Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общие представления о личности в классическом психоанализе.



Фрейд создал психодинамическую концепцию развития личности. Это равновесно-интерграционная теория, в её основе лежит принцип равновесия ( гомеостаза ), или уравновешивание психодинамических сил. Из-за инстинктов человек рождается с чувством напряжения и для того, чтобы получить разрядку и обрести гомеостаз он и действует.

Она является друхфакторной теорией, т. е. соотношение факторов наследственности и среды. В ходе жизни происходит вытеснение природного в человеке и подавление наследственного социальной средой. Наследственность — определяет динамику и стадии развития влечений, определяющая в развитии, а среда — это барьер на пути реализации влечений, принципиально изменить ход развития не может.

Человеку от рождения даны два влечения — к жизни ( эрос ) и к смерти ( танатос ). Они противостоят друг другу. Сексуальное влечение (как проявление Эроса) наделено энергией либидо. Либидо — основа развития человека, его личности.

Ребёнок рождается с инфантильной сексуальностью, которая характеризуется подчинённость принципу удовольствия, аутоэротичностью, присоединённостью к различным органам ребёнка. Сексуальное влечение характеризуется объектом и сексуальными целями. Сексуальный объект биологически не предопределен, человек его выбивает (два выбора объекта — на фаллической и на генитальной стадии). Под сексуальными целями Фрейд понимал телесные области, связанные с удовлетворением влечений, эрогенные зоны. Это и есть критерий его периодизации личности. Он выделили периоды: оральный (0-1), анальный (1-3), фаллический (3-5), латентный (6-12) и генитальный (12-18 лет). На фаллической стадии происходит формирование Эдипова комплекса (Элекстры), когда у ребёнка сексуальное желание к своей матери, амбивалентное отношение к отцу. В ходе разрешения этого комплекса формируется Сверх-Я. Оно врожденно, а Я формируется на оральной (орально-садистическая) стадии.

Структура личности: три структурные составляющие — Ид (ОНО), направляется принципом удовольствия, это наши желания ивлечения; Эго (Я) — направляется принципом реальности, служит посредником между ОНО и Супер-эго; Супер-эго — включается в себя мораль, совесть, общественные нормы. Существуют три уровня сознания: осознанное, предсознательное и бессознательное — Оно только в бессознательном, а Эго и Супер-эго везде).

Защитные механизмы — направлены на уменьшение угрозы целостности индивида. Это вытеснение, регрессия, уход, реактивное образование (когда делаешь противоположное тому, что хочется, так как то, что хочется запретно), проекция, идентификация, изоляция, замещение, сублимация и т. д.

 

Общие представления о личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй и др. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм.

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством А. Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму.

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, — это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и половых или агрессивных побуждений.

Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных → неуместность экспериментов на животных.

Природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна.

Мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как " желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. А. Маслоу в качестве центральной характеристики личности выделяет разные иерархические уровни потребностей.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Точка зрения К. Роджерса на природу человека сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства.

У людей бывают злые и разрушительные чувства, аномальные моменты → они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой.

Против Фрейда: естественное развитие людей к " конструктивному осуществлению" свойственных им врожденных возможностей.

Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченные возможности для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия:

1. Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей.

2. Теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей.

3. Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие осуществлению врожденных возможностей человека, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, игнорировались. Работы Маслоу посвящены почти исключительно взрослым.

Несмотря на теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью осуществляют возможности, заложенные в них от рождения, демонстрируя истинное психическое здоровье.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь