Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Типология государства: понятие, формационный и цивилизационный подходы, достоинства и недостатки.
Типология - классификация государств на основе определенных критериев. Существуют следующие подходы к типологии государства: 1. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения. Для определения типа государства при таком подходе учитываются: а) соответствие государства определенной общественно-экономической формации, типу производственных отношений; б) класс, инструментом политической власти которого является государство; в) социальное назначение государства. Типы государств по формационному подходу: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический. Формационный подход выделяет четыре основных типа государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое), социалистическое государство. Основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции. Рабовладельческий тип государства — исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство — это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств — защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Феодальный тип государства — результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального государства. Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым. Достоинства формационного подхода: 1) продуктивность деления государств на основе социально-экономических факторов; 2) объяснение поэтапности, естественно-исторического характера развития государства. Недостатки: 1) односторонность, формализм; 2) недооценка духовных факторов.
2.ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, религиозных, национальных, географических и других факторов (А. Тойнби). Цивилизационный подход выделяет три основных типа: а) в зависимости от уровня экономического развития (Уолт Ростоу): - традиционное (преобладает сельское хозяйство); - переходное (закладывается основа для скачка в экономике); - общество, переживающее научно-технический прогресс; - созревающее общество (высокий уровень потребления); - общество, достигшее высокого уровня потребления (государство благоденствия). б) - восточные; - западные; - смешанные. в) - доиндустриальное; - индустриальное; - постиндустриальное. г) По Тойнби: - египетская, - китайская, - западная, - индийская, -православная, - арабская и иные цивилизации (всего 21). 3. в зависимости от взимоотношений личности и государтсва (Генрих Кельзен): - авторирарное; - тоталитарное; - либеральное; - демократическое. 4. по отношению к религии (Морозова): - светское (Россия, Беларуссия); - клерикальное (Великобритания, США); - теократическое (Ватикан, восточные страны); - атеистическое (СССР). Цивилизационный подход к типологии государства является, по всей вероятности, перспективным, однако на данный момент он находится в стадии становления и в учебной литературе четкого деления государств на типы по этому критерию не проводится. В основном, называются лишь принципы такого подхода. Так, проф. Венгеров, который в учебной литературе уделил много внимания данному вопросу, главной особенностью цивилизационного подхода считает то, что «согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются в конечном счете не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами». Автор выделяет три важных, на его взгляд, принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества: - сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения; - государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры; - разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному признаку проф. Венгеров исходит из таких типов цивилизаций, как первичные и вторичные, которые разделены по уровню их организации. Автор отмечает, что для государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) характерны: а) огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры; б) соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. Во вторичных цивилизациях - западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.: а) проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях; б) положение правителя, олицетворявшего государство, было двойственным: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой - его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна. Можно заметить, в том числе и из приведенного примера, что при цивилизационном подходе практически не проводится (или невозможно провести) различия между обществом и государством. По этой причине, видимо, проф. Венгеров и не дает конкретных терминологических обозначений тем типам государства, которые соответствуют первичной и вторичной цивилизациям. Достоинства цивилизационного подхода: 1) выделение культурных факторов; 2) наличие более четкой типологии государств. Недостатки: 1) недооценка социально—экономических факторов; 2) преобладание типологии общества, а не государства. Наиболее универсальным научным критерием типологии государственных и правовых явлений становится в настоящее время цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному государству качество определенного типа.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1826; Нарушение авторского права страницы