Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характеристика младшего школьного возраста



Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10 – 11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. В этом возрасте идет равномерное физическое развитие ребенка, вплоть до подросткового возраста. Происходит функциональное совершенствование мозга – постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится сильнее, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Основной деятельностью становится учение. Психологи Н.В. Волкова и Б.С. Волков отмечают, что в процессе учебной деятельности происходят изменения ученика в знаниях, умениях, навыках, в обучаемости, в характере умственных операций [7, c. 4].

Ранний возраст (7 – 8 лет) является сензитивным периодом для развития двигательно-технических умений и навыков, которые в ходе дальнейшего совершенствования станут необходимыми для решения многих сложных художественно-творческих задач. Формирование музыкально-исполнительской техники сопряжено со многими трудностями для учащегося, преодоление которых не всегда способствуют повышению интереса к занятиям.

Авторитетные педагоги-музыканты, как отечественные, так и зарубежные, утверждают, что начало обучения должно предваряться так называемым пропедевтическим периодом, смысл которого в том, чтобы увлечь ребёнка музыкой, вызвать желание, а в дальнейшем и потребность общения с ней. Пропедевтический период следует рассматривать, как необходимый этап в работе с начинающими обучаться музыке, независимо от их природных данных, индивидуальных качеств и свойств, а также будущей специализации. Действия педагога здесь имеют цель активизации интереса ученика к музыке.

В содержание занятий с начинающим учеником должно быть включено первичное знакомство с музыкальным инструментом. Педагог может продемонстрировать ученику более высокие звуки и более низкие, проиллюстрировать более громкое звучание инструмента и более тихое. Тем самым закладываются основы знакомства начинающего ученика с выразительно-изобразительными ресурсами музыкального инструмента.

Большую роль в учебной деятельности играет личный мотив: желание ученика получить хорошую оценку, одобрение педагога. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний, умений и навыков связано с переживанием учеником чувства удовлетворения от своих достижений. Подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый, даже самый маленький успех. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъем сил, воодушевление, когда педагог хвалит их.

Главная цель педагога в работе с данной возрастной категорией – становление и развитие правильной мотивации, которая развивается в игровой форме. Преподаватель по классу гитары М.Г. Михайлов отмечает, что только тогда, когда этот интерес к гитаре во время уроков «пойман», можно осторожно подложить под этот интерес все необходимые профессиональные навыки игры на гитаре. В это же время идет становление умения не только воспринимать музыку (перцептивный навык), но и выражаться на гитаре самому (репродуктивный навык), развивается слуховое восприятие [39].

Характерная особенность учащихся младшего школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Наглядное, живое, яркое воспринимается ими лучше, отчетливее. В процессе обучения восприятие перестраивается, когда педагог указывает детям, на что следует специально обратить внимание, учит планомерному и систематическому анализу при восприятии.

Основная возрастная особенность младшего школьного возраста – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале возраста ограничены. Особенностью произвольного внимания младшего школьника является требование так называемой близкой мотивации. Младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.).

Важно всячески стимулировать эмоциональные реакции ребёнка на музыку. Как правило, живые, непосредственные реакции вызывает ансамблевое музицирование: ученик – педагог. Ученику достаточно для этого более или менее ритмично извлекать из инструмента одну-две ноты, которые под аккомпанемент педагога создают эффект «полноценной», впечатляющей музыки, вызывающей, как правило, живую заинтересованность ребёнка.

Любые формы занятий, любые задания, получаемые малолетним учеником должны соответствовать его возрастным ресурсам, психофизиологическим возможностям. Это требует от педагога умения точно ориентироваться, что под силу ученику, а что нет. Педагог не должен раздражаться, делать резкие, обидные для ученика замечания в его адрес. Необходимо достаточно повзрослеть, чтобы принимать критические замечания и упрёки педагога должным образом. У ребёнка же, который получает нагоняй от педагога, быстро снижается как интерес, так и, соответственно, желание заниматься музыкой.

Все указанные процессы реализуются на музыкальных занятиях, как и на любых других, при одном обязательном условии: учащемуся должно быть интересно. Учитывая лабильность, скоротечность, изменчивость интересов младших школьников, решение этой задачи представляет серьёзную трудность для педагога. Младшие школьники быстрее и проще усваивают информацию о новых для них явлениях и предметах путём практических действий, ребёнок добывает сведения не столько из восприятий этих предметов, объяснений взрослых и т.д., сколько практических действий с ними.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Главной побудительной причиной непроизвольного внимания является интерес, следовательно, надо увлекать, заинтересовать детей. К возрастной особенности внимания относится его небольшая устойчивость. В самом раннем возрасте младшие школьники ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе. Важно периодически менять виды работы младших школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха.

В педагогической подаче музыкального материала, музыка, интересная ребенку, будет исполняться с удовольствием. Заставить ребенка делать то, что ему неинтересно – невозможно.

В этом возрасте больше задействована наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Ученик лучше, быстрее запоминает и прочнее сохраняет в памяти конкретные сведения, события, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Под руководством педагога ученики овладевают приёмами самоконтроля при запоминании и воспроизведении. Самостоятельно им это сделать пока трудно.

Возрастной особенностью является также недостаточность воли: младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоление трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Чтобы этого не произошло, нужно у ребенка пробудить интерес к содержанию учебной деятельности с самого её начала.

Обучение игре на музыкальном инструменте предполагает в качестве обязательного компонента формирование первичных игровых умений и навыков, основ будущей музыкально-исполнительской техники.

В содержании и организации музыкальных занятий с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать, что в этот период происходит активный рост всего организма ребенка. Преподаватель по классу гитары, методист Е.А. Пугачева приводит в пример музыкального психолога Г.С. Тарасова, который выделяет следующие особенности младших школьников, с которыми встречается учитель на музыкальных занятиях:

– разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;

– преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху;

– потребность в смене эмоциональных состояний;

– склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации с персонажами музыкальных произведений;

– личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых, зрительных, двигательных и т.д. [44].

Педагогу необходимо, учитывая разные психологические состояния детей, подбирать соответствующий музыкальный материал, виды деятельности для регуляции их психологического состояния, и приведения учащихся к определенной комфортности, эмоциональной удовлетворенности.

Таким образом, основной задачей педагога на начальном этапе музыкальных занятий является формирование способности умения ученика хорошо учиться, формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний, умений и навыков. На этом этапе обучения велика роль педагога как руководителя процесса обучения, а именно, надо уметь переключать внимание ученика, менять виды работы, помочь овладеть приёмами самоконтроля при запоминании и воспроизведении.

Занятия в данном возрасте дают не столь ощутимый результат, как занятия со старшей возрастной группой, но результат этот будет стабилен и остается на всю оставшуюся жизнь.


Поделиться:



Популярное:

  1. IV. Должности младшего медицинского и фармацевтического персонала
  2. Анализ программ логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
  3. Барьеры коммуникации с лицами пожилого возраста и инвалидами.
  4. Влияние детской литературы на формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
  5. ВОЗРАСТАЙТЕ И МЕНЯЙТЕ СВОЙ МИР
  6. Возрастная психология. Психология дошкольного и младшего школьного возраста
  7. Возрастные и методические основы физического воспитания детей младшего школьного возраста
  8. Возрастные и методические основы физического воспитания детей старшего школьного возраста
  9. Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
  10. Возрастные особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
  11. ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  12. Глава четырнадцатая. Проблема культурного возраста


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1352; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь