Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОБРАЗ ПЕТРА В РОМАНЕ А.ТОЛСТОГО «ПЕТР ПЕРВЫЙ».



Петровская:

Авторы монографий признавали также, что А.Н.Толстой - продолжатель «лучших традиций нашей классики», «живое воплощение» их преемственности в советской литературе, строили свой анализ, исходя из этого тезиса, останавливаясь на частных случаях использования художественных находок Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского и др. у А.Н.Толстого.

Художественное осмысления личности и истории в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый» рассматривается с учётом мировоззренческой позиции писателя в первые послереволюционные годы, философских и художественных размышлений, которые повлияли на формирование замысла исторического романа «Пётр Первый».

Из высказываний и статей А.Н.Толстого этого периода следует, что к этому времени у художника сложилась собственная философская картина мира, он рассуждал о взаимоотношениях разума и чувств; в его представлениях об особенностях революционного периода главными категориями стали личность и коллектив. Своё возвращение на Родину он объяснял желанием поучаствовать в судьбе Отечества. Писатель считал, что укрепление российской государственности принесёт благие результаты, в том числе усилится роль творческих личностей.

Эпоху Петра А.Н.Толстой воспринимал как период революционных преобразований. Вне сомнения, периодизация сложнейшего исторического отрезка времени приложима к художественной версии эпохи, представленной в романе: на первом этапе личность нивелирована, поглощена происходящими событиями; затем следует период террора и анархии и только потом появляется фигура, стремящаяся сплотить коллектив. В конечном итоге личность входит в согласие с коллективом. Это основные мировоззренческие постулаты, повлиявшие на содержательную сторону романа.

А.Н.Толстой по преимуществу был художником более, чем мыслителем, причём художником органичного, интуитивного склада. Интересен механизм создания художественных образов, повествовательной ткани романа, поскольку творческая лаборатория писателя - это дело сокровенное, тайное, велика в нём роль творческих фантазий, мечтаний и так далее, причём, по признанию самого автора, созданные им герои начинали «жить» в романе собственной судьбой (порой вопреки авторскому замыслу), то есть, А.Н.Толстой оказывался ведомым собственными фантазиями. В результате анализа романа, таким образом, на наш взгляд, вырисовывается следующая авторская концепция личности и истории. Главным героем романа «Пётр Первый» является государь Пётр Великий. Его образом А.Н.Толстой решает проблему Большого человека, творческой личности. Характер Петра показан в эволюции, он динамичен и правдоподобен. Писатель восхищается личностными качествами Петра, раскрывает масштаб его деятельности, но более всего автора привлекает созидательное начало этой личности. В этом видится развитие пушкинской идеи «нового исторического человека».

Новаторством в изображении личности Петра и событий исторического прошлого является следование А.Н.Толстого традициям русской православной культуры, ибо Пётр пробудил личностные начала соотечественников, и в его заботе о благе государства превалирует призыв к национальному единению, соборности. Писатель не стремился быть судьёй своему герою, судить Петра может только Бог и история.

А.Н.Толстым был наглядно проиллюстрирован на страницах романа исторический процесс, который был задуман и осуществлён волей творческой личности. Пётр сумел придать смысл истории Отечества и жизни своего народа, поэтому толстовская версия исторического прошлого носит оптимистический характер. Подобно К.Кавелину, А.Н.Толстой был убеждён, что личность человека - творца способна благостно влиять на историю.

В историческом романе «Пётр Первый» писатель подсознательно пропагандировал идею укрепления российской государственности, так как искренне верил, что это единственно верный путь возрождения отечественной культуры и нации. При этом содержание романа не соответствовало принципам революционной эстетики, так как А.Н.Толстой изображал в своём произведении пробуждение самосознания соотечественников и личностного начала каждого.

Исторический роман «Пётр Первый» создаёт живое, правдоподобное представление об эпохе петровских реформ. Но книга не только увлекает читателя, она учит его жить и быть личностью, уважать свою историю, свою культуру, самобытность своего народа. Пётр не только значимая историческая личность, национальный герой, а прежде всего, человек- творец, поэтому в его образе кроется огромный энергетический потенциал и стремление к самосовершенству.

В разрешении проблемы личности писатель был последователен, тра-диционен с точки зрения ментальности православной культуры и классической литературы. При работе над романом «Пётр Первый», в художественном освоении прошлого А.Н.Толстым присутствовало не только чувственное познание действительности (что составляло своеобразие писательского дара А.Н.Толстого), но и рациональный подход к осознанию исторических событий. Заботясь о счастье людей, тревожась о судьбах личности, художник видел возможность её процветания только в условиях развитой культуры сильного государства. Однако, признание писателем необходимости усиления российской государственности, не отменяло гуманистических воззрений художника на судьбу личности. Приоритет человека в истории для А.Н.Толстого оставался незыблемым. И в ранней прозе писателя, и в произведениях зрелого периода творчества присутствует его внутреннее стремление поиска гармонии человека с окружающим миром, с историей. На страницах исторического романа художником был показан трудный путь решения этой проблемы творческой личностью, что представляется новаторским достижением А.Н.Толстого.

 

 

Тема Петра давно интересовала писателя в рассказе «День Петра», пьесе «На дыбе», возникает образ царя-антихриста, одинокой и трагической фигуры.

Роман «Петр Первый» (1 кн. –1930, 2-я – 1934, 3-я - 1944-1945 незакончена) воссоздает жизнь России конца 17 – начала 18 веков. Существенные черты эпохи находят свое преломление в образе главного героя. Каждая книга представляет собой этап его эволюции. В первой книге структура образа Петра обуславливается двумя моментами: 1) события происходят в течение длительного промежутка времени; 2) характер героя переживает наиболее интенсивное развитие. Каждая сцена вносит нечто новое в понимание образа. Этим достигается ощущение постоянного движения. Эта динамика контрастирует с описанием облика России того времени. Уже первые страницы романа рисуют дикую беспросветную жизнь допетровской деревни.

Причины такого состояния России раскрываются в думах боярина Волкова, который противопоставляет низовую Россию столичной власти, которой выгоден этот неизменный уклад. На Петра эта жизнь тоже наложила отпечаток. Он привык к обыденной жестокости (отсюда спокойное отношение к казням и пыткам).

Воспроизведение процесса формирования исторической личности ведется в соотношении документа, вымысла и исторической концепции. Исторические события описываются в соответствии с документами, а реакции Петра, воссоздание его чувств, мыслей – область вымысла.

Постепенно Петр осознает свою ответственность за судьбу страны. Этапом становится поездка в Архангельск. Красота природы, ширь и мощь России в глазах Петра противоречат дикости, бедности жизни. Однако неопытность, легкомыслие ведут к ошибкам на пути создания сильного государства (поход на Азов). В первой книге характер героя формируется под влиянием ряда конфликтов как общего, так и частного характера. Во второй же книге главным конфликтом становится противостояние тому, что мешает России стать сильной. Поражение под Нарвой – кульминация в эволюции героя. Из разговора Петра с Меньшиковым видно, что сейчас он готов пожертвовать своей честью ради интересов государства.

В третьей книге – в сфере внимания мысли Петра, он больше раскрывается изнутри. Чаще всего он изображается здесь в кругу единомышленников.

В то же время Толстой показывает и нарастающие противоречия правления Петра. Поэтому рядом с темой Петра возникает тема народа. В авторских отступлениях, массовых сценах, на примере конкретных судеб (Цыгана, Федьки Умойся Грязью), в форме документов (прошений, жалоб) раскрываются картины народных бедствий. Однако Толстой стремится воссоздать и миросозерцание народа. Сильной его стороной является здравый смысл и связанный с ним протест против бессмысленной жестокости и подавления. Возникает тема бегства народа от власти. Важна в этом плане и тема раскола как протеста.

В романе создается удивительно достоверная картина эпохи. Прежде всего, в этом сыграла свою роль умелая стилизация языка эпохи (знакомство Толстого с памятниками русского судопроизводства «Слово и дело», отражающими живые устно-разговорные формы). Другой чертой, способствовавшей этому, стало изобразительное, живописное мастерство писателя, предметная детализация.

Автор изображает Петра не только как крупную историческую личность, которой подвластны тысячи людей, но и передает способность царя хранить дружбу и уважение к Лефорту, будучи единовластным правителем, он прислушиваться к его советам. Смерть Лефорта была для Петра огромной потерей: " Другого такого друга не будет... Радость — вместе и заботы — вместе".

Широко показывает А. Н. Толстой богатство земли русской народными талантами, которые Петр подмечал и посылал учиться за границу, так как понимал, что без молодых ученых невозможно совершить преобразования в стране. Петр ценил людей не за происхождение и титулы, а за талант, смекалку, умения, сноровку и трудолюбие, поэтому в его окружении было много выходцев из народа: это и Алексашка Меньшиков, и семья Бровкина, и Федор Скляев, и Кузьма Жемов, и братья Воробьевы, и многие другие.

Чем грандиознее замыслы Петра, тем жестче становится его характер, он неумолим к тем, кто мешает продвижению вперед, тормозит осуществление его идей.

А.Н. Толстой создал монументальный образ Петра I, но это не идеальная фигура " венценосца". Он живо изобразил великого правителя, показал, что он – человек, в котором сложнейшим образом переплелось грубое и ласковое, доброе и злое, гуманное и жестокое. Писатель показал, что Петр I был фигурой гениальной по своему потенциалу и масштабу произведенных преобразований в России.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A.16.9.4. Экран пиктограмм блоков питания преобразователя собственных нужд
  2. II. История духа (Geistesgeschichte), образующая канон
  3. X. Определение суммы обеспечения при проведении исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы
  4. А у четвёртых, которые вырастают из фруктов и семени, воля расположена в плоде, поэтому они образуются и произрастают из плода».
  5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
  6. Анализируя опыт мирового развития, можно выделить пять наиболее типичных моделей капиталистической экономики, базирующейся на многообразии форм собственности.
  7. Аналого – цифровой преобразователь
  8. Архитектура и изобразительное искусство
  9. Архитектурная композиция и образ
  10. Аутосомно-доминантный гипопла-стический гранулообразный ННА.
  11. Биологическая характеристика объекта в связи со средой обитания и образом жизни
  12. В помещении насосного блока находится электрооборудование, работающее под высоким напряжением, и подача жидкости пенообразователя может вызвать замыкание.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь