Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Смиренно-стоический смысл жизни



Смысл жизни, если вести ее " по разуму", в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Смирение - одна из них. Смирение является не чем иным, как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это упование на характер, внутренние силы и резервы, известная стойкость перед лицом неизбежности, неотвратимости, неизбывности (рис. 9.3.2).

Своеобразным выражением смысложизненной установки на смирение была греко-римская философская школа стоицизма. Ее представители исходили из убеждения, что жизнь подчинена судьбе, что все происходящее не может не происходить так, как оно происходит. Логос - всеобщая и разумная закономерность, лежит в основе всего существующего. В сознательном подчинении этой мировой закономерности или необходимости и состоит, по учению стоиков, свобода человека. Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит, полагали они.

Свободное подчинение объективной необходимости мира было у стоиков, однако, весьма специфическим. Активность человека им вообще-то не перечеркивалась, как могло бы показаться на первый взгляд. А достигалось это за счет выработки особой бытийной индифферентности (безразличия, равнодушия) к текущим событиям, внешним влияниям. Понятие неизбежного носило у стоиков " безразличный" характер. Подчинение через безразличие, индифферентность. Согласитесь, здесь есть и определенная доля независимости. События, к которым человек глубоко равнодушен, не могут иметь полной власти над ним.

Стоицизм, таким образом, нельзя отождествлять с фатализмом, для которого характерно пассивно-полное принятие неизбежности или предопределенности всего происходящего в мире, вплоть до отдельных событий и индивидуальных поступков. Принятие неизбежного в стоицизме носит в целом сдержанно-мужественный характер. Подчиняясь судьбе, стоик стремится все же сохранить какую-то внутреннюю свободу. По словам немецкого протестантского теолога и философа П. Тиллиха, стоицизм - это " мужество быть, мужество утверждения собственной разумной природы вопреки всему тому, что есть в нас случайного". Стоик внутренне готов и к альтернативному развитию событий, к другому миропорядку - просто нет выбора. Фаталист, напротив, не допускает его даже в принципе. Фатализм, в свете сказанного, можно считать крайней, экстремальной формой выражения смысложизненного смирения человека. Стоицизм - это очень суровое, т. е. строгое и серьезное, существование, способность сохранять человеческое лицо даже в условиях нечеловеческого существования.

 

Категорически - императивный смысл жизни

Идея смысла жизни как долга нашла свое наиболее полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Закон же этот, называемый по-другому категорическим императивом, формулируется следующим образом: " Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Любой индивидуальный и конкретный поступок, если только он претендует на нравственное качество, должен мыслиться под углом зрения этого универсального законодательства, быть в сущности своей моральным прецедентом или образцом для всех поступков подобного рода. Иными словами, каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.

Нравственно - это когда то, что делаю лично я, могли бы делать, повторить за мной миллионы других, вообще все люди, и жизнь при этом не только не расстроилась бы, а, наоборот, сделалась бы более человечной. Почему, например, следуя кантовскому категорическому императиву, нельзя лгать? Да потому, что если я стану врать, если вы будете врать, если все вдруг сделаются лгунами, то человеческая коммуникация окажется невозможной, совместная общественная жизнь просто развалится.

Категорический императив всеобщ и необходим. Он не только предшествует нравственному опыту, нравственному поведению, но впервые только и делает его возможным. Нравственный закон в форме категорического императива дается человеку его разумом. Он уходит своими корнями в свободно-творческое волеизъявление человека. У человека есть фундаментальный долг - быть человеком.

Кантовский категорический императив имеет также другую формулировку: " Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". Речь идет, таким образом, о важности и необходимости видеть в каждом отдельном человеке представителя рода человеческого, признавать в человеке именно человека и не использовать его поэтому в качестве средства или условия решения каких-то узкопрагматических задач, достижения определенно эгоистических целей. Рассматривать того или иного индивида в качестве человека - значит, уважать в нем его человеческое достоинство, видеть в нем - хотя бы в тенденции, принципиальной возможности - свободную личность, самоцельное существо. Человек самоцелен (и самоценен), также как и добро, которое он творит. Добро можно делать только ради добра, а не в виду какой-то выгоды, пользы, других сторонних соображений.

 

*******

 

Рассмотренные варианты смысла жизни, задаваемые жизнью разума, долгом, из него извлекаемым, имеют ряд привлекательных черт. Они обеспечивают в определенной мере глубинный покой души, развивают и укрепляют моральные силы человека, возвышают его духовно, что особенно важно в наш нравственно далеко не благополучный век. Они ведут также к углубленному пониманию мира, обстоятельств и людей, с которыми связана повседневная жизнь каждого из нас. Наконец, они выявляют и убедительно подтверждают несокрушимость свободного начала в человеческом бытии, свободу выбора, свободу воли человека.

Вместе с тем данные варианты несколько схематичны. Все богатство и разнообразие человеческой жизни втискивается ими в прокрустово ложе долженствования (рис. 9.3.3) - разумного, свободно принимаемого, но это уже оговорки. Они слишком ригористичны (прямолинейны), несправедливо пренебрегают обычными человеческими радостями и заботами. Намечаемая ими линия поведения для многих оказывается явно завышенной. Ее очень трудно придерживаться. Впрочем, различные подходы к смыслу жизни потому и существуют, что люди-то разные.

Оцениваемые здесь формы смысла жизни не лишены и внутренних противоречий. Чтобы там ни говорилось, а совместить предопределенность и свободу воли логически никак нельзя. Индифферентность стоиков - мнимое решение данной проблемы. Или возьмем кантовскую концепцию. Как быть, например, в ситуации конфликта двух или более обязанностей. Предположим, вы обещали одному человеку держать какую-то информацию в секрете, а другой просит вас открыть ее ему, быть искренним, правдивым. По категорическому императиву Канта, вы обязаны и держать слово-обещание, и говорить всегда правду. В предлагаемой ситуации, однако, два этих долга с очевидностью исключают друг друга.

 

Религиозный смысл жизни

К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также и соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая - ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизненных перспективах. И все же религиозное понимание смысла жизни стоит особняком - оно весьма специфично. Доминирует в нем не разум в человеческой его ипостаси, а вера, т.е. то, что разуму этому как раз противостоит. Религия, как принято считать, удовлетворяет бытийные потребности души, сердца человека, а потом уже, возможно, и разума. В этом смысле религия коренится в каких-то очень фундаментальных эмоциях и чувствах человека.

Что же, однако, это такое - религиозный смысл жизни? Если кратко, он заключается в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний, прежде всего заповедей любви и непротивления злу насилием, в приготовлении к достойному переходу в вечность, т.е. к жизни иной, на том свете. Как нетрудно понять, сама по себе земная жизнь человека в религиозной ее интерпретации лишена всякого смысла, всякой ценности и цели. Она бессмысленна так же, как бессвязны выдранные из книги клочки страниц (С. Франк) (http: //www.krotov.org/libr_min/f/frank/smysl_1.html).

Смысл в человеческую жизнь вносит лишь перспектива потустороннего мира, личного бессмертия и загробного воздаяния. Доминирует здесь убеждение в том, что если за пределами земного бытия для человека нет ничего, жизнь его - суета и тщета, т. е. бессмысленна. Земная жизнь дана человеку в качестве испытания, для страданий, которые, по христианскому вероучению, очищают и закаляют душу, укрепляют веру в Бога. Цель жизни, можно сказать, - в спасении души (рис. 9.3.4).

Религиозный смысл жизни привлекателен для очень многих людей. Он достаточно прост и лаконичен, а потому доступен человеку любого уровня развития (блаженны как раз " нищие духом" ). Эмоционально-образный строй его оставляет впечатление конкретности и убедительности. Религиозный смысл жизни по-своему примиряет человека с грозным роком - смертью. Последняя, как известно, является ахиллесовой пятой всех других (секуляризированных, светских) вариантов смысла жизни. Согласно религии, истинная жизнь со смертью только и начинается.

Религиозный смысл жизни дает человеку утешение в его жизненных страданиях, лишениях и невзгодах. Более того, он обещает вознаграждение за все это в будущей жизни. Осуждая погоню за земными, материальными благами и наслаждениями, религиозный смысл жизни ориентирует человека на первенство духовного, нравственного начала в нем. Нравственность, духовность действительно являются самым светлым и благородным измерением нашей жизни.

Посмотрим, однако, как и насколько обоснован религиозный смысл жизни. На чем он стоит? На вере, и только. А можно ли веру считать устойчивым, надежным основанием? Как сказать, в жизненной устойчивости вере вообще-то не откажешь. Можно согласится в данной связи с У. Джеймсом: человек имеет право верить в вещи (" воля к вере" ), у которых нет рациональных, т.е. ясных и убедительных, оснований, но которые тем не менее весьма полезны для жизни - в процессе адаптации к ее сложностям, заботам и тревогам. К сожалению, это право логически ведет к тертуллиановскому " Верую, потому что это абсурдно".

Религиозный смысл жизни обнаруживает известное уничижение человека, обидную недооценку его реальных сил и возможностей - как в отрицательном, так и в положительном плане.

 

9.3.5. Действенно-гуманистический смысл жизни

Данный смысл раскрывается через актуализацию и предметную реализацию внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению или самоутверждению личности, всестороннему и гармоничному развитию всех ее сущностных сил, внутренних задатков и талантов, чувств и разума. Одновременно это и самопознание, ответ на вопрос, что может, на что способен тот или иной человек. Движение здесь об богатства возможностей к богатству действительности.

Поскольку самореализация, как мы уже установили, составляет одну из базовых потребностей человека, то можно утверждать что смысл жизни имплицируется самой природой человека, по сути вытекает из нее. Иначе говоря, он представляет собой обобщенно-ценностное осмысление самой высокой, хотя и базовой потребности человека.

Действенно-гуманистический смысл жизни выигрышно отличается от других его вариантов или форм своей целостностью, своим динамизмом и оптимизмом. Вместе с тем у него немало и ахиллесовых пят. Во-первых, никто пока не открыл эффективных путей и средств для его массовой реализации. Он все еще удел немногих. Для остальных же он оказывается довольно смутным идеалом. Во-вторых, даже эта очень, казалось бы, оптимистическая концепция не снимает трагизма, связанного с конечностью или смертностью каждого отдельного человека, а, возможно, и человечества в целом.

Действенно-гуманистический смысл жизни позволяет понять, что никакого такого смысла в (у) жизни самой по себе нет. Вообще говоря, его можно было бы искать (находить, открывать) только в одном случае - если бы прежде он кем-то или чем-то был туда, в эту жизнь, вложен. Данному условию, отметим, удовлетворяет только религиозный смысл жизни, но о его спорности мы уже говорили. На самом деле смысл вносится в жизнь самим человеком. Это - его основной, или бытийный, выбор, главная цель, которую он определяет для себя, своей жизни. Она как нравственный закон определяет его линию поведения, его образ жизни (рис. 9.3.5). Смысл жизни живет постоянным осмыслением, рефлексией над тем, как и чем мы живем. Механизм действия смысла жизни можно сравнить с кантовской свободной причинностью, " причинностью из свободы". И, добавим, из будущего, " причинностью из будущего". Главная цель жизни всегда впереди, во всяком случае пока мы живем, живы. В то же время она постоянно реализуется в настоящим и уходит в прошлое. Вопрос " зачем живу? " рано или поздно становится вопросом " зачем жил? ". Но даже этот последний вопрос имеет проспективное измерение, идет к нам из будущего, правда, уже в форме упования, надежды.

Важно, определившись со смыслом жизни, следовать ему во всем своем повседневном существовании, в сотнях и тысячах мелких дел. А это, разумеется, нелегко. Ведь любить что-то далекое и высокое, то же человечество например, много легче, чем того или иного конкретного человека.

Повседневное следование смыслу жизни является одновременно и его обоснованием. Из данного обстоятельства - " рукотворности" обоснования смысложизненной ориентации следует один очень важный вывод. В случае затруднения с принятием смысла жизни его можно уточнить, изменить, а то и заменить. " Причинность из свободы" позволяет человеку начинать все сначала, при условии, разумеется, личного мужества, должной целеустремленности, силы воли. Тут желательно, можно и должно творить. Ни один путь в принципе не заказан. Что ж, дерзайте, творите, думайте, сомневайтесь.

 

Словарь терминов

1. антропология

 

2. гедонизм

 

3. гуманизм

 

4. категорический императив

 

5. неравенство социальное

 

6. природа

 

7. природа человека

 

8. природные дарования

 

9. религия

 

10. самореализация

 

11. смысл

 

12. смысл жизни

 

13. справедливость

 

14. фатализм

 

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся между собой термины " природа" и " сущность"?

 

2. Что понимал под природой человека К.Маркс?

 

3. Назовите основные базовые потребности человека.

 

4. Как связана природа человека с прогрессом и его критериями?

 

5. Как понимали справедливость Платон и Аристотель?

 

6. Соотношение справедливости и равенства.

 

7. Справедливо ли природа распределяет таланты между людьми, или Можно ли обижаться на природу?

 

8. Какой принцип справедливости и почему является наиболее адекватным современному демократическому обществу?

 

9. Связан ли и как смысл жизни с ее целостностью?

 

10. Что такое гедонизм в проблеме смысла жизни?

 

11. Подходит ли аскеза современному человеку?

 

12. Были ли стоики фаталистами?

 

13. Страдает ли внутренним противоречием кантовский категорический императив?

 

14. За что можно критиковать религиозный смысл жизни?

 

15. Какие преимущества у действенно-гуманистического смысла жизни?

 

Темы курсовых работ и рефератов

1. Антропология: что такое человек?

 

2. Религиозная вера и человеческое бытие

 

3. Идея homo sapiens

 

4. Идея homo faber

 

5. Идея Сверхчеловека по Ницше

 

6. Человек - существо трансцедирующее

 

7. Природа человека: генетический аспект проблемы

 

8. Человек как существо социальное

 

9. Уважение и самоуважение как социальные феномены

 

10. Идентификация и идентичность (человеческого индивида)

 

11. Природа человека и социальный прогресс

 

12. Человеческое бытие: взаимосвязь сущности и явления

 

13. Справедливость как истина социального бытия

 

14. Справедливость: попытка определения

 

15. Справедливость и равенство

 

16. Справедливость и неравенство

 

17. " Маленький человек" - что это такое?

 

18. Справедливость и социальный прогресс

 

19. Смысл жизни как " вечная" проблема

 

20. Гедонизм: о месте и роли наслаждения в жизни человека

 

21. Какие ограничения нужны человеку

 

22. Долг и смысл жизни

 

23. Стоицизм как смысложизненная позиция

 

24. Религиозный смысл жизни: " за" и " против"

 

25. Смерть и смысл жизни

 

26. Эвтаназия и смысл жизни

 

27. Клонирование и смысл жизни

 

28. Гуманизм: идеал и реальность

 

Список литературы

Обязательная

1. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. С. 439-455.

 

2. Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 155-162, 177-186, 187-214.

 

Рекомендуемая и цитированная

1. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. - М., 2000.

 

2. О человеческом в человеке. - М., 1991.

 

3. Бубер М. Я и Ты. - М., 1993.

 

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

 

5. Брюнинг В. Философская антропология: Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1997.

 

6. Марков Б.В. Философская антропология. - СПб., 1998.

 

7. Гуревич П.С. Философская антропология. - М., 1997.

 

8. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

 

9. Хейзинга И. Ното 1ш1еп8. - М., 1992.

 

10. Феномен человека. Антология. - М., 1993.

 

11. Что такое человек? - СПб., 1996.

 

12. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

 

13. Алексеева Т. А. Справедливость как политическая концепция. - М., 2001.

 

14. Бердяев Н. А. Философия неравенства. - М., 1990.

 

15. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. - М., 1994.

 

16. Шохов И. П. Правда о справедливости. - М., 1995.

 

17. Смысл жизни: опыт философского исследования. - М., 1992.

 

18. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

 

19. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. Кн.1-2. - М., 1991-1995.

 

Интернет-ресурсы (ссылки)

1. http: //www.philosophy.ru/library/ - электронная библиотека Института философии РАН

 

2. http: //www.earlham.edu/~peters/gpi/index.htm - путеводитель по философии в Интернете (англ.)

 

3. http: //anthropology.ru/

 

4. http: //www.elenakosilova.narod.ru/

 

5. http: //www.courier.com.ru/humanities/

 

 

ТЕМА 10. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

10.1. Предмет и задачи философии права

10.2. Сущность права

10.3. Понятие права

10.4. Правовая онтология

10.5. Правовая аксиология

10.6. Правовая гносеология

10.7. Юридическая концепция общего блага

10.8. Право в системе социальных норм

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1240; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь