Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функции искусства в обществе



Значение искусства для жизни общества огромно. Оно помогает устанавливать общественную связь между людьми различных поколений, объединяя их вокруг определенных идей и идеалов. Л.Н. Толстой в трактате " Что такое искусство" говорит о том, что искусство - это способность быть средством человеческого общения и объединения на основе чувства " симпатии" и " солидарности" - передавать испытанные художником чувства с помощью " движений", линий, красок, звуков, образов, выраженных словами и " заражать" этими чувствами других людей. Влиянию искусства на формирование личности придавали большое значение античные мыслители, которые рассматривали искусство как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определенной психологической настроенности личности (Толстой Л.Н. Что такое искусство? - М., 1985.).

В большей степени, возвышение искусства происходит в немецкой классической философии, представители которой в поисках " цельного" человека видели в искусстве средство для достижения гармонии человеческих способностей. Именно искусство, по мысли И.Канта, может установить связь между миром природы, миром закономерности и миром свободы, может помочь в достижении гармонии человеческих интересов, может, как позже скажет Шиллер, быть опосредующей формой между чувственной и духовной сферой человеческой деятельности.

Н.Г.Чернышевский называл искусство учебником жизни, который все читают с удовольствием, ибо оно является и средством познания и способом воспитания, и средством стимулирования творческих способностей личности. Истинно художественное произведение, с точки зрения Чернышевского, будит в человеке художника, и подлинная сила искусства заключается не только в тех чувствах и мыслях, которые вложены в произведении, но и в чувствах, которые оно способно вызвать при соприкосновении с ним. В данном случае сила эстетического воздействия не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведением искусства, а наоборот, только начинается, исподволь, постепенно оказывая влияние на все сферы жизнедеятельности личности, на его мотивы, цели, и, в конечном счете, на поведение личности.

 

Словарь терминов

1. Гений

 

2. Дизайн

 

3. Конструктивизм

 

4. Концептуализм

 

5. Перфоманс

 

6. Романтизм

 

7. Символ

 

8. Талант

 

9. Футуризм

 

10. Энвайромент

 

Вопросы для самопроверки

1. Как определяли искусство в античности?

 

2. Что означало понятие " мимезис" в античности?

 

3. По какому принципу Аристотель классифицировал искусства?

 

4. Каков был критерий разделения искусств на " свободные" и " механические"?

 

5. Как соотносилось искусство и наука в эпоху Возрождения?

 

6. Что обозначали термином " изящные искусства"? Кто впервые употребил этот термин?

 

7. Кто считается " крестным отцом" эстетики как науки?

 

8. Какие виды искусств вы знаете?

 

9. Какой вид искусства доминировал в период Возрождения? Новое время?

 

10. Какой основной принцип реализма? Натурализма? Символизма? Модернизма?

 

11. Какая категория эстетики была доминирующей при определении искусства до XIX в.?

 

12. По какому критерию Кант различал понятие " гений" и " талант"?

 

13. Какие основные свойства гениальной личности?

 

14. Какие функции присущи искусству в обществе?

 

Темы курсовых работ и рефератов

1. Концепции происхождения искусства.

 

2. Миф и обряд. Инсценировка мифа в обряде и возникновение первобытного предтеатрального искусства.

 

3. Первобытность в современной культуре.

 

4. Искусство и мораль.

 

5. Искусство и религия.

 

6. Значение античности для мировой культуры.

 

7. Греческая мифология: основные этапы развития.

 

8. Греческое искусство.

 

9. " Золотой век" Перикла.

 

10. Поиски " золотого сечения", канона в архитектуре и скульптуре.

 

11. Учение о мимезисе как основе искусства.

 

12. Учение о катарсисе в античности.

 

13. Классификация видов искусства у Аристотеля (" Поэтика" ).

 

14. Литература и театр в античности.

 

15. Греческая драма.

 

16. Музыка в культуре Древней Греции.

 

17. Риторика и выдающиеся ораторы Греции.

 

18. Основные принципы античной риторики.

 

19. Античность и Возрождение, античность и Просвещение.

 

20. Искусство эллинизма. Эллинизм как синтез культур.

 

21. Искусство Древнего Рима.

 

22. Поэт и поэзия в римской культуре.

 

23. Христианство и искусство.

 

24. Развитие церковной музыки.

 

25. Молитва как образец и идеал художественного творчества.

 

26. Cпецифика средневекового искусства: этапы, стили.

 

27. Система образования и воспитания в Средневековье - принцип " семи свободных искусств", принцип " трех начал" (школа, скрипторий, библиотека).

 

28. Средневековая символика в искусстве.

 

29. Рыцарство и рыцарский идеал как светский эстетический и нравственный идеал.

 

30. Характеристика романского и готического стиля.

 

31. Синтез искусств в эпоху Средневековья.

 

32. Расширение библейской тематики в искусстве.

 

33. Поэзия вагантов и творчество трубадуров и миннезингеров.

 

34. Развитие театра.

 

35. Церковь и театр. Театральность литургии.

 

36. " Пейзажное" мышление древнерусских зодчих.

 

37. Русские иконы: характер древнерусских икон, иконописная техника, приемы, религиозная символика.

 

38. Христианские святые и их символика.

 

39. Новгородская школа иконописи (XII-XVI в.) - первичная школа русской иконописи.

 

40. Царская школа иконописи. Симон Ушаков.

 

41. Основные этапы расцвета искусства в Италии, представители.

 

42. Открытие прямой перспективы в эпоху Возрождения.

 

43. Учение о пропорции в эпоху Возрождения.

 

44. Изменение статуса художника в эпоху Возрождения.

 

45. Осваивание античных (мифологических и исторических) сюжетов в искусстве.

 

46. Гуманизм (XIV-XVвв.) - Петрарка, Бокаччо.

 

47. Высокое Возрождение - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджело

 

48. Протестантизм и его отношение к искусству.

 

49. Роль искусства в культуре Просвещения.

 

50. Доминирующее развитие драматического искусства в культуре Просвещения.

 

51. Возникновение романа в культуре Просвещения.

 

52. Новые формы музыкальной жизни в культуре Просвещения.

 

53. Пуританизм и искусство.

 

54. Классицизм в искусстве и в теории.

 

55. Спор о древнем и новом искусстве в культуре Просвещения.

 

56. Возникновение просветительского романа, портретной живописи.

 

57. Роль философии во французской культуре и ее влияние на художественную практику.

 

58. Классицизм. Основные эстетические принципы.

 

59. Характерные черты французского классицизма в литературе (Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Ларошфуко)

 

60. Характерные черты французского классицизма в живописи

 

61. Характерные черты французского классицизма в садовопарковом искусстве и архитектуре.

 

62. Борьба направлений в художественной культуре Просвещения (классицизм, барокко, рококо, реализм).

 

63. Искусство Германии в эпоху Просвещения.

 

64. Философия и эстетика немецкого Просвещения.

 

65. Золотой век испанской культуры (Лопе де Вега, Эль Греко, Веласкес и др.).

 

66. Искусство романтизма XVIII - XIX вв.

 

67. Отношение романтиков к культурному наследию.

 

68. Проблема интерпретации произведений искусства у романтиков.

 

69. Культ народной поэзии в романтизме.

 

70. Понимание искусства и его роли в обществе в романтизме.

 

71. Проблема синтеза искусств в романтизме.

 

72. Культ музыки в романтизме.

 

73. Миф в романтизме, высший вид познания, сверхобраз того, что содержит природа и история.

 

74. Миф и фантастика, любовь к чудесам и волшебству в романтизме.

 

75. Романтизм в Англии.

 

76. Пантеистическое понимание природы ранними английскими романтиками. Влияние этого понимания природы на романтическое изображение пейзажа.

 

77. Романтизм во Франции.

 

78. " Романтическая битва" 1820 года.

 

79. Шатобриан о соотношении античного и христианского искусства, цивилизации и природы.

 

80. Призыв к расширению сферы искусства путем включения гротескного, безобразного - В.Гюго.

 

81. Романтизм в Германии. " Йенская школа" романтиков.

 

82. Лозунг наивности искусства в романтизме.

 

83. Понятие романтической иронии.

 

84. Русское искусство XVIII - начала XIXв.

 

85. Искусство эпохи барокко.

 

86. Русская литература как важнейшая форма самовыражения русской нации XIXв.

 

87. Русское классическое музыкальное искусство XIXв.

 

88. Рубинштейн и первая русская консерватория.

 

89. Эстетическая система русской реалистической школы живописи.

 

90. " Товарищество передвижных художественных выставок".

 

91. Культурный ренесанс конца XIX - начала XXв.

 

92. Символизм.

 

93. Искусство импрессионизма.

 

94. Постимпрессионизм.

 

95. Русское искусство стиля модерн.

 

96. Художественные искания 1910-х годов.

 

97. " Серебряный век" русской поэзии. " Русские сезоны" в Париже (1909-1914.).

 

98. Ф.Ницше о художественном творчестве.

 

99. З.Фрейд о художественном творчестве.

 

100. А.Бергсон о художественном творчестве.

 

101. Противоречия художника и общества.

 

102. Новый символический язык искусства XX в..

 

103. Кубизм. Творчество Пикассо.

 

104. Футуризм

 

105. Фовизм,

 

106. Сюрреализм. Хоан Миро и С.Дали

 

107. Конструктивистские направления в искусстве.

 

108. Бесформенная живопись (ташизм, абстрактный экспрессионизм, лирическая абстракция).

 

109. Неореалистические направления (поп-арт. новый реализм, критический реализм).

 

110. Человек в культуре XXв.

 

111. Массовая культура. Факторы формирующие массовую культуру.

 

112. Феномен кича.

 

113. Рок - музыка.

 

114. Архитектура XX в.

 

115. Аудиоискусство - проводник массовой культуры.

 

116. Видеоискусство и его составные части: телевищание, кино, видео.

 

117. Особенность восприятия видеокультуры.

 

118. Популярные жанры кино и видео: боевики, комедии, эротика, фильмы ужасов.

 

119. Эротизация современной культуры.

 

120. Элитарное и массовое кино.

 

121. Вестернизация, американизация современной европейской культуры.

 

122. Проблема соотношения техники и духовной культуры.

 

Список литературы

Обязательная

1. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.. 1957

 

2. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957

 

3. Бальзак О. Об искусстве. М-Л., 1941

 

4. Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918

 

5. Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986

 

6. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987

 

7. Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4-х т. М.1968

 

8. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Т.1-2 Л-М., 1957

 

9. Дюбо Ж.Б. Критические размышления о поэзии и о живописи. М., 1976

 

10. Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993

 

11. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-тит. Т.5 М., 1994

 

12. Лессинг Г.Э. Лаокоон. // Избр. Пр-я. М-Л., 1953

 

13. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. С-П., 1892

 

14. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. В 2-х т. Т.1, М., 1990

 

15. Ортега и Гассет Х. Дегуманизация искусства. М..1991

 

16. Плеханов Г.В. - Письма без адреса. - В кн. Эстетика и социология искусства. В 2-х т. М..1979

 

17. Плеханов Г.В. - Искусство и общественная жизнь. - В кн. Эстетика и социология искусства. В 2-х т. М.1979

 

18. Толстой Л.Н. Что такое искусство? М., 1985

 

19. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - Избр. Эстет. произ. М., 1978

 

20. Флобер Г. Об искусстве. М, 1991

 

21. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М. 1968

 

22. Хейзинга Й. Homo ludens.Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992

 

23. Г.Юнг Э.Нойман. Психоанализ и искусство. 1966

 

Рекомендуемая и цитированная

1. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001

 

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1974

 

3. Борев Ю. Эстетика Ю. М 1988

 

4. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966

 

5. Вейдле В. Умирание искусства. СПб..1996

 

6. Дизраэли Исаак. История гения. Дубна., 2000

 

7. История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века. М., 1963

 

8. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1-5., М1962-1970

 

9. Мастера искусства об искусстве. Т.1-7., М1965-1970

 

10. Музыкальная эстетика западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1971

 

11. Кривцун О.А. Эстетика М., 1998

 

12. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978

 

13. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980

 

14. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980

 

15. Бычков В.В. Эстетика. М., 2002

 

Интернет-ресурсы (ссылки)

1. http: //www.philosophy.ru/library/belyi/symbol.html

 

2. http: //www.philosophy.ru/library/belyi/02.html

 

3. http: //www.philosophy.ru/library/bychkov/avantgarde.html

 

4. http: //www.philosophy.ru/library/misc/kandinskij.html

 

 

ТЕМА 14. ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ

14.1. Историческое представление о морали

14.2. Структура морали

14.3. Категории этики

14.4. Прикладная этика, профессиональная этика

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь