Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Современные сценарии культурной глобализации и ее основные проблемы ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Глобализационный процесс чрезвычайно сложен для его анализа, но без анализа невозможен синтез. Анализировать этот процесс необходимо затем, чтоб понять его условия, причины, движущие силы, и на основании этих знаний построить теорию глобализации, благодаря которой мы сумеем спрогнозировать результат. Так, теория аэродинамики позволяет нам строить самолёты, а теория протекания геологических процессов позволяет предвидеть землетрясения. Научная теория необходима во всех сферах жизнедеятельности, и тем более она необходима в деле понимания глобализации. Процесс её затрагивает все стороны жизни (экономику, политику, культуру, идеологию, религию, нравственность т.д.), поэтому трудно предвидеть последствия и реакции на, казалось бы, разумные и всесторонне продуманные действия. Ведь многочисленные участники процесса глобализации - существующие цивилизации - отличаются по степени зрелости, инновационности, силе экономического или религиозного влияния на соседей. Они национально и ментально уникальны и специфичны; их взаимодействие осуществляется в их собственных своекорыстных интересах, а не в интересах всего человечества. Они зачастую агрессивно реагируют на вызовы глобализации, предполагая в них чью-то угрозу по отношению к себе, покушение на себя неких злых сил. Указанные обстоятельства делают крайне сложной задачу построения единой теории, модели глобализации. И хотя порой кажется, что построение единого сценария-плана невозможно, учёные не отчаиваются. И сегодня существует несколько вариантов-сценариев глобализации. Некоторые из них прямо противоречат друг другу, но это даже хорошо, потому что без противоречий учёных друг другу невозможно построение ни одной научной теории. Противоречие всегда плодотворно, лишь в споре рождается истина. Вот лишь некоторые из современных вариантов построения теорий глобализации. 1. Глобализация на основе одной культуры, например культуры Запада, как самой напористой и настойчивой, «имеющей в своих традициях страсть - как писал Данилевский - насаждать свой образ жизни другим». Этот сценарий имеет несколько вариантов названия: «вестернизация», «американизация», «макдонализация». Суть этого сценария состоит в том, что западная цивилизация, продолжая традиции европоцентризма и америкоцентризма, будучи самой динамичной и экономически развитой, усиленно насаждает ценности своей материальной и духовной культуры, американского образа мысли и стиля жизни. И нередко Запад своими действиями и давлением заявляет о себе как о единственном геополитическом субъекте. Ведь это именно он собственным примером и могуществом породил в остальном мире великую мечту о справедливом мировом порядке, наиболее прогрессивном и совершенном из существующих. Оправданы ли его притязания? 2. Глобализация как «локализация», т.е. консолидация (сращивание, укрепление) разных цивилизаций, являющихся приверженцами культурной изоляции, на основе единой для всех фундаментальной идеологии. Эта общеобязательная для всех идеология должна быть выработана совместно по модели «общественного договора», стать своеобразной конвенцией – договором о правилах поведения. Недостаток этой теории в том, что существуют страны, идеологии которых прямо противоположны, несовместимы, как в басне «Лебедь, рак и щука». Как в этой ситуации возможен компромисс, если нет ни одной общей точки зрения ни на одну проблему? 3. Теория глобализация как «глокализация» (термин «глокализация», предложен учёным Акио Морита) предполагает сочетание процессов модернизации локальных культур с достижениями формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации, под которой понимается западно-европейский стандарт уровня жизни и соответствующая этому стандарту система ценностей. Предполагается, что глокализация будет происходить сама собой, без вмешательства, естественным образом, в результате сотрудничества и взаимообогащения культур. 4. Глобализация как создание глобалисткой культуры. Основная черта глобализации – это транснациональность, когда, с одной стороны глобалистская культура сближает людей, живущих в разных странах, живущих в разных странах, исповедующих различные политические, религиозные и иные взгляды и убеждения, что способствует взаимопониманию и обогащению национальных культур достижениями других цивилизаций. Но! Глобалистская культура лишена всего того, чем обладали культуры прошлых эпох: исторической памятью, мифами, символами, ценностями и идентичностью. Основания существующих культур строились веками, этонациональными и религиозными общностями, государствами, передавались из поколения в поколение, отвечая потребностям людей, наполняя их бытие конкретным смыслом. Здесь приведены четыре основных варианта современных теорий-сценариев глобализации. Каждый из них не безупречен, но учёные продолжают полемику, и даже предлагают новые сценарии, и есть основания надеяться, что их усилия не будут напрасны. Процесс глобализации человечества очевиден, как и её преимущества, свидетельством чего является единое европейское пространство и единая европейская валюта. Причём ещё сто лет назад европейские страны были врагами и часто находились в состоянии войны. Но подобное единство чревато и многими потерями, порождает много проблем. Одна из проблем заключается в том, что происходит исчезновение малых культур, что в свою очередь ведёт к уменьшению культурного многообразия. И эта проблема не менее, а более сложна и удручающа, чем исчезновение с лица земли множества видов животных и растений. Мир станет беднее и безрадостнее, если нас будут окружать не более десятка представителей фауны и флоры. Мир станет чёрно-белым, серым, если исчезнут все краски и оттенки. Такое развитие событий может привести к унификации (приобретению единой формы). В социальном мире это называется униформизацией (единообразием) культур, когда культурный мир становится стандартно одинаковым, причём по образу и подобию какой-то одной культуры, что приводит к потере самобытности и уникальности, и к проблемам культурной идентичности. Мир становится значительно беднее, скучнее, и однообразнее, становясь при этом всё благополучнее. Жизнеспособность такого мира также ставится под сомнение: существует теория, согласно которой глобализационный процесс непременно приведёт к потере устойчивости культурного развития человечества. Эта теория, автором которой является один из основателей теории информации У.Р.Эшби, утверждает, что «жизнеспособность сложных эволюционирующих систем зависит от их внутренней дифференцированности, своеобразия и богатства заключённого в составляющих их элементах потенциала жизнеобеспечения». Эшби назвал этот вывод «законом необходимого разнообразия». Из теории следует, что чем примитивнее внутренняя структура общества, тем меньше у него шансов выжить. И, наоборот, социально неоднородный, ассиметричный, противоречивый мир является жизнеспособным и полноценным. Так, афинская демократия в античной Греции оказалась жизнеспособнее «спартанского однообразия». По аналогии: трудно себе представить человека, у которого обе руки были бы правыми. Возникающая глобалистская культура лишена всего того, чем обладали культуры прошлых эпох - это исторической памятью, скреплённой этнонациональными и религиозными смыслами, которые передавались из поколения в поколение, обеспечивая преемственность в развитии и создавая условия для культурной идентичности. Утрата всех этих безусловных ценностей компенсируется ли благами и ценностями глобализации? И всё-таки не следует забывать, что разнообразие цивилизаций – источник не только стабильности рода человеческого, но и опаснейших противоречий, которые не только не исчезают, а наоборот возрастают в период глобализации.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы