Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (14 ч.)
Памятка Целью семинарских занятий является более углубленное изучение отдельных, ключевых, вопросов курса, выработка навыков аналитической работы с текстами и умения вести дискуссию. Залогом успешной семинарской работы является серьезная предварительная подготовка, состоящая в ознакомлении с источниками и литературой, а так же соответствующими разделами лекционного курса, учебника и словаря. Составляя конспект, не форсируйте решение этой задачи. Любой текст, а философский в особенности, это – бесконечная вариация смысла. Смысл прочитанного может ускользать, может возвращаться заново, может меняться в процессе чтения. Поэтому первоначально прочтите текст целиком. Постарайтесь понять, какую проблему, и с каких позиций решает автор, и лишь затем приступайте к конспектированию. При работе с различными источниками, следует обратить внимание на общее и различное в позициях авторов; необходимо найти само основание этой общности или различия. Это послужит материалом для возможной дискуссии. Если вы не хотите иметь большой и “трудно читаемый” конспект, не утруждайте себя переписыванием больших фрагментов текста. Лучше сведите понятое вами к простым и ясным для вас положениям, сопровождая их (если это необходимо) соответствующими цитатами. В последнее время студенты все чаще отказываются от утомительной процедуры составления конспекта, заменяя его ксерокопиями текстов. Это имеет ряд преимуществ: экономит время, не ведет к потерям элементов текста, которые ускользают от внимания или кажутся незначительными во время конспектирования, а главное, это создает возможность свободного обращения к оригиналу непосредственно во время семинара. Однако эти преимущества будут ощутимы только при условии, что ваш дубликат соответствующим образом проработан: выделены необходимые фрагменты текста, обозначены смысловые связи между ними, подчеркнуты ключевые термины и выражения, помечены непонятные места, сформулированы собственные соображения по поводу прочитанного (на полях или на оборотной стороне листа) и т.п. Закончив работу, сформулируйте вопросы, а так же впечатления, которые у вас возникли и которые вы хотели бы обсудить на семинаре. С учетом общей академической занятости студентов семинарские занятия строятся вокруг двух, трех ключевых текстов, следуя принципу «лучше меньше, да лучше». Это обязательные тексты (в планах семинарских занятий они выделены жирным курсивом). Остальные носят вспомогательный характер и рекомендуются тем студентам, которые в большей мере заинтересованы в философии и желают глубже освоить материал. Данные источники и литература могут быть использованы для подготовки семинарского доклада или сообщения.
Тема 1. Бытие как философская проблема (3 ч.) Вопросы: 1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Как связаны между собой бытие, трансценденция и природа человека? 2. От поисков «первоначал» к единому бытию Парменида. 3. Предмет «первой философии» (метафизики). Метафизика как человеческое дело. 4. Отношение мышления и бытия. Проблема основного вопроса философии.
Литература:
К вопросу 1 · Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М.: Лабиринт, 1996.– С. 24-40. (Трансценденция и бытие). · Ахутин А. Тяжба о бытии. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996. · Гайденко П.П. Почему проблема бытия так актуальна сегодня? // Гайденко П.П Прорыв к трансцендентному. – М.: Республика, 1997. – С.368-380. · Хайдеггер М. Бытие и время. М.: “Ad marginem”, 1997. – §1-5. – С. 2-19. К вопросу 2 · Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1988. – С. 295-298. · Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М.: Наука, 1988. (Фалес. С. 109–110, 114; Анаксимандр. С. 117–119; Анаксимен. С. 130, 134; Гераклит. С. 190, 197, 201, 213). · Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М. 1979. – Кн. VIII. Пифагор (С.332-346); Гераклит (С.359-364); Парменид (С.365-366). · Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западной европейской философии. – М.: Изд-во «Московский университет», 1986. · Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. – С. 21–54. (Лекция 2–7). · Монин М.А. Пути Парменида // Вопросы философии, 1997. – № 3. · Чанышев А.Н. Лекции по курсу древней философии. – М.: Высшая школа, 1981. (Лекции 11–17). К вопросу 3 · Аристотель. Метафизика. – Соч. в 4-х т. – Т.1. – М., 1975. – Кн. 4-5. – С.119-123, 180-182. · Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западной европейской философии. – М.: Изд-во «Московский университет», 1986. · Хайдеггер М. Осн6овные проблемы феноменологии.– СПб.: Высш. рел-филос.шк, 2001. – С.13-18 (§ 3. Философия как наука о бытии). · Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. – С.16, 26. · Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – С.338, 341-342. К вопросу 4 · Энгельс Ф. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. – Т. 21.– Гл. 2. · Гуссерль Эд. Философия как строга наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. – С.139-140. · Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М. Лабиринт, 1996. – С.101-115 (Неизбежность метафизики).
Тема 2. Основные онтологические различия (3 ч.) Вопросы: 1. Бытие и сущее. Понятие «основного онтологического различия» 2. Бытие Ничто. Значение категории ничто в разработке онтологической проблемы. 3. Бытие и Время. Литература: К вопросу 1 · Хайдеггер М. Осн6овные проблемы феноменологии.– СПб.: Высш. рел-филос.шк, 2001. – С.13-18 (§22. Бытие и сущее). · Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С.168-176. (Главы “Различение бытия и сущего и природа человека” и “Бытие как пустота и богатство”). · Черняков А.Г. Онтологическая дифференциация и темпоральность // Вопросы философии, 1997. – № 6. К вопросу 2 · Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. · Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990. № 10. – С.157- 165. · Конев В.А. Ничтожение (нетствование) как исходный принцип связи человека и бытия // Ничто и порядок. Самарские семинары по французской философии: Коллективная монография. – Самара: Универс-групп, 2004. С.115–127. · Лехциер В.Л Экзистенциальная аналитика ничтожения: от опыта вопрошания к тревоге и самообману // Ничто и порядок. Самарские семинары по французской философии: Коллективная монография. Самара: Универс-групп, 2004. – С.128–141. · Разинов, Ю.А. Небытие в маске или как возможен дискурс негативности // Mixtura verborum’2008: небытие в маске: сб. ст. / под общ. ред. С.А. Лишаева. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. – С.54-72. К вопросу 3 · Августин А. Исповедь // Антология мировой философии. – В 4 т. – Т.1. – М.: Мысль, 1969. – С.582-588. · Августин А. Время и жизнь // Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Изд. 2-е. – М., 1997.– С. 394-397. · Хайдеггер М. Осн6овные проблемы феноменологии.– СПб.: Высш. рел-филос.шк, 2001.– С.13-18 (§19. Время и временность). · Хайдеггер М. Бытие и время. М.: “Ad marginem”, 1997. – §65-71; 78-83. · Черняков А.Г. Онтологическая дифференциация и темпоральность //Вопросы философии, 1997. № 6. · Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. – С.5-23; 224-248. · Ахундов М. Д. Концепция пространства-времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. · Блауберг И. Анри Бергсон и философия длительности // Анри Бергсон. Собрание сочинений. – Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. – М.: Московский клуб, 1992. – С.17-33.
Тема 3. Проблема вещи (2ч.) Вопросы: 1. Проблема вещи в эпистемологическом аспекте. Вещь и ее образ (идея, понятие, представление): понятие материальной и смысловой структуры вещи. 2. Проблема вещи в экзистенциально-онтологическом аспекте. Вещь сама по себе. Вещь в событии человека и мира.
Литература: К вопросу 1 · Платон. Государство 514A–517D; Федон 78E, 78D, 100B; Федр 247D–E; Филеб 51C–D, 55B, 65B–66C // Платон. – Соч. В 4 т. – М.Наука, 1990. · Кант И. Пролегомены. Соч.: В 6 т. – Т.4., ч. 1. – М.: Мысль, 1965. – §36-39. · Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М.: Мысль, 1994. – С. 300-314, 331-335. · Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. – С. 63-68. (Пространство мысли и язык философии). · Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. – Лекция 8–9. · Кучевский В. Б. Анализ категории «материя». М.: Мысль, 1983. · Рудаш Л. Материя в философском и естественнонаучном понимании // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1990. · Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии, 1979. – № 6-7. · Доброхотов А. Мир как имя // Логос, 1996. – № 7. К вопросу 2 · Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика 1993. – С. 316-326. · Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Рудомино, 1991. · Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. – М.: Мысль, 1994. – С. 300-314, 331-335, 384-397. · Разинов Ю.А. Dasein вещей или о чем может поведать трубка // Вестник самарской гуманитарной академии. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2008, № 1(3). – С.49-63. · Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе // Aequinox. М. Книжный сад; Carte Blanche, 1993. – С.70-94. · Е. А. Торчинов. Вещь и вещность в китайской и европейской философии // Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2005. – С. 85-95. · Вещи // Социальная философия: Словарь. – М.: Академический проект, 2003 г. – С. 41-44.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы