Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возрастные особенности учащихся-музыкантов и их учет в музыкальной педагогике



Введение

Актуальность работы. В данной работе рассматривается проблема влияния возрастных особенностей учащихся на обучение игре на музыкальном инструменте в аспекте подготовки учащихся-гитаристов в учреждениях дополнительного музыкального образования. Данная проблема исходит из того, что с первых шагов обучения игре на музыкальном инструменте нередко проявляются трудности, которые связаны с педагогическим управлением этим процессом в целом и с недостаточной информированностью педагога-музыканта об индивидуальных психологических, физических и возрастных особенностях учащихся в частности. А стало быть, – неумением поэтапно конструировать деятельность (работу) обучаемых-музыкантов различных возрастных групп в логике усвоения специальных знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение и систематизация на основе принципа соответствия психофизиологических, интеллектуальных возможностей и музыкальных способностей учащихся. Также возникает противоречие между использованием знаний и опыта общей методики обучения игре на инструменте и частными (эмпирическими) подходами (методами) обучения.

Всем этим, собственно, и определяется актуальность данной работы.

Цель работы – провести анализ специальной литературы, связанной с проблемными вопросами обучения и игры на гитаре, и как следствие этого, очертить целостную картину теоретико-методологических особенностей влияния возрастных особенностей учащихся-гитаристов на процесс обучения в условиях функционирования учреждений дополнительного музыкального образования.

Задачи исследования:

– в ыяснить сущность содержания дополнительного музыкального образования в области эстрадно-джазового искусства;

– охарактеризовать возрастные особенности учащихся-музыкантов и их учет в музыкальной педагогике;

– изложить основы методики работы педагога по организации обучения учащихся-музыкантов с учетом возрастного фактора;

– рассмотреть теоретические предпосылки качественного обучения учащихся гитаристов эстрадно-джазового профиля.

Объект исследования – музыкальное обучение и воспитание учащихся эстрадно-джазовому исполнительскому творчеству в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования – процесс влияния возрастных особенностей на обучение учащихся-гитаристов в области эстрадно-джазового искусства в условиях дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды в сфере: музыкальной педагогики – Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, Ю.Б. Алиева; музыкальной психологии – Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина; возрастной и педагогической психологии – Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Н.С. Лейтеса, Д.Б. Эльконина; работы в области теории и практики исполнительства на гитаре – С.Н. Матохина, М.Г. Михайлова, Э. Пухоля, С.И. Черных, Д.В. Шипулина; работы, связанные с проблематикой музыкального искусства – В.М. Подуровского, Н.В. Сусловой, В.Н. Мясищева, Е.А. Пугачевой, а также с педагогикой и исполнительством на других музыкальных инструментах – М.М. Берлянчика, Г.Г. Нейгауза, О.Ф. Шульпякова и др.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ специальной литературы по музыкальной педагогике, музыкальной и педагогической психологии, по работе в области теории и практики исполнительства на гитаре, с проблематикой музыкального искусства.

2. Обобщение педагогического опыта обучения игре на гитаре детей разных возрастов.

3. Синтез педагогических, психологических и музыкальных трудов педагогов музыки, музыкальных психологов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы данной работы могут быть использованы в музыкально-педагогической и исполнительской практике гитаристов с целью оптимизации процесса их обучения на различных возрастных этапах.

 

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущность содержания дополнительного музыкального образования

Под дополнительным музыкальным образованием понимаются различные формы внеклассной и внешкольной работы, преемственно связанной с общим музыкальным образованием, осуществляемым на уроках музыки. Его можно охарактеризовать как образование по выбору, свободное, неформальное образование, в котором педагог гармонизует образовательный путь с природой ребёнка, его интересами, потребностями и способностями.

Дополнительное музыкальное образование осуществляется в соответствующих профилированных учреждениях: детских музыкальных школах, школах искусств, а также в музыкальных кружках, клубах, студиях.

Специфика учреждений дополнительного образования детей, как отмечают специалисты в области музыкальной педагогики Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева, заключается в следующем: обучение должно удовлетворять познавательный и творческий интерес каждого ребёнка, в отличие от обучения в общеобразовательной школе, ориентированного на социальный заказ – стандарт, на определённый уровень знаний. Выбор объединения, занятия, удобного режима работы, группы сверстников осуществляется самим ребёнком [3, c. 220]. Процесс обучения носит неформальный характер, он основан на природе развития ребёнка, акцент ставится на передаче опыта «старшего – младшему» в процессе деятельного общения. Специфика неформального общения предъявляет особые требования к личностным качествам педагога дополнительного образования. Педагог, вследствие отсутствия образовательного стандарта, имеет возможность строить образование по принципу «процесс ради процесса», когда процесс тоже результат.

Таким образом, дополнительное образование, по своей сути, является одной из наиболее ярко выраженных форм личностно ориентированного музыкального образования.

Главной специфической чертой развития дополнительного образования является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Другой важной особенностью дополнительного образования детей являются его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. Преподаватель вокала эстрадно-джазового направления Г.В. Палашкина отмечает, что дополнительное образование существенно помогает детям и подросткам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом школьном компоненте. Немаловажно и то, что создаются условия для эмоционально наполненного, полноценного проживания поры детства [41].

В педагогической теории и практике сложилось множество самых различных форм внеклассных и внешкольных музыкальных занятий:

1.Внутришкольные занятия:

– коллективные занятия (хоры, оркестры, ансамбли и др.)

– индивидуальные занятия (вокал, обучение игре на инструменте и др.).

2.Внешкольные занятия:

– хоровые студии, детские музыкальные театры, клубы, детские филармонии и др.

– детские музыкальные школы, детские школы искусств.

При всём многообразии существующих форм все они основаны на принципе добровольности. Поэтому первейшая задача учителя музыки – увлечь детей той или иной формой занятий для того, чтобы возникший у них интерес перерос в устойчивое желание участвовать во внеклассной или внешкольной музыкальной работе.

В законе РФ «Об образовании» указывается на назначение дополнительного образования детей, а именно то, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [28, с. 91]. Программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Программы обучения эстрадно-джазового направления разрабатываются в учреждениях дополнительного образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», где прописано, что «Содержание дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность» [28, с. 91].

Учебный план программы «Эстрадно-джазовое искусство» разрабатывается на основе примерных учебных планов образовательных программ дополнительного образования детей для детских школ искусств.

Анализ программ школ искусств, музыкальных школ в области эстрадно-джазового искусства (Г.В. Палашкина, С.А. Акатьев, Т.Ю. Богатова и др.) показал, что программы могут включать в себя следующие предметы: музыкальный инструмент, эстрадное пение, ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература, современная музыка, основы импровизации и сочинение, сценическое движение. Вариативность содержания программ обеспечивается за счет введения предметов по выбору, с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Целью предметов эстрадно-джазового направления является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов.

Задачами предметов являются:

– формирование интереса к эстрадной и джазовой музыке, музыкальной культуре в целом;

– воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;

– умение использовать полученные знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

– формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

Основной целью создания классов эстрадно-джазового направления в учреждениях дополнительного музыкального образования является воспитание гармонически развитой личности, приобщение молодежи к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе изучения, слушания, исполнения лучших образцов эстрадной и джазовой музыки отечественной и зарубежной.

Итак, правильно организованная и тщательно продуманная работа в направлении обучения учащихся-музыкантов эстрадно-джазовому искусству способствует общему подъему российской музыкальной культуры в целом, и воспитанию нового поколения молодых музыкантов, в частности.

Заключение

Возрастные особенности образуют определенный комплекс разных свойств и характеристик индивида. Поэтому их учет в процессе обучения имеет особое значение для педагогов.

Организация обучения учащихся-музыкантов с учетом возрастных особенностей зависит от конкретных задач, которые стоят на данном этапе обучения, от эффективности методики обучения. Методики обучения с учетом возрастного фактора должны быть основаны как на знании индивидуальных, психологических и физических особенностей учащихся в определенном возрасте, так и на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развития исполнительской техники.

В процессе обучения необходимо учитывать сензитивные периоды. В эти периоды чувствительное воздействие оказывает влияние на весь ход развития, вызывая в нём глубокие изменения. Младший школьный возраст, подростковый возраст отмечены особой сензитивностью обучающегося к различным формам познания.

Педагогу также необходимо знать о таком понятии в возрастной педагогике и психологии, как кризисы возрастного развития, – форме перехода количественных изменений в психике учащегося в качественные новообразования. В это время происходит кардинальная, зачастую болезненная смена привычных состояний, способов действий и взаимоотношений индивида с окружающими и самим собой. Знания о природе и симптоматике возрастных кризисов необходимы педагогу для адекватной реакции на эти трудные для окружающих и самого учащегося периоды его жизнедеятельности.

Методологически обоснован специалистами подход к обучению и воспитанию, суть которого в том, чтобы не идти по пути приспособления учащегося к требованиям какой-либо дидактической парадигмы, а, наоборот, брать за основу подходы, ориентированные на учёт особенностей возрастных этапов и стадий развития учащегося и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в деятельность педагогической системы в целом.

Главная задача педагога в процессе обучения игре на гитаре детей младшего школьного возраста – развитие правильной мотивации, в игровой форме. Тогда ребенку станет интересен процесс обучения игре на гитаре, и можно будет постепенно обучать его всем необходимым профессиональным навыкам игре на гитаре.

В работе с подростками педагогу следует обратить особое внимание на процессы, происходящие в психике подростка, отходить от привычных способов работы с учеником. Следует, не увеличивать учебные нагрузки, а целенаправленно формировать технику интеллектуального труда, дать возможность проявить инициативу, помочь поверить в собственные силы.

Задача педагога во время занятий со старшими школьниками – направлять музыкальное развитие, не мешая ему, особое внимание уделить теоретическому анализу музыкального материала. Методы работы с учеником надо ориентировать на активизацию творчества и самостоятельности работы с музыкальным материалом.

Учебный материал, преподносимый ученикам должен быть интересным и доступным по содержанию. Подбор репертуара должен вестись в соответствии с техническими задачами и с учетом возрастных особенностей учащегося, подчиняясь принципу последовательности и постепенности усложнения материала.

Зная индивидуальные психологические, физические особенности учащихся в каждом возрасте, педагог глубже поймет факторы, которые оказывают наибольшее влияние на обучение, правильнее и эффективнее будет использовать разнообразные формы и методы преподавания для каждого конкретного ученика.

 

Электронные ресурсы

29. Барабанов М.С. Музыкально-эстетическое воспитание подростков, site: dop-obrazovanie.com

30. Браславский Д.Г. Методические рекомендации музыкантам по овладению джазовой ритмикой, site: knowledge.allbest.ru

31. Воробьева И.В., Титова Е.А. Достижение единства ансамблевого исполнения на примере изучения разнохарактерных пьес для домры и фортепиано, site: sarcoss.ru

32. Воронина Е.В. Мотивация учащихся ДМШ по классу гитары, site: educontest.net

33. Гришкова О.Ю. Особенности работы педагога-музыканта с камерным ансамблем смешанного типа, site: science-education.ru

34. Казахватова Л.А. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в классе ансамблевого исполнительства, site: moluch.ru

35. Каишаури Э.Г. Влияние возрастных особенностей учащихся на процесс обучения игре на фортепиано в учреждениях дополнительного музыкального образования, site: docviewer.ru

36. Корлякова С.Г. Психомоторные способности как динамический компонент музыкально-исполнительских способностей, site: dslib.net

37. Курильченко Е.М. Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов, site: nauka-pedagogika.com

38. Матохин С.Н. Некоторые актуальные проблемы методики обучения на шестиструнной гитаре, site: musstudent.ru

39. Михайлов М.Г. Уроки гитары для ребенка, site: www.guitarlessons.ru

40. Обоева О.Н. Дополнительные формы развития исполнительских способностей учащихся в классе специального фортепиано, site: mnskova.ru

41. Палашкина Г.В. Роль учреждений дополнительного образования в предпрофессиональной подготовке и профессиональном самоопределении личности, site: cyberLeninka.ru

42. Пикулина Г.Б. Ансамблевое музицирование – как метод всестороннего развития, site: nsportal.ru

43. Подшевская Н.М. Методики обучения игре на музыкальных инструментах в системе педагогических технологий, site: ronl.ru > referaty

44. Пугачева Е.А. Психологические особенности эффективного взаимодействия с обучающимися различных возрастов в рамках направления «Музыкальное искусство», site: pushkinoedu.narod.ru

45. Черных С.И. Работа над исполнительскими умениями и навыками обучающихся в детской музыкальной школе по классу шестиструнной гитары, site: worldofteacher.com

46. Шевелева Е.Ю. Методологические принципы развития музыкальных способностей учащихся, site: dshi.muzkult.ru

47. Шипулин Д.В. Начальный этап обучения в классе гитары, site: festival.1september.ru

48. Образовательные программы учреждений дополнительного образования:

1.Образовательная программа «Эстрадно-джазовое искусство» (Вокальное исполнительство) Екатеринбург: МБОУК ДОД «ДМШ № 5 им. В.В. Знаменского», 2014. – site: http: //nauka-pedagogika

2.Образовательная программа для учащихся отделения эстрадно-джазового искусства (инструменты джазового оркестра) в возрасте от 6 лет 6 мес. до 12 лет. Составитель: преподаватель по классу фортепиано и синтезатора, заведующий отделением эстрадно-джазового искусства Богатова Татьяна Юрьевна. Торжок 2014, site: http: //nauka-pedagogika

3.Образовательная программа по предмету: «Специальность» (эстрадно-джазовое пение) (Отделение хореографии, театра и эстрады) ГБОУДОД ДШИ им. М.А. Балакирева преподаватель Палашкина Галина Викторовна. Москва – 2013, site: http: //nauka-pedagogika

49. Приложение к Письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30- 15-433/16 Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16 site: http: //nauka-pedagogika

 

 

Введение

Актуальность работы. В данной работе рассматривается проблема влияния возрастных особенностей учащихся на обучение игре на музыкальном инструменте в аспекте подготовки учащихся-гитаристов в учреждениях дополнительного музыкального образования. Данная проблема исходит из того, что с первых шагов обучения игре на музыкальном инструменте нередко проявляются трудности, которые связаны с педагогическим управлением этим процессом в целом и с недостаточной информированностью педагога-музыканта об индивидуальных психологических, физических и возрастных особенностях учащихся в частности. А стало быть, – неумением поэтапно конструировать деятельность (работу) обучаемых-музыкантов различных возрастных групп в логике усвоения специальных знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение и систематизация на основе принципа соответствия психофизиологических, интеллектуальных возможностей и музыкальных способностей учащихся. Также возникает противоречие между использованием знаний и опыта общей методики обучения игре на инструменте и частными (эмпирическими) подходами (методами) обучения.

Всем этим, собственно, и определяется актуальность данной работы.

Цель работы – провести анализ специальной литературы, связанной с проблемными вопросами обучения и игры на гитаре, и как следствие этого, очертить целостную картину теоретико-методологических особенностей влияния возрастных особенностей учащихся-гитаристов на процесс обучения в условиях функционирования учреждений дополнительного музыкального образования.

Задачи исследования:

– в ыяснить сущность содержания дополнительного музыкального образования в области эстрадно-джазового искусства;

– охарактеризовать возрастные особенности учащихся-музыкантов и их учет в музыкальной педагогике;

– изложить основы методики работы педагога по организации обучения учащихся-музыкантов с учетом возрастного фактора;

– рассмотреть теоретические предпосылки качественного обучения учащихся гитаристов эстрадно-джазового профиля.

Объект исследования – музыкальное обучение и воспитание учащихся эстрадно-джазовому исполнительскому творчеству в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования – процесс влияния возрастных особенностей на обучение учащихся-гитаристов в области эстрадно-джазового искусства в условиях дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды в сфере: музыкальной педагогики – Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, Ю.Б. Алиева; музыкальной психологии – Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина; возрастной и педагогической психологии – Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Н.С. Лейтеса, Д.Б. Эльконина; работы в области теории и практики исполнительства на гитаре – С.Н. Матохина, М.Г. Михайлова, Э. Пухоля, С.И. Черных, Д.В. Шипулина; работы, связанные с проблематикой музыкального искусства – В.М. Подуровского, Н.В. Сусловой, В.Н. Мясищева, Е.А. Пугачевой, а также с педагогикой и исполнительством на других музыкальных инструментах – М.М. Берлянчика, Г.Г. Нейгауза, О.Ф. Шульпякова и др.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ специальной литературы по музыкальной педагогике, музыкальной и педагогической психологии, по работе в области теории и практики исполнительства на гитаре, с проблематикой музыкального искусства.

2. Обобщение педагогического опыта обучения игре на гитаре детей разных возрастов.

3. Синтез педагогических, психологических и музыкальных трудов педагогов музыки, музыкальных психологов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы данной работы могут быть использованы в музыкально-педагогической и исполнительской практике гитаристов с целью оптимизации процесса их обучения на различных возрастных этапах.

 

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущность содержания дополнительного музыкального образования

Под дополнительным музыкальным образованием понимаются различные формы внеклассной и внешкольной работы, преемственно связанной с общим музыкальным образованием, осуществляемым на уроках музыки. Его можно охарактеризовать как образование по выбору, свободное, неформальное образование, в котором педагог гармонизует образовательный путь с природой ребёнка, его интересами, потребностями и способностями.

Дополнительное музыкальное образование осуществляется в соответствующих профилированных учреждениях: детских музыкальных школах, школах искусств, а также в музыкальных кружках, клубах, студиях.

Специфика учреждений дополнительного образования детей, как отмечают специалисты в области музыкальной педагогики Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева, заключается в следующем: обучение должно удовлетворять познавательный и творческий интерес каждого ребёнка, в отличие от обучения в общеобразовательной школе, ориентированного на социальный заказ – стандарт, на определённый уровень знаний. Выбор объединения, занятия, удобного режима работы, группы сверстников осуществляется самим ребёнком [3, c. 220]. Процесс обучения носит неформальный характер, он основан на природе развития ребёнка, акцент ставится на передаче опыта «старшего – младшему» в процессе деятельного общения. Специфика неформального общения предъявляет особые требования к личностным качествам педагога дополнительного образования. Педагог, вследствие отсутствия образовательного стандарта, имеет возможность строить образование по принципу «процесс ради процесса», когда процесс тоже результат.

Таким образом, дополнительное образование, по своей сути, является одной из наиболее ярко выраженных форм личностно ориентированного музыкального образования.

Главной специфической чертой развития дополнительного образования является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Другой важной особенностью дополнительного образования детей являются его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. Преподаватель вокала эстрадно-джазового направления Г.В. Палашкина отмечает, что дополнительное образование существенно помогает детям и подросткам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом школьном компоненте. Немаловажно и то, что создаются условия для эмоционально наполненного, полноценного проживания поры детства [41].

В педагогической теории и практике сложилось множество самых различных форм внеклассных и внешкольных музыкальных занятий:

1.Внутришкольные занятия:

– коллективные занятия (хоры, оркестры, ансамбли и др.)

– индивидуальные занятия (вокал, обучение игре на инструменте и др.).

2.Внешкольные занятия:

– хоровые студии, детские музыкальные театры, клубы, детские филармонии и др.

– детские музыкальные школы, детские школы искусств.

При всём многообразии существующих форм все они основаны на принципе добровольности. Поэтому первейшая задача учителя музыки – увлечь детей той или иной формой занятий для того, чтобы возникший у них интерес перерос в устойчивое желание участвовать во внеклассной или внешкольной музыкальной работе.

В законе РФ «Об образовании» указывается на назначение дополнительного образования детей, а именно то, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [28, с. 91]. Программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Программы обучения эстрадно-джазового направления разрабатываются в учреждениях дополнительного образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», где прописано, что «Содержание дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность» [28, с. 91].

Учебный план программы «Эстрадно-джазовое искусство» разрабатывается на основе примерных учебных планов образовательных программ дополнительного образования детей для детских школ искусств.

Анализ программ школ искусств, музыкальных школ в области эстрадно-джазового искусства (Г.В. Палашкина, С.А. Акатьев, Т.Ю. Богатова и др.) показал, что программы могут включать в себя следующие предметы: музыкальный инструмент, эстрадное пение, ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература, современная музыка, основы импровизации и сочинение, сценическое движение. Вариативность содержания программ обеспечивается за счет введения предметов по выбору, с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Целью предметов эстрадно-джазового направления является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов.

Задачами предметов являются:

– формирование интереса к эстрадной и джазовой музыке, музыкальной культуре в целом;

– воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;

– умение использовать полученные знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

– формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

Основной целью создания классов эстрадно-джазового направления в учреждениях дополнительного музыкального образования является воспитание гармонически развитой личности, приобщение молодежи к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе изучения, слушания, исполнения лучших образцов эстрадной и джазовой музыки отечественной и зарубежной.

Итак, правильно организованная и тщательно продуманная работа в направлении обучения учащихся-музыкантов эстрадно-джазовому искусству способствует общему подъему российской музыкальной культуры в целом, и воспитанию нового поколения молодых музыкантов, в частности.

Возрастные особенности учащихся-музыкантов и их учет в музыкальной педагогике

Организация обучения учащихся-музыкантов с учетом возрастных особенностей зависит от конкретных задач, которые стоят на данном этапе обучения, от эффективности методики обучения.

Методики обучения с учетом возрастного фактора должны быть основаны как на знании индивидуальных психологических, физических особенностей учащихся в определенном возрасте, так и на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развития исполнительской техники учащихся-музыкантов.

Преподаватель по классу фортепиано, исследователь возрастных особенностей Э.Г. Каишаури считает правомерным и методологически обоснованным такой подход к обучению и воспитанию, в котором не нужно идти по пути приспособления учащегося к требованиям какой-либо дидактической парадигмы [35]. Наоборот, педагогу надо брать за основу подходы, ориентированные на учёт особенностей тех или иных возрастных этапов и стадий развития учащегося и в соответствии с ними, вносить необходимые коррективы в деятельность педагогической системы в целом.

Применительно к годам школьного детства психологи, как и педагоги, используют в практическом плане такую периодизацию: младший школьный возраст (7 – 10 лет); подростковый, или средний школьный возраст (11 – 15 лет); ранняя юность, или старший школьный возраст (15 – 17 лет). В разные возрастные периоды ученики по-разному мыслят и чувствуют, различным образом действуют, находятся в разных отношениях с действительностью. Эти хронологические границы приблизительны, в определённой мере условны. По мнению психолога, психофизиолога Н.С. Лейтеса, возрастное развитие представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к другой. Эти сменяющие друг друга периоды, стадиальность развития – реальность, а не результат условного деления непрерывного процесса. Возрастные периоды представляют собой необходимые стадии развития каждого ребёнка [11, с. 8].

Современные педагоги, психологи обращают внимание на серьёзные изменения условий интеллектуального развития современного ребёнка. Увеличился объём информации, воспринимаемой детьми, сократились сроки и формы её получения. Поэтому необходимо учитывать не особенности ребёнка вообще, а закономерности развития психики, формирования личности современного ребёнка, живущего в конкретном обществе. Речь идёт, о явлении, широко известным под названием акселерации, то есть ускорении развития детей, подростков, в сравнении с их сверстниками предыдущих периодов времени. Феномен акселерации вносит определённые изменения в традиционную возрастную периодизацию.

В процессе обучения необходимо учитывать сензитивные периоды. О сензитивных периодах психолог Л.С. Выготский писал: «В этот период определённые влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли оптимальными сроками обучения» [8, с. 49]. Младший школьный возраст, подростковый возраст отмечены, как правило, особой сензитивностью обучающегося к различным формам познания. В этом возрасте создаются адекватные условия для различных видов учебно-образовательной практики.

Еще одно понятие в возрастной педагогике и психологии – кризисы возрастного развития. Внимание к кризисным явлениям проявлялось психологами З. Фрейдом, Э. Эриксоном и другими зарубежными специалистами, изучались они также Л.С. Выготским и его последователями. Российские учёные интерпретируют кризисные явления как форму перехода количественных изменений в психике учащегося в качественные новообразования, которые отражаются на содержании и структуре жизнедеятельности индивида, на его учебной практике. Периоды равномерного развития индивида нередко чередуются на стыке возрастных этапов с ситуациями слома, разрушения одного в силу утверждения другого. Происходит кардинальная, зачастую болезненная смена привычных состояний, способов действий и взаимоотношений индивида с окружающими и самим собой. Знания о природе и симптоматике возрастных кризисов необходимы педагогу для адекватной реакции на эти трудные для окружающих и самого учащегося периоды его жизнедеятельности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 4673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь