Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психоанализ и культура. Психоаналитическая концепция культуры 3. Фрейда
Огромной популярностью в XX в. пользовался психоанализ, основателем которого был австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939). Его идеи распространились на многие сферы научного знания — социологию, педагогику, теорию искусства, культурологию и т.д. Хотя в его теории психоанализа нет системного изложения теории культуры, однако в ходе рассмотрения различных вопросов психики человека Фрейд вынужден бьш обратиться к анализу проблем, связанных с природой художественного творчества, сущностью и функциями искусства и культуры. Поэтому его принято считать автором психоаналитической теории культуры, первым применившим психологические факторы для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом. Уже в конце XIX в. появились его работы, далеко выходившие за рамки психотерапии. В них была показана связь внутренних состояний личности с внешним социокультурным миром. Тогда же он начал изучать сновидения, полагая их воротами в бессознательное, стал говорить о защитной функции неврозов, анализировать психосексу- альное развитие человека. Эти исследования закономерно привели Фрейда к созданию целостной теории психоанализа в 20—30-е годы XX в. Она была изложена в его работах «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927). Концепция Фрейда базируется на нескольких методологических принципах. Так, культура в психоанализе рассматривается как проявление индивидуальной психики в общественной жизни. Кроме того, он исходит из принципа единства фило- и онтогенеза Э. Геккеля, который утверждает, что индивидуальное развитие организма повторяет развитие вида. Применительно к исследованию культуры это означает, что в детстве человек проходит через те же стадии развития, что и культура всего человечества. Поэтому такой популярный сегодня подход, как анализ культуры через познание детства, был впервые предложен Фрейдом, хотя он и рассматривал детство ограниченно — только как развитие сексуальности. По мнению Фрейда, эротические желания (либидо) заложены в человеке с самого детства, проходя ряд стадий в своем развитии. Вначале — они направлены на собственное тело ребенка, а когда ребенок подрастает, его либидо в связи с полом раздваивается, поэтому у мальчиков оно направлено на мать, а у девочек — на отца. Интересно, что при этом дети испытывают враждебные чувства к отцу и к матери соответственно. Подобные взаимоотношения детей и родителей Фрейд назвал комплексом Эдипа (для мальчиков), комплексом Электры (для девочек). Название позаимствовано из трагедии древнегреческого автора Софокла «Царь Эдип». Герой трагедии по воле богов убивает своего отца и женится на собственной матери. Эдипов комплекс — универсальное явление для всех культур, это фундамент индивидуального развития человека с детства до взрослого состояния. Важнейшим выводом Фрейда и исходным пунктом психоанализа стала гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, имеющей сложное строение. Первым уровнем человеческой психики и является бессознательное. Оно — не зависящее от сознания безличное начало человеческой души, первооснова всех наших желаний и поступков. Это мир заложенных в человеческой психике инстинктов, неконтролируемых и неосознаваемых желаний, которые влияют на человеческую деятельность. Бессознательное активно вмешивается в нашу жизнь, а представление, что нашими поступками руководит наше Я — сознание, является лишь иллюзией. В бессознательном, имеющем чисто природное происхождение, сосредоточены все стихийные первичные влечения человека. Имен- но они — движущие силы поведения людей. К ним относится уже упоминавшееся нами либидо — половой инстинкт, стремление к продолжению рода, стремление к жизни, а также мортидо — агрессивный инстинкт, стремление к разрушению и смерти. Поэтому под тонкой пленкой сознания с его приглаженными образами и рафинированной логикой клокочет темная бурлящая бездна. Сознание (Я) — второй уровень психики человека, который человек может контролировать. Я обеспечивает выживание человека в мире природы и общества, поэтому оно руководствуется принципом реальности, приспосабливаясь к объективным условиям. Но наше сознание постоянно сталкивается с силой бессознательного, руководствующегося принципом удовольствия. Поэтому очень часто Оно одерживает верх, маскируя свои влечения под сознательные решения Я. Прямое столкновение Я и Оно неизбежно приведет к победе бессознательного, так как именно в нем сосредоточена вся психическая энергия человека. Но человек в обществе может выжить, лишь подчинив Оно своим важнейшим целям. Так возникает третий слой психики — Сверх-Я. Это сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета. Сверх-Я — это своеобразная проекция мира культуры на человеческую психику, которая тоже проявляется в форме бессознательного. По сути дела, это — нормы и ценности культуры, проникающие в сферу бессознательного, чтобы овладеть энергией Оно. Таким образом, по Фрейду, в бессознательном взаимодействуют два противостоящих начала — инстинктивно природное и социокультурное. Именно Сверх-Я заставляет человека преодолевать инстинктивные влечения, результатом становится появление человеческой культуры. Разыскивая истоки культуры, Фрейд обращается к анализу до-культурного состояния человечества и связывает появление культуры с «убийством первобытного отца». Он рисует далекую от идиллии картину: первобытная орда, отец-деспот обладает всеми женщинами и не дает сыновьям приблизиться к ним, изгоняя их, как только они подрастут. Те жили поодаль, пока самый сильный не сменял своего одряхлевшего отца. Но однажды неудовлетворенное влечение сыновей заставило их объединиться, убить своего отца и съесть его. По мнению Фрейда, следы этого сохранились в ритуальных тотемических трапезах-жертвоприношениях у многих первобытных народов. Тоте-мическое животное, которое торжественно убивалось и съедалось первобытным кланом, заменяло некогда убитого и съеденного отца. Но после отцеубийства сыновья испытали огромное чувство вины за сделанное и установили запрет на отцеубийство и на инцест — кровосмешение внутри рода. Так что тотемические ритуалы, сохра- нившиеся у некоторых народов, напоминают нам о первородной вине человека. А эти первые запреты образовали уже упоминавшийся Эдипов комплекс, который передается по наследству и является базой культуры. Итак, бессознательное, как утверждают психоаналитики, является основой человеческой психики, ее древнейшим ядром, тогда как разум и сознание составляют лишь его внешнюю оболочку, результат позднего развития психики в условиях цивилизации. Бессознательное отделяется от сознания в момент возникновения культуры — в этот момент агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества. С тех пор культура стала не чем иным, как системой норм и запретов, где присутствует психологический конфликт — бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия и кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. По мере развития общества и культуры норм и запретов становится все больше и больше. Поэтому чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее чувствует себя человек из-за большого количества норм и запретов, оставляющих неудовлетворенными человеческие влечения. Как правило, человек не осознает причину своего несчастья, так как культура связана с механизмом репрессии (вытеснения) — защитным механизмом психики, состоящим в активном забывании, удалении из сферы сознания в бессознательное неприятных для Я влечений и импульсов. Но либидо и мортидо лишь заблокированы культурными нормами. Накапливаясь, неудовлетворенные влечения превращают психику человеку в «бурлящий котел». Поэтому они должны периодически «разряжаться», причем наиболее безопасным для общества способом. Так появляется механизм сублимации, который преобразует энергию либидо и мортидо в различные виды деятельности, переводя ее на цели общественного и культурного творчества. Спорт, наука, искусство, одухотворенная любовь — все это, по мнению Фрейда, продукты сублимации первичных инстинктов. Важнейшими элементами культуры, служащими для разрядки психических напряжений, являются религия и искусство. Поэтому они с течением времени приобретают все большее значение в культуре. Но иногда механизм сублимации не «срабатывает». Если такая «разрядка» происходит в моменты стрессов и экстраординарных ситуаций, то результатом становятся войны, революции, преступления. Концепция Фрейда оказала огромное влияние на развитие науки и общественной мысли XX в. Разумеется, в ней много недостатков — пансексуализм, биологизация бессознательного, несоответствие ряда положений концепции фактам антропологических исследований. Но несомненным достижением этой концепции стал анализ раннего периода детства, снов, эмоциональной сферы личности, а также изучение компенсаторной функции культуры — феноменов, до сих пор остававшихся без внимания ученых. Психоаналитический подход получил дальнейшее развитие в культурологии XX в., в работах В. Райха, О. Ранка, Г. Рохейма и др. Но особое место в этом ряду занимают работы К.Г. Юнга, создателя учения о коллективном бессознательном. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2541; Нарушение авторского права страницы