Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теории происхождения культуры



Самые первые попытки ответить на вопрос о причинах культурогенеза мы находим в древних мифах, а также в религии. С точки зрения креационистской концепции, человек был создан Богом (или богами), и все человеческие качества, в том числе и умение создавать


культуру, были получены им свыше. Поэтому в мифологии многих народов мы находим фигуру Бога-просветителя, обучающего людей речи, различным умениям и навыкам, а также правилам поведения и организации совместной жизни. Такова была деятельность широко известного из греческой мифологии титана Прометея. Библия же говорит о том, что первые люди были созданы Богом уже взрослыми, владевшими даром речи. Нарушив запрет, вкусив от древа познания добра и зла, они были изгнаны из рая и должны были начать трудиться, чтобы выжить на земле.

К этой концепции близки трансцендентальные теории культуро-генеза, созданные рядом религиозно ориентированных философов. Для них возникновение культуры также предопределено свыше (или извне), так как оно связано не с естественным развитием человека, а с импульсом или замыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры. Так, об устремленности человека к высшему началу писал крупнейший русский философ B.C. Соловьев (1853—1900). Он говорил, что человеку следует жить лишь для идеи высшей правды, для стремления человеческого духа к его родному, вечному началу. Поэтому культура возникает как жажда бессмертного духа, а ее целью становится обожествление человечества через приближение к Христу.

Своеобразным вариантом трансцендентальной теории является гуманистически-демиургическая концепция культурогенеза, ярким представителем которой был НА. Бердяев (1874—1948). Бог — это Творец, создавший мир и человека всего за семь дней. После этого человек, созданный по Его образу и подобию, продолжил дело творения на земле, создавая свой, человеческий мир. Таким образом, создание человеком культуры можно назвать восьмым днем творения.

Выносили источник возникновения культуры вовне и представители космологических теорий культурогенеза. К ним относятся большинство сторонников космизма — В.И. Вернадский, ПА. Флоренский (1882-1937(7), П. Тейяр де Шарден (1881-1955), Л.Н. Гумилев и др. Они находили причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, для появления особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры. Так, автор концепции этногенеза Л.Н. Гумилев связывал развитие человечества (этносов) и культуры с пассионарными толчками, происходящими под действием особого вида космических излучений. Полученная при этом пассионарная энергия расходуется на создание и развитие нового этноса, уникальность которого определяется его культурой, представляющей собой кристаллизованную энергию пассионарности.

Иной подход демонстрируют натуралистические концепции происхождения культуры, считающие ее возникновение следствием саморазвития человеческого рода, естественного результата его эволю-


ции. При этом обнаруживается родство с процессами в животном мире, а истоки культуры находят в жизни высших животных. Подобных взглядов придерживаются многие ученые-естествоиспытатели — Ч. Дарвин, Г. Спенсер. К числу сторонников этой концепции относятся и представители этологических концепций культуры. Так, К. Лоренц утверждал, что многочисленные ритуалы, а также нормы и правила поведения, регулирующие жизнь человека в обществе, в зародыше содержатся в поведении животных. Ведь природа предусмотрела механизмы, тормозящие проявления инстинктивных форм поведения (прежде всего, агрессии) с помощью специальных механизмов — долгой подготовки к схватке, поз покорности и т.п. Это позволяет говорить о некоторой ритуализации поведения высших животных и может считаться зародышем культуры.

Своеобразным вариантом этого подхода являются игровые концепции культурогенеза. Среди их сторонников — Й. Хейзинга, считающий, что культура возникла из игры, известной еще животным. Поэтому вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, философия, искусство, религия и другие сферы культуры, бывшие вначале игрой. Ведь игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в социальной иерархии.

Другой ракурс проблемы мы видим в психоаналитической теории культурогенеза, созданной 3. Фрейдом. По его мнению, культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов (либидо и мортидо) с помощью норм и запретов. Так происходит ограничение агрессивных, разрушительных форм поведения, доставшихся пра-людям от их обезьяних предков. Таким образом, культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Сублимация энергии неудовлетворенных влечений рождает все существующие сегодня культурные формы — искусство, религию, философию, науку и т.д., а также все материальные и духовные ценности.

Широко известна орудийно-трудовая теория происхождения культуры, изложенная в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней утверждается, что мышление, речь, знания — все это появляется в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Широко известно знаменитое заявление Энгельса о том, что «труд создал человека». Это связано с тем, что в процессе трудовой деятельности, в связи с необходимостью организовать совместные усилия и согласовать их, возникла потребность в средствах общения. Язык и сознание, разви-


вавшиеся параллельно, привели к переходу наших обезьяноподобных предков в качественно новое состояние — человека. Таким образом, труд породил культуру.

Затем развитие трудовых навыков, появившееся разделение труда и рост его производительности позволили освободить некоторое время для занятий, не имевших непосредственного отношения к проблеме выживания человека. Появившийся досуг стал расходоваться на удовлетворение других человеческих потребностей, среди которых — потребность в прекрасном. Постепенно выделился целый ряд «творческих» профессий — художников, скульпторов, музыкантов, писателей. С развитием человеческого общества и его культуры таких людей, создателей духовных ценностей, становилось все больше — появились философы, ученые и т.д.

Данную теорию дополняет близкая ей социальная концепция куль-турогенеза. Одним из ее авторов может быть назван основоположник функционализма в культурологии Б. Малиновский. В ней подчеркивается не ценность труда самого по себе, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилища и т.п. Таким образом, на первый план выступают социальные отношения, связывающие людей, а также необходимость регулирования этих отношений.

Под иным углом зрения рассматривает социальные отношения и проблему культурогенеза магическая теория. Ее сторонниками являются Дж. Фрезер (1854—1941), Л. Леви-Брюлъ (1857-1939) и другие известные ученые и философы. Они считают, что первобытное мышление и поведение, а также социальные отношения были пронизаны магическими представлениями и ритуалами. Они занимали господствующее место из-за неразвитости логического мышления и недостаточности знаний людей о мире, которые возмещались фантазией и воображением. Желая воздействовать на предметы и явления для получения нужного практического результата, первобытные люди создавали заклинания, совершали ряд других символических действий. При этом они не различали реальную действительность и мир магических ритуалов, исходя из принципа единства мира. Поэтому при совершении необходимых действий они были уверены в нужном исходе. Так появляются первичные религиозные представления и переживания, а значит, рождается культура.

Следующий шаг в развитии этих идей делает символическая концепция культурогенеза. Ее основные положения мы находим в работах Э. Кассирера, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера (1889—1976). Сознание по своей природе связано с символами, которые относятся не к предмету, а к означению его смысла. Придавать какой-то смысл предметам


и явлениям (как естественного, так и искусственного происхождения) может только человек. Это происходит на основе деятельности человека и рефлексии этой деятельности. Через символ происходит одухотворение вещи, открытие за ее предметным планом ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Появление этой способности и есть рождение культуры — нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира.

Многие исследователи отмечают не случайность, а объективность принципов символизации. Так, П. Флоренский приводил примеры существования параллельной символики у разных народов и в разные времена. Символы можно считать особой формой знания, имеющей свои внутренние законы и критерии точности. В силу этого они становятся исходной формой культурного выражения мира, понятого и упорядоченного человеком. Символы могут использоваться как для художественного отображения мира, так и служить своеобразной формой его познания.

Существуют и достаточно «экзотические» концепции культуроге-неза. Так, существует концепция И. Ачилъдиева о рождении человека и его культуры из «пратолпы». В своей книге «Власть предыстории» (1990) он отмечает загадки морфологии и общественного развития человека, которые не находят своего разрешения в существующих теориях антропосоциогенеза. Среди необъяснимых феноменов морфологии человека, которые должны были снижать его шансы в борьбе за существование, он отмечает:

• прямохождение, которое на ранних стадиях антропогенеза было очень неэффективной формой передвижения;

• эволюцию руки, связанную с появлением свободного большого пальца, необходимого для хватательных движений, но не для изготовления скребков и т.п.;

• частичную безволосость;

• наличие скрытых мускульных ресурсов, реализующихся лишь в состоянии аффекта;

• излишки мозговых ресурсов — используются лишь 4% мозговых клеток;

• функциональную асимметрию мозга, а также наличие среди людей до 20% левшей.

Загадками общественного развития, по мнению Ачилъдиева, являются:

• сверхмедленность развития каменной техники, которая за 5 млн лет эволюции от австралопитека до кроманьонца создала лишь каменное рубило;

• при этом человек сумел так изменить природную среду, что в ней исчезли его враги, а появились и расплодились его друзья и помощники;


• наркомания — человек во всех культурах пользуется самоодурманивающими средствами;

• снятие ограничений в половой жизни в отличие от большинства животных, имеющих особые периоды для размножения;

• способность к быстрым миграциям.

Эти приобретения человека также непонятны с точки зрения естественного отбора и борьбы за существование. В этом же ряду находятся такие чисто человеческие изобретения, как война, религия, искусство, появление этносов, существование инакомыслия. Как считает автор, трудовая теория не может объяснить все загадки, связанные с этими нововведениями.

Поэтому он предлагает свою версию антропосоциогенеза, считая базовой структурой этого процесса пратолпу — объединение предков современного человека на основе имитативности в случае любого стресса. При этом пралюди (числом до 50 человек) собирались в одном месте, сбивались в плотную группу и начинали действовать как единый организм, громадная личность, способная к агрессивным и разрушительным действиям (созидание ей неведомо). Отдельные пралюди при этом теряют свою индивидуальность, впадая в состояние, схожее с гипнозом.

Поодиночке и мелкими группами пралюди были умными и хитрыми, они могли охотиться, обрабатывать камень, добывать огонь — развивать в себе человеческое начало. Но когда они сбивались в пратолпу, любое проявление разума и личности стиралось. Поэтому в пра-толпе они могли либо спасаться паническим бегством от более сильного противники, либо яростно преследовать и уничтожать хищника, напавшего на сородича. Встреча с пратолпой несла гибель всему живому. Именно для слияния в пратолпу и были нужны, все те морфологические особенности человеческого организма. Так, прямохождение было условием выживания в пратолпе — только так можно было удержаться на ногах среди бегущего скопища тел. Для этого же были нужны и скрытые мускульные ресурсы. Руки держали рубила, становясь своеобразными топорами, обрушивающимися на противников. Пратолпа не понимала речи, она существовала за счет эмоций, интуиции, для которых были нужны дополнительные мозговые ресурсы. С этой точки зрения объясняются и загадки общественного развития. Поскольку пратолпе было достаточно одного рубила для решения всех проблем с врагами (с которыми она сумела в конце концов справиться), не было стимула для дальнейшего развития техники. Если же сил для борьбы не хватало, она меняла свой район обитания, что объясняет привычку к быстрым миграциям. Наркотики же помогали быстрее войти в гипнотическое состояние для слияния в пратолпу.

Но постепенно в ходе эволюции пратолпа распалась, стало появляться все больше людей, не обладающих способностью сливаться в


пратолпу. Первые признаки очеловечивания появились у поздних неандертальцев, когда некоторые особи овладели речью. Именно у них проявилась способность к инакомыслию. Но речь способна сдерживать проявление эмоций и чувств, она развивает сознание. Поэтому эти особи уже не могли быть частью пратолпы. Они-то и стали первыми настоящими людьми. Поэтому они были вынуждены учиться выживать самостоятельно, сосуществуя с праголпой и конкурируя с ней.

Для стороннего наблюдателя пратолпа казалась единым человеком-великаном, сверхсильным и сверхжестоким. Он мог передвигаться с огромной скоростью, был многоруким и многоликим. Как считает Ачильдиев, от того времени сохранился пантеон многоруких богов, циклопов и прочих мифических существ. Именно тогда, по его мнению, зародилась религия с ее очеловечиванием богов, верой в их всемогущество и искупительной жертвой для них. Тогда же зародилось и искусство, которое внешне повторяло все стадии собирания пратолпы, но до конца не доходило. Постепенно произошло отделение ритуала от пратолпового действия, он начал наполняться смысловым содержанием. Так возникло искусство синкретического типа: бессмысленный ритм, еще не определенный ни трудовыми, ни охотничьими, ни агрессивно-оборонительными знаками, стал его основой. Лишь много позже сознание стало заполнять странные фигуры танца содержанием. Таким образом, по Ачильдиеву, искусство, спорт, игра — это сублимация и эксплуатация пратолповой психофизиологической реакции.

Поначалу люди не могли победить в борьбе с пратолпой и были вынуждены бежать в места, не очень благоприятные для жизни (изгнание из рая). Очевидно, это произошло около 40 тысяч лет назад, навсегда закрепив у людей страх перед богами. Но затем, став людьми в полном смысле этого слова, создав оружие, действующее на расстоянии, а также специальные мужские военные отряды для борьбы с пратолпой, они смогли вернуться и победить.

Итак, мы рассмотрели самые разные концепции культурогенеза. Нетрудно заметить, что многие из них пересекаются, дополняют друг друга. Поэтому многие философы и культурологи одновременно являются представителями разных концепций. Это говорит как о сложности проблемы происхождения культуры, так и о том, что причины ее возникновения носят комплексный характер. Попытаемся воссоздать процесс культурогенеза, представить наиболее вероятный ход развития человека, общества и культуры.

5.2.2. Биосоциальная гипотеза культурогенеза

Как показывают вышеизложенные концепции культурогенеза проблема происхождения культуры является одной из самых дискуссионных в современной культурологии. В борьбе различных точек зрения


их авторы, как правило, стремятся определить границу, которая отделяет природное существо человека от его собственно человеческих качеств. Поэтому вопрос о возникновении человеческой культуры является одновременно и ключевой антропологической проблемой, так как связывает процесс становления культуры с процессом антропогенеза.

Обширные материалы, собранные различными науками, требуют рассмотрение этого вопросы начинать с констатации очевидного факта, не вызывающего возражений у сторонников самых различных концепций происхождения культуры. Суть его состоит в том, что человек прежде всего является живым существом и поэтому его жизнь протекает в соответствии с определенными биологическими ритмами и законами. Он вышел из природы, он живет природой, черпает из нее все необходимые для жизни средства, взаимодействует с ней как со средой обитания, то есть он в значительной мере остается существом природным. Наивные представления о человеке как исключительно общественном существе, преодолевшем законы природы, подчинившем их своим целям и возвысившемся над природой, остались в прошлом и серьезно в современной науке не воспринимаются.

В то же время палеонтологическая летопись человечества непрерывно отодвигает начало человеческой родословной все дальше в прошлое. На этот счет в науке существует много споров, но в этих спорах нет убедительных и аргументированных возражений против утверждения, что Homo sapiens возник в ходе эволюции отряда приматов. Самым древним предком человека принято считать дриопитека («древесная обезьяна»), который стал как предком человека, так и современных низших обезьян (макак, павианов). А появление высших обезьян, ставших непосредственными предками человека, произошло около 20 млн лет назад — тогда жило около 20 родов и 30 видов антропоидов. Но лишь один из них — австралопитек — совершил переход к человеку. Возраст его древнейших останков оценивается в 5, 5 млн лет. Около 2 млн лет назад появился Homo habilis — зинджантроп («человек умелый»), который обладал такими признаками, как прямохождение, заметная развитость кисти руки, и умел применять и изготавливать каменные орудия труда.

Его эволюция привела к появлению Homo erectus — питекантропа, обладавшего более развитым мозгом. Следующим шагом стало появление около 200 тыс. лет назад неандертальца, который имел объем мозга даже больший, чем у современного человека. Но, как считают многие ученые, он не был нашим непосредственным предком, став побочной, тупиковой ветвью эволюции. И наконец, 35—30 тыс. лет назад появился человек современного вида — кроманьонец. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости кроманьонца от внешней среды, к появлению


(U(iiiii(iij! iiijiiiiiiiiit> n

Niin(NiiiiH(iHiiUUiiliMHUHHhiuiiniiiiiiuuHniUHnHiHHiiUhiiHJ.> .I,.> JI,, i, i,,, M.)iiiiuiiMMM.MM.MhHii............................. HiiiiiHiiMiiiii;


абстрактного мышления и попыткам отражения окружающего мира в художественных образах и символах. После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.

Разумеется, появление человека имело под собой определенные биологические предпосылки, создавшие возможность качественного скачка. Среди них важнейшими были полезные мутации у предков человека, впоследствии закрепленные биологической и социальной эволюцией. В качестве причин мутаций ученые называют влияние ближнего космоса и солнечной активности, периодическую смену магнитных полюсов Земли, геологическую активность Земли и поступление радиации из земных недр. Также источником мутаций мог быть стресс, сверхбольшие нервные нагрузки, которые с точки зрения современной науки расшатывают иммунную систему и наследственный аппарат. Причинами стресса был частый голод, вызванный резким изменением климата и сокращением вследствие этого жизненных ресурсов. Скорее всего, эти причины действовали комплексно.

Известно, что в Восточной Африке, признанном месте появлении человека, около 20 млн лет назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнажились залежи урановых руд. Там и в наши дни существует естественный атомный реактор, появившийся миллионы лет назад. Он интенсивно влиял на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи от него, вызывая мутации разного рода. Там же наблюдалась интенсивная вулканическая деятельность, при которой на поверхность Земли выбрасывалось огромное количество веществ-мутагенов.

Данные мутагенные факторы стали спусковым крючком начавшегося превращения обезьяны в человека. Считается, что при этом наблюдался синдром Бьюси-Клювера, приведший к кризису чисто животного существования. Он проявлялся в том, что радиация повреждала некоторые участки мозга — миндалевидное ядро, поясную извилину или мозговой свод. Это приводило к огрублению и сокращению хватательных функций задних конечностей, которые отныне должны были служить лишь средством передвижения по земле. Кроме того, у высших приматов начинали размываться половые циклы, и формировалась способность к деторождению в течение всего года. Тогда же начала ослабевать власть инстинктов.

Так сформировались новые физические качества, с помощью которых человек мог начать трудиться, развивая при этом свои руки и мозг. Важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга1. Они вызвали перестройку телесной организации ископаемого предка, привели к его очеловечиванию.

В силу важности этих свойств их называют гоминидной триадой.


 


Переход к прямохождению был связан с переменой древесного образа жизни на наземный и детерминирован наступлением ледникового периода. Очевидно, что гоминидные предки не ушли к экватору вместе с тропическими лесами, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом предки австралопитеков передвигались по земле в полувертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты. Для этого они могли использовать камни и палки. Кроме того, поскольку перемещение на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, стала развиваться психика. Она была нужна для быстрого ориентирования, координации тела и работы конечностей. Это, в свою очередь, повлекло изменение анатомического строения мозга. Средний объем мозга австралопитека составлял 552 см3 — такой же, как у современных человекообразных обезьян, но по сложности он значительно превосходил их.

Прямохождение высвобождало передние конечности и создавало предпосылки для превращения их в руку — орган трудовой деятельности. Кроме того, изменение положения головы и глаз привело к возрастанию зрительной информации, что создавало предпосылки для совершенствования форм восприятия действительности в конкретных образах. Эти достоинства обеспечили победу обезьянолюдей в борьбе за существование и привели 1, 5—2 млн лет назад к широкому расселению их по Африке, Средиземноморью и Азии.

Эволюция австралопитеков протекала в сложных условиях. Спустившись на землю, они не могли быстро бегать, у них не было острых когтей и зубов, а малая плодовитость могла привести к вымиранию всего вида. Поэтому естественный отбор шел в направлении закрепления тех качеств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни. Так, совершенствовалось прямохождение, устойчивость тела и, конечно, развивались верхние конечности. Вначале рука была слабо развита и могла производить лишь самые простые действия. Но постепенно рука научилась использовать камни и дубины, а также кости и зубы убитых животных для защиты и нападения, для выкапывания корней и клубней, для сдирания шкур со своей добычи, разрезания мяса и т.д. В результате длительного отбора сформировалась не просто более умелая и ловкая лапа, а именно человеческая рука с характерным противопоставлением большого пальца всем другим.

Поначалу наши предки применяли названные предметы в качестве орудий труда и оружия необработанными. Но при многократном использовании камней и костей от них могли отламываться обломки, оставляя режущую поверхность, после чего их можно было использовать с большим эффектом. Поэтому австралопитеки начали обрабатывать орудия труда сначала спорадически, а затем — постоянно.

Так человеческие предки начали не просто использовать, но и производить орудия труда. Однако, по современным лредставлени-


ям, существо, использовавшее и изготовлявшее простейшие орудия труда, еще не может считаться человеком. Для этого необходимы социальные отношения, сознание, мышление, язык, которые возникли в результате орудийной деятельности и окончательно превратили животное существо в человека. С этого момента можно говорить о величайшем качественном скачке в развитии органического мира, приведшем к появлению человека. Он стал единственным существом на Земле, способным к сознательной целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира.

С самого начала труд был общественным, так как обезьяны жили стадами. Особое значение для формирования социума имела стадная охота, в которой складывались и орудия труда, и социальные отношения между членами стада, а также формировался высший уровень психики — сознание.

Любое живое существо должно приспосабливаться к окружающей его среде. Но животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующим его поведение в каждый момент жизни. Одни животные, живущие в относительно стабильной и неизменной среде, действуют по строгим программам и канонам. Другие, существующие в условиях меняющегося окружения, должны уметь отклоняться от стандарта и выбирать из нескольких поведенческих альтернатив. Но в любом случае животное знает, как действовать, мир его восприятия и действие сопряжены.

Иначе обстоит дело с человеком. Накапливавшийся жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При этом прежде существовавшие инстинкты — генетически заложенные программы поведения в определенных ситуациях — постепенно отмирали. Поэтому возникла настоятельная необходимость в ином, небиологическом способе хранения и передачи информации, необходимой для выживания вида. Так появилась символическая деятельность — речь, связанная со способностью замещать природные процессы и явления их образами и символами. Это, в свою очередь, повлекло за собой дальнейшее развитие мозга, процесса мышления, легло в основу абстрактного мышления, свойственного только человеку. Одновременно шло развитие воображения, развивалась способность к идеальной, духовной жизни.

Но не следует считать, что с появлением зачаточных форм труда человек перестал подчиняться биологическим факторам эволюции — изменчивости, наследственности и естественному отбору. Еще долго они оставались ведущими в эволюции человека, лишь постепенно уступая свое место социальным факторам — трудовой деятельности, общественному образу жизни, речи и мышлению — всему тому, что мы называем культурой. Их черед настал лишь после появления человека современного вида, которое произошло совсем недавно — около


40 тыс. лет назад, хотя формирование этих свойств уходит в очень далекое прошлое. Они отличают человека от животного.

Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным. Поэтому, хотя многие животные могут совершать очень сложные действия (например, пчелы строят соты, бобры — плотины и т.д.), в их основе лежат генетически заложенные программы поведения — инстинкты. И лишь человек вначале составляет план действий, а потом претворяет его в жизнь, так как никаких наследственных программ поведения он не имеет. Человек сознает, что он делает, и понимает мир.

Поэтому важной стороной антропосоциогенеза является развитие сознания — высшей формы отражения мира. Именно сознание позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать свое отношение к этому миру, регулировать свою деятельность. В сознании человека складывается картина мира, состоящая из понятий и образов. Так происходит удвоение мира и появляется идеальный мир, замещающий реальный мир в нашем сознании. Он позволяет человеку планировать свои действия, а также рассуждать и строить умозаключения. Стержнем, благодаря которому формируется идеальный мир нашего сознания, является мышление.

Сознание складывается на базе высокоразвитой психики высших приматов. Это стало возможным после структурных изменений в мозге, развития трудовой деятельности и социальных отношений, в свою очередь, вызвавших развитие коммуникативной деятельности — языка. Без развития сознания было бы невозможно отметить и передать другим особям те свойства предметов, которые необходимы для производства из них орудий труда. Они выявляются при взаимодействии предметов, в ходе которого только и можно создать орудие труда. Так, ударяя камнем о камень, наши предки получали результат, отличный от удара камнем о дерево. Сравнивая их между собой, можно было выявить объективные свойства предметов, а также объективные связи между ними. Животные к выявлению таких свойств предметов не способны, они выделяют лишь те свойства среды, которые определяются механизмом инстинктов. Поэтому фиксация объективных связей и свойств предметов представляет собой не что иное, как обобщение. Оно фиксируется в определенном знаке, после чего может передаваться другим членам коллектива и сохраняться в коллективной памяти.

Обобщение, зафиксированное в знаке, представляет собой процесс познания мира в самом широком смысле. Ведь результатом по-


знания является получение знаний — выраженных в системе знаков обобщенных элементов сознания, позволяющих различать вещи объективного мира. Таким образом, именно знания являются ядром сознания.

Но человек не только познает мир, но и оценивает его с точки зрения значимости предметов и явлений мира для себя. Поэтому сознание — это еще и сфера переживания действительности, связанная с эмоционально-волевой стороной. Она формируется на базе эмоциональной сферы гоминид.

На начальных этапах развития сознание было предметным, оно не могло происходить в отрыве от орудий труда. Необходимый опыт передавался в процессе коллективного подражания. Примитивные орудия труда изготавливались с помощью однотипных действий (например, скалывание заготовки отбойником), поэтому устойчивое идеальное целеполагание еще не было развито. Оно стало развиваться с переходом к многозвенному трудовому процессу, в ходе которого производились составные и специализированные орудия труда. При этом происходит интериоризация сознания, т.е. предметное действие человека уходит во внутренний план, а непосредственным носителем мысли становится язык. После этого предметно-действенное сознание сменяется мифологическим, отражающим мир в форме идеальных чувственных образов.

Второе фундаментальное отличие человека от животных — речь. Опять-таки у животных может быть очень развита система общения с помощью сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов). Все это общение идет на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Эти сигналы и информация, которая может быть передана с их помощью, относятся лишь к настоящему времени. А у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой — общение с помощью слов: благодаря им можно передавать информацию как о настоящем, так и о прошлом и будущем. Этим человеческое общество отличается от общения других общественных животных. Таким образом, слово становится видовым признаком человека.

Скорее всего, речь появилась из звуков, произносимых при совместной охоте и других коллективных действиях. Такие звуковые сигналы хорошо распространялись на большие расстояния, были эффективны в темноте, в тумане, в лесу, в горах и в пещерах. Кроме того, они могут быть дифференцированными и выражать широкий спектр эмоциональных состояний.

Скорее всего, у человекообразных обезьян и первобытных людей в зачаточной форме сосуществовали два типа языка — первичный и вторичный. Первичный язык развивался на основе зрительно-двигательной коммуникации, он был языком жестов. Современные чело-


векообразные обезьяны способны использовать его. Вторичный язык формировался на базе звуковой коммуникации, в основе которой были эмоционально окрашенные крики обезьян и нейтральные шумы, не сопровождавшиеся видимым возбуждением.

На ранних этапах антропосоциогенеза эти типы языков сосуществовали. Очевидно, австралопитеки в основном общались с помощью жестов, сопровождая их звуковыми восклицаниями. Но в некоторых ситуациях, когда руки были заняты, жесты были просто невозможны. Также жесты нельзя было использовать по ночам, в тумане и т.д. Кроме того, жесты плохо подразделяются на составные элементы, из-за чего с их помощью трудно выражать сложные ситуации. Поэтому параллельно шло непрерывное совершенствование звуковой коммуникации. Если у человекообразных обезьян насчитывалось 20—30 сигналов, то у австралопитеков их было около сотни.

Собственно речь возникла уже у питекантропов. У них были слова для обозначения отдельных предметов и некоторых действий. Они были общими для всех людей одной группы. Считается, что вначале появились корни глаголов, называющие определенные виды деятельности, а затем другие части слова и речи.

В речи питекантропов преобладали щелкающие и носовые звуки. У неандертальцев совершенствовалась артикуляция, формировалась простейшая грамматика и синтаксис, расширялась лексика. Если питекантропы использовали речь только в диалоге, то неандертальцы использовали монолог, сложные формы высказываний и сложные предложения.

Третье важнейшее отличие человека от животных — способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудия для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, создавать орудия труда. Именно с этим отличием связано утверждение, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее и что труд создал человека. Возможно, причиной создания орудий труда человеческими предками была резко обедненная природная среда, в которой они оказались. Как показывают современные опыты с обезьянами, при небольшом количестве предметов они способны надолго концентрировать свое внимание. Скорее всего, именно так гоминидам удалось переключить свое внимание с интересующего их объекта на обрабатываемое орудие труда.

Скорее всего, первыми орудиями были кости и зубы убитых австралопитеками животных. Также использовались камни и палки. Очевидно, от них нередко откалывались обломки и осколки, оставляя после себя режущие острые края. После этого наши далекие предки начали сами производить соответствующую обработку орудий, вна-


чале спорадически, а затем — постоянно. Возраст древнейших каменных орудий труда сегодня оценивается в 2—3 млн лет.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2309; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь