Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность техники как феномена



Мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Мощными катализаторами прогресса стали сегодня микроэлектроника, вычислительная техника и приборостроение, индустрия информатики. Человек овладевает энергией термоядерного синтеза и осваивает космос. Технология в целом стала важнейшим фактором общественной динамики и ускоренного современного развития.

Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, резко, в десятки раз возрастает его производительность. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Микроэлектронная революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иными будут сферы руда, управления и досуга.

Среди предшественников современного философского анализа техники следует назвать И.Бекмана, Э.Каппа, Ф.Дессауэра, М.Хайдеггера, К.Шиллинга. Капп стремился понять феномен техники путем выведения ее из развития самой природы. Техника представляет собой некую искусственную среду, но она идет от природы, а вовсе не является творением иного субстрата. Машина – не что иное, как проекция органов человека на природный материал. Социальная техника – это итог разрешения проиворечий между органами тела и их функциями, проекция анатомических и физиологических особенностей органов человеческого существа. Такая проекция определяет и обусловливает становление сознания, которое своеобразно продолжает «природную душу».

С этой концепцией, по существу, вел полемику философ-неотомист Дессауэр. Его также интересовала проблема происхождения техники, раскрытия ее сущности. Однако общая ссылка на «природную душу» не удовлетворяла философа. В технике существует какой-то автономный смысл. Дессауэр высказал мысль о существовании неких верховных, предустановленных технических идей, которые не рождаются в человеческом разуме, а лишь улавливаются им. Технические идеи, по его мнению, не что иное, как мысль Бога, проявления светлого разума Творца. Таким образом, философия техники еще в конце XIX века поставила ряд вопросов, над которыми размышляют и сегодня.

Мартин Хайдеггер (1889-1976), немецкий философ-экзистенциалист, поднял широкий круг проблем, имеющих непосредственное отношение к философии техники, - возникновение и специализация наук, связь науки и техники, планетарное распространение научной технологии, ее будущее. Техника, по Хайдеггеру, есть способ самореализации человечества. Она первична по отношению к обществу. Философ толкует ее в духе Дессауэра как некую первооснову, корневое человеческое начало.

Современные исследователи, обращаясь к наследию Хайдеггера, усматривают в нем предшественника самых различных взглядов. Так, А.Димер и Х.Сколимовский видят в исследованиях немецкого философа мощную культурпессиместическую струю. Ведь именно Хайдеггер показал, что техника не просто конструирует «технический мир», в котором она победоносна и универсальна. Нет, она подчиняет своему диктату едва ли не все пространство бытия. Присущая ей логика проникает в социальное и человеческое измерение истории.

Хайдеггер, как показывают эти его размышления, резко порвал с традицией европейской философии техники, которая акцентировала свое внимание на непосредственных, «очевидных» достояниях прогресса. Он показал, что последствия вторжения техники многообразны и в отдаленной перспективе даже труднопредсказуемы. Технологическая предопределенность едва ли не фатальна для человека в том смысле. Что содержит в себе некую непререкаемую заданность мышления. Поведения, сознания. В широком миовоззренческом подходе к технике у Хайдеггера обнаруживается и другая, «позитивная» тенденция. Техника оказывается у него не просто средством достижения конкретной цели, инструментом для решения практических задач, а универсальной ценностью вселенского масштаба. По своему статусу техника может быть сопоставлена разве что со значением истины. Следовательно, сущность техники – не делание, не манипулирование, а обнаружение. Он отвергает представление о том, что техника есть средство в руках человека. Напротив, человек «выдан» технике, «затребован» ею. В этом истоки опасности, которая подстерегает его.

 

 

Роль техники во взаимосвязи

Природы и человека

 

Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) определил технику как совокупность действий знающего человека, направленных на господство его над природой. Цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды. Как природа меняет свой облик под воздействием техники, какое обратное действие на человека оказывает его техническая деятельность, т.е. как характер его труда, организация его труда и его воздействие на среду меняют его самого, - все это составляет основной фактор исторического развития.

Техника реально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, насильственно переместила трудовой процесс и общество в иную сферу, в сферу массового производства, превратила все существование в действие некоего технического механизма, всю планету – в единую фабрику. Тем самым происходит отрыв человека от его природных основ. Власть над природой обретает смысл лишь при наличии целей, поставленных человеком, таких, как облегчение жизни, сокращение каждодневных усилий, затрачиваемых на условия физического существования, увеличение досуга и удобств.

Смысл техники состоит в освобождении от власти природы. Принцип техники заключается, по Ясперсу, в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека. «Технический человек» не принимает преднайденное просто как оно есть. Он рассматривает вещи под углом зрения их ценности для реализации человеческих целей. Животное находит уже денной среду, с которой оно, не сознавая того, неразрывно связано. Человек, также пребывая в этой связи, выводит создаваемую им самим среду за границы такой связи. Жизнь в среде, отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности человека. Он утверждает свою реальность по мере того, как расширяет свою среду.

Техника оставалась в рамках того, что было сравнительно соразмерно человеку, доступно его обозрению. То, что делалось, производилось мускульной силой человека с привлечением силы животных, силы натяжения, огня, ветра и воды, не выходило за пределы естественной среды человека. Все серьезные изменения начались с конца XVIII века. Неверно, что в развитии техники никогда не было скачка. Тогда произошел именно скачок, охвативший всю техническую сторону человеческой жизни в целом.

Прежде всего, были открыты машины, автоматически производящие продукты потребления. То, что раньше делал ремесленник, теперь делает машина. Она прядет, ткет, пилит, стругает, отжимает, отливает, производит весь предмет целиком. С точки зрения культурологи небезынтересно открытие парового двигателя (1776), что стало поворотным пунктом в истории техники. Вслед за этим появился универсальный двигатель – электромотор (динамомашина – в 1867 году). Полученная из угля или силы воды энергия направлялась повсюду, где в ней нуждались. Древней механике, определявшей в течении тысячелетий состояние техники, противостоит теперь современная энергетика.

В формировании современного технического мира, считает Ясперс, неразрывно связаны между собой естественные науки, дух изобретательства и организация труда. Эти три фактора сообща обладают рациональностью. Каждый фактор имеет свои истоки и потому связан с рядом независимых от других факторов проблем.

Естественные науки создают свой мир, совершенно не помышляя о технике. Бывают естественнонаучные открытия чрезвычайного значения, которые, по крайней мере, вначале, а быть может, и вообще, остаются в техническом отношении безразличными. Для того, чтобы они принесли непосредственную пользу, необходимо еще и техническое прозрение.

Дух изобретательства может сотворить необычайное и вне рамок современной науки (бумеранг, фарфор, лак, шелк, порох, бумага и компас). В течении последних полутора веков, вопреки связанности традициями, во всех областях было сделано громадное количество открытий, которые, по существу, уже давно относятся к сфере возможного и вполне могли быть сделаны без современной науки (отопление разных видов, в т.ч. и центральное, множество предметов домашнего обхода). Для других открытий необходимой предпосылкой явились выводы современной науки, хотя, по существу, их вполне можно было бы осуществить и прежними средствами. Таковы большая часть противоэпидемических мероприятий, проведение операций с применением анестезии и антисептических средств. Традиционная инертность в повседневной жизни и терпеливое отношение к неудобному и нецелесообразному как будто преодолены в наши дни духом изобретательства.

Наконец, по Ясперсу, организация труда превращается в социальную и политическую проблему. Если производство продуктов и предметов повседневного массового потребления совершается машинным способом, то большинство людей оказывается втянутыми в этот производственный процесс в качестве звена машинного оборудования. Если почти все люди становятся звеньями технического процесса, то организация труда превращается в проблему человеческого бытия. Технизация, считает Ясперс, распространяется все шире – от подчинения природы до подчинения всей жизни человека, от бюрократического управления всем до подчинения политики, даже игр и развлечений.

Опираясь на идеи М.Хайдеггера, французский исследователь Ж.Эллюль разработал собственную концепцию, в которой он затронул различные философские проблемы, в том числе техники, государства, революции. Эллюль рассматривает феномен техники как самую опасную форму детерминизма. Техника, по его словам, превращает средства в цель, стандартизирует человеческое поведение и, следовательно, не просто делает человека объектом научного исследования, а именно объектом «калькуляций и манипуляций».

Эллюль ставит под сомнение прогрессивно-поступательный характер общественного развития. Фактором культурного отчуждения человека, по его мнению, является централизованное бюрократическое государство, превратившееся в автономную и независимую силу, и существующая техническая система как средство реализации власти и угнетения.

Эллюль признает одной из закономерностей научно-технического прогресса революционный, «скачковый» характер его развертывания. Этот процесс, сохоаняя в основном преемственность, чреват радикальными сдвигами, глубинными изменениями. Время от времени происходит как бы своеобразный сброс привычных канонов, традиционных установлений. Техника устремляется в новое русло. И здесь поступательность утрачивает присущую ей плавность. Новое состояние техники неожиданно оказывается как бы в известном противостоянии по отношению к предшествующему этапу.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  4. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  5. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  6. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  7. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  8. IV. Как узнать волю Господню.
  9. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  10. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  11. А как мы можем узнать, кем человек является на самом деле?
  12. А как-же мода середины 80-х годов? Какой она была?


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь