Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Документы, воспоминания, письма
1. Батюшков К.Н. Прогулка в Академию Художеств. Акаде- 2. Белинский В.Г. Письма. М., 1955. Т. 2. 3. Васильев Ф. Письма и документы. М., 1937. 4. Венецианов А.Г. Статьи, письма, документы, современники 5. Герцен А.И. Об искусстве. М., 1954. 6. Гоголь И.В. Полное собрание сочинений. М., 1952. Т. 11. 7. Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973. 8. Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике 9. Мастера искусств об искусстве. М., 1967. Т. 4.
10. Минченков Я-Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1959. 11. Петров П.Н. Сборник материалов для истории Импера- 12. Репин И.Е. Далекое—близкое. М., 1964. 13. Эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. М., Литература по русскому искусству 1. Абрамова А. Жизнь художника Сергея Малютина. М., 1978. 2. Абрамцево. Л., 1988. 3. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. 4. Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 т. М., 1990. 5. Борисова Е., Стернин Г. Русский модерн: Альбом. М., 1990. 6. Борисовская И. Лев Бакст. М., 1979. 7. Боткина А.П. П. М. Третьяков. М., 1993. 8. Восток и русское искусство конца XIX — начала XX в.: 9. Врубель М. Переписка. Воспоминания о художнике. М., 1976. 10. Головин А. Путь художника. Художник и время / Сост. 11. Голынец Г.В. СВ. Малютин. Л., 1974. 12. Голынец Г.В. Л. Бакст. М., 1978. 13. Грабарь Н.Э. В.А. Серов. Жизнь и творчество. М., 1914. 14. Дмитриева Н.А. Врубель. Л., 1985. 15. Дягилев С. Письма. В 2 т. М., 1982. 16. Исаченко В., Оль Г. Федор Лидваль. Л., 1987. 17. Кириллов В. Архитектура русского модерна: Опыт формо- 18. Кириченко Е.И. Ф. Шехтель. М., 1973. 19. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830—1910-х гг. М., 20. Коган Д. Мамонтовский кружок. М., 1970. 21. Коган Д. Врубель. М., 1980. 22. Константин Коровин вспоминает. М., 1970. 23. Коровин К. Путь художника. Художник и время / Сост. 24. Кочик С.Я. Живописная система Борисова-Мусатова. М., 25. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве 26. Лапшин В.П. Союз русских художников. Л., 1974. 27. Лапшина И.П. Мир искусства. М., 1977. 28. Леняшин В.А. Портретная живопись Серова 1900-х гг. Л., 29. Музей барона Штиглица. СПб., 1994. 30. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искус- 31. Никонова ИМ. В. Нестеров. М., 1962. 32. Очерки по истории русского портрета конца XIX — нача- 33. Петров В. Мир искусства. М., 1975. 34. Пожарская М. Русское театрально-декорационное искус- 35. Пожарская М. Русские сезоны в Париже. 1908—1929. М., 1988.
36. Пружан И. К. Сомов. М., 1972. 37. Пружан И. Л. Бакст. М., 1975. 38. Пути развития русского искусства конца XIX — начала 39. Русакова А. Борисов-Мусатов. Л., 1974. 40. Русакова А. Символизм в русской живописи. М., 1995. 41. Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX — 42. Символизм в России 1890—1930-х гг. Выставка. М., 1990. 43. Сомов К. Письма, дневники. М., 1979. 44. Стернин Г. Русская художественная культура второй по- 45. Суздалев П.И. Коровин. М., 1952. 46. Суздалев П.Н. Врубель. Личность, мировоззрение, метод. 47. Тарубукин Н.Н. М.М. Врубель. М., 1974. 48. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж конца XIX — нача- 49. Федоров-Давыдов А. И.И. Левитан. Жизнь и творчество. 50. Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. М. 2003. 51. Эткинд М.Г. Бенуа и русская художественная культура Искусство XX века МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В курсе «Искусство XX века» параллельно и одновременно изу- Помимо музейных занятий в учебную программу включены На практических занятиях студент V курса должен усовер- Многообразие предлагаемых форм работы на практических На практические занятия по истории искусств на V курсе в 15-4015 — экспозиция Эрмитажа (или временная выставка) — 6 ч; — экспозиция ГРМ (или временная выставка в корпусе Бе- — выставка (в одном из выставочных залов и художественных — заключительный семинар в аудитории —2 ч. включает пять разделов: Изобразительное искусство стран Европы и Америки XX в.: 1. Крупнейшие мастера в европейской живописи XX в.: А. Ма- 2. Скульптура XX в.: Франция и Италия. 3. Авангард 1910-х годов. Путь к беспредметному: В. Кандин- 4. Художественные группировки 1910—1920-х годов: «Бубно- 5. Искусство советского периода 1930—1990-х годов:
— выставка с обсуждением; — мастерская художника (с беседой). На заключительное семинарское занятие (аудиторное) выно- 1. Выдающиеся мастера искусства народов СССР. 2. Художники русского зарубежья. 3. Искусство книжной графики. 4. Проблемы и тенденции в современном декоративно-приклад- 5. Архитектура XX в.: основные этапы, школы, мастера. 6. Монументальное искусство (живопись, скульптура) XX в. 7. Авангард и народное искусство 8. Сезанн и русский авангард. 9. Переживание кубизма в искусстве начала XX в.
10. Коллекции С. Щукина и М. Морозова. 11. Мастера искусства об искусстве (А. Матисс, П. Пикассо, По сравнению с I—IV курсами задание студенту V курса во произведений, относящихся к разным периодам его творческого В зависимости от места проведения занятий студенту пред- Готовясь к выступлению на семинаре, студент может воскре- Это задание служит студенту стимулом в течение 5 лет регу- ТЕМА 1. КРУПНЕЙШИЕ МАСТЕРА Основные проблемы Отношение к классическому наследию. Мистицизм и отно- 15* 227 Субъективизм выражения воли художника. Идеалистические Рекомендуемые темы и произведения Занятие 1 1. «Пуантилизм» — «научный импрессионизм», неоимпресси- Поль Синьяк. «Гавань в Марселе», 1906 г. 2. Символизм в искусстве конца XIX — начала XX в. Поль Гоген (повторение). «Идол», 1898 г.; «Три таитянские Символизм в раннем творчестве П. Пикассо (см. также за- Группа «Наби». Стиль модерн в живописи. Тяготение станко- Жан Эдуард Вюйар. «В комнате», 1893 г. 3. Пьер Боннар. «За забором», 1895 г.; «Пейзаж в Дофине». 4. Морис Дени. «Мать и дитя», 1890-е годы; «Посещение Ма- Занятие 2 1. Истоки экспрессионизма в искусстве XX в. Освобождение Винсент Ван-Гог (повторение). Поиск повышенной выразитель- Фовизм (группа «диких»). Программное утверждение прин- 2. Анри Матисс. Декоративная красочность, плоскостность Ряд натюрмортов: «Подсолнечники в вазе», 1898 г.; «Букет» Развитие «возможности выражения вне пределов копиро- «Красная комната» («Десерт. Гармония в красном»), 1908 г.; 3. Морис Вламинк. Сравнение произведений разных периодов. 1907 г.; «Пейзаж с домом на холме», 1920-е годы. 4. Альбер Марке — пейзажист. Поиск синтетического образа «Гавань в Ментоне», 1905 г.; «Набережная Лувра и Новый мост 5. Василий Кандинский — один из основоположников и теоре- «Зимний пейзаж», 1909 г.; «Пейзаж», 1913 г.; «Эскиз к компо- На примере представленных картин студенту предлагается Коллекция ГРМ: «Композиция № 7» и др. Цвет как независимая духовная субстанция, способная суще- Занятие 3 1. Формирование аналитического метода в искусстве XX в. Кубизм. От геометризации к беспредметному. 2. Пабло Пикассо. Многоликость крупнейшего мастера в ис- «Голубой» и «розовый» периоды. «Любительница абсента», Анализ произведений кубистического периода в творчестве «Стеклянная посуда», 1907 г.; «Танец с покрывалами», 1907 г.; 3. Андре Дерен. Кубистические и неоклассические тенденции «Порт в Гавре», 1905—1906 гг. (фовистский период); «Глиня- 4. Пуризм — направление в живописи, связанное с конструк- Амеде Озанфан. «Натюрморт. Посуда», 1919 г. ТЕМА 2. СКУЛЬПТУРА XX ВЕКА 1. Французская скульптура XX в. в Эрмитаже. Огюст Роден. «Поэт и муза», мрамор, 1905 г.; «Амур и Пси- Аристид Майоль. Классические черты. Монументальные ис- Анри Матисс. Этюды женской фигуры. Эмиль-Антуан Бурдель. Поиск идеала возвышенной героичес- 2. Скульптура Италии XX в. в коллекции Эрмитажа. Франческо Мессина. «Портрет Сальватора Квазимодо», брон- Аугусто Мурер. «Мальчик с рыбой», бронза; «Арлекин», дере- Джакомо Манцу. Рельефы к «Вратам смерти»; «Художник и Венанцо Крочетти. «Пожар», бронза, 1944 г.; «Материнство», ТЕМА 3. ИСКУССТВО РОССИИ Основные проблемы Сложность художественного процесса (позднее творчество Живописно-пластический реализм 1920-х годов. Многообра- Опорные вопросы к занятиям 1. Художественные группировки: «Мир искусства», «Голубая 2. Творческий путь Казимира Малевича. Супрематизм. 3. В.В. Кандинский. Этапы творчества и путь в беспредмет- 4. П.Д. Филонов. Творческая судьба. Ученики П.Д. Филонова. Студент по желанию может выбрать кого-либо другого из 5. УНОВИС (Витебск) — ИНХУК (ГИНХУК) в Петербурге (ра- 6. Скульптура 1900—1920-х годов (П. Трубецкой, А. Голубки- 7. Театрально-декорационное искусство 1900—1920-х годов (А. Голо- Основываясь на постоянной экспозиции Русского музея и, по Б.М. Кустодиев. Проблема народной жизни и национального К.С. Петров-Водкин. Теория и творчество. В.А. Фаворский и его школа. П.Д. Корин. Творческий путь. Портреты. Скульптор А.Т. Матвеев. (Или по выбору: М.В. Нестеров, Н.К. Рерих, Л.С. Бакст, Б. Григо- ТЕМА 4. ИСКУССТВО СССР В 1930—1990-е годы Основные проблемы Искусство и власть. Идеологизация и политизация творчества J мунизму. Борьба за единство творческого метода. Неприятие ина- 1. Понятие соцреализма в искусстве. 2. Миф и реальность в советском искусстве. 3. Проблема героя и нового человека в советском искусстве. 4. «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной, 1937 г. и «Герника»
5. Выдающиеся мастера искусства советских республик: 6. Искусство «андеграунда».
— художники русского зарубежья (Э. Неизвестный, М. Ше- — послевоенный «авангард». Социальная жизнь и творческая Студенту предлагается также ознакомиться монографически Опорные темы к семинарскому занятию: 1. Особняк Рябушинского Ф. Шехтеля. 2. Дом К.С. Мельникова в Кривоарбатском переулке в 3. Павильон «Махорка» К.С. Мельникова. 4. Библиотека А. Аалто в Выборге. 5. Павильон «Эспри нуво» Ле Корбюзье («пуризм» в живопи- 6. Павильон в Барселоне Мис ван дер Роэ. 7. «Дом над водопадом» Ф.-Л. Райта. 8. Капелла Роншан Ле Корбюзье. 9. Баухауз в Дессау В. Гроппиуса. 10. Принципы «современной архитектуры» (по книге 3. Ги- 11. Язык архитектуры постмодернизма (по книгам У. Джен- 12. Площадь Италии Ч. Мура. Опорные темы к семинарскому занятию: 1. Искусство книжной графики на рубеже XIX—XX вв. (О. Берд- 2. Книги футуристов (К- Малевич, П. Филонов, О. Розанова 3. Школа книжной графики В. Фаворского. 4. Иллюстраторы детской книги (В. Конашевич, Ю. Васнецов, 5. Выдающиеся произведения советских графиков в области 6. Современные художники, работающие в жанре авторской РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Авангард, остановленный на бегу / Авт. ст. Е.Ф. Ковтун. 2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 3. Батракова СП. Искусство и утопия. Из истории западной 4. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990. 5. Бринкман А.Э. Пластика и пространство как основные фор- 6. Валериус С. Прогрессивная скульптура XX века. М., 1973. 7. Ванслов В.В. О реализме социалистической эпохи. М., 1982. 8. В защиту искусства. Марксистская традиция критики де- 9. Всеобщая история искусств. Искусство XX века. М., 1965. Т. 6. 10. Всесоюзная художественная выставка «Индустрия социа- 11. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968, 1986. 12. Герман М.Ю. Парижская школа. М., 2003. 13. Гидони Г.И. Искусство света и цвета. Л., 1930. 14. Глез А., Метценже Ж. О кубизме. М., 1913. 15. Голомшток И. Искусство авангарда в портретах его пред- 16. Горяинов В.В. Современное искусство Италии. М., 1967. 17. Гусарова А. Мир искусства. Л., 1972. 18. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма («Новые левые»). М., 19. Дейблер Т., Глез А. В борьбе за новое искусство. Пг., 1923. 20. Дьяконицын Л.Ф. Сущность модернизма. Л., 1975. 21. Живопись 1920—1930-х гг. ГРМ: Каталог. М., 1988. 22. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М., 1986. 23. Калитина Н. Французская пейзажная живопись. Л., 1972. 24. Кантор А.И. Изобразительное искусство XX века. М., 1988. 25. Кеменов B.C. Против абстракционизма — в спорах о реа- 26. Князева В.П. АХРР. Л., 1967. 27. Ковтун Е.Ф. Как смотреть картину (язык живописи). Л., 1960. 28. Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. М., 1989. 29. Костин В.И. OCT. M., 1976.
30. Крючкова В.А. Антиискусство. Теория и практика аван- 31. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрогра- 32. Леняшин В.А. Художников друг и советник. Современная 33. Лифшиц М.А., Рейнгардт Л.Я. Кризис безобразия. От 34. Лифшиц М.А. Искусство и современный мир. М., 1978. 35. Лобанов В.М. Художественные группировки за последние 36. Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 37. Манифесты итальянского футуризма. М., 1914. 38. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 39. Молодые художники Российской Федерации / Авт. вст. ст. 40. Молодые советские художники / Авт.-сост. М. Т. Кузьмина 41. Молодые советские художники / Авт.-сост. В. П. Сысоев. 42. Морозов А.И. Аспекты истории советского изобразитель- 43. Москва—Париж. 1900—1930: Каталог выставки. М., 1981. 44. Мочалов Л. Пространство мира и пространство картины. 45. Недошивин Г.А. Современное западное искусство. Крити- 46. Неизвестный русский авангард. М., 1992. 47. Никулина О.Р. Природа глазами художника. М., 1982. 48. Новиков Ю.В. От самодеятельности до городского изоб- 49. Образ человека и индивидуальность художника в запад-
50. Пастернак Я-П. Поэтика пластического изображения. 51. Пиралишвилли О. Критерии завершенности в искусстве и 52. Полевой В.М. Искусство XX века (1901 —1945). Сер. «Ма- 53. Полевой В.М. XX век: изобразительное искусство и архи- 54. Полякова Н.И. Скульптура и пространство. М., 1982. 55. Поспелов Г.Г. «Бубновый валет»: примитив и городской 56. Примитив и его место в художественной культуре нового и 57. Пунин Н.Н. Новейшие течения в русском искусстве. Л., 58. Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. Избранные 59. Пути и перепутья: Материалы и исследования по советс- 60. Радлов Н.Э. О футуризме. Пг., 1923.
61. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: проблема 62. Северихин, Лейкинд. Золотой век художественных объеди- 63. Семенова Т.В. Экспрессионизм и современное искусство 64. Сидоров А.А. Избранные труды, Л., 1985. 65. Советское искусство 1960—1980-х гг., проблемы, задачи, 66. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900—1910 гг. 67. Сысоев Б.П. Искусство молодых. М., 1980. 68. Тугендхольд Я. Художественная культура Запада. М.; Л., 1928. 69. Тугендхольд Я. Живопись и зритель. М., 1928.
70. Тугендхольд Я- Искусство октябрьской эпохи. Л., 1930. 71. Фальк Р. Беседы об искусстве. Письма. М., 1981. 72. Федоров-Давыдов А.А. Русское искусство промышленного 73. Федоров-Давыдов А.А. Советский пейзаж. М., 1958. 74. Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство: Ста- 75. Чегодаев А.Д. Искусство США. М., 1975.
76. Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и 77. Шевченко А. Принципы кубизма. М., 1913. 78. Шевченко А. Неопримитивизм. Теория. М., 1913. 79. Шевченко А. Сб. материалов. М., 1980. 80. Шепелис Л. От жизни — в ничто. Модернизм — что это 81. Экспрессионизм: Сб. статей / Под ред. Е.М. Браудо и 82. Экспрессионизм: Сб. статей. М., 1966. 83. Эфрос А. Избранные историко-художественные статьи. 84. Яворская Н.В. Современная французская живопись: Очер- Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы