Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВОЕОБРАЗИЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.



ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИСПАНИИ

Основные проблемы

Духовные истоки нидерландского искусства эпохи Возрожде-
ния. Образ вселенной в произведениях нидерландских мастеров
XV—XVI вв. Образ человека в живописи мастеров Северного
Возрождения. Своеобразие живописного метода нидерландских
художников ренессансного периода. Художественно-культурные
взаимодействия Италии и Нидерландов. Специфика ренессанс-
ного мироощущения гуманистов Испании и Германии. Религия и


искусство в этих регионах. Взаимодействие с художественной куль-
турой Италии.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Нидерландская живопись XV в.:

— Робер Кампен «Мадонна с младенцем у камина», «Трои-
ца», диптих, 1430-е гг.;

— Рогир ван дер Вейден «Св. Лука, рисующий мадонну», пер-
вая половина XV в.;

— неизвестный художник «Снятие с креста», конец XV — на-
чало XVI в.;

— Гуго ван дер Гус «Поклонение волхвов», триптих, вторая
половина XV в.;

— Гуго ван дер Гус(? ), Марселис Кофферман «Оплакивание
Христа»;

— Дирк Боутс «Христос в терновом венце»;

— Герард Давид «Мария, обнимающая мертвого Христа».

2. Нидерландская живопись XV в.:

— Жан Белльгамб. Триптих «Благовещение»;

— Маринус ван Роймерсвале «Сборщики податей», «Меняла
и его жена»;

— мастерская Иоахима Патинира «Пейзаж со сценой отдыха
на пути в Египет»;

— Ян Мандейн «Пейзаж со сценой легенды о Св. Христофоре»;

— мастер женских полуфигур «Музыкантши»;

— Питер Брейгель Младший «Поклонение волхвов», «Зимний
пейзаж с конькобежцами», «Проповедь Св. Иоанна Крестителя».

3. Искусство Германии XV—XVI вв.:

— «Портрет молодого человека» Амброзиуса Гольбейна —
образ человека в портретах немецкого Ренессанса.

Произведения Лукаса Кранаха Старшего:

— «Венера и Амур», 1509 г. своеобразие трактовки обра-
зов Венеры в творчестве Кранаха и немецкой живописи нача-
ла XVI в.;

— «Мадонна с младенцем под яблоней» — специфика трак-
товки образа мадонны, отражение идей Лютера в творчестве
Кранаха. Влияние итальянского искусства;

— «Женский портрет», около 1526 г.;

— «Портрет Альбрехта Бранденбургского в кардинальском
облачении».


4. Искусство Испании XV—XVI вв.:

— «Св. Себастьян и Св. Фабиан», конец XV в. — образец
живописи раннего Возрождения в Испании. Своеобразие иконо-
графии и эмоциональной характеристики персонажей;

— «Положение во гроб» произведение неизвестного мастера,
конец XV в. — нарастание ренессансных черт, вероятное знаком-
ство с нидерландской живописью;

— Луис де Моралес «Мадонна с прялкой», 1570 г. — сравнение
с аналогичными (образы мадонн) полотнами итальянских мастеров;

— Луис де Моралес «Скорбящая богоматерь», 1570-е годы —
экзальтированная трактовка христианских сюжетов, специфика
живописной манеры испанского мастера;

— Эль Греко «Апостолы Петр и Павел», конец 1580 годов —
сложная психологическая характеристика евангельских персона-
жей, виртуозная живописная манера Эль Греко;

 

— портрет поэта Алонсо Эрсильи и Суньиги — испанский
художник XV в. по оригиналу Эль Греко;

— Луис Тристан. Портрет Лопе де Беги — интеллектуальная
утонченная портретная характеристика.

ТЕМА 6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ИСКУССТВУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(семинарское занятие в аудитории)

Варианты тем семинара

1. Философы, поэты и художники эпохи Возрождения о пре-
красном в человеке.

2. Мастера эпохи Возрождения об искусстве.

3. Античное наследие в искусстве эпохи Возрождения.

4. Образ Мадонны в искусстве эпохи Возрождения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
История

1. Альтамира-и-Кревела Р. История Испании. М., 1951. Т. 1.

2. Бродель Фернан. Материальная цивилизация, экономика и
капитализм XV—XVIII вв.: В 3 т. М., 1988. Т. 2.

3. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живо-
писцев, ваятелей и зодчих. М., 1956. Т. 1.

4. Всемирная история. М., 1958. Т. 4.

5. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.


6. История Европы. От средневековья к новому времени (ко-
нец XV — первая половина XVII в.). М., 1993. Т. 3.

7. История Италии. М., 1970. Т. 1.

8. Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового време-
ни. Л., 1974.

9. Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Гер-
мании перед Реформацией. М., 1952.

10. Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой кре-
стьянской войны. М., 1962.

Философия. Эстетика

1. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

2. Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2.

3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль
мышления. М., 1978.

4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индиви-
дуальности. М., 1989.

5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди.
М., 1995.

6. Бахтин М. Франсуа Рабле и народная культура средневе-
ковья и Ренессанса. М., 1965.

7. Бургхарт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: В 2 т.
СПб., 1905—1906.

8. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянско-
го Возрождения. М., 1977.

9. История эстетики. Памятники мировой эстетической мыс-
ли: В 5 т. М., 1962. Т. 1.

10. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

11. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М., 1966. Т. 2.

12. Монтень М. Опыты: В 3 т. М.; Л., 1954.

13. Мор Т. Утопия / Вступ. ст. В. П. Волгина. М.; Л., 1953.

14. Кузанский Николай. Избранные философские сочинения.
М., 1937.

15. Роттердамский Эразм. Философские произведения. М.,
1987.

16. Эстетика Ренессанса. В 2 т. / Под ред. В.П. Шестакова.
М., 1981.

Общие труды

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3 т. М.; Л.,
1949. Т. 2.


2. Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джот-
I то. М.; Л., 1939.

3. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского
Возрождения. М., 1978.

4. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского ис-
кусства. М., 1963.

5. Бенеш. О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с
современными духовными и интеллектуальными движениями. М.,
1973.

6. Бернсон Б. Итальянская живопись эпохи Возрождения. М.,
1965.

7. Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в.
М., 1956.

8. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI в. М., 1977.
Т. 1—2.

9. Всеобщая история искусств. М., 1962. Т. 3.

 

10. Гершензон-Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет XV века.
Его истоки и судьбы. М., 1972.

11. Гренберг ЮМ. Технология станковой живописи. М., 1982.

12. Данилова И.Е. Джотто и его эпоха. М., 1990.

13. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Воз-
рождения. М., 1963.

14. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985. Вып. 1.

 

15. Искусство раннего Возрождения: Италия, Нидерланды,
Германия. М., 1980.

16. Каптерева Т.П. Искусство Испании: Очерки. М., 1983.

17. Каптерева Т.П. Искусство Испании. Средние века. Эпоха
Возрождения. М., 1989.

18. Колпинский Ю. Искусство Венеции XVI в. М, 1986.

19. Колпинский Ю. Образ человека в искусстве эпохи Возрож-
дения. М.; Л., 1941.

20. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.

21. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

22. Малицкая К- Испанская живопись XV—XVII веков. М.,
1947.

23. Малицкая К. Эпоха Возрождения в Испании. Ренессанс.
Барокко. Классицизм. М., 1966.

24. Мастера искусства об искусстве. М.; Л., 1966. Т. 3.

25. Муратов П. Образы Италии. М., 1921.

26. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. М., 1981.

 

27. Ротенберг Н.Н. Искусство Италии. Средняя Италия в
период Высокого Возрождения. М., 1966.

28. Ротенберг Н.Н. Искусство Италии XVI в. М., 1968.

 

29. Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского
Возрождения. М., 1987.

30. Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели
XV— XIX вв. Л., 1967.

31. Фихнер Е.Ю. Нидерландская живопись XVI в. Л., 1949.

32. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1982.

33. Чернова А.Д. Все краски мира, кроме желтой. М., 1987.

34. Эстетика Ренессанса / Под ред. В. П. Шестакова. М., 1981.
Т. 1—2.

Монографии

1. Альберты Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М., 1935—1937.

2. Антонова А.И. П. Веронезе. М., 1957.

3. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессанс-
ного творческого мышления. М., 1990.

4. Валлантен А. Эль Греко. М., 1962.

5. Гершензон-Чегодаева Н.В. Брейгель. М., 1983.

6. Г ращенное В.Н. Рафаэль. М., 1971.

7. Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли.М., 1977.

8. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты: В 2 т. М.; Л., 1957.

9. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, фло-
рентийца, написанная им самим во Флоренции. М.; Л., 1931.

 

10. Знамеровская Т.П. Микеланджело да Караваджо. М., 1955.

11. Знамеровская Т.П. Проблемы кватроченто и творчество
Мазаччо. Л., 1975.

12. Каптерева Т.П. Эль Греко: Монографический очерк. М.,
1965.

13. Караваджо. Документы, воспоминания современников. М., 1975.

14. Климов Р.Б. Питер Брейгель. М., 1954.

 

15. Кустодиева Т.К. С. Боттичелли. Л., 1971.

16. Кустодиева Т.К. Рафаэль. Л., 1964.

17. Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М., 1952.

18. Лазарев В.Н. Микеланджело. Жизнь. Творчество. М., 1964.

19. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи / Пер. А.А. Губера
и В.К. Шилейко; Под ред. А. Гарбичевского; Предисл. В.Н. Лаза-
рева. М., 1934.

 

20. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика
Германии конца XIV — первой половины XV вв. М., 1972.

21. Микеланджело и его время. М., 1978.

22. Свидерская М.И. Творчество Аннибале Караччи как исто-
рико-художественная проблема. Искусство Запада. М., 1971.


23. Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI в. М.,
1964.

24. Рафаэль и его время. М., 1986.

Литература о произведениях,
находящихся в собрании Эрмитажа

1. Андросов 0.0., Фаэнсов Л.И. Государственный Эрмитаж.
Художественная бронза итальянского Возрождения: Каталог вы-
ставки, Л., 1976.

2. Бенуа А.Н. Путеводитель по картинной галерее Импера-
торского Эрмитажа. СПб., б/г.

3. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство
XVI—XVIII веков. Л., 1974.

4. Всеволожская С.Н., Григорьева И.С., Фомичева Т.Д. Италь-
янская живопись XIII—XVIII веков в собрании Эрмитажа. Л., 1964.

5. Всеволожская С.Н. Картины Караваджо и его школы в
Эрмитаже. Л., 1970.

 

6. Государственный Эрмитаж. Отдел западноевропейского
искусства. Л.; М., 1958. Т. 1—2.

7. Дмитриева О.В. Художники итальянского Возрождения
XIV—XVI вв. Л.; М., 1964.

8. Западноевропейское прикладное искусство XII—XIX веков
в Эрмитаже / Под ред. Бирюковой Н.Ю. Л., 1974.

9. Зарецкая Э.В., Косарева Н.К. Государственный Эрмитаж.
Западноевропейская скульптура XV—XX веков. М.; Л., 1960.

 

10. Итальянская живопись XIII—XV веков. Государственный
Эрмитаж: Каталог выставки. Л., 1989.

11. Итальянская майолика XV—XVIII в. М., 1976.

12. Каганэ Л.Л. Испанская живопись в Эрмитаже. Л., 1970.

13. Костров П.И. Технологическое исследование картин Ти-
циана «Несение креста» и П. Веронезе «Оплакивание Христа» —
реставрация и исследование художественных памятников Госу-
дарственного Эрмитажа. М., 1955.

14. Кубе А.Н. Итальянская майолика XV—XVIII веков в со-
брании Государственного Эрмитажа. М., 1976.

15. Кустодиева Т. Итальянская живопись XIII—XVIII веков
в Эрмитаже. Л., 1974.

16. Кустодиева Т. Итальянская живопись XV—XVI веков в
собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1985.

17. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись XV—XVI веков в
Эрмитаже. Л., 1972.


18. Никулин Н.Н. Искусство Нидерландов XV—XVI в.: Очерк-
путеводитель. Л., 1987.

19. Прикладное искусство Италии в собрании Эрмитажа:
Каталог. Л., 1985.

20. Фаэнсон Л.И. Итальянские свадебные сундуки. Л., 1969.

21. Эрмитаж / Под ред. Ю.И. Кузнецова, Н.Н. Никулина,
Ю.А. Русакова. Л., 1966.


Поделиться:



Популярное:

  1. Вопрос. Своеобразие темы «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
  2. Гуманизм и натурфилософия эпохи возрождения. Воззрения Кузанского, Дж. Бруно, Леонардо да Винчи, Николая Коперника.
  3. Гуманизм и универсализм как ведущие черты итальянского Возрождения.
  4. ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ» И.ИЛЬФА И Е.ПЕТРОВА: САТИРИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА ЖИЗНИ И СВОЕОБРАЗИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
  5. Жанровое и идейно-эстетическое своеобразие «Повести о Петре и Февронии».
  6. Замысел, композиция и жанровое своеобразие романа Сервантеса «Дон Кихот».
  7. Искусство Северного Причерноморья
  8. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер?
  9. Метаморфозы» Овидия: философский замысел поэмы, своеобразие композиции и образов.
  10. Мировоззренческие основания и эстетическое своеобразие древнерусской литературы.
  11. Неоплатонизм философов Возрождения.
  12. Племена Северного Причерноморья в III веке в тактическом искусстве значительно превосходили римскую армию.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1130; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь