием, а расширять его за счет привлечения знаний из разных областей жизни. Хотя, основная база строения урока, это то, что знают и любят учащиеся, что вызывает их положительную и отрицательную реакцию, их навыки самовыражения. В юности закладывается важная черта – самоуважение, которая отражает уровень признания самого себя как личности. Высокий уровень самосознания старшего школьника приводит его к самопознанию и самовоспитанию. С точки зрения педагогики, этот возраст является очень продуктивным. Успех занятий, будет зависеть от того, насколько велика степень доверия между учителем и учеником в процессе занятий. Возникновение доверия к педагогу будет стимулировать процесс обучения, уроки игры на музыкальном инструменте становятся яркими и продуктивными. Проанализировав возрастные особенности старшего школьного возраста, нужно отметить, что в работе со старшими школьниками педагогу следует уделять повышенное внимание теоретическому анализу музыкального материала. Методы работы с учеником должны быть ориентированы на активизацию творчески-эвристических действий, на самостоятельные операции с музыкальным материалом. Задача педагога во время занятий со старшими подростками – направлять музыкальное развитие, не мешая ему. Итак, возрастные особенности обучающихся прослеживаются во всех сферах личности ребенка – физиологии, когнитивной, аффектной, мотивационной. Причем каждая личностная составляющая несет равную нагрузку в решении педагогических задач – способствует либо препятствует развитию ученика. Планомерное использование знаний возрастных особенностей и потенциала законов развития в процессе обучения является мощным фактором в решении современных образовательных проблем. Мотивационные процессы, происходящие с возрастом, зависят не только от естественного развития, но и от деятельности педагога. Зная индивидуальные психологические, физические особенности учащихся в каждом возрасте, педагог глубже поймет факторы, которые оказывают наибольшее влияние на обучение, правильнее и эффективнее будет использовать разнообразные формы и методы преподавания для каждого конкретного ученика. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 2630; Нарушение авторского права страницы