Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общие труды по русскому искусству XVIII века
1. Алпатов М.В. Очерки по истории русского искусства: В 2 т. 2. Андроникова М. Об искусстве портрета. М., 1975. 3. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII в. М., 1983. 4. Верещагина А.Г. Художник. Время. История: Очерки 5. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978. 6. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. М., 1968. Т. 6. 7. Грабарь И. История русского искусства. М., 1960—1964. 8. Избранные произведения русских мыслителей второй поло- 9. История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. М.,
10. История русского искусства / Ред. В.И. Плотников. М., 1980. 11. История эстетики. Памятники мировой эстетической мыс- 12. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964. 13. Лихачев Д.С. Поэзия садов. СПб., 1991. 14. Лужецкая О.П. Техника масляной живописи русских мас- 15. Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера. XVIII в. М., 1965. 16. Русская архитектура. М., 1988. 17. Русское искусство. Барокко. М., 1977. 18. Русское искусство первой четверти XVIII в.: Материалы и 19. Русское искусство XVIII в.: Материалы и исследования. 21. Русское искусство XVIII — первой половины XIX в. 22. Русский портрет XVIII—XIX вв. в музеях РСФСР. М., 1976. 23. Савинов А.Н. Академия художеств. М.; Л., 1948. 24. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII — начала XIX вв. М., 1951. 25. Шарандак Н.П. Русская портретная живопись петровско- Монографии 1. Алексеев М.П. Вольтер и русская культура XVIII в. // Воль- 2. Алексеева Т.В. Боровиковский. М., 1975. 3. Аркин П.Н. Растрелли. М., 1954. 4. Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий. Л., 1985. 5. Гершензон-Чегодаева Н.В. Левицкий. М., 1964. 6. Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли. Л., 1963. 7. Ильина Т.В. Иван Вишняков. Массовая библиотека по ис- 8. Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. М., 1979. 9. Иогансен М.В. Михаил Земцов. Л., 1975.
10. Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство сере- 11. Каганович А.Л. «Медный всадник». История создания 12. Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988. 13. Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. Л., 1976. 14. Лапшина Н.П. Федор Степанович Рокотов. М., 1979. 15. Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1976. 16. Лебедянский М.С. Алексей Зубов. Массовая библиотека 17. Лисаевич И. Первый архитектор Петербурга. Л., 1971. 18. Малиновский К.В. М.И. Махаев. Л., 1978. 19. Молева Н. Иван Никитин. М., 1972. 20. Некрасова Е.А. Ломоносов — художник. М., 1980. 21. Овсянников ЮМ. Доменико Трезини. Жизнь в искусстве. 22. Сахарова И.Н. Антропов. М., 1974. 23. Селинова Т.А. Иван Петрович Аргунов. М., 1973. 24. Сучков Г.С. Рокотов. М., 1976. 25. Талепоровский В.Н. Кваренги. М., 1954. 26. Талепоровский В.Н. Чарльз Камерон. М., 1939. 27. Яковлева Н.А. Федот Иванович Шубин. Л., 1984. 28. Яковлева Н.А. Григорий Угрюмов. Л., 1982. Искусство XIX века IV ЭТАП: ПРОБЛЕМНАЯ ЭКСКУРСИЯ Студент на протяжении нескольких семестров учился работать Теперь перед ним особая задача: разработка проблемной эк- pa. Готовясь и проводя монографическую экскурсию, студент в В чем же суть задания — проблемная экскурсия? Поясним Как готовиться к выполнению задания такого плана? Многие эле- Предварительная работа по подготовке к занятию проблем- В процессе реализации темы «Религиозные искания...» целесо- Одновременно тщательно и подробно изучаются источники, Только после сопоставления разных «точек» смысловых пла- Конечно, необходимо, как и на предыдущих семинарах по ис- Создание экскурсии проблемного плана требует широкой эру- Темы для организации занятий проблемного типа могут быть Но студент должен уметь формулировать проблемы, которые В музейной среде необходимо учитывать специфику собра- Формы проведения занятия проблемного характера или дис- Весьма полезным для будущего учителя будет опыт, приобре- Педагогу, ведущему изобразительное искусство в школе, очень Этот тип занятий синтезирует все элементы методики анали- ТЕМА 1. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ - Разнообразие художественной жизни Франции. Романтичес- Рекомендуемые темы и произведения 1. Летьер Г. «Смерть Катона Утического» — классическое 2. Давид и его школа в собрании Эрмитажа:
— Жак Луи Давид «Сафо и Фаон», 1809 г. — картина, харак- — Антуан Жан Гро «Наполеон Бонапарт на Аркольском мо- — Жан-Огюст Доминик Энгр «Портрет графа Гурьева Н.Д.», — Пьер Нарсис Герен «Морфей и Ирида», «Сафо на Левкадской 3. Произведения мастеров романтического направления: — Карл Берне «Наполеон на охоте в Компьенском лесу»; — Орас Берне «Голова араба», 1819 г., «Портрет генерала Паб- — Эжен Делакруа «Охота на львов в Марокко», 1854 г., «Ма- — Бари анималистические скульптурные композиции. 4. Работы художников салонного направления: — Ипполит Поль Деларош «Портрет Генриэтты Зонтаг», «От- — Франсуа Ксавье Винтерхальтер «Портрет графини О.Э. Шу- — Жан Леон Жером «Дуэль после маскарада», 1857 г., «Про- 5. Барбизонская школа живописи — образ природы в творче- — Теодор Руссо — основатель школы. Анализ композицион- — Нарсис Виржиль Диаз де ла Пенья «Цыгане, слушающие — Жюль Дюпре «Лесной пейзаж», «Деревенский пейзаж», — Шарль Франсуа Добиньи «Пруд», «Берег», «Берега реки 6. Произведения художников-реалистов середины и второй — Камиль Коро «Пейзаж с озером», «Крестьянка, пасущая коро- — Франсуа Милле «Крестьянки с хворостом», «Пейзаж с кре- — Гюстав Курбе «Пейзаж с мертвой лошадью» — сопоставле- 14-4015 209 ТЕМА 2. ИСКУССТВО РОССИИ Основные проблемы Спрессованность творческих методов, стилей в русском ис- Внутренняя логика художественного процесса в русской жи- 1. Архитектура первой половины XIX в. Два этапа развития Самостоятельная разработка студентом возможных маршрутов Моноэкскурсии (по выбору) A. 1. Казанский сбор. А. Воронихин. 2. Адмиралтейство. А. Коробов — А. Захаров. 3. Биржа. Тома де Томон. Б. 1. Главный штаб. К. Росси. 2. Ансамбль Михайловского замка. В. Бренна — В. Баженов. 3. Ансамбль Александрийского театра. К. Росси. 4. Ансамбль Елагина дворца. К. Росси. 5. Марсово Поле и Павловские казармы. В. Стасов B. 1. Исаакиевский собор. О. Монферран. Тенденции исторической динамики стиля в русской скульпту- Задание студентам: 1) Разработка маршрута экскурсии по городу с анализом важ- 2) Разработка экскурсии в Русском музее или музее скульп- 3. Русская художественная школа в XIX в. (частично опере- 4. Русская живопись первой половины XIX в. Личность художника и творческий метод. Варианты заданий: A. Процесс создания, особенности истолкования (историческая 1. К..П. Брюллов. «Последний день Помпеи». 2. Ф.А. Бруни. «Медный змий». 3. А.А. Иванов. «Явление Мессии». Б. Монографии: 1. А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев. 2. О.А. Кипренский. 3. А. Г. Венецианов и венециановцы. 4. В.А. Тропинин. 5. П.А. Федотов. 6. К-П. Брюллов. 7. А.А. Иванов. B. Проблемные выступления: 1. Отечественная история в русской живописи первой по- 2. Героика войны 1812 г. в русской живописи XIX в. 3. Отзвуки событий 14 декабря 1825 г. в русской живописи 4. «Лицо в предельной его сущности, в какой оно явилось 5. Женский и детский портрет первой половины XIX в. 6. Русская природа и крестьянство в живописи первой по- 7. Город и горожане в русской живописи первой половины 8. Композиция—пластика—цвет в русской живописи 14* ТЕМА 3. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ Основные проблемы Импрессионизм как явление художественной культуры Фран- Рекомендуемые темы и произведения 1. — Клод Оскар Моне «Дама в саду», 1867 г. произведение, — «Пруд в Монжероне», 1876 г., «Уголок сада в Монжероне», — «Стог сена в Живерни», 1886 г., «Луга в Живерни», 1888 г., — «Мост Ватерлоо», 1903 г.
2. Альфред Сислей «Деревня на берегу Сены», 1872 г., «Вет- 3. Огюст Ренуар «Дама в черном», 1876 г., «Портрет артистки 4. Камиль Писсаро «Бульвар Монмартр», 1897 г., «Площадь 5. Эдгар Дега «Причесывающаяся женщина», 1885 г., «Туа- 6. Поль Синьяк «Гавань в Марселе», 1906 г. — характеристи- 7. Огюст Роден «Человек со сломанным носом», «Грешница», Возможны варианты проведения занятий: 1-й вариант — эволю- метод импрессионистов, его характеристика, сопоставление с лите- Дается достаточно полный перечень произведений художни- ТЕМА 4. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ Основные проблемы Постимпрессионизм в контексте культуры конца XIX — нача- Рекомендуемые темы и произведения 1. Поль Сезанн: — «Девушка у пианино. Увертюра к Тангейзеру», 1865—1867 гг. — — «Автопортрет», 1873—1875 гг., «Букет цветов в вазе», — «Берега Марны», 1888 г., «Большая сосна близ Экса», — «Фрукты с драпировкой», около 1890 г., «Курильщик», 2. П. Поль Гоген: — «Таитянские пасторали», 1893 г. — образ «таитянского рая» — «Беседа», 1891 г., «Сцена из жизни таитян», 1896 г., «Женщи- — «Идол», 1898 г., «Подсолнухи», 1901 г. — природа и чело- 3. Винсент Ван-Гог: — «Арена в Арле», 1888 г. — изучение живописной манеры — «Арльские дамы», «Воспоминание о саде в Эттене», 1888 г. — — «Куст», 1889 г. — «натурная импровизация», «метод " оче- Поясните смысл фразы В. Ван-Гога: «Все, сделанное мною с — «Хижины», 1890 г. — особое вангоговское сочетание страст- «Чудовищно радостные» краски и напряженное «взрывающе- Размышления Ван-Гога в письмах о своей миссии художника, ТЕМА 5. РУССКОЕ ИСКУССТВО Основные проблемы Социоцентрический характер художественного процесса, за- Задание предполагает самостоятельную подготовку студентом Рекомендуемые темы 1. Скульптура второй половины XIX в. 2. Живопись второй половины XIX в. 3. Архитектура эпохи историзма в Петербурге. Варианты заданий A. Монографическая экскурсия, посвященная творчеству Н.Н. Ге, Б. Закономерности развития реализма. 1. Социально-обличительная живопись 1860-х годов. 2. Живопись 1870-х годов (портрет, социально-бытовой и 3. Социально-исторические ориентации в жанрах жи- 4. Пейзаж и формирование «пейзажного видения» в живо- 5. Прогностические мотивы в живописи второй половины B. Основные проблемы и родовые элементы живописной кар- 1. Картина мира как модель социально-исторической ре- 2. Образ Человека, его судьба, роль в общественной жизни 3. Нравственный выбор как «взять ли за Господа Бога рубль 4. Общество, его состав и общественные отношения (семья, 5. Русская история в живописи. Проблема взаимоотноше- 6. Революционное движение в зеркале живописи. 7. Образ России в живописи второй половины XIX в. Г. Мотивы и их внутренний смысл. 1. Пространство и дорога в русской живописи XIX в. 2. Странник и странничество в русской живописи XIX в. 3. Мотив противостояния в композиции русской картины 4. Герой и толпа в русской живописи. 5. Слово и его духовная сила в русской живописи XIX в. 6. «Человек в пленэре» в русской живописи XIX в. 7. Евангельские мотивы в русской живописи XIX в. Д. Система жанров в русской живописи второй половины 1. Социально-обличительный жанр. 2. Портрет. 3. Социальный и социально-бытовой жанры (сопоставитель- 4. Социально-историческая, социально-бытовая картина и 5. Пейзаж. 6. Религиозная живопись. 7. Фольклорный жанр. ТЕМА 6. РУССКОЕ ИСКУССТВО Основные проблемы Искусство эпохи канунов в контексте истории и мирового ху- дение лирической концепции, отход от сюжетности к бессобытий- Примерная тематика проблемных экскурсий, 1. Реализм в русском искусстве конца XIX — начала XX в. 2. Передвижничество. Рубежный период. 3. Проявление символизма на рубеже XIX—XX в. 4. Импрессионизм и пленэр в русской живописи. Конец XIX —
5. Творческая личность в русской и западноевропейской жи- 6. Прогностические тенденции в русском изобразительном 7. Религиозные искания в творчестве русских художников Се- 8. Символизм в искусстве конца XIX — начала XX в.: Россия, 9. Образ женщины в русском искусстве конца XIX — начала XX в.
10. Земля и космос в творчестве русских художников Сереб- 11. Стиль модерн как явление художественной культуры на 12. Художественные объединения в конце XIX — начале XX в. 13. Искания в области скульптуры. Конец XIX — начало XX в. 14. Автопортрет в русском искусстве. Конец XIX — начало XX в. 15. Меценаты, маршаны и коллекционеры, их роль в художе- 16. Мастера искусства об искусстве: Винсент Ван-Гог, Поль РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств Фран- 2. Вентури Лионелло. От Мане до Лотрека. М., 1957. 3. Вентури Лионелло. Художники нового времени. М., 1956. 4. Всеобщая история искусств: В 6 т. М., 1964. Т. 5. 5. Геллер Каталин. Французская живопись XIX века. Буда- 6. Западноевропейское искусство второй половины XIX века. 7. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дю- 8. Импрессионисты, их современники и соратники. М., 1976. 9. КалитинаН.Н. Французская пейзажная живопись 1870—1970.
10. Калитина Н.Н. «Эпоха реализма» во французской живо- 11. Калитина Н.Н. Французский портрет XIX века. Л., 1985. 12. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство 13. Каталог выставки Москва—Париж 1900—1930 гг. М., 1981. 14. Кожина Е.Ф. Романтическая битва. Л., 1969. 15. Кочик О. Импрессионизм. Западноевропейское искусство 16. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М., 1967. Т. 4. 17. Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. М., 1973. 18. Прокофьев В.Н. Работы разных лет. М., 1985.
19. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины 20. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живопи- 21. Ревалд Джон. История импрессионизма. Л.; М., 1959. 22. Ревалд Джон. Постимпрессионизм. Л.; М., 1962. 23. Рейтсверд О. Импрессионисты перед публикой и крити- 24. Тугендхольд Я.А. Избранные статьи и очерки. М., 1987. 25. Чегодаев А.Д. Естественная история салонного искусства // 26. Яворская Н.В., Терновец Б. Художественная жизнь Фран- 27. Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы живописи. 28. Яворская Н.В. Работы разных лет. О французском искус- Монографии о художниках, 1. Алпатов М.В. Камиль Коро. М., 1984. 2. Бальзак об искусстве. М.; Л., 1941. 3. Барская А.Г. Поль Сезанн: Альбом. М., 1975. 4. Богемская К.Г. Клод Моне. М., 1984. 5. Ван-Гог. Письма / Вступ. статья Ю.Г. Кузнецова. М., 1966. 6. Воллар А. Сезанн. Л., 1934. 7. Воллар А. Ренуар / Пер. с фр. М., 1995. 8. Гоген Поль. Письма. Ноа—Ноа (Прежде и потом) / Вступ. 9. Гоген. Взгляд из России: Альбом-каталог. М., 1989.
10. Дега Э.: Альбом / Вступ. статья Б. Зернова. М., 1965. 11. Дега Э. Письма, воспоминания. М., 1971. 12. Делакруа Э. Мысли об искусстве. М., 1960. 13. Делакруа Э. Дневник. М., 1950. 14. Денвир Б. Импрессионизм: художники и картины / Пер. с 15. Дмитриева Н.А. Винсент Ван-Гог. М., 1980. 16. Калитина Н.Н. Оноре Домье. Л., 1952. 17. Калитина Н.Н. Поль Синьяк. М., 1976. 18. Камиль Коро. Художник, человек (документы, воспомина- 19. Кантор-Г у ков екая А.С. Поль Гоген. Жизнь и творчество. 20. Курбе Г. Письма, документы, воспоминания современни- 21. Линдсей Джек. Поль Сезан. Жизнь в искусстве. М., 22. Мурина Е.Б. Ван-Гог. М., 1978. 23. Перрюшо А. Поль Гоген. М., 1979. 24. Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М., 1974. 25. Перрюшо А. Сезанн. М., 1967.
26. Писсарро Камиль: Письма, критика, воспоминания совре- 27. Рейтесверд О. Клод Моне. М., 1965. 28. Реуар Ж. Огюст Ренуар.М., 1970. 29. Роден Огюст. Искусство. Ряд бесед, записанных П. Гзелль. 30. Роден Огюст. Сб. статей о творчестве. М., 1960. 31. Ромм А.Г. Огюст Роден. М., 1946. 32. Сера Ж., Синьяк П. Письма, дневники, литературное на- 33. Чиликин A.M. Огюст Роден. Л., 1970. 34. Ж.-Д. Энгр об искусстве. М., 1962. 35. Яворская Н.В. Сезанн. М., 1935. Литература о памятниках искусства 1. Березина В.Н. Французская живопись первой половины и 2. Березина В.Н. Государственный Эрмитаж. Французская 3. Березина В.Н. Жан Огюст Доминик Энгр. Л., 1967. 4. Березина В.Н. Энгр. Портрет Н.Д. Гурьева. Л., 1960. 5. Березина В.Н. Французская живопись XIX века в собрании 6. Изергина А.Н. Французская живопись в Эрмитаже (первая 7. Кожина Е. Картины Делакруа в Эрмитаже. Л., 1968. 8. Костеневич А.Г. Западноевропейская живопись XIX—XX вв. 9. Костеневич А.Г. Французское искусство конца XIX — на- 10. Морозов и Щукин — русские коллекционеры. От Моне до Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы