Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В МУЗЕЕ И В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ



Научить студента работе в музее с группой (на занятиях со-
курсников, впоследствии учеников) — главная цель семинария.
Для ее достижения необходимо последовательно решить несколь-
ко задач.

О первой, главной, говорилось выше: это работа с отдельным
произведением искусства, самая фундаментальная из задач. По-
этому упражнения на ее решение продолжаются с I курса вуза
до последнего.

Еще сложнее — сравнение и сопоставление двух, а затем и
нескольких произведений. Но и в этой задаче идти следует, не
пропуская ни одного из этапов: от общей эмоциональной подго-
товки к поочередному непосредственному общению с каждым из
произведений, — к сопоставительной вербализации (сравнению
на уровне целостного первичного восприятия, выраженному в
слове), затем следует сравнительный анализ, в процессе которого
надо ответить на основной вопрос: как художнику (или художни-
кам) удалось добиться столь различного (или, напротив, сходно-
го) впечатления, И завершается работа возвращением к целост-
ному восприятию художественного произведения.

После того как студент научился организовывать работу груп-
пы с произведением искусства и сопоставлять несколько произве-
дений, он получает задание разработать монографическую экс-
курсию и позднее — экскурсию проблемную.

Здесь мы будем учить отбору материала, его организации,
но сразу укажем на наиболее распространенные на первых по-
рах ошибки. Главная сложность — это умение увязать содержа-
ние сообщения с музейной экспозицией. Зная особенности вос-
приятия произведения, легко понять, сколь опасны и отрыв от
экспозиции, и «прилипание» к ней. В первом случае ведущий
занятие подводит группу к произведению искусства и, вместо
того чтобы обратить к нему внимание зрителей, начинает рас-
сказывать, пусть даже интересные, вещи «по поводу» произве-
дения, связанные с ним, но не включенные в ткань художествен-
ного образа. Если группа подошла к картине или скульптуре,
то следует работать непосредственно с ней.
Историю жизни
художника и историю создания произведения нужно рассказать
заранее, и лучше не в экспозиции, а если и в экспозиции, то не у
картины. Трудно выстроить связный рассказ, не отвлекаясь от


экспозиции, но эти отвлечения должны быть увязаны с перехо-
дами от одной работы к другой. Для того чтобы не впасть в
другую крайность (не «влипнуть» в экспозицию), надо проду-
мать свой маршрут с логическими переходами, которые можно
использовать для разговора по конкретной теме. Но у картин
или скульптур всякое слово должно относиться непосредственно
к воспринимаемому произведению, роль ведущего занятие — это
роль посредника, а не информатора.

Мастерство ведущего особенно необходимо на первой, тре-
тьей и при переходе к пятой стадии работы с произведением
искусства. На втором этапе (молчаливого созерцания) никто не
нужен, и зритель остается наедине с произведением. На тре-
тьей — важно доверие группы к учителю (ведущему) и друг
другу. А вот работе на четвертом этапе группа ничуть не ме-
шает, а даже помогает и способствует, потому что знания соби-
раются в общую корзину, и в поисках истины все мнения рав-
ны и важны.

Те же советы можно дать и по работе с архитектурным произ-
ведением, потому что всякое строение также воплощает художе-
ственный образ, если, конечно, оно создано истинным мастером, и
выявить воздействие этого образа на человека — важнейшая за-
дача. В этой работе продуманный план-маршрут еще более ва-
жен, нежели в экспозиции музея, и потому прежде чем вести груп-
пу, посоветуйтесь с преподавателем.

И последнее: никакие советы, учебники, пособия не научат
тому, чему студент может научиться непосредственно у своего
педагога и однокурсников. Именно поэтому музейная работа и
архитектурные занятия — это самая важная часть подготовки
педагога, особенно художника.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

I, Искусство Древнего мира
(Египет, Греция, Рим)

Тема 1. Мифология и искусство Древнего Египта.
Тема 2. Керамика Древней Греции (IX—IV вв. до н. э.).
Тема 3. Скульптура Древней Греции (VI—IV вв. до н. э.).
Тема 4. Искусство эпохи эллинизма (IV в. до н. э. — I в. н. э.).
Тема 5. Искусство Древнего Рима (I в. до н. э. — IV в. н. э.).
Тема 6. Итоговое занятие по искусству Древнего мира (семи-
нарское занятие в аудитории).


П. Искусство Средневековья
(Византия, Западная Европа, Древняя Русь)

Тема 1. Византийское искусство (IV—VIII вв.).

Тема 2. Византийское искусство (XI XV вв.).

Тема 3. Домонгольская икона.

Тема 4. Живопись Новгорода и Пскова (ХШ—XV вв.).

Тема 5. Московская школа живописи XV века. Творчество
Андрея Рублева и Дионисия.

Тема б. Русская живопись (XVI—XVII вв.).

Тема 7. Памятники западноевропейского Средневековья (само-
стоятельное изучение экспозиций Эрмитажа, Казанского собора).

Тема 8. Зачетное итоговое занятие: «Храм в культуре Средне-
вековья».

III. Возрождение
(Западная Европа)


 

Тема 1. Италия. Проторенессанс и раннее Возрождение.

Тема 2. Италия. Высокое Возрождение.

Тема 3. Искусство Венеции (XV—XVI вв.).

Тема 4. Искусство Италии XVI в. Основные стилевые тенденции.

Тема 5. Нидерланды и Германия. Своеобразие Северного Воз-
рождения. Главные особенности Возрождения в Испании.

Тема 6. Итоговое занятие по искусству Возрождения (семи-
нарское занятие в аудитории).

Варианты тем для семинара

1. Философы, поэты и художники эпохи Возрождения о пре-
красном в человеке.

2. Мастер эпохи Возрождения об искусстве.

3. Античное наследие в искусстве эпохи Возрождения.

IV. Искусство Западной Европы XVII века
(Фландрия, Италия, Франция, Голландия, Испания)

1-й вариант

Тема I. Барокко. Творчество П. Рубенса.

Тема 2. Барокко. Фламандское и итальянское искусство XVII в.

Тема 3. Классицизм. Творчество Н. Пуссена.

Тема 4. Реализм. Голландская живопись XVII в..


Тема 5. Реализм. Творчество Рембрандта.
Тема 6. Искусство Испании XVII в.

2-й вариант

Тема 1. Барокко. Творчество П. Рубенса и фламандская жи-
вопись XVII в.

Тема 2. Классицизм. Творчество Н. Пуссена и К. Лоррена.

Тема 3. Реализм. Голландская и французская живопись XVII в.

Тема 4. Реализм. Творчество Рембрандта.

Тема 5. Искусство Испании и Италии XVII в.

Тема 6. Вселенная и Человек в искусстве XVII в. (семинар-
ское занятие в аудитории).

V. Искусство XVIII века
(Западная Европа, Россия)

Тема 1. Искусство Франции первой половины XVIII в. Твор-
чество А. Ватто и стиль рококо.

Тема 2. Искусство Франции в век Просвещения.

Тема 3. Искусство Италии и Англии в XVIII в.

Тема 4. Русская живопись и скульптура первой половины XVIII в.

Тема 5. Русская живопись и скульптура второй половины XVIII в.
Портретный и исторический жанры.

Тема 6. Петербургская Академия художеств в XVIII в.

Тема 7. Архитектура Петербурга XVIII в.

VI. Искусство XIX века
(Западная Европа, Россия)

Тема I. Искусство Франции первой половины XIX в.
Тема 2. Искусство России первой половины XIX в.
Тема 3. Искусство Франции второй половины XIX в.
Тема 4. Искусство Франции рубежа XIX—XX вв.
Тема 5. Искусство России второй половины XIX в.

VII. Искусство XX века
(зарубежное, отечественное)

Тема I. Крупнейшие мастера европейской живописи XX в.
(А. Матисс, П. Пикассо, П. Боннар).

Тема 2. Скульптура XX в. (Франция, Италия).


Тема 3. Искусство второй половины XX века.

Тема 4. Искусство России в 1900—1920-е годы.

Тема 5. Искусство СССР в 1930—1990-е годы.

Тема 6. Основные тенденции развития художественного про-
цесса в постсоветской России.

Тема 7. Итоговое занятие. Логика художественного процесса
в XX веке и искусство века XXI.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СТУДЕНТУ-ПЕРВОКУРСНИКУ

I этап. АНАЛИЗ ОДНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Студент 1 курса, готовящийся к участию в музейных семина-
рах по истории искусства, должен учитывать следующее: работать
необходимо не «рывками» и не от случая к случаю, а ритмично.

Для этого в течение всего учебного года нужно выступить с сооб-
щением о произведении не один раз, тогда приобретенные навыки
будут закрепляться, а качество докладов заметно улучшится.

Лучше всего заранее распределить задания и готовиться к своей
теме в соответствии с лекционным курсом по истории искусства.

Как же готовиться к публичному выступлению в музее?

Общие принципы обозначены в методических рекомендациях,
но первокурснику рекомендуем обратить особое внимание на под-
готовительный этап. Прежде чем студент выберет «свое» произ-
ведение, ему надо обратиться к основным идеям семинара, обо-
значенным в каждой теме, для того чтобы понять, как доклад
будет вписываться в содержание занятия.

Выбрав для анализа произведение, следует пройтись еще раз
по музейному залу, постараться «вчувствоваться» в произведе-
ние, пережить его эмоционально и запомнить то, что вас порази-
ло, удивило. Только после этого можно изучать специальную ли-
тературу о памятнике.

Собирая исторический, искусствоведческий, литературный,
философский материал о выбранном произведении, необходимо в
конспекте или на карточках пояснять, из какой книги (автор, на-
звание, место и год издания, страница) извлечены эти сведения.

Максимально полно проштудировав литературу по произве-
дению, необходимо продумать структуру рассказа в музее.

Совсем не обязательно записывать все выступление, важнее
обозначить главные идеи, зафиксировав их тезисно или в виде
плана. Надо прикинуть, сколько понадобится времени на раз-


мышление вслух. Если на одном музейном занятии выступают
4—5 человек, то каждое сообщение должно длиться не более
15—20 минут на каждого студента.

Учитывая, что студент 1 курса еще не имеет опыта работы в
условиях музея, преподаватель сам режиссирует семинар, но при
этом опирается на помощника — студента, который берет на себя
организационную работу.

Тем не менее не нужно думать, что при такой «режиссуре» не
остается места для творчества. Любой из участников семинара
может вносить дополнения по ходу обсуждаемой темы, задавать
вопросы выступающему и обращаться с вопросом во время своего
рассказа к сокурсникам. Такие «наводящие» или «провокацион-
ные» вопросы могут быть заготовлены, придуманы заранее, но не
исключаются, а наоборот, поощряются импровизации как по «сво-
ему» памятнику, так и по произведению, анализируемому другим
первокурсником. В течение первого года обучения сохраняется ус-
ловие работы в музее «дуэтом», т. е. об одном и том же произведе-
нии готовятся рассказывать два человека. Это позволяет, с одной
стороны, избежать организационных срывов, с другой — выявлять
индивидуальный подход к изучаемому явлению искусства.

И, наконец, десять советов первокурснику, выполнение кото-
рых поможет ему учиться творчески на музейных занятиях по
истории искусства.

СОВЕТЫ ПЕРВОКУРСНИКУ,
НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАНИМАТЬСЯ В МУЗЕЕ

1. В музее нельзя очень долго говорить о фактах, не имеющих
прямого отношения к предмету разговора.

2. Нельзя читать «уткнувшись носом» в текст, даже если вы
цитируете, нужно «подсматривать» так, чтобы не утрачивать кон-
такт с аудиторией.

3. Ни в коем случае нельзя вставать спиной к сокурсникам,
помните: ваш голос должен быть направлен так, чтобы всем было
слышно, но так, чтобы не оглушать рядом стоящих.

4. Следует избегать удобных, привычных словосочетаний, штам-
пов. Искать «заветное» слово, которое позволит выразить то, что
ощущаете именно вы.

5. Не стесняться задавать вопросы и преподавателю, и сокур-
сникам, но прежде попытаться найти ответ самостоятельно.

6. Рассказывать не для оценки, а для того чтобы постичь ис-
тину. Тогда работа в музее доставит огромное удовольствие.


7. Относиться доброжелательно, без снобизма ко всем, кто рабо-
тает с вами вместе: ободряя стеснительного, вы помогаете ему и себе.

8. Не перебивать говорящего, а если возникает такая необхо-
димость, делать это деликатно.

9. Рассказывать о произведении и следить за вниманием со-
курсников, если вас не слушают, применять маленькие хитрости:
задать вопрос, сделать какое-нибудь замечание по поводу обсуж-
даемой работы и пр.

10. Помните: если вам удалось раскрыть смысл произведения
и сделать это ярко, убедительно и эмоционально, то это оставит
след в душе сокурсников.

Искусство Древнего мира
(Египет, Греция, Рим)

ТЕМА 1. МИФОЛОГИЯ И ИСКУССТВО
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Основные проблемы

Взаимообусловленность мифологии и искусства древнего Егип-
та. Каноничность древнеегипетского искусства. Специфика худо-
жественного мышления древнеегипетского мастера. Взаимосвязь
пиктографической и иероглифической письменности и изобрази-
тельного искусства. Своеобразие орнамента в искусстве древнего
Египта, его семантика. Основные этапы развития древнеегипет-
ского искусства и анализ памятников экспозиции Государствен-
ного Эрмитажа.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В ЭРМИТАЖЕ

1. Памятники искусства додинастического периода и Древне-
го Царства:

— бронзовые статуэтки — пантеон египетских богов;

— каменные и глиняные сосуды IV—III тыс., до н. э. Шифер-
ные палетки и амулеты IV—III тыс. до н. э. — характерное явле-
ние для искусства додинастического периода;

— рельеф из гробницы Нимаатра, рельеф из гробницы Мери-
раанха, рельеф с изображением судебного чиновника Иринеса
(возможен сопоставительный анализ);

— скульптурная группа правителя Уджанхджес с женой
Иинефертеф.

2. Памятники Среднего Царства:

— статуя Ахенемхета III;


— статуэтки слуг в гробницах;

— статуя писца Ири;

— сосуд в форме утки;

— надгробные стелы Хекаиба, Хнумхотепа, Гора;

— ложная гробница Сахатора.

3. Памятники Нового Царства:

— статуя писца Мааниамона;

— скульптурная группа писца Шери с семьей;

— статуя Сохмет-Мут;

— стела опахалоносца Ипи перед Анубисом;

— группа градоначальника Аменемхеба с женой и матерью;

— статуэтка молодого мужчины (дерево), конец XV — начало
XIV в. до н. э.;

— стела Хоремхеба.

4. Памятники древнеегипетского искусства. Поздний период:

— статуэтка фараона Тахарки;

— статуя царицы Арсинои II;

— царская голова (отливка с модели);

— эрмитажный папирус 6-й главы «Книги мертвых»;

— саркофаг Мапуи, жреца бога Амона.

Выбрав памятник (или группу экспонатов), студент подготав-
ливает выступление по одной из тем:

1. Мифологические представления древних египтян.

2. Надгробные стелы, их специфика, эволюция.

3. Инвентарь, обслуживавший заупокойный культ.

ТЕМА 2. КЕРАМИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
(IX—IV
вв. до н. э.)

Основные проблемы

Происхождение и эволюция греческой керамики. Греческая
керамика в контексте античной культуры. Назначение греческих
керамических сосудов, особенности их функционирования. Техно-
логия изготовления сосудов. Развитие художественного мышле-
ния вазописца. Стили греческой вазописи.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Назначение греческой керамики. Вид, форма, функция (ам-
фора, кратер, гидрия, ойнохоя, пелика, лекиф, алабастр). Худо-
жественный образ сосуда.

2. Греческие сосуды и мелкая пластика геометрического стиля.
Характеристика этого явления в контексте художественной культуры.


3. Вазы коврового (или ориентализирующего) стиля. Своеоб-
разие формы росписи сосудов как факт взаимодействия разных
типов культуры.

4. Вазы чернофигурной росписи: технология, главные особен-
ности, характерные примеры:

 

— анализ чернофигурной гидрии с изображением воинов, го-
товящихся к состязанию на колеснице, VI в. до н. э.;

— анализ чернофигурной гидрии с изображением Геракла и
Тритона, VI в. до н. э.

5. Краснофигурная керамика. Характеристика этого явления
как классического. Сопоставление с другими видами искусства:

— вазы Евфрония и его круга, конец VI в. до н. э. Пелика с
ласточкой, псиктер с изображением пирующих гетер;

— ойнохоя в виде головы женщины, подписанная мастером
Харином, V в. до н. э.

6. Белофонные лекифы — заключительный этап эпохи класси-
ки, конец VI—IV вв. до н. э.:

— лекиф мастера Пана с изображением Артемиды с лебедем;

— каменный лекиф — надгробие.

ТЕМА 3. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
(VI—IV вв. до н. э.)

Основные проблемы

Образ человека в античной скульптуре. Творческий метод и
художественный язык греческих мастеров. Греческий скульптур-
ный подлинник и его римская копия (опыт сопоставления). Эволю-
ция греческой скульптуры архаического и классического периодов.

Рекомендуемые темы и произведения
(для подготовки к выступлению в Эрмитаже)

1. Школа Мирона и Поликлета как пример строгого стиля
эпохи классики. Образ прекрасно-доблестного воина-атлета:

— бронзовая статуэтка из Нимфея

— голова «Дорифора» из базальта;

— торс атлета, восходящий к произведению Поликлета «Ди-
адумен».

2. Произведения школы и круга Фидия — образец величавого
и монументального стиля эпохи расцвета полиса. Характерные
черты творческого метода Фидия и мастеров его школы:


— статуи Афины;

— торс отдыхающего Геракла;

— надгробная плита Филостраты;

— рельеф «Гибель Ниобид»;

— статуя Афродиты Алкамена;

— фигурные сосуды V в., найденные в Тамани;

— золотая подвеска из кургана Кюль-Оба.

3. Произведения мастерской Праксителя — характерное яв-
ление периода распада полисной системы:

— статуя «Отдыхающий сатир» (несколько реплик);

— статуи Коры и Диониса;

— скульптурные реплики, восходящие к Афродите Книдской;

— фрагменты статуй Афродиты и Артемиды;

— скульптура «Философ».

4. Произведения круга Скопаса, Лисиппа и мастеров его шко-
лы — художников поздней классики и начала эллинистической
эпохи. Черты патетики, внутренней динамики и трагические ин-
тонации* в их творчестве:

— статуя Геракла школы Скопаса;

— скульптура «Геракл в борьбе со львом» школы Лисип-
па — уникальная по своим художественным достоинствам рим-
ская реплика;

— скульптура «Эрот, натягивающий лук»;

— портреты работы скульпторов мастерской Лисиппа — Со-
крат и Эсхил.

ТЕМА 4. ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
(VI в.
до н. э. — I в. н. э.)

Основные проблемы

Образ человека в скульптуре эпохи эллинизма, изменение пред-
ставлений о месте человека в мире. Классика и эллинизм как два
этапа развития античного искусства. Художественные центры эл-
линистической эпохи: Александрия, Пергам, Танагра, Коринф.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Эллинистический дворик и его скульптурное убранство.
Анализ скульптуры в зале Нового Эрмитажа:

— статуя богини Ауры;

— «Эрот на дельфине»;


— «Мальчик с гусем»;

— Геракл, душащий змею.

2. Образ Афродиты в искусстве эллинистической эпохи:

— «Афродита Таврическая»;

— «Афродита Эрмитажная».

3. Терракоты — образец мелкой пластики эпохи эллинизма.
Концентрация общегреческих художественных исканий в произ-
ведениях мастеров Танагры и Коринфа. Мифологические герои в
эллинистической поэзии и коропластике:

— «Девушка, закутанная в плащ»;

— «Отдыхающая девушка»;

— «Афродита с Амуром»;

— «Утомленная вакханка»;

— Приам;

— Силен.

4. Геммы эллинистического времени. Функции и технология
изготовления гемм. Взаимодействие античной классической и во-
сточной культур. Разнообразие пластических приемов. Воспроиз-
ведение памятников искусства эпохи классики на геммах. Порт-
ретная глиптика:

— камея Гонзага — прославленная античная гемма, уникаль-
ный образец «живописи в камне»;

— другие памятники студент может выбрать самостоятельно.

ТЕМА 5. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА
(I в.
до н. э. — IV в. н. э.)

Основные проблемы

Римский скульптурный портрет — типичное явление римс-
кой культуры. Его происхождение. Эволюция: от веристических
портретов республики и ранней империи, через идеализирован-
ные, монументально-декоративные, психологические, лирические
образы до поздних портретов с чертами раннехристианского ис-
кусства. Сопоставление греческого и римского рельефа, сход-
ство и различия. Живопись и прикладное искусство Древнего
Рима.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Скульптура I в. до н. э. — I в. н. э.:

— портрет римлянина (бронза), последняя четверть I в. до н. э.;


— парный портрет на надгробной плите, вторая половина I в.
до н. э.;

— портрет Гая Юлия Цезаря, I в. н. э.;

— портрет Октавиана Августа в образе Юпитера, первая по-
ловина I в. н. э.;

— портрет Ливии;

— портрет Тиберия;

— портреты времени Флавиев.

2. Римское искусство II в. н. э.:

— портреты времени Траяна;

— портреты времени Адриана;

— портрет Люция Вера;

— портрет «сириянки»;

— мозаики «Гилас и Нимфы», «Времена года»;

— рельефы римских саркофагов II в. н. э.

3. Скульптура Древнего Рима III в. н. э.:

— бюст Септимия Севера;

— бюст императора Бальбина;

— бюст императора Филиппа Араба;

— женский портрет IV в. н. э.

ТЕМА 6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО ИСКУССТВУ ДРЕВНЕГО МИРА

(СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ В АУДИТОРИИ)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Искусство Древнего Египта

История

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1953; М., 1970.

2. История Древнего Востока. М., 1988 (гл. IV—X).

3. История Древнего мира. Ранняя древность. М., 1989.

4. Струве В.В. Этюды по истории Северного Причерноморья,
Кавказа, Средней Азии. Л., 1968.

Мифология

1. Антее Р. Мифология в Древнем Египте // Мифология Древ-
него мира. М., 1977. С. 21—55.

2. Бадж Уоллис. Путешествие души в царстве мертвых. Еги-
петская книга мертвых. М., 1995.


10-4015



3. Вуд Дж. Солнце, луна и древние камни. М., 1981.

4. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

5. Древнеегипетская литература / Пер. Коростовцева // По-
эзия и проза Древнего Востока (Библиотека всемирной литерату-
ры). М., 1983.

6. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956.

7. Марциняк М., Липинская Я- Мифология Древнего Египта.
М., 1983.

8. Мифы народов мира: В 2 т. М., 1988.

9. Сказки и повести Древнего Египта / Пер. и комм. И.Г. Лив-
шица. Литературные памятники. М., 1979.

 

10. Стеблин Каменский. Миф. Л., 1976.

11. Фрейденберг О.М. Мифы и литература древности. М., 1987.

Общие труды по культуре и искусству
Древнего Египта

1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая исто-
рия искусства. М., 1972.

2. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. М., 1963. Т. 1.

3. Искусство Древнего Ближнего Востока. Памятники миро-
вого искусства. 1968. Вып. 2.

4. История искусства зарубежных стран. М., 1979. Т. 1.

5. Матье М.Э. Искусство древнего Египта. М., 1958, 1961; Л.;
М., 1970.

6. Померанцева НА. Эстетические основы искусства Древне-
го Египта. М., 1985.

7. Раушенбах Б.В. Пространственное построение в живописи.
М., 1980.

8. Шевелев И.Ш., Марутаев М.К., Шмелев И.П. Золотое се-
чение. М., 1991.

Литература о памятниках искусства
в собрании Эрмитажа

1. Богословский Е.С. Памятники и документ из Дейр Эль
Медина, хранящиеся в музеях Советского Союза // Вестник древ-
ней истории. 1972. № 1.

2. Ланда Н.Б. Стела Ипи // Вестник древней истории. 1974.
№ 2.


3. Ланда Н.Б., Лапис И.А. Памятники искусства Древнего
Египта в Эрмитаже. Л., 1974.

4. Ланда И.Б. Стела Хекаиба из собрания Государственного
Эрмитажа // Вестник древней истории. 1966. № 4. С. 105—107.

5. Лапис И.А. (Матье М.Э.). Древнеегипетская скульптура в
собрании Государственного Эрмитажа. М., 1969.

6. Матье М.Э. Искусство Фив и Мемфиса времени XIX
древнеегипетской династии // Труды Государственного Эрмита-
жа. 1958. Т. 2.

7. Матье М.Э. Эрмитажная скульптурная группа Аменемхе-
та // Древний мир. М., 1962.

8. Матье М.Э. Новое Царство. Искусство древнего Египта.
Л., 1947.

9. Матье М.Э. Эрмитажная статуя писца Маани Имен //
Известия Государственной Академии Материальной Культуры,
Л., 1931. Т. 9. Вып. 3.

 

10. Матье М.Э., Ляпунова К-С Греко-римский и византийс-
кий Египет: Путеводитель по выставке. Л., 1939.

11. Матье М.Э., Павлов В.В. Памятники искусства Древнего
Египта в музеях Советского Союза. М., 1958.

12. Павлов В.В., Ходаш СИ. Художественное ремесло Древ-
него Египта. М., 1959.

13. Павлов В.В., Ходаш СИ. Египетская пластика малых форм.
М., 1985.

14. Перепелкин Ю.Я. Описание выставки «Письменность Древ-
него мира и раннего средневековья». М.; Л., 1936.

15. Струве В.В. Эрмитажная стела Хоремхеба // Ежегодник
Российского института искусств 1929. Т. 1. С. 91—109.

16. Тураев Б.А., Фар маков ский Б.В. Опись коллекций древно-
стей, привезенных из Египта весной 1909. СПб., 1910.

17. Фингарет СИ. Искусство Древнего Египта в собрании
Эрмитажа. Л., 1970.

Искусство Древней Греции
История

1. Античный полис. Л., 1979.

2. История Европы. Древняя Европа. М., 1988. Т. 1.

3. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Вос-
токе. М., 1979.


10*



Мифология

1. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом разви-
тии. М., 1975.

2. Мифологический словарь. М., 1991.

3. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. М., 1980. 2-е изд.
1987, 1988.

4. Словарь античности. М., 1989.

5. Тахо-Года А.А. Греческая мифология. М., 1989.

Общие труды

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древ-
ней Греции. М., 1987.

2. Античные поэты об искусстве. М., 1988.

3. Античные мыслители об искусстве. М., 1937.

4. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1959. Т. 1, 2.

5. Вересаев В. Эллинские поэты. М., 1930.

6. Греческая эпиграмма. М., 1960.

7. Виппер Б.Р. Искусство Греции. М., 1972.

8. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима.
М., 1988.

9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. М., 1988.

10. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. М., 1988.

11. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней
Греции. М., 1977.

12. Полевой В.М. Искусство Греции. М., 1988.

Литература о греческой керамике

1. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики.
М., 1953.

2. Горбунова К.С., Передольская А.А. Мастера греческих рас-
писных ваз. Л., 1961.

3. Горбунова К.С., Саверкина И.И. Искусство Древней Гре-
ции и Рима в собрании Эрмитажа. М., 1970.

4. Неверов О.Л. Культура и искусство античного мира. Л.,
1981.

 

5. Передольская А.А. Краснофигурные аттические вазы в
Эрмитаже. Л., 1967.

6. Фармаковский Б.В. Три полихромные вазы в форме статуэ-
ток, найденные в Фанагории. СПб., 1921.


Литература об античной скульптуре
в собрании Эрмитажа

1. Античная скульптура. Греция: Альбом репродукций / Сост.
Г.И. Соколов. М., 1961.

2. Белов Г.Д. Геракл в борьбе со львом. Скульптура школы
Лисиппа в Эрмитаже. Л., i960.

3. Белов Г.Д. Скульптура школы Скопаса в Эрмитаже. Л.;
М., 1964.

4. Белов Г.Д. Скульптура из Херсонеса в собрании Эрмитажа //
Культура и искусство античного мира. Л., 1971.

5. Вальдгауэр О.Ф. Мирон. Пг., 1922.

6. Вальдгауэр О.Ф. Лисипп. Пг., 1922.

7. Вальдгауэр О.Ф. Краткое описание музея древней скульп-
туры. СПб., 1912.

8. Вальдгауэр О.Ф. Миф о гибели Ниобид в искусстве V в. до
н. э. // Труды отдела античного мира. Л., 1945. Т. 1.

9. Мирон. Поликлет: Альбом репродукций / Сост. Н.Н. Брито-
ва. М., 1958.

10. Неверов О.Я- Культура и искусство античного мира. Л.,
1981.

П. Пракситель: Альбом репродукций / Сост. Н.Н. Бритова.
М., 1958.

12. Скопас: Альбом репродукций / Сост. А.П. Чубова. Л.; М.,
1959.

13. Фидий: Альбом репродукций / Сост. А.П. Чубова. М.; Л.,
1962.

Литература об искусстве эпохи эллинизма

1. Античные камеи в собрании Эрмитажа: Каталог, Л., 1988.

2. Античная коропластика: Каталог выставки, Л., 1976.

3. Белов Г.Д. Терракоты Танагры. Л., 1968.

4. Бритова Н.Н. Греческая терракота. М., 1969.

5. Максимова М.И. Античные резные камни Эрмитажа: Путе-
одитель по выставке. Л., 1926.

6. Максимова М.И. Камея Гонзага. Л., 1924.

7. Неверов О.Я. Античные перстни (VI в. до н. э. — IV в.). Л., 1978.

8. Неверов О.Я- Античные резные камни в собрании Эрмита-
а. Л., 1971.

9. Неверов О.Я- Античные инталии в собрании Эрмитажа. Л.,
1978.


10. Неверов О.Я- Геммы античного мира. М., 1983.

11. Неверов О.Я- Камея Гонзага: Из истории глиптики. Л.,
1977.

12. Памятники античного прикладного искусства. Л., 1973.

Искусство Древнего Рима
История

1. История Древнего мира. Расцвет древних обществ. М.,
1989.

2. Ковалев СИ. История. Л., 1986.

3. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М.,
1990.

4. Сергиенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. М.; Л., 1962.

5. Утпченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М.,
1969.

6. Утпченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

7. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976.

8. Шифман К.Ш. Цезарь Август. Л., 1990.

Мифология

1. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М.,
1987.

2. Штаерман ЕМ. Социальные основы религии Древнего Рима.
М., 1987.

Литература о римском искусстве

1. Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.Д. Римский скуль-
птурный портрет. Очерки. М., 1975.

2. Вальдгауэр О.Ф. Римский портрет в Эрмитаже. Л., 1928.

3. Вощинина А.К. Античное искусство: Исторический очерк.
М., 1962.

4. Вощинина А.И. Эрмитаж. Римский портрет: Аннотирован-
ный каталог. Л., 1974.

5. Вощинина А.И. Бюст Цезаря в собрании Государственного
Эрмитажа // Культура и искусство античного мира. Л., 1971.

6. Горбунова К.С., Саверкина И.И. Искусство Древней Гре-
ции и Рима в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1975.


7. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и
Древнего Рима: Памятники мирового искусства. М., 1982.

8. Культура Древнего Рима. В 2 т. М., 1985.

9. Лесницкая ММ. Римский портрет в собрании Эрмитажа.
Д., 1980.

 

10. Сидорова И.А., Чубова А.П. Искусство Римской Африки:
Очерки теории и истории искусства. М., 1973.

11. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

12. Соколов Г.И. Искусство этрусков. М., 1990.

13. Хафнер Герман. Выдающиеся портреты античности в сло-
ве и образе. 337 портретов. М., 1987.

14. Чубова А.П. Искусство Европы I—IV вв. М., 1970.

15. Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М.,
1966.

16. Штигельман Ф.М. Античное искусство. Киев, 1977.

Искусство Средневековья

(Византия, Западная Европа,

Древняя Русь)

ТЕМА 1. ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО (IV— VII вв.)

Основные проблемы

Взаимодействие античной и восточных культур, их «средокре-
стие». Формирование канона. Сложение иконографии. Цветовая
символика. Светское и церковное искусство IV—VII вв.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Формирование основных черт византийского искусства:

— халцедоновый бюст Юлиана Отступника, IV в.;

— скульптура «Христос — добрый пастырь», IV и V вв.;

— светильник-лампадофор в виде храма, V в.;

— мраморная алтарная преграда с рельефом, VI в.;

— мозаика «Архангел Гавриил» из Равенны, VI в.;

— серебряные блюда с античными сюжетами, IV—VII вв.;

— консульские диптихи (слоновая кость), VI—VII вв.;

— пиксиды и реликварии, IV—VIII вв.;

— церковная утварь: блюдо Патера, дискос, серебряный кув-
шин, IV—VII вв.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.186 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь