Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 2. ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО
(XI—XV вв.) Основные проблемы Канон в византийском искусстве XI—XII вв. Философско-эсте- Рекомендуемые темы и произведения 1. Иконы: — икона «Апостол Филипп, Феодор Стратилат и Св. Дмит- — икона «Григорий Чудотворец», вторая половина XII в.; — мозаичные иконы XIII—XIV вв.: «Христос Пантократор», — икона «Иоанн Предтеча», XIV в.; — икона «Христос Вседержитель», XIV в.; — икона «Ветхозаветная Троица», первая половина XV в.; — икона «Рождество Иоанна Предтечи», вторая половина XV в. 2. Изделия из серебра XII—XV вв.: — чаша из Березова с изображением звериного гона, XII в.; — чаша из собрания Базилевского; — чаша из села Вильгорт, XII в.; — чаша с крышкой из Тарту, XII в.; — крышка чаши, найденная в Ненецком национальном окру- 3. Церковные диптихи и пластины XII—XIII вв.: — пластинка (слоновая кость) с изображением шести празд- — триптих (слоновая кость) с изображением Богоматери с — диптих (слоновая кость) с изображением евангельских сцен — пластинка (слоновая кость) с изображением Христа Пан- Студент может проанализировать любые две пластины из пред- ТЕМА 3. ДОМОНГОЛЬСКАЯ ИКОНА Занятия по темам 3—5 некоторые преподаватели проводят в Основные проблемы Византийский канон, его освоение и трансформация на Руси. Основные памятники Византийские и русские иконы: — «Владимирская Богоматерь», XI в., ГТГ; — «Богоматерь Белозерская», XIII в., ГРМ; — «Ярославская Оранта», XIII в. ГТГ; — «Устюжское Благовещение», XII—XIII вв., ГТГ; — «Ангел — Златые Власы», XII в., ГРМ; — «Спас Нерукотворный», вторая половина XI — начало — «Спас — Златые Власы», конец XII — начало XIII в., ГТГ; — «Петр и Павел», XIII в., ГРМ; — «Георгий», XI — начало XIII в., ГТГ; — «Успение Богоматери», XII в., ГТГ: ТЕМА 4. ЖИВОПИСЬ НОВГОРОДА И ПСКОВА (собрание ГРМ) Основные проблемы Канон и стиль в русской иконе. Понятие о художественной Основные памятники 1. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», XIII в.. 2. «Чудо Георгия о змие», XIV и XV вв. (сравнительный анализ).
3. «Сошествие во ад», псковский и новгородский варианты, 4. «Дмитрий Солунский» и «Архангел Гавриил», XV в., Псков. 5. Четырехчастная икона, XV в., Новгород. 6. «Битва новгородцев с суздальцами», XV в., варианты: Нов- 7. «Илья Пророк в пустыне с житием и Деисусом», вторая 8. «Покров» — сравнительный анализ псковских и московс- 9. «Ангел — Златые Власы» и «Архангел Гавриил» (Псков, ТЕМА 5. МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ XV века. ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЕВА И ДИОНИСИЯ (собрание ГРМ) Основные проблемы Общечеловеческая ценность русской живописи XV в. Ее Основные памятники 1. «Троица Андрея Рублева», начало XV в., ГТГ. 2. Андрей Рублев и Даниил Черный. Из иконостаса Успенско- 3. Дионисий. «Уверение Фомы», «Сошествие во ад», «Богома- 4. «Мертвый Христос» А. Мантеньи, 1474 г., «Распятие» и 5. Московские иконы XV в. (по выбору студента). 6. Дионисий и мастерская. Комплекс фресок собора Рожде- ТЕМА 6. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ (XVI—XVII вв.) Проводится в форме семинара в аудитории. Основные проблемы «Горний» и «дольний» мир в иконе XVI в. Вторжение людских Основные памятники 1. Исторические композиции во фресках Золотой и Царицы- 2. «Церковь Воинствующая» («Благословенно воинство»), се- 3. Иконы-притчи: «Видение Евлогия», 1530-е годы, «Лествица 4. Миниатюра XVI в. (по выбору студента). 5. Иконы и фрески Смоленского собора московского Новодеви- 6. «Строгановских писем иконы»: «Варлаам Хутынский в жи- ТЕМА 7. ПАМЯТНИКИ (самостоятельное изучение экспозиций Эрмитажа) ТЕМА 8. ЗАЧЕТНОЕ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: (см.: Чаговец Т.П. Методические рекомендации. Самара, 1994) РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Искусство Византии История 1. История Европы. Средневековая Европа. М., 1992. Т. 2. 2. История средних веков. В 2 т. Т. 1. М., 1989. 3. Курбатова Г.Л. История Византии (от античности к феода- 4. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974. 5. Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. М., 1961. Мифология. Христианство 1. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура 2. Аверинцев С.С. Философия VIII—XII вв. М., 1989. 3. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1, ч. 2. 4. Кубланов СМ. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи. 5. Курбатов Г.Л., Фролов Э.А., Фроянов И.Я. Христианство. Общие труды 1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // 2. Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977. 3. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 4. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 1990 (гл. «Ви- 5. Византия и Русь. М., 1989. 6. Гуревич А.Я- Категории средневековой культуры. М., 7. Данилова И.Е. Работы разных лет. М., 1989. 8. Дворжак М. Очерки по искусству Средневековья. М., 9. Культура Византии IV — первой половины VII века. М.,
10. Культура Византии. Вторая половина VII—XII в. М., 1989. 11. Культура и искусство Византии: Тезисы докладов научной 12. Лазарев В.К- Византийская живопись. М., 1971. 13. Лазарев В.К- Византийская живопись. М., 1975. 14. Лазарев В.К- История византийской живописи. М., 1986. 15. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV—XV вв. Л., 1986. 16. Очерки по истории эстетики / Под ред. В.П. Шестакова. 17. Салтыков А.А. О пространственных отношениях в визан-
18. Тяжелое В.Н., Сопоцинский В.Н. Искусство средних ве- 19. Тяжелое В.Н. Искусство средних веков. М., 1968. 20. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988. Литература о памятниках искусства 1. Банк А.В. Византийское искусство в собрании Государствен- 2. Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского 3. Банк А.В. Византийские серебряные изделия XI—XII веков 4. Банк А.В. Опыт классификации византийских серебряных 5. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX—XII вв. М.,
6. Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991 (см. библиогра- 7. Византия и византийские традиции (памятники из фондов 8. Даркевич В.П. Произведения византийского художествен- 9. Залесская В.Н. Прикладное искусство Византии IV—XII ве-
10. Искусство Византии в собраниях СССР. Каталог. В 3 т. 11. Лихачева В.Д. Художественные функции бытовых предме- 12. Лихачева В.Д. К. вопросу об иконографии «Рождества
13. Мацулевич Л.А. Византийские резные кости собрания 14. Попова О.С. Новгородская миниатюра раннего XIV века и 15. Попова О.С. Икона «Иоанн Предтеча» середины XIV в. 16. Смирнов А.П. Памятники византийской живописи ГРМ. 17. Шандоровская B.C. Византийские печати в собрании Эр- Искусство Древней Руси История 1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь М., 1992. 2. Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб., 1992. 3. Зимин А.А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. М., 4. История Европы. От средневековья к Новому времени (ко- 5. Кафенгауз Б.Б. Древний Псков. М., 1969. 6. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как истори- 7. Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. 8. Лурье Я-С. Русские современники Возрождения. Л., 1988. 9. Новосельцев А.П. Древнерусское государство // История
10. Рогов А.К. Культура Руси VI—XV вв. // История Европы. 11. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М., 12. Тихомиров М.Н. Российское государство XV—XVII вв. М., 13. Хорошкевич А.Л. Русь и Восточная Европа XIII—XV вв. // 14. Фроянов И.Я- Киевская Русь: Очерки социально-полити- Христианство. Православие 1. Антология мировой философии. М., 1963. Т. 1. 2. Прот. Булгаков Сергей. Православие: Очерки учения пра- 3. История эстетики. М., 1962. Т. 1. 4. Мастера искусства об искусстве. М., 1966. Т. 1. 5. Мень А. Таинство. Слово и образ. Л., 1991. 6. Размышления о божественной литургии Н. В. Гоголя / Ре- 7. Русское православие: вехи истории. М., 1989. 8. Соколов В.В. Философия средневековья. М., 1979. 9. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 1991. 10. Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. // 11. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусст- Общие труды 1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978. 2. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972. 3. Андрей Рублев и его эпоха: Сб. статей. М. 1971. 4. Аверинцев С.С. Красота изначальная // Наше наследие.
5. Архитектура Московской Руси середины XV в. М., 1988. 6. Бартенев С. Московский Кремль в старину и теперь. М., 7. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. 8. Буслаев Ф. Русский иконописный подлинник // О литера- 9. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живопи- 10. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. М., 1992. 11. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве.
12. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. 13. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977. 14. Данилова И.Е. Работы разных лет. М., 1989. 15. Демина Н.А. Отражение поэтической образности в древне- 16. Демина Н.А. «Троица» Андрея Рублева. М., 1963. 17.Древнерусское искусство. Художественная культура Пско- 21. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. В 2 т. СПб., 22. Лазарев В.Н. Андрей Рублев. М., 1960. 23. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала 24. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1972. 25. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970. 26. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и
27. Овчинников Е.С. Портрет в русском искусстве XVII в. 28. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии 29. Порфиридов Н.Г. Выдающийся памятник древнерусской 30. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древне- 31. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X—XIII вв. 32. Тихомиров М.Н. Русская культура X—XVIII вв. М., 1968. 33. Троица Андрея Рублева: Антология / Сост. Г.И. Вздорнов. Литература о памятниках искусства Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы