Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эволюция понятия «цивилизация»
Понятие «цивилизация», так же как и «культура», имеет довольно большое число значений. Однозначной его трактовки вплоть до настоящего времени нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Понятие цивилизации также имеет латинские корни. Древние римляне называли гражданином (civis) жителя крепости или полиса, имевшего гражданские (civilis) обязанности перед другими людьми и соблюдавшего общепринятые правила поведения, совместной жизни и нормы вежливости. За пределами крепости жили варвары — нецивилизованные, примитивные дикари. До XVIII в. мы находим данное понятие только как причастие «цивилизованный» или глагол «цивилизовать». Само же понятие «цивилизация» появилось, по утверждению французского историка Лю-сьена Февра (1878—1956), лишь в 1766 г. в работах философов-энциклопедистов в рамках созданной ими теории прогресса. Поэтому оно несло в себе отпечаток идей французского Просвещения и понималось как процесс совершенствования общества и государства. Также в работах французских просветителей цивилизация стала пониматься как идеал прогресса — общество, основанное на идеалах разума и справедливости. А в работах Вольтера цивилизация стала отождествляться с хорошим поведением, хорошими манерами человека. После этого появилось выражение «цивилизованный человек». Но в рамках французского Просвещения мы наблюдаем и иное отношение к цивилизации. В работах Ж.-Ж. Руссо можно встретить критику современной ему цивилизации, которая оценивается как этап упадка и деградации, найти призыв отказаться от цивилизации и вернуться назад, к жизни в единстве с природой. Схожая позиция у немецких просветителей и философов, которые различают понятия внешней и внутренней культуры. При этом под внутренней (подлинной культурой) они понимают духовные нормы и ценности, на которые ориентируются люди в своей жизни, а к внешней культуре они относят мир материальных предметов и явлений, среди которых живет человек. Этот мир и есть цивилизация. В конце XVIII в. начинаются тесные контакты европейцев с иными народами, открывшие многообразие нравов и обычаев, отличных от европейских. Были обнаружены следы великих цивилизаций древности. С одной стороны, это привело к выводу о существовании мно- жества локальных цивилизаций, а с другой — к мысли о возможной гибели цивилизации как локального исторического образования. Подобный вывод поддерживался и разочарованием в революционных идеалах. Тем не менее Франсуа Гизо (1787—1874) в начале XIX в. попытался снять противоречие между идеей прогресса человеческого рода и многообразием обнаруженных цивилизаций. Он предположил, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой — есть еще и цивилизация как прогресс человечества в целом. Цивилизация состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку, и внутреннего, интеллектуального, определяющего его личную природу. Взаимодействие этих двух начал — социального и интеллектуального — есть основа развития цивилизации. В XIX в. благодаря работам американского антрополога Льюиса Моргана (1818—1881) значение термина «цивилизация» было расширено. Он стал применяться для обозначения одной из стадий исторического развития человечества. Цивилизацией была названа противоположная варварству стадия всемирно-исторического процесса, который представлялся последовательной сменой состояний дикости, варварства и цивилизации. Состояния дикости и варварства предполагали незначительный контроль человека над своим и чужим поведением, низкий уровень развития материального производства. Цивилизация, напротив, означала полный социальный контроль и самоконтроль человека над своей жизнью и поведением, а также достаточно высокий уровень развития производства. Символом этого состояния и стал город, крепость, освободивший человека от власти природы и установивший новый порядок его жизни. Этот шаг был сделан только после появления государства, которое является главным признаком цивилизованности общества. Современный американский исследователь С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними. Это внеэтническое понятие, так как особенности цивилизаций определяются характером социокультурного устройства общества. Хантингтон выделяет восемь современных цивилизаций — западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. От их взаимодействия, по его мнению, будет зависеть дальнейший ход человеческой истории. На карте мира Хантингтон выделяет «линии разломов», которые исторически образовались на границах цивилизаций. Вдоль таких «разломов» между цивилизациями возникают конфликты — борьба за землю и власть, соперничество за влия- ние в военной и экономической сферах, за контроль над рынками и международными организациями. Особенно чреваты конфликтами отношения западной и незападных цивилизаций, а также исламского мира с другими цивилизациями. Поэтому в обозримом будущем не сложится единой универсальной цивилизации. Мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций, которым придется учиться сосуществовать со своими соседями. Таким образом, можно выделить несколько значений понятия «цивилизация»: 1) стадия всемирно-исторического процесса, наступающая вслед за состояниями дикости и варварства и характеризующаяся достаточно высоким уровнем развития материального производства, высокой степенью контроля и самоконтроля над жизнью человека; 2) материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей; 3) идеал общественного развития, под которым понимается общество, основанное на принципах разума и справедливости; 4) прогресс человечества и общества в целом, формирующий единую мировую цивилизацию; 5) синоним культуры определенного народа в конкретный период времени (локальные цивилизации); 6) наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой высший уровень культурной идентичности людей; 7) период деградации и упадка человеческого общества. Если мы рассматриваем цивилизации как различные типы обществ, неизбежно встает проблема типологии цивилизаций. Здесь наряду с классификацией Хантингтона существуют и другие основания, по которым можно выделять цивилизации, — экономический строй общества, организацию политической власти, господство определенной религии в общественном сознании, языковую общность, сходство природных условий и т.п. Так, если использовать в качестве основания для классификации экономический строй общества, то цивилизациями будут выступать рассмотренные выше общественно-экономические формации, выделенные К. Марксом, — рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Можно встретить деление на аграрные и индустриальные цивилизации. В аграрной цивилизации господствует культура патриархального, традиционного типа. Ее характерными чертами являются: близость к природе, консерватизм, прочность традиций и обычаев, большая роль семейных и клановых связей, слабость межкультурных кон- тактов. Разновидностями аграрных цивилизаций являются земледельческая цивилизация (с оседлым образом жизни) и скотоводческая цивилизация кочевых народов. Индустриальная цивилизация отличается приоритетом городской культуры, ускоренными темпами жизни, большей свободой нравов и выбора жизненных ценностей, быстрым ростом образования, развитыми средствами коммуникации и информации, высокой мобильностью населения. По характеру политической власти различают деспотические и демократические цивилизации. В первую группу входят цивилизации стран Востока, Древнего мира, во вторую — древнегреческие демократии, Новгородская боярская республика, современные демократические государства. Можно выделять цивилизации по языковой общности, которая обусловливает близость многих других сторон жизни людей. Так, выделяют испанскую или португальскую цивилизации, которые включают в себя помимо Испании и Португалии, соответственно, ряд стран Латинской Америки. Природно-географический фактор также может служить основанием для выделения цивилизаций. Примером служат цивилизации горных народов, жителей Крайнего Севера и т.п. И наконец, в основе выделения цивилизаций лежит религиозная принадлежность народов, так как именно религиозная общность скрепляет разные народы лучше всего. Так формируются буддийская, христианская, исламская цивилизации. Но какое бы основание деления на цивилизации мы ни взяли, различия между ними относятся к самым глубоким различиям между обществами. Взаимопонимание людей, принадлежащих к разным цивилизациям, достигается с большим трудом, контакты легко перерастают в конфликты. Но зато результатом контактов при благоприятном исходе становится множество новаций, придающих динамичность этим цивилизациям. 5.4. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» В научной литературе существует три позиции по этому вопросу: отождествление, противопоставление и взаимообусловленность. Первоначально эти понятия использовались как синонимы, никакого противопоставления не предполагалось. Еще философы эпохи Просвещения настаивали на том, что только высокая культура рождает цивилизацию, а цивилизация, соответственно, является по- казателем культурной развитости и состоятельности. Тот же подход мы видим в работах А. Гумбольдта и Э. Тайлора, которые пользовались словом «культура» наряду со словом «цивилизация», часто заменяя одно слово другим. А 3. Фрейд настаивал, что именно культура и цивилизация отличают человека от животных. Такая позиция имеет под собой основания, так как культура и цивилизация схожи между собой по множеству параметров. Так, культура, как и цивилизация, имеет социальную природу, существует только в результате человеческой деятельности, образует «вторую природу», искусственную среду обитания человека, противостоящую природному миру. С конца XVIII в. в Германии возникает традиция противопоставления культуры и цивилизации. Немецкие философы и просветители, среди которых особое место занимает И. Кант, понимали культуру как совокупность духовных ценностей. Цивилизация же становилась синонимом материальной культуры, достаточно высокой ступенью овладения силами природы. Впервые было отмечено, что техника, материальное изобилие сами по себе не означают культурного, духовного развития. Сама по себе техника нейтральна, к ней неприменимы нравственные категории. Все зависит от того, как она используется и в чьих руках находится. Таким образом, культура является внутренним достоянием человека, его духовным развитием, мерой его свободы. Цивилизация же понимается как преобразованный человеком мир внеположных ему вещей, а также степень их доступности в данном обществе для различных социальных групп. Культура ориентирована на формирование совершенной личности, человека-творца. Цивилизация направлена на воспитание идеального законопослушного гражданина, так как она связана со стандартизацией мышления, ориентацией на абсолютную верность общепринятым истинам. Так понятие «цивилизация» становится синонимом урбанизации, скученности, тирании машин, понимается как источник дегуманизации мира. В этом духе построены знаменитые культурологические теории О. Шпенглера, Н. Бердяева, Г. Маркузе и др. Так, у Шпенглера культуры сравниваются с живыми организмами. В силу этого они проходят ряд стадий в своем развитии — рождение, расцвет и смерть. Последнюю, заключительную фазу развития культуры — ее упадок и гибель — Шпенглер называет цивилизацией. Поэтому характерными чертами цивилизации для него являются: падение религиозной веры, вырождение искусства, распространение сухого рационализма и материализма, переход от творчества к бесплодию, бездуховный техницизм. Бердяев в своих работах также подчеркивает особенные черты в культуре и в цивилизации, хотя он считает, что они развиваются синхронно. По его мнению, в культуре развиваются начала духовности, индивидуальности, аристократизма. Также для культуры характерны качественность, выразительность, эстетичность, стремление к стабильности и консерватизму. Цивилизация же связана с развитием материального, социально-коллективного, демократического начала. В силу этого цивилизация стремится к тиражированию, общедоступности, утилитарности, она ориентирована на прогресс. Поэтому, как говорит Бердяев, происхождение цивилизации мирское, она родилась в борьбе человека с природой вне храмов и культа. Если культура имеет душу, то цивилизация — лишь методы и орудия. Еще резче выразился о соотношении культуры и цивилизации Г. Маркузе, для которого цивилизация — это жестокая, холодная, повседневная реальность, а культура — вечный праздник. Он противопоставлял духовный труд культуры материальному труду цивилизации, как будний день противостоит празднику, царство необходимости — царству свободы, природа — духу. Но, даже противопоставляя культуру и цивилизацию друг другу, философы и культурологи все же понимали, что они связаны между собой, обусловливают друг друга. Так возникает более трезвый и взвешенный взгляд на данную проблему, сторонники которого не закрывают глаза на разницу культуры и цивилизации, но изучают их как рядоположенные, взаимодействующие и взаимопроникающие. Такое понимание проблемы мы находим у Л. Моргана, который делил человеческую историю на три стадии — дикость, варварство и цивилизация. Эту точку зрения разделяли и основоположники марксизма. При таком подходе понятие «культуры» шире понятия «цивилизации», так как культура существует столько же, сколько и само человечество, а цивилизация появляется лишь на определенном этапе развития культуры — вместе с появлением первых городов-государств около 6 тыс. лет назад. Существует также точка зрения, сторонники которой различают культуру и цивилизацию не с качественной стороны, а с точки зрения этнологии. При этом цивилизация рассматривается как совокупность культур регионального уровня. При этом культуры могут отличаться друг от друга, но при этом они принадлежат одному этносу. Таким образом, цивилизация определяется единством носителя культур, которые могут быть различными по времени и даже по содержанию. Такой подход отражает взгляд на цивилизацию как на процесс эволюции культур в направлении к более сложным состояниям. При этом культура считается своеобразным кодом, механизмом наследственности цивилизации, в котором записаны все главные моменты ее жизни, передающиеся из поколения в поколение. Иными словами, цивилизация представляет собой материальное тело и социальную организацию жизни людей, а культура дает ценностные ориентации для жизни в мире. Кроме того, культура хранит и передает специфическое, своеобразное, присущее определенному обществу. Оно закрепляется в своеобразной системе ценностей, составляющей ядро культуры. Она обеспечивает устойчивость социального организма, а также адаптацию и динамику цивилизации. Таким образом, культура и цивилизация могут существовать только в единстве. Тем не менее понимание того, что важнее — культура или цивилизация, — определяет парадигму ценностей общества. Если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями, что обеспечивает действительный прогресс данного общества. Оно является подлинно гуманистичным, обращено к проблемам человека, решению которых подчинено развитие производства и экономики. Если культура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то превалируют материальные потребности и ценности, господствуют прагматизм и утилитаризм, можно говорить о духовном оскудении. К сожалению, в последнее время цивилизация с ее прагматизмом нередко обедняет и унифицирует культуру, что приводит ее к кризису, который часто отмечался философами и культурологами XX в. Итак, между цивилизацией и культурой нет ни абсолютной гармонии, ни полной несовместимости. Реальные связи между ними существуют в трех основных формах. Первая из них — генетическая, так как именно культура создает цивилизацию, объективируется в ней. Генетический код культуры воплощается в материальном теле цивилизации. Вторая форма связи — структурно-функциональная, так как культура и цивилизация воплощают в себе разные стороны человеческой деятельности, духовную и материальную, которые немыслимы друг без друга. И наконец, третья, дисфункциональная связь, когда цивилизация стремится подчинить себе культуру. При этом происходит забвение ценностей культуры и утрачивается ее душа. Это означает, что должны появиться новые ценности, которые лягут в фундамент новой культуры, должна будет появиться новая цивилизация, в которой объективируются эти ценности. Библиографический список 1. Ачильдиев И.У. Власть предыстории. — М., 1990. 2. Библер В. Цивилизация и культура. — М., 1993. 3. Гуревич П.С. Философия культуры. — М., 1994. 4. Давидович В.А., Жданов Ю.А. Сущность культуры. —Ростов н/Д, 1987. 5. Диденко Б. А. Цивилизация каннибалов. — М., 1999. 6. Ерасов Б. С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. — М., 2002. 7. Злобин КС. Культура и общественный прогресс. — М., 1980. 8. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996. 9. Кармин А. С. Культурология. — СПб., 2003.
10. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. — М., 2002. 11. Левяш И.Я. Культурология. — Минск, 2002. 12. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М., 1989. 13. Оганов А.А., Хангельдиева КГ. Теория культуры. — М., 2001. 14. Самохвалова А.И. Культурология. — М., 2002. 15. Флиер А.Я. Культурогенез. — М., 1995. 16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003. 17. Цивилизации и культуры. — Вып. 1. Россия и Восток: цивилизацион-ные отношения. — М., 1994. Глава 6 Морфология культуры. Функции культуры Как уже было отмечено ранее, культура возникла для того, чтобы помочь человеку выжить в окружающем мире. С помощью культуры человек делает свою жизнь все более удобной и безопасной. Приспосабливаясь к среде своего существования с помощью культуры, он утверждает себя в мире, в природе, в обществе. Культура является единственной силой, связывающей отдельных биологических особей в единый общественный организм и превращающей их в человеческие существа. Человек начинается с первого культурного поступка, выраженного в разумной целенаправленной деятельности, которая овеществляется, опредмечивается в различных вещах и явлениях, составляющих искусственный мир культуры. Из первого культурного поступка через жизнедеятельность более чем 1200 поколений нашего рода формировалось современное человеческое общество, состоящее сегодня из взаимосвязанных, но одновременно и самостоятельных сфер — экономической, политической, духовной. Каждая из них, равно как и общество в целом, имеет свои особенности, структуру, функции, институты. В этой сложной и многоуровневой системе функционируют культура и ее продукты, которые также связаны и структурированы между собой. В этой системе можно вьщелить как связи субординации, иерархического соподчинения, так и отношения координации. Одни из них занимают центральное и фундаментальное место, другие — второстепенное и производное, одни из них имеют общее и глобальное значение, другие — конкретное и локальное. Взятые же все вместе, они образуют сложную и многогранную структуру, или, как говорят ученые, морфологию культуры. Морфология культуры — это учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуры по разным основаниям. 6.1. Артефакты — культурные формы — культурные системы Артефактом называют любой предмет или явление искусственного происхождения, антипод всего природного. Им может быть конкретный материальный продукт, поведенческий акт, социальная струк- тура, информационное сообщение или оценочное суждение. Это своего рода мельчайшая и неделимая единица культуры. Даже сам человек является артефактом, ведь он — существо не только биологическое, но и социальное, так как стать человеком можно только через процессы образования и воспитания, усваивая нормы и ценности той или иной конкретной культуры. Артефакт, как и культура в целом, всегда является продуктом человеческой деятельности. Но человеческая деятельность не всегда выступает как проявление культуры, и не всякая деятельность порождает культуру. К созданию артефактов приводит только та деятельность, которая связана с поиском смыслов. Это принципиально отличает мир культуры от мира природы. Так, цветок, растущий на лугу, является частью природы. Но тот же цветок, сорванный и поставленный в вазу, уже является частью культуры, так как человек, сделавший букет, имел своей целью эстетическое наслаждение, желание сделать приятное себе и своим близким. Артефакты являются воплощением какой-либо культурной формы — образца решения задачи по удовлетворению какой-то групповой или индивидуальной потребности (интереса) людей. Культурная форма представляет собой комплекс отличительных признаков объекта, в которых воплощаются его утилитарные и символические функции, на основании которых проводится его идентификация (опознание). Таким образом, одну и ту же культурную форму могут воспроизводить множество артефактов. Так, культурная форма человеческого жилища может воплощаться в самых разных артефактах — избе русского крестьянина, юрте скотовода-кочевника, плавучем жилище некоторых африканских и азиатских народов и т.д. А культурная форма свадебного обряда будет реализовываться, в свадьбах разных народов, проходящих по разным правилам. Необходимо отметить, что каждая культурная форма включает в себя не только описание культурного продукта, но и технологию его получения. Возникнув для удовлетворения какой-то человеческой потребности, культурные формы начинают воспроизводиться в многочисленных артефактах, постепенно изменяясь с течением времени. Отдельные культурные формы становятся частью исторической традиции данного общества, другие — эксплуатируются сравнительно недолго и быстро выходят из употребления. Можно сказать, что жизнь всякой культурной формы продолжается до тех пор, пока воспроизводятся, описываются, оцениваются и интерпретируются ее артефакты. Если считать культурную форму отдельной фразой, законченной мыслью, то культурная система будет целостным текстом. Культурная система — это совокупность культурных форм, исторически сложившихся в практике и сознании определенной человеческой общности. По сути дела, культурная система представляет собой конк- ретно-историческую культуру какого-либо народа, сословия, конфессии и т.п. Культурные системы являются не просто суммой случайных культурных форм, они высоко упорядочены, организационно и информационно взаимосвязаны между собой. Будучи системами, они характеризуются такими свойствами, как универсальность, целостность, преобладание внутренних связей над внешними, внутренняя неравномерность (сложность внутренней структуры, стратифициро-ванность), способность к самовоспроизводству и изменению. 6.2. Физическая культура — материальная культура — духовная культура Данное структурирование культуры широко известно и на первый взгляд общепонятно. Оно базируется на анализе предметного бытия культуры, его материальных и духовных форм. Обычно к материальной культуре относят всю область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства и т.п. К материальной культуре примыкает физическая культура, обеспечивающая производство и воспроизводство самого человека. Духовная культура включает сферу духовного производства (производство идей, образов, ценностей культуры) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве, религии, морали и т.д. Но такое деление культуры является четким и бесспорным лишь на первый взгляд. Более внимательный анализ проблемы порождает целый рад вопросов. Самым главным является сложность проведения границ между этими видами культуры. Рассмотрение предметного бытия культуры следует начинать с анализа форм материальной предметности, так как нельзя не согласиться с К. Марксом и Ф. Энгельсом, что люди, прежде чем заниматься высокими духовными сюжетами, должны есть, пить, размножаться, то есть обеспечивать свое физическое существование. Мы — живые существа, часть органического мира нашей планеты, и в этом качестве мы подчиняемся биологическим законам, хотя те и корректируются законами общества. Как считает М.С. Каган, существует три формы материальной предметности — человеческое тело, техническая вещь и социальная организация. Первая форма порождает физическую культуру, остальные — материальную культуру. 6.2.1. Культура человеческого тела Разумеется, нас интересует человеческое тело не в его физиологическом аспекте. Для нас важно то, как тело человека, оставаясь биологическим объектом, приобретает социальные и культурные ка- чества. Предпосылки этого появились еще в период формирования человека как вида — прямохождение, развитие руки, мозга и т.д.1 Определяющую роль в этом процессе сыграл труд, а также игра и спорт. Поэтому так важно в детстве развивать двигательные возможности организма. При этом умение бегать, ходить, действовать руками, развитие человеческой фигуры есть результат научения, то есть приобщения ребенка к культуре. Таким образом, человеческое тело является условием культуры, с одной стороны, и результатом культуры — с другой. Очевидным является тот факт, что от природы человек слабее других животных. Поэтому ему необходимо было развивать такие телесные качества, которые давали ему преимущество в борьбе за существование. Только физически развитый человек мог успешно охотиться, воевать или трудиться. Таким образом, овладение соответствующими навыками в процессе воспитания было условием выживания человека в природе и обществе. Развитие человеческого тела было необходимо не только для трудовой деятельности, но и для совершения различных обрядов и ритуалов — символической деятельности. На ранних этапах человеческой истории обряд был синкретическим действием, то есть требовал совершения определенной физической активности, которая имела магический смысл. Разумеется, для участия в обряде человеческое тело необходимо было подготовить. Одним из способов подготовки могло быть изменение естественных форм тела. Так, многие народы практиковали использование различных операций — обрезание мальчиков у иудеев и мусульман, а также у многих первобытных народов, бинтование ступней у знатных китаянок в Средние века, изменение формы черепа у ряда индейских народов, вытягивание шеи женщин специальными кольцами у некоторых африканских народов и т.п. Подобные деформации становились специальными знаками, показывающими принадлежность этих людей к тем или иным народам, сословиям или возрастным группам. Другим способом, с помощью которого тело обретало необходимые качества, было нанесение различных рубцов или татуировок, а также раскрашивание тела ритуальными узорами. И в том, и в другом случае человеческое тело превращалось в предмет культуры, навсегда покидая мир природы. Процесс подготовки человеческого тела как к трудовой, так и к символической деятельности, требовал долгого времени и начинался с раннего детства. Важнейшим средством этой подготовки служила игра, формирующая у детей необходимые физические, интеллектуальные, психологические и социальные качества. Для развития человеческого тела особое значение имели состязательные (спортивные) игры, развивавшие силу, ловкость, меткость, быстроту, без которых 1 Об этом говорилось в предыдущей главе. невозможно подлинное владение своим телом. Таким образом различные игры и обряды дополняли природное состояние человеческого тела культурным, создавая при этом физическую культуру. Физическая культура Физическая культура представляет собой формирование социального человека и его двигательных возможностей. Развитые двигательные возможности позволяют включаться в трудовые процессы, в обрядовые действия, становиться искусством. Ребенок начинает овладевать своим телом, развивая двигательные способности, с первых дней своей жизни. К тому времени, когда он учится говорить, он уже овладевает прямохождением, специализированными видами передвижения, перемещениями предметов, начинает танцевать и участвовать в играх. Усвоение этих навыков, связанных с координацией действий всего тела, является необходимым условием обучения речи. Если ребенок по каким-то причинам не овладеет прямохождением и всем комплексом связанных с ним движений (как это бывает в случае воспитания детей животными), речь развиваться не будет. Поэтому ребенок должен учиться ходить, ползать, бегать, прыгать, ловить брошенные предметы и т.п. К основам физической культуры также относится овладение основными правилами гигиены — умывание, чистка зубов, купание и т.д. Разумеется, развитие физической культуры связано с врожденными свойствами человека, которые будут отличаться у разных людей. Но не менее важно обучение различным двигательным действиям, которое поддерживает, изменяет и развивает врожденные свойства, формируя физические качества человека — координацию движений, быстроту, силу и выносливость. В ходе тренировок они развиваются. Тренировки и развитие двигательных навыков необходимы не только спортсменам. Они нужны любому человеку, так как готовят его тело ко всем тем разновидностям труда, которые он должен совершать в обществе. В идеале физически подготовленный человек должен сохранять творческое долголетие, поддерживать физические параметры своего тела, уметь защитить себя физически и психологически в конфликтах. Это — прямые цели физической культуры. Но существуют еще альтернативные цели, воспитывающие другие качества человека — волю, этические и эстетические чувства, без которых невозможно формирование гармонически развитой личности. Воля развивается в связи с преодолением различных трудностей, которые неизбежно встречаются при развитии своего тела. Участие в различных играх и соревнованиям требует соблюдения правил, честности по отношению к партнерам и соперникам, что воспитывает необходимые моральные качества. Одновременно развивается и эсте- тическое чувство, умение наслаждаться гармонично развитым телом, способным с легкостью совершать разнообразные движения, получать удовольствие от спортивных игр и зрелищ в качестве участника и зрителя. Но важно, чтобы все эти стороны развивались в гармонии. Пренебрежение какой-то стороной сделает всю подготовку ущербной, даст нам вместо гармонично развитой личности деформированную. Культура человеческого тела и физическая культура исторически развивались от народной физической культуры до современной. Кроме того, издавна развивались и специализированные формы физической культуры: • классовое и социальное неравенство освобождало одну часть общества (аристократию) от физического труда, превращая его в ненавистную каторгу для угнетаемых классов и сословий; • развитие профессионального спорта — он стал профессией, связанной с физическим развитием человеческого тела; • развитие специализированной лечебной физкультуры, призванной обеспечить здоровую жизнь и нормальное развитие человеческого тела; • появление многочисленных специализированных профессий военного, инженера, танцора и т.п. требует специальных навыков владения своим телом. Все это издавна приводило к формированию разных телесных типов в рамках одного общества. Резко контрастировали друг с другом коренастые мускулистые тела крестьянина, рабочего, солдата (у каждого были развиты свои навыки и умения, а также соответствующие им группы мышц) и изнеженные тела аристократов или интеллигенции, занятой лишь умственным трудом. Эти картины четко зафиксированы в произведениях литературы и искусства Нового времени. Итак, происхождение, социальное положение и профессия накладывали неизгладимый отпечаток на человеческое тело, еще раз подтверждая, что человеческое тело — это феномен культуры. Но физическая культура связана и с обрядовой деятельностью, из которой выросли такие виды искусства, как танец и театр, в которых человеческое тело становится особым изобразительным средством. При этом используются пластические возможности тела человека, мимика и жесты. Кроме того, человеческое тело является предметом изображения в живописи, графике, скульптуре, фото- и киноискусстве, часто описывается в художественной литературе. При этом создаются идеальные модели, образцы человеческого тела, в которых воплощается идеал красоты той или иной эпохи, того или иного народа. Именно памятники искусства зафиксировали и сохранили до нас фигуры древнегреческих атлетов, изможденные лица аскетов средневековья, крохотную ножку китаянки, осиную талию европейской аристократки как знаки культуры этих эпох. Таким образом, человеческое тело является одним из языков культуры, сообщающим нам информацию об экономическом, политическом положении человека, его религиозных воззрениях и этнической принадлежности. И наконец, не следует забывать, что именно человеческое тело (соответствующее идеалам красоты той или иной эпохи) способно возбуждать любовь не как физиологическое возбуждение, а как духовное чувство, делая красоту фактом культуры (хотя и имеющим объективную природную основу). Так, человеческое тело приобретает еще и эстетическую ценность, необходимую как в нашей повседневной жизни, так и в искусстве. Это неразрывно связывает физическую культуру и культуру человеческого тела с духовной культурой. 6.3. Вещи и социальные организации как основа материальной культуры Важнейшей формой существования материальной культуры являются вещи — результат материально-созидательной деятельности человека. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит к двум мирам — природному и культурному. Как правило, они производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после их обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2783; Нарушение авторского права страницы