Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Духовная культура, ее связь с материальной культурой
Знания, ценности и проекты составляют основу духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству тшшшшшшшшштшшт T" духовных продуктов. Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности. Прежде всего, они связаны с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются разные системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формируются существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Тем самым духовная культура представляет собой многослойное образование. При этом духовная культура всегда остается неразрывно связанной с материальной. Ведь любой предмет или явление материальной культуры в основе своей имеют какой-то проект, воплощают в себе определенные знания, а удовлетворяя человеческие потребности, становятся ценностями. Иными словами, продукты материальной культуры, прежде чем они были созданы, должны были появиться у их создателей в виде чертежей, плана работы — несомненных продуктов духовной культуры. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Особенно хорошо это видно на примере произведений искусства, которые являются частью духовной культуры. Ведь любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д. Более того, часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет говорить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо лучины. Таким образом, предметы культуры могут менять свое назначение. Следовательно, должны быть введены какие-то критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета — если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре. Кроме того, между материальной и духовной культурой существуют переходные формы. Речь идет о знаках, представляющих нечто отличное от того, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самой известной формой знака являются деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и пр., применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — мы можем потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги являются универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая при этом предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия о том, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни. 6.5. Национальные (этнические) культуры — мировая культура В основе данного структурирования культуры лежит ее деление по носителю культуры. Мировая культура представляет собой совокупность лучших достижений национальных культур всех народов, созданньк на протяжении всей человеческой истории и получивших распространение во всех регионах нашей планеты (после признания западным миром —■ Европой и США). Основой современной мировой культуры является европейская культура городского типа, достижения других народов входят в нее как отдельные элементы. Таким образом, к мировой культуре относят высокую художественную культуру различных регионов, продукцию массовой культуры, формы бытовой культуры (пища, одежда, утварь, жилища), формы досуга (туризм, спорт, развлечения), элементы социального поведения. Частью мировой культуры является международное право, которое регулирует отношения между государствами и межгосударственными организациями. В нем фиксируется признание принципов культурной самобытности народов. Важным компонентом мировой культуры стала наука как система знаний о мире и как мировоззрение. Она провозглашается сегодня всеобщим достижением, основой для коммуникации, взаимного обогащения и взаимодействия. Модернизация производства сегодня невозможна без обращения к современным наукоемким технологиям. Но, поскольку наука является типично западным культурным феноменом, развивающиеся страны, не имеющие собственных традиций развития науки, попадают в зависимость от Запада. Национальная (этническая) культура, в свою очередь, является совокупностью продуктов культурной деятельности различных социальных групп и слоев соответствующего общества. Обязательными признаками любой этнической культуры, составляющими ее своеобразие, являются неповторимость и оригинальность. Это своеобразие (менталитет) этнической культуры проявляется в языке, религии, искусстве, ведении хозяйства, традициях и обычаях. Исходной точкой и основным признаком формирования этнической культуры является возникновение у группы людей общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуждающие их жить и действовать коллективно. В то же время эта группа людей живет в конкретном природно-историческом окружении, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым является обязательным условием ее выживания. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребностей позволяет членам данного сообщества накопить специфический культурный опыт. Он выражается в особых формах деятельности и взаимодействия, которые отличаются от такого же опыта других сообществ. Ведь потребности у всех людей сравнительно единообразны, но условия и способы их удовлетворения всегда более или менее различаются. В итоге это ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых не просто сохраняется во времени, но повышается от поколения к поколению за счет накопления культурных различий. Так формируется специфический для каждого народа (этноса) искусственный мир культурных предметов и явлений. Основой уникальности этнических культур является специфическая для каждой культуры система ценностей — идеалов, к достижению которых стремятся представители данной культуры. Они закрепляются в системе норм и правил поведения, позволяющих воплотить ценности культуры в жизнь. Особенно важны стереотипы — наиболее типичные, устойчивые, стандартные формы поведения и восприятия окружающего мира и других людей. Как правило, мы не отдаем отчета в существовании стереотипов, но реальное поведение любого человека всегда основывается на них. Так, вряд ли кто из людей задумывается над тем, как он поздоровается со своими друзьями при встрече. Но в Европе при этом пожмут руку, а в Японии поклонятся друг другу, плотно прижав руки к бокам. Именно в устойчивых поведенческих установках проявляется специфика этнических культур.-Стереотипы восприятия формируют не менее устойчивую культурную картину мира, через которую мы воспринимаем окружающий мир. Таким образом, любую этническую культуру можно представить в виде «культурного айсберга», в основании которого лежат ценности, в середине — нормы и правила поведения, а вершиной айсберга является реальное поведение людей. И, как в любом айсберге, вершина составляет не более десятой части всего айсберга, а основная масса скрыта водой. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Признаком сформировавшейся этнической культуры является появление этнонима — самоназвания этноса. Непременным условием формирования этнической культуры является природная (географическая) среда. Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, средства транспорта. Не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались менее динамично, чем европейская цивилизация. Одной из причин этого было отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одомашнивания стать рабочим скотом. Характерные особенности географической среды оказывают также определенное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях и обрядах. Так, народам тропического пояса, например, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ. Важнейшим фактором формирования этнической культуры является язык, способствующий формированию чувства групповой идентичности — осознания принадлежности к определенной группе и чувств, связанных с этим. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившиеся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память. Каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка. Очень важна в формировании этнической культуры роль религии. Так, сербы и хорваты, говорящие на одном языке и представляющие один антропологический тип, тем не менее являются разными народами. Причина в том, что хорваты — католики, а сербы — православные. Отсюда разные культуры, отсюда ориентация хорватов на Западную Европу, а сербов — на Россию, отсюда давняя вражда между сербами и хорватами. Как мы отметили выше, свое завершение процесс формирования этнической культуры находит в появлении самоназвания — этнонима. Ведь имя становится нужным этносу, когда он уже прошел определенный путь, а члены его осознали свое единство, почувствовали свое отличие от других народов. Сегодня в мире почти не осталось чистых этнических культур, поэтому любая культура складывается из этнически нейтральных (общемировых) и этнически окрашенных черт культуры, так как народы не могут обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения. Поэтому наряду с понятием «этническая культура», обозначающим этноспецифические элементы культуры этноса, используют понятие «культура этноса» для обозначения всех элементов культуры данного этноса, как этноспецифических, так и этнически нейтральных. Сочетание этнических и общемировых черт культуры неодинаково не только у разных народов, но и внутри культуры одного этноса, так как его различные социальные группы и слои ориентированы на собственную иерархию культурных ценностей. Сочетание общемировых и этноспецифических черт разнится также в зависимости от сферы культуры. Так, этническая специфика хорошо заметна в сельском хозяйстве и ремесленном производстве, но падает до минимума на современных промышленных предприятиях, где может проявиться лишь в организации его бытовых сторон. Намного больше этнических элементов в художественной культуре, религии, морали, меньше — в науке, праве, экономике. Часто наблюдается преобладание общемировых элементов на работе, в деловой жизни, а этнических — дома, на отдыхе. При этом этнические элементы могут выражаться даже не характером своих основных элементов (покрой одежды, планировка квартир, меблировка — в них все больше проявляются элементы мировой культуры), а избирательным подходом к ним. Это проявляется в выборе излюбленных цветов, материалов, комбинации одежды, организации жилого пространства. Разница в сочетании этнических и общемировых элементов культуры заметна в деревне и в городе, на разных континентах, в разных странах. Например, в Латинской Америке этническая культура в основном сохраняется средним классом и в деревне, Африка вообще слабо затронута общемировой культурой, в Азии (кроме Японии, где наблюдается явление бикультурализма) носителями мировой культуры являются городское население и верхушка общества. Нашей задачей является сохранение существующего культурного плюрализма, необходимость взаимного обогащения культур, что постоянно подчеркивается в документах ЮНЕСКО и других международных организаций. Нашей целью должно стать формирование нового мирового культурного порядка, основанного на признании и утверждении единства народов и их культур при сохранении их самобытности. 6.6. Корневая и высокая, демократическая и элитарная культуры. Массовая культура В данном случае речь идет о делении культуры по уровням. При этом выделяют первозданную, исходную, корневую (народную) культуру, с одной стороны, и высокую (профессиональную) культуру — с дру- гой. Корневая культура является результатом народного творчества, вырастает из повседневной трудовой деятельности и обыденной жизни. Ее важнейшей характеристикой является анонимность, отсутствие автора. Так, нет автора у сказок, былин и пословиц, народных песен и плачей. Не известны нам изобретатели топора и колеса, строители ирригационных сооружений древности и т.д. Высокая культура создается профессионалами в области культурного творчества — художниками и скульпторами, учеными и изобретателями, религиозными реформаторами и политическими вождями. Как правило, имена этих людей широко известны, а их творения навсегда остаются в памяти потомков. Социальное расслоение общества лежит в основе деления культуры на демократическую и элитарную. Демократическая культура неразрывно связана с деятельностью основной массы населения, непосредственно производящей материальные блага для людей, работающих в сфере обслуживания. Основная масса врачей, учителей, чиновников на местах также являются создателями и потребителями демократической культуры. Пласт элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью «верхушки» общества — родовой аристократией, политическими лидерами, крупными бизнесменами. Как правило, эти люди могут позволить себе предметы и продукты самого лучшего качества, уникальные и высокоценные. Это относится к предметам их быта, одежде, украшениям, жилищам, машинам, произведениям искусства. Кроме того, сегодня к элите (от фр. elite — лучшее) относят и творческую интеллигенцию — деятелей искусства и науки, создающих новые ценности культуры. Применительно к художественной культуре элитарными становятся новые направления в искусстве, непонятные широкому потребителю, рассчитанные на высокообразованного человека. Таким образом, элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. С одной стороны, именно эта часть общества обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры. Но, с другой стороны, элитные группы часто высокомерно относятся к «простым» людям, дистанцируются от них. Как правило, для этого в их среде приняты определенные ритуалы и особенности этикета, некоторые культурные стандарты, недоступные обычным людям. Но в последнее время границы между элитарной и демократической культурой стали размываться. Прежде всего, это касается сферы художественной культуры. Неоднократно бывало так, что какое-либо элитарное направление или произведение искусства превращалось с течением времени в образец демократической культуры, и наоборот. Кроме того, произведения высокой и элитарной культуры становятся доступными все более широким массам населения благодаря совре- менным средствам массовой информации и коммуникации. Поэтому все чаще, говоря о современной модернизированной культуре, ее состояние характеризуют термином «массовая культура». Массовой культурой называют совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. Поэтому содержание массовой культуры составляет продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции — это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов. Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Предпосылками этого стали постепенное повышение статуса городского рабочего класса и расширение демократических институтов — более широкое вхождение трудящихся в активную гражданскую жизнь. Огромную роль в ее формировании сыграло распространение всеобщей грамотности населения. Поэтому время существования массовой культуры отсчитывается с 1870—1890-х гг., когда сначала в Великобритании, а затем и в других европейских странах были приняты законы об обязательной всеобщей грамотности населения. В силу этого массовая культура неразрывно связана со средствами массовой коммуникации. Вначале она использовала технические возможности полиграфической промышленности — дешевые популярные газеты и журналы, а также дешевые книжки — беллетристику (любовные и детективные романы) и комиксы. В конце XIX в. был изобретен кинематограф, до сих пор остающийся важнейшим средством массового искусства. Он доступен всем, без различия пола, возраста, не требует даже элементарной грамотности для своего восприятия. Тогда же появился граммофон, породивший легкую музыку — еще один жанр массовой культуры. К 1960-м годам технические возможности массовой культуры многократно возросли — началось массовое использование телевидения, спутниковой связи, появились десятки миллионов пластинок, кассет, компакт-дисков. В последнее время к этому добавились возможности персональных компьютеров, сети Интернет. Появление массовой культуры означало не просто появление еще одного типа культуры наряду с уже сложившимися, это было изменение способа функционирования всей культуры. Постепенно уходили старые формы социальности, патриархальные связи между людьми, жившими в маленьких мирках (небольших поселках и деревнях) с при- вычными ориентациями и традиционными ценностями. Началась активная миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет. Стали появляться крупные города, жизнь которых сильно отличалась от привычной, порождая большую психическую и интеллектуальную нагрузку. Это происходило параллельно с увеличением времени для отдыха — как за счет сокращения рабочего времени, так и за счет развития техники, освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве. Результатом стало появление новых способов отдыха и психической разрядки. При этом возможности массовой культуры оказались незаменимыми. Сегодня большинство людей, особенно молодежь, получают представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми от массовой культуры. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование — все это также поступает к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт становится престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Таким образом, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама, на которую сегодня тратятся огромные средства. При этом стираются и устраняются национальные границы, массовая культура становится фундаментом мировой культуры. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, излишнее образование для нее даже вредно, поскольку мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Негативные стороны массовой культуры привели к то»*у, что долгое время, оценивая массовую культуру, критики говорили лишь об отрицательных ее сторонах, подчеркивали низкопробность, пошлость ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публике. Подчеркивается также ориентация массовой культуры на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства, направленность его на потребление, а не на творчество. Определенная доля истины в этих утверждениях есть. Но нельзя забывать и о том положительном, что несет с собой массовая культура. Ее главным достижением является распространение всеобщей грамотности населения, доступность культурных ценностей большому числу людей. Конечно, при этом создается довольно много низкопробной продукции, но тиражируются и бесспорные шедевры, которые от этого хуже не становятся, но могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений. Нельзя забы- вать и о роли массовой культуры в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. Не следует также противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. Ведь там были и средняя, и низовая культуры, которые до нас практически не дошли. Кроме того, в последнее время массовая культура стала все больше ориентироваться на так называемый «мидкульт» — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются многие классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень современной массовой культуры все время возрастает. Это хорошо заметно, если сравнить те произведения, которые были созданы в начале XX в. и в конце его. Можно заметить и тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие: • индустрия детства — производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей; • массовая общеобразовательная школа — приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, воспитывая у всех детей одни и те же стереотипы поведения; • средства массовой информации — сообщают широким слоям населения текущую информацию, дают ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей; • система национальной (государственной) идеологии и пропаганды — формирует политическую благонадежность основной массы населения; • массовые политические движения и партии — используются представителями политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания политического, националистического или религиозного психоза; • мировая социальная мифология — квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, что дает простые объяснения всем современным проблемам. Именно так появились мифы о мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и пр.; • индустрия развлекательного досуга — массовая художественная культура (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки и т.д., что способствует психической разрядке; • индустрия оздоровительного досуга — курорты, спортивный туризм, массовая физкультура, косметические фирмы и услуги; • индустрия интеллектуального и эстетического досуга — «культурный» туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно-просветительские учреждения, что продолжает сохранившуюся с XVIII в. просветительскую тенденцию; • система рекламы, моды — формирует в общественном сознании стандарты престижного образа жизни, стимулирует и управляет потребительским спросом на вещи, услуги, идеи; • различные игровые комплексы — развивают быстроту реакции, приучая человека к современному темпу и ритму жизни; • словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, рассчитанные на массового потребителя и популяризирующие современные знания. Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. 6.7. Контркультура и субкультуры Неотъемлемой частью культуры являются также те ее элементы, которые находятся в оппозиции к господствующим образцам или полностью отрицают их. Такие социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, получили название контркультуры. Этот термин появился в западной литературе в 1960 г. Он был введен американским социологом Теодором Роззаком, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960—1970-х годов — битники и хиппи, сконцентрировавшие в себе антибуржуазные идеи, выступившие против западного образа жизни и буржуазной морали. Все началось еще в середине 1940-х годов, когда основоположники битничества Д. Керуак, У. Бер-роуз и А. Гинзберг встретились друг с другом и стали экспериментировать с понятиями дружбы, нового видения и нового сознания. А в 1950-е годы появятся их книги, в которых они попытаются обосновать новое миропонимание, связанное с поэтизацией мужского начала, мужественности и бунтарства, отказом от пуританства и ханжества буржуазной морали и традиций общества потребления. Эти же поиски привели их на Восток, привив последующим поколениям интерес к буддизму, психоделическим практикам, которыми особен-
но увлекались хиппи. Они протестовали против технократизма современного общества потребления, войны во Вьетнаме, сильной власти и выступали за жизнь в любви на лоне природы. К 1960-м годам спектр различных молодежных течений стал шире. При этом в качестве их создателей все чаще выступали тинэйджеры — подростки от 13 до 19 лет. Так появились рокеры — одетые в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателей. Они культивируют «мужской дух», жестокость и прямоту межличностных отношений, полагаясь в них только на физическую силу. Они агрессивны, грубы, шумны и уверенны в себе. Воплощением их образа жизни стала рок-музыка, тяжелый и простой ритм которой хорошо вписывается в их жизнь. Затем появились панки. Это слово переводится как «испорченный», «никчемный». Движение панков стало особенно популярным в 1970—1980-е годы. Панки шокировали добропорядочных людей своими нарядами — старой школьной формой, мусорными пакетами, туалетными цепочками, булавками, умопомрачительными по цвету и дизайну прическами и ругательствами. Им противостояли «теды» («тедди-бойз»), объявившие себя хранителями социального порядка, и «моды» («модернисты»), стремившиеся приблизиться к среднему классу. Тогда же появились движения, ориентированные на Восток, использующие восточную атрибутику, а главное — идеи восточной философии и религий. Позже от «модов» откололись «скинхеды», или «бритоголовые», агрессивно настроенные ко всем девиант-ным, с их точки зрения, группам. Иными словами, эти движения возникают, затем идут на убыль, рождаются новые движения, которые ждет та же судьба. Но они не исчезают бесследно. Их ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая под их влиянием начинает изменяться. Таким образом, контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры. Не следует думать, что появление контркультуры — специфическая черта XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей постоянно происходит в мировой культуре. Как контркультура возникло, например, христианство в Римской империи, светская культура в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения. Можно сказать, что всякая новая культура рождается в результате осознания кризиса культуры предшествующего периода на базе существующих там контркультурных установок. Но наряду с контркультурой в любой культуре есть многочисленные субкультуры, которые надо отличать друг от друга. Субкультурами назьшают крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающихся определенной местной спецификой тех или иных черт. Как правило, субкуль- туры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения целостной культуры, что связано со специфическими условиями, сложившимися там. Существование субкультур связано с тем, что никакое общество, как и никакая культура не могут быть абсолютно однородны. Помимо центрального ядра они включают в себя другие группы со специфическими признаками культуры. При этом основная масса культурных элементов этих групп идентична или близка базовой культуре, от которой они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами культуры. Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Так, русские старообрядцы отличаются от базовой культуры спецификой своих религиозных воззрений. Например, специфический образ жизни казачества связан с их особыми профессиональными функциями защитников рубежей страны. Субкультура заключенных возникает из-за изоляции этих людей от основной массы населения. Субкультуры молодежи и пенсионеров возникают в связи возрастными различиями. Также можно выделить субкультуры инвалидов, субкультуры представителей сексуальных меньшинств и т.д. Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, сохраняя при этом лояльность к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры — это лишь отклонения от магистрального пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспосабливаются к ней. Именно этим они отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир. 6.8. Обыденная и специализированная культуры Данное деление культуры было разработано еще эволюционистами XIX в., а в наши дни развито известными современными культурологами Э.А. Орловой и Л.Я. Флиером. В соответствии с данной точкой зрения, культура делится на функциональные блоки, и рассматриваются связи и обмен информацией между обыденной и специализированной культурами. Обыденная культура связана с повседневной практической жизнью людей — крестьян, горожан. Основные знания обыденной куль- туры усваиваются в процессе общего воспитания и повседневных социальных контактов. Этот тип культуры ориентирован на непосредственное обеспечение жизни человека, воспитание детей, отдых, встречи с друзьями и т.п. В то же время в процессе исторического развития, в результате разделения труда, в различных сферах жизнедеятельности человека стали выделяться специализированные профессии, для которых было необходимо специальное образование. Это привело к формированию специализированной культуры. При этом основные функции обоих сфер культуры продолжают сосуществовать в разных областях жизни. Можно выделить четыре функциональных блока в культуре, представленных как обыденной, так и специализированной культурой. Первый блок составляет культура социальной организации и регуляции, в него входят: • хозяйственная культура. На специализированном уровне — эко Хозяйственная культура — это совокупность социально выработанных материальных и духовных средств деятельности, с помощью которых осуществляется хозяйственная жизнь людей. В структуре хозяйственной культуры необходимо выделить главный фактор — трудовую деятельность человека. В силу своей важности для поддержания основных жизненных процессов труд выделяется в качестве основы для развития других элементов и компонентов хозяйственной культуры. Ценности хозяйственной культуры связаны с трудовой этикой, с отношением к труду в конкретных этнических культурах. Национальная, этническая мотивация присутствует в мотивации, в организации производства и особенно отдыха на предприятиях. Типы хозяйственной культуры определяются формами собственности; • политическая культура. На специализированном уровне — госу Политическая культура отражает качественное состояние политической жизни, уровень ее демократизма, эффективность функци- онирования политической системы, степень политической активности людей, уровень их политической компетенции. Она представляет собой определенный тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации. Политическая культура разнородна в различных политических системах и может иметь различные формы в традиционных и современных обществах. Эта сфера культура не существует без политических организаций (государство, партии, различные организации и объединения), имеющих свои символы (герб, флаг, гимн и т.д.). Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. В культурологии выделяют три чистых типа политической культуры: —патриархальная политическая культура, в которой у людей отсутствует интерес к своей политической системе; Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1497; Нарушение авторского права страницы