Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие специальных исполнительских способностей



Музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той, или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одарённостью.

Психолог Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности: ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство [20, с. 238]. Как сложное и многоплановое понятие, способности изучаются различными науками: психологией и педагогикой, философией, социологией, эстетикой и многими другими науками. Кроме того, каждая конкретная наука трактует музыкальные способности со своих позиций.

Музыкальные способности определяются современной психологией как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека (Б.М. Теплов, Г.С. Тарасов, Э.Б. Абдуллин и др.). Способности эти рассматривают в двух аспектах – как способности к восприятию интонационно-образной, эмоциональной сферы музыки и как способности к ориентированию в её «акустической картине». Причем в самом процессе музыкальной деятельности эти проявления способностей неразрывно связаны: повышенная эмоциональная отзывчивость на музыку образует склонность, влекущую за собой развитие слухомоторных способностей, а вместе с ними – музыкального слуха и чувства ритма.

Психологическая структура музыкальных способностей у музыкантов тесно связана с конкретной музыкальной специальностью (инструменталисты, певцы, композиторы), спецификой музыкального инструмента и конкретного вида профессиональной деятельности, например, сольное или оркестровое исполнительство. Так, способность различать тонкие градации высоты звука – основополагающая в структуре музыкальных способностей у скрипачей, дирижеров и флейтистов в сравнении, например, с пианистами, которых отличает более изощрённый фактурный и гармонический слух. Та же изменчивость наблюдается и в соотношении элементарных (чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.) и сложных (чувство формы, стиля, музыкальная обучаемость и др.) музыкальных способностей.

Для музыкально-исполнительской деятельности, по мнению психолога С.Г. Корляковой, недостаточно наличия музыкальных способностей, так как данная деятельность связана с выполнением движений. В процессе занятий музыкально-исполнительской деятельностью общие психомоторные способности также приобретают черты оперативности, становятся психомоторными исполнительскими способностями и находятся на том же уровне, что и музыкальные способности. Таким образом, в структуре музыкально-исполнительских способностей музыкальные и психомоторные исполнительские способности оказываются взаимосвязанными [36]. Координационные способности выражаются в точности, быстроте двигательно-мышечной реакции, в тесной взаимосвязанности слуховой, зрительной и двигательной систем, в высоком уровне согласованности психологических и двигательно-мышечных усилий.

Преподавателя-практика в первую очередь интересует практическая сторона вопроса: как можно определить музыкальные способности у детей и подростков и развить их? Насколько реально решение этого вопроса?

По мнению музыкального психолога В.И. Петрушина, в субъективном плане человек может развивать свои способности беспредельно, добиваясь в своём личностном росте всё новых и новых высот, но далеко не всегда ценные в субъективном плане достижения могут иметь объективную ценность [15, с. 225].

Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения музыке. В методике обучения существует много рекомендаций для решения этой проблемы. Педагогу следует особое внимание уделять развитию общих и специальных музыкальных способностей и умений, рационально используя различные виды работы: чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, транспонирование, сочинение.

Развитие навыка игры с листа должно находиться в поле внимания каждого педагога музыкальной школы. Беглость, умение видеть и слышать вперёд, смелость, аппликатурная «хватка» – все это развивается в результате систематической практики под наблюдением педагога и самостоятельно.

Дополнительными и очень эффективными средствами повышения грамотности являются: быстрое устное чтение нот в несложном тексте; чтение, перевод и объяснение ремарок в незнакомом тексте (очень полезно завести тетрадь с записью и переводами терминов); чтение аппликатуры с дополнением недостающих цифр путем мысленного проигрывания.

В самом начале обучения специалисты считают одной из важных форм работы подбор мелодий по слуху. Желательно строить весь процесс начального обучения на инструменте на так называемом слуховом методе, то есть начинать работу надо не со знакомства с инструментом и выработки двигательных навыков, а с развития музыкального слуха учащегося.

Опытные педагоги советуют систематически заниматься подбором и транспонированием знакомых, а затем и незнакомых мелодий, можно достичь больших успехов в специальных классах, причем методика здесь, как и в чтении с листа, содержит много общего. Работу следует начинать с простейших мелодий в небольшом диапазоне, постепенно расширяя его, добиваться сознательного умения слушать направление мелодии, вначале надо подбирать от звука и лишь затем в тональности.

Можно сочинять мелодии на заданный текст, дающий возможность различных трактовок. Конкретность образа накладывает ограничения и на выбор выразительных средств: лад, тональность, мелодический и гармонический рисунок. Сочинение мелодии практикуется не только на заданный текст, но также на заданный ритм, мотив, гармонию.

Игра по слуху в настоящее время прочно вошла в практику обучения. Умение играть по слуху нужно каждому гитаристу, кто имеет такой навык, тот гораздо быстрее учит пьесы наизусть, гораздо увереннее чувствует себя на сцене, гораздо более гибко владеет своей техникой.

Обучение игре на гитаре – сложный многосоставный процесс. Основной его целью является развитие музыкальных и общих способностей детей, наряду с формированием исполнительских умений и навыков. Ставя перед собой эту задачу, педагог должен иметь в виду тот факт, что специальные способности не существуют изолированно, а органически связаны с общими и их развитие подчиняется единым закономерностям, которые преподаватель должен хорошо понимать и учитывать в своей работе.

При решении проблем развития музыкальных способностей необходимо учитывать общие тенденции их развития, исполнительскую специфику. В комплекс способностей музыканта-исполнителя включаются в качестве его основы музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, способности чтения текста и охвата формы музыкального произведения, музыкальное мышление, художественно-творческое воображение и интерпретаторские способности. Развитие музыкальных способностей ученика тесно связано с его учебной деятельностью – оно происходит «внутри» творческого процесса освоения и исполнения музыкальных произведений, при глубоком погружении в эмоционально-содержательный мир произведения и выработке соответствующих ему исполнительских приемов.

Педагог должен использовать все возможности для становления личности музыканта – постоянно связывать задачи исполнительского освоения произведения и совершенствования исполнительского мастерства учащегося с развитием его общих и музыкальных способностей, которые, в конечном счете, и будут определять его профессиональное и творческое будущее.

Произведенный анализ теоретических подходов к проблемам развития музыкальных способностей может принести пользу педагогу в практике специальной подготовки гитаристов, так как поможет определить исходные положения и психолого-педагогические установки, которыми преподаватели будут руководствоваться в своей педагогической деятельности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1675; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь