Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Борьба с псевдосистемами философии.



 

Первые сис­тем­ные про­ек­ты Как со­об­ща­ет Ку­но Фи­шер, в Йен­с­ком уни­вер­си­те­те в пе­ри­од ра­бо­ты в нем Ге­ге­ля су­щес­т­во­ва­ло фи­ло­со­фов: 54. Наз­ва­ны име­на тог­даш­них йен­с­ких фи­ло­со­фов: И. Ф. Фриз, К. Х. Кра­узе, И. Б. Шад, Ф. Аст, Г. Гру­бер, Г. Ген­ри­ци - име­на, в се­год­няш­ней ис­то­рии фи­ло­со­фии в сущ­нос­ти за­бы­тые. Ско­рее все­го, от­но­ше­ния Ге­ге­ля с Йе­ны внеш­не бы­ли спо­кой­ны­ми и прох­лад­ны­ми. (Бо­лее близ­ки­ми для на­чи­на­юще­го пре­по­да­ва­те­ля Ге­ге­ля бы­ли про­фес­сор бо­та­ни­ки Ф. И. Шель­вер, из­вес­т­ный тог­да фи­зик Т. И. Зе­ебек, ко­то­ро­го вы­со­ко це­нил Гё­те; пе­ре­вод­чик Тас­со, Ари­ос­то и Каль­де­ро­на И. Д. Гриз и из­да­тель К. Ф. Фро­ман.) Что ду­мал Ге­гель о ти­пич­ной для тог­даш­ней Гер­ма­нии офи­ци­аль­но при­ня­той фи­ло­со­фии, га­дать не при­хо­дит­ся.

Гнев и не­на­висть про­тив, про­тив гос­под­с­т­ву­ющей и во­ин­с­т­ву­ющей се­рос­ти у Ге­ге­ля и его дру­га Шел­лин­га не смяг­чи­лись. Бо­лее то­го, те­перь им ре­ше­но бы­ло дать вы­ход, для че­го ис­поль­зо­ва­лась глав­ным об­ра­зом, где был по­ме­щен ряд очень рез­ких, блес­тя­щих ре­цен­зий Шел­лин­га и Ге­ге­ля (в пе­ре­пис­ке Ге­ге­ля име­ют­ся де­ло­вые и в то же вре­мя до­воль­но от­к­ро­вен­ные пись­ма к из­да­те­лю га­зе­ты про­фес­со­ру Г. Ме­ме­лю). За­тем был уч­реж­ден, сов­мес­т­ное из­да­ние Шел­лин­га и Ге­ге­ля - дру­гих ав­то­ров у но­во­го жур­на­ла, ка­жет­ся, так и не наш­лось. Прог­рам­ма дей­ст­вий двух дру­зей про­тив офи­ци­аль­ной фи­ло­со­фии, а од­нов­ре­мен­но и прог­рам­ма бу­ду­ще­го жур­на­ла бы­ла оп­ре­де­ле­на Ге­ге­лем в од­ном из пи­сем так: 55.

Гегель ни­че­го не опуб­ли­ко­вал про­тив сво­их кол­лег по уни­вер­си­те­ту, что, по­жа­луй­, в све­те ис­то­ри­чес­кой пер­с­пек­ти­вы мож­но приз­нать и не­ве­зе­ни­ем для йен­с­ких фи­ло­со­фов, ибо име­на тех, на ко­го об­ру­шил­ся-та­ки сар­казм ге­ге­лев­с­кой кри­ти­ки, все же ча­ще упот­реб­ля­ют­ся в ис­то­рии фи­ло­со­фии - прав­да, как при­ло­же­ние к очер­ку раз­ви­тия идей ве­ли­ко­го фи­ло­со­фа. Но Ге­гель в Йе­не по­ка еще не

 

 

казался; его бу­ду­щее вряд ли ри­со­ва­лось до­цен­там Йе­ны сколь­ко-ни­будь яс­но. За­то на­вер­ня­ка на­хо­ди­лись кол­ле­ги, ко­то­рые смот­ре­ли на уже не мо­ло­до­го, но еще толь­ко на­чи­на­юще­го уни­вер­си­тет­с­кое пре­по­да­ва­ние Ге­ге­ля с за­зуб­рен­ной не­мец­кой до­цен­т­с­кой фи­ло­со­фии (вспом­ним, Ге­гель чи­тал лек­ции су­хо­ва­то, без внеш­не­го блес­ка, по­че­му он не сра­зу стал по­пу­ляр­ным лек­то­ром). Про­тив ко­го не­пос­ред­с­т­вен­но бы­ли нап­рав­ле­ны Ге­ге­лем уда­ры, пред­наз­на­ча­емые, ко­неч­но же, всей офи­ци­аль­ной не­мец­кой фи­ло­со­фии? Ме­ме­лю, - лю­ди од­но­го сор­та; каж­дый на­зы­ва­ет свою со­вер­шен­но слу­чай­ную и нез­на­чи­тель­ную фор­му [мыш­ле­ния] ори­ги­наль­ным от­к­ры­ти­ем и ве­дет се­бя как фи­ло­соф. Car­do [осью], вок­руг ко­то­рой мы дол­ж­ны вра­щать­ся, яв­ля­ет­ся ут­вер­ж­де­ние, что эти гос­по­да не име­ют во­об­ще ни­ка­кой фи­ло­со­фии»56. Мож­но на­вер­ня­ка ут­вер­ж­дать, что за­паль­чи­вость Ге­ге­ля, сра­жа­юще­го­ся за фи­ло­со­фию, вы­зы­ва­ла приб­ли­зи­тель­но та­кую от­вет­ную ре­ак­цию: а что соз­дал в фи­ло­со­фии, что опуб­ли­ко­вал сам кри­тик? Да ка­кое име­ет пра­во вы­ра­жать тре­бо­ва­ния и оцен­ки от име­ни фи­ло­со­фии, от­лу­чать от фи­ло­со­фии поч­тен­ных про­фес­со­ров до­воль­но-та­ки скуч­ный лек­тор и ав­тор од­ной­-двух не­боль­ших ра­бот?! Ис­то­рия уже рас­су­ди­ла, что Ге­гель та­кое пра­во, бес­спор­но, имел. Но суд ис­то­рии, од­на­ко, вещь до­воль­но от­в­ле­чен­ная, ког­да де­ло идет о се­год­няш­ней жиз­ни.

Что же в Йе­не в на­ча­ле ве­ка под­дер­жи­ва­ло в Ге­ге­ле во­ин­с­т­ву­ющий пыл и уве­рен­ность в сво­ей пра­во­те? Ни­че­го, кро­ме ощу­ще­ния глу­бо­кой внут­рен­ней при­час­т­нос­ти к фи­ло­со­фии и кро­ме друж­бы дру­го­го нас­то­яще­го фи­ло­со­фа, Шел­лин­га. Как вы­яс­ни­лось, это­го бы­ло не так уж ма­ло.

Война офи­ци­аль­но­му со­об­щес­т­ву фи­ло­со­фов бы­ла объ­яв­ле­на. Пер­вые объ­ек­ты на­па­де­ния - кто они? Рей­нгольд - фи­ло­соф, ко­неч­но, не ря­до­вой­, од­на­ко в на­ча­ле XIX сто­ле­тия сам се­бя за­пи­сав­ший в раз­ряд офи­ци­озов; Круг и Бо­утер­век бы­ли, ви­ди­мо, всех тех, про ко­го Ге­гель ска­зал:. До­ба­вят­ся Гер­ш­те­кер, Вер­не­бург, то­же при­об­рет­шие вслед­с­т­вие это­го честь стать к ис­то­рии ге­ге­лев­с­кой фи­ло­со­фии.

К проб­ле­ме сис­тем­нос­ти спор Ге­ге­ля с пе­ре­чис­лен­ны­ми фи­ло­со­фа­ми тог­даш­ней Гер­ма­нии име­ет са­мое не­пос­ред­с­т­вен­ное от­но­ше­ние. Ибо ес­ли и су­щес­т­во­ва­ла, что на­зы­ва­ет­ся, зри­мая от­ли­чи­тель­ная чер­та у та­кой фи­ло­со­фии, то это бы­ла ам­би­ция бук­валь­но каж­до­го фи­ло­соф­с­т­ву­юще­го до83 цен­та соз­дать хоть ка­кую-ни­будь да сис­те­му, за­ло­жить не ина­че как фи­ло­со­фии и всех на­ук. Дос­та­точ­но при­вес­ти наз­ва­ния со­чи­не­ний упо­мя­ну­тых гос­под: - так име­но­ва­лось, на­пи­сан­ное Ф. Бо­утер­ве­ком.

Ф. Гер­ш­те­кер в наз­ва­нии сво­ей кни­ги воп­ло­тил нес­коль­ко бо­лее пре­тен­зии:. В. Круг же на­пи­сал.

Анализируя эти и дру­гие про­из­ве­де­ния, Ге­гель при­во­дит чи­та­те­ля к прос­то­му и яс­но­му вы­во­ду: во внеш­не эф­фек­т­ную обер­т­ку сис­тем­но­го глу­бо­ко­мыс­лия упа­ко­вы­ва­ют­ся обык­но­вен­ные глу­пость, пош­лость, не­ве­жес­т­во, без­дар­ность, сме­шан­ные с пре­тен­ци­оз­нос­тью. Обоб­ща­ющее про­из­ве­де­ние, на­пи­сан­ное Ге­ге­лем сов­мес­т­но с Шел­лин­гом и опуб­ли­ко­ван­ное как прог­рам­мный до­ку­мент в пер­вом но­ме­ре, на­зы­ва­ет­ся*. В нем блес­тя­ще опи­сы­ва­ют­ся при­ме­ты и ис­то­ки сис­тем­ной бо­лез­ни в хо­дя­чей фи­ло­со­фии Гер­ма­нии. Са­мое уди­ви­тель­ное - в том, что за­ра­зи­лась ею офи­ци­оз­ная фи­ло­со­фия от ве­ли­ких фи­ло­со­фий Кан­та и Фих­те. Не­дав­ние рьяные про­тив­ни­ки кан­ти­ан­с­т­ва и фих­те­ан­с­т­ва или их пря­мые по­том­ки по дог­ма­ти­чес­кой ли­нии ста­ли под сур­дин­ку красть у Кан­та и Фих­те идеи. Прав­да, идеи в соб­с­т­вен­ном смыс­ле сво­ро­вать не­воз­мож­но, ибо они иде­ями-то яв­ля­ют­ся толь­ко в кон­тек­с­те раз­ви­ва­емой мыс­ли. Но мож­но ста­щить и вста­вить в свою кни­гу или статью сло­во и фор­му. Сис­тем­ной бо­лез­нью, как об этом на­по­ми­на­ет нам ис­то­рия не­мец­кой фи­ло­со­фии, за­ра­зи­лись, и по­том да­же с не­ма­лой охо­той выс­тав­ля­ли ее на­по­каз,, вче­раш­ние про­тив­ни­ки сис­тем­ной фи­ло­соф­с­кой ра­бо­ты, из-за то­го, что лег­ко за­им­с­т­ву­емая ли­хо­рад­ка фор­мы поз­во­ля­ет соз­дать ви­ди­мость мыс­ли­тель­ной ак­тив­нос­ти, мно­го­об­ра­зия со­дер­жа­ния и на­уко­об­ра­зия рас­суж­де­ний.

Так и воз­ник­ла, за­ме­ча­тель­но пи­шут Шел­линг и Ге­гель,

 

57.

 

В за­ра­же­нии офи­ци­оз­ной­, плос­кой­, хо­дя­чей не­мец­кой фи­ло­со­фии бо­лез­нью сис­тем­нос­ти в ее пре­иму­щес­т­вен­но кан­тов­с­ко-фих­тев­с­кой фор­ме кос­вен­но и не­га­тив­но вы­ра­зи­лись по край­ней ме­ре три ре­аль­но зна­чи­мые и ин­те­рес­ные тен­ден­ции, ко­то­рые хо­ро­шо прос­ле­ди­ли в сво­ей статье Ге­гель и Шел­линг.

1. Преж­де все­го, с не­до­ве­ри­ем вос­п­ри­ня­тые и мно­ги­ми так и не по­ня­тые сис­те­мы Кан­та и Фих­те одер­жа­ли по­бе­ду да­же над офи­ци­оз­ной фи­ло­со­фи­ей Гер­ма­нии. При­чи­на бы­ла до­воль­но прос­та: в пос­лед­ней к то­му вре­ме­ни был та­кой ва­ку­ум идей­, что он вса­сы­вал и чу­же­род­ные фи­ло­соф­с­кие эле­мен­ты, за­им­с­т­ву­емые в иде­епо­доб­ной фор­ме. Пе­ред ди­алек­ти­кой за­ма­ячи­ла, и не в пос­лед­ний раз, ре­аль­ная опас­ность псев­до­упот­реб­ле­ния, све­де­ния к иг­ре сло­ва­ми.

2. Да­лее Ге­гель и Шел­линг под­ме­ти­ли ши­ро­кое рас­п­рос­т­ра­не­ние всег­да, впро­чем, близ­ко­го не­мец­ко­му ду­ху, тре­бо­ва­ния те­оре­тич­нос­ти; в хо­дя­чих фи­ло­со­фи­ях они сра­зу же при­об­ре­ли свой ква­зи­от­те­нок. 58 3. И еще од­но об­с­то­ятель­с­т­во под­чер­ки­ва­ют Ге­гель и Шел­линг: 59. В офи­ци­оз­ной фи­ло­со­фии это бы­ло не под­лин­ное ус­т­рем­ле­ние к ори­ги­наль­нос­ти, а толь­ко мо­да на нее. Мо­да на ори­ги­наль­ность, а не на дог­ма­тич­ность - при­том в хо­дя­чей фи­ло­со­фии та­кой стра­ны, как Гер­ма­ния, - что-ни­будь да зна­чит. Но в ус­ло­ви­ях, ког­да объ­ек­тив­ные тен­ден­ции раз­ви­тия на­уки и фи­ло­со­фии при­об­ре­ли прев­ра­щен­ное вы­ра­же­ние, по­нят­но же­ла­ние Шел­лин­га и

 

 

Гегеля (выс­ка­зан­ное, как мы ви­де­ли, и в ра­бо­те ) ори­ги­наль­ни­ча­нию, стрем­ле­нию к сво­е­об­ра­зию лю­бой це­ной про­ти­во­пос­та­вить бли­зость под­лин­но­го фи­ло­соф­с­т­во­ва­ния к 60, 61.

Глубокие и точ­ные об­щие оцен­ки сос­то­яния тог­даш­не­го мас­со­во­го фи­ло­соф­с­т­во­ва­ния блес­тя­ще под­т­вер­ж­де­ны Ге­ге­лем в ре­цен­зи­ях на тру­ды ра­нее наз­ван­ных ав­то­ров (ре­цен­зии на рус­ский язык не пе­ре­ве­де­ны). Ка­ко­вы, нап­ри­мер, осо­бен­нос­ти Бо­утер­ве­ка? На пер­вый взгляд она со­дер­жит не­обоз­ри­мое оби­лие ма­те­ри­ала, но на де­ле, по­ка­зы­ва­ет Ге­гель, пред­с­тав­ля­ет 62. Ори­ги­наль­ни­ча­ние Бо­утер­ве­ка про­яви­лось в том, что он воз­на­ме­рил­ся про­ни­зать всю сис­те­му фи­ло­со­фии. Ге­гель прек­рас­но по­ка­зы­ва­ет, в ка­кую бе­ли­бер­ду все это вы­ли­лось.

Сначала ав­тор убеж­да­ет чи­та­те­ля, что скеп­ти­цизм зас­тав­ля­ет осу­щес­т­в­лять толь­ко, а по­том он уже в па­раг­ра­фе 384 (чи­та­тель дол­жен был до­тер­петь поч­ти что до че­ты­рех­со­то­го па­раг­ра­фа! ) за­яв­ля­ет, что скеп­ти­цизм мо­жет и дол­жен быть оп­ро­вер­г­нут. У Бо­утер­ве­ка, яз­ви­тель­но за­ме­ча­ет Ге­гель, да­же хва­та­ет му­жес­т­ва, поп­лу­тав по им са­мим пос­т­ро­ен­но­му скеп­ти­чес­ко­му ла­би­рин­ту, пос­та­вить сак­ра­мен­таль­ный воп­рос: 63.

Автор, до­ве­дя скеп­ти­чес­кую ма­не­ру до край­нос­ти, уже не смог дать от­вет на столь ре­зон­ный воп­рос. Но по­том он все­та­ки на­шел: он пред­ло­жил на­чать… хо­тя бы с пе­ре­чис­ле­ния сил и спо­соб­нос­тей ду­ши. Хо­ро­ша же сис­те­ма, ког­да она преж­де все­го скеп­ти­чес­ки ли­ша­ет са­му се­бя ка­ко­го-ли­бо дос­то­вер­но­го на­ча­ла, а по­том от ус­та­лос­ти, по­рож­ден­ной бес­п­лод­ным скеп­ти­чес­ким сло­воб­лу­ди­ем, пред­ла­га­ет на­чать хоть с че­го-ни­будь!

Рецензирование ра­бот дру­го­го,

В. Кру­га, свя­за­но с раз­бо­ром проб­ле­мы, ко­то­рая для Ге­ге­ля в этот пе­ри­од, да и в пе­ри­оды пос­ле­ду­ющие бы­ла очень важ­на; она обоз­на­че­на наз­ва­ни­ем ре­цен­зии: (на­пе­ча­та­на в ян­ва­ре 1802 г. в пер­вом то­ме ). Ге­гель, как мы ви­де­ли ра­нее, выс­ка­зал серь­ез­ные кри­ти­чес­кие пре­тен­зии в ад­рес фих­те­ан­с­т­ва. Ре­цен­зи­ро­ва­ние же со­чи­не­ний Кру­га он соз­на­тель­но ис­поль­зу­ет как по­вод ка­те­го­ри­чес­ки от­ме­же­вать­ся от ма­не­ры рас­смот­ре­ния, точ­нее, оп­ле­вы­ва­ния фи­ло­со­фии Фих­те офи­ци­оз­ной фи­ло­со­фи­ей.

Претензии, ад­ре­су­емые Кру­гом тран­с­цен­ден­таль­но­му иде­ализ­му, в точ­нос­ти сов­па­да­ют с ти­пич­ны­ми об­ви­не­ни­ями, ко­то­рые здра­вый­, обы­ден­ный рас­су­док предъ­яв­ля­ет фи­ло­со­фии.

Фихтевскую де­дук­цию, про­ис­те­ка­ющую из Я, Круг не при­ем­лет не из-за дей­ст­ви­тель­ных ее фи­ло­соф­с­ких ог­ра­ни­чен­нос­тей­, а из-за то­го, что не вы­пол­ня­ет­ся выд­ви­га­емая от име­ни здра­во­го рас­суд­ка за­да­ча не что-то аб­с­т­рак­т­ное, ма­ло­по­нят­ное обыч­но­му че­ло­ве­ку, а все то, что ок­ру­жа­ет его в жиз­ни. Прав­да, Круг как буд­то от­ме­же­вы­ва­ет­ся от свой­ст­вен­но­го раз­ве что ожи­да­ния, что фи­ло­со­фия обя­за­на и ста­нет 64. Ко­мич­но, про­дол­жа­ет Ге­гель, как гос­по­дин Круг, ко­то­рый уже столь ми­лос­тив по от­но­ше­нию к фи­ло­со­фии, что да­же поз­во­ля­ет ей не за­ни­мать­ся все­ми та­ки­ми де­ла­ми, по­том все же тре­бу­ет от фи­ло­со­фов - де­дук­ции хо­тя бы не­ко­то­рых оп­ре­де­лен­ных пред­с­тав­ле­ний­, нап­ри­мер, лу­ны со все­ми ее осо­бен­нос­тя­ми или ро­зы, ло­ша­ди, со­ба­ки, де­ре­ва, же­ле­за, зву­ка и т. д.

Гегель да­лек от то­го, что­бы прос­то от­ма­хи­вать­ся от по­доб­ных пре­тен­зий и ожи­да­ний рас­суд­ка. Фи­ло­со­фия так или ина­че го­во­рит и дол­ж­на го­во­рить об ок­ру­жа­ющих че­ло­ве­ка ве­щах. Но суть, в ко­то­рую да­же не де­ла­ет и по­пыт­ки вник­нуть гос­по­дин Круг, тре­бу­ет осо­бым об­ра­зом рас­суж­дать, ска­жем, о лу­не, как и о пла­не­тах сол­неч­ной сис­те­мы. Ины­ми сло­ва­ми, нуж­но преж­де все­го ос­во­ить спе­ци­фи­ку фи­ло­со­фии и тща­тель­но раз­ра­бо­тать раз­лич­ные раз­де­лы фи­ло­соф­с­кой сис­те­мы, что­бы в нее вош­ло - опос­ре­до­ван­ное де­лом фи­ло­со­фии - де­ло са­мой жиз­ни. К по­доб­но­му рас­суж­де­нию, по­ка­зы­ва­ет Ге­гель, не скло­нен и не спо­со­бен гос­по­дин Круг65.

Общий вы­вод Ге­ге­ля: фи­ло­соф­с­кая сис­те­ма В. Кру­га пред­с­тав­ля­ет со­бой 66.

Так яз­ви­тель­на, бес­по­щад­на, точ­на бы­ла ге­ге­лев­с­кая ре­цен­зия. Круг оп­ро­тес­то­вал ее че­рез и со­об­щил чи­та­те­лям, что ре­цен­зент не оз­на­ко­мил­ся с ка­ки­ми-то при­ло­же­ни­ями к его. Ге­гель от­ве­тил за­мет­кой в - очень крат­кой. При­го­вор Кру­гу вы­не­сен и об­жа­ло­ва­нию не под­ле­жит: что бы еще ни чи­тать из со­чи­не­ний Кру­га (пусть все семь или во­семь то­мов, ко­то­рые он обе­ща­ет об­ру­шить на чи­та­те­ля) суть де­ла не из­ме­нит­ся.

Все рав­но это бу­дет 67.

Не ста­нем из-за не­дос­тат­ка мес­та раз­би­рать дру­гие ре­цен­зии Ге­ге­ля на про­из­ве­де­ния ав­то­ров, ко­то­рых во­об­ще мож­но бы­ло бы счесть ма­лоз­на­чи­тель­ны­ми, не­дос­той­ны­ми вни­ма­ния, ког­да бы их не оп­ре­де­ля­ло ли­цо гос­под­с­т­ву­ющей фи­ло­со­фии Гер­ма­нии кон­ца XVI­II - на­ча­ла XIX в. Не­уди­ви­тель­но, что в этих ре­цен­зи­ях Ге­гель толь­ко на­ме­ча­ет, но не раз­би­ра­ет по­зи­тив­ные проб­ле­мы, ка­са­ющи­еся сис­тем­нос­ти. Как и в ра­бо­те, в про­из­ве­де­ни­ях 1802 - 1803 гг. от­п­рав­ной точ­кой ана­ли­за проб­ле­мы сис­тем­нос­ти для Ге­ге­ля про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся раз­ме­же­ва­ние с ве­ли­ки­ми фи­ло­со­фа­ми - Кан­том и Фих­те или по край­ней ме­ре со столь серь­ез­ны­ми мыс­ли­те­ля­ми, как Яко­би.

Обстоятельная кри­ти­чес­кая и од­нов­ре­мен­но по­зи­тив­ная ра­бо­та про­де­ла­на Ге­ге­лем в йен­с­ком со­чи­не­нии*. Не вхо­дя во все де­та­ли по­ле­ми­ки, кос­нем­ся толь­ко проб­ле­мы сис­тем­нос­ти.

Теоретический ас­пект проб­ле­мы, ко­то­рый раз­би­ра­ет­ся Ге­ге­лем и ко­то­рый су­щес­т­вен для на­уч­ной сис­те­мы фи­ло­со­фии, сос­то­ит в сле­ду­ющем: где фи­ло­со­фия бе­рет ма­те­ри­ал для сис­тем­но­го кон­с­т­ру­иро­ва­ния, как она его ис­поль­зу­ет и об­ра­ба­ты­ва­ет? Это воп­рос, ко­то­рый сто­ит в цен­т­ре наз­ван­ной ра­бо­ты и ре­ша­ет­ся в по­ле­ми­ке с Кан­том, Фих­те, Яко­би. В ра­бо­те речь идет о та­ких проб­ле­мах, как нрав­с­т­вен­ность, бла­го­чес­ти­вость, об­ра­зо­ва­ние ин­ди­ви­да, ко­то­рые от­не­се­ны к прак­ти­чес­кой фи­ло­со­фии.

В этом кон­тек­с­те раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся проб­ле­ма со­от­но­ше­ния

 

(*Впер­вые опуб­ли­ко­ва­но в в 1802 г.; на рус­ский не пе­ре­ве­де­но.)

 

 

между эм­пи­ри­чес­ким ма­те­ри­алом и спе­ци­фи­чес­ки­ми для са­мой фи­ло­со­фии сис­тем­ны­ми пред­по­сыл­ка­ми. Итак, на од­ной сто­ро­не сто­ит с его, на дру­гой - эм­пи­рия с мно­го­об­ра­зи­ем ко­неч­но­го. Ка­ко­во же меж­ду ни­ми от­но­ше­ние?

Типичная для эпо­хи Прос­ве­ще­ния по­сыл­ка, прев­ра­тив­ша­яся в, сог­лас­но Ге­ге­лю, та­ко­ва: един­с­т­вен­ную ре­аль­ность пред­с­тав­ля­ет ко­неч­ное, ко­то­рое в се­бе и для се­бя аб­со­лют­но, со­дер­жит мно­жес­т­во еди­нич­нос­тей. Ста­ло быть, и со­дер­жа­ние дол­ж­но ис­хо­дить от не­го, и толь­ко от не­го, как бы за­пол­няя за­ве­до­мо пус­тую, все го­то­вую при­нять в се­бя фор­му по­ня­тия.

 

 

Немецкая фи­ло­со­фия, от­ме­ча­ет Ге­гель, стре­ми­лась пре­одо­леть идей­ные ус­та­нов­ки Прос­ве­ще­ния преж­де все­го по­то­му, что счи­та­ла их ду­алис­ти­чес­ки­ми: как же бес­ко­неч­ное при­мет в се­бя ко­неч­ное, ес­ли пос­лед­нее чуж­до ему, хо­тя и гос­под­с­т­ву­ет над ним? Проб­ле­ма раз­би­ра­ет­ся так, что пос­то­ян­но пе­реп­ле­та­ют­ся ана­лиз сис­тем, по­ня­тий­, тек­с­тов Кан­та, Фих­те, Шел­лин­га и вы­хо­ды Ге­ге­ля к ши­ро­кой ис­то­ри­чес­кой оцен­ке са­мо­го за­пе­чат­лен­но­го в них ти­па фи­ло­соф­с­ко­го рас­суж­де­ния. И тут его ана­лиз свя­зан со сво­е­об­раз­ным ис­то­риз­мом, ко­то­рый про­яв­ля­ет­ся в по­пыт­ках дать обоб­щен­ный­, но ис­то­ри­чес­ки оп­ре­де­лен­ный об­раз, объ­еди­ня­ющий объ­ек­тив­ные пред­по­сыл­ки и эпо­халь­ные ха­рак­те­рис­ти­ки поз­на­ния.

Например, эв­де­мо­низм, при­су­щий фи­ло­со­фии Прос­ве­ще­ния, Ге­гель по­ни­ма­ет как вы­ра­жен­ный ею с на­иболь­шей чет­кос­тью жиз­нен­ный прин­цип, ко­то­рый сос­то­ял в ле­ги­ти­ми­за­ции чув­с­т­вен­но­го, ко­неч­но­го, субъ­ек­тив­но­го, эм­пи­ри­чес­ко­го и ко­то­рый при­шел на сме­ну мно­го­ве­ко­во­му их при­ни­же­нию пе­ред ли­цом. 69 - за­да­ет воп­рос Ге­гель, как бы пре­дуп­реж­дая не­до­уме­ние чи­та­те­ля. От­вет его та­ков: как бы ни стре­ми­лись не­мец­кие фи­ло­со­фы про­ти­вос­то­ять эв­де­мо­нис­т­с­ко­му ду­ху Прос­ве­ще­ния, как бы ни хо­те­ли они при­ос­та­но­вить рас­п­рос­т­ра­не­ние куль­та ко­неч­но­го,

 

 

все же нес­мот­ря на соз­на­тель­ную нап­рав­лен­ность 70 Кант, Фих­те, Яко­би не су­ме­ли вый­ти за его рам­ки. И пусть не­мец­кие фи­ло­со­фы под­чер­к­ну­ли ак­тив­ность ду­ха, осо­бен­ность по­зи­ции мыс­ля­ще­го субъ­ек­та, они под­да­лись Прос­ве­ще­нию в том, что ре­ши­лись взять. Тем са­мым бы­ла лишь 71, ко­то­рая не мо­жет не со­от­но­сить­ся с ко­неч­ным субъ­ек­том и ко­неч­ным ми­ром. 72 В этом рас­суж­де­нии Ге­ге­ля под­чер­к­нем два мо­мен­та.

Во-первых, по­зи­ция фи­ло­со­фов, от­п­рав­ля­ющих­ся от пред­ме­та­ми и рас­су­док чув­с­т­вен­нос­ти как пер­во­ос­но­вы фи­ло­соф­с­ко­го сис­тем­но­го пос­т­ро­ения, с пол­ным на то ос­но­ва­ни­ем объ­яв­ля­ет­ся эпо­халь­ной ис­то­ри­чес­кой ха­рак­те­рис­ти­кой­, увя­зы­ва­ет­ся с глу­бо­ким ин­те­ре­сом ев­ро­пей­ской куль­ту­ры но­во­го вре­ме­ни к че­ло­ве­ку. Во-вто­рых, су­щес­т­вен­на идей­ная пе­ре­ори­ен­та­ция Ге­ге­ля: ес­ли рань­ше он ра­то­вал имен­но за ис­ход­ных по­зи­ций фи­ло­со­фа, за их бли­зость к ми­ру чувств, мыс­лей­, к (вос­поль­зу­ем­ся гус­сер­лев­с­ким тер­ми­ном) ин­ди­ви­да, то те­перь, как мы ви­дим, мыс­ли­тель уже страс­т­но вос­ста­ет про­тив прев­ра­ще­ния ко­неч­но­го в един­с­т­вен­ную и выс­шую ре­аль­ность, по от­но­ше­нию к ко­то­рой ду­хов­ное со все­ми его прин­ци­па­ми, вклю­чая нрав­с­т­вен­ные, есть прос­тое про­из­вод­ное, пус­тая фор­ма, за­пол­ня­емая лишь со­дер­жа­ни­ем.

Тем са­мым мыс­ли­те­лем объ­яв­ле­на не прек­ра­ща­юща­яся и да­лее вой­на - и не толь­ко про­тив ма­те­ри­алис­ти­чес­ких, эв­де­мо­нис­т­с­ко-ути­ли­та­рис­т­с­ких тен­ден­ций фи­ло­со­фии Прос­ве­ще­ния (во мно­гих дру­гих мо­мен­тах, впро­чем, вы­со­ко це­ни­мой Ге­ге­лем), но так­же про­тив ма­те­ри­алис­ти­чес­ких ос­но­ва­ний уче­ния Кан­та, ко­то­рые - вклю­чая эпо­халь­но тол­ку­емую идею об пред­ме­та­ми чув­с­т­вен­нос­ти - про­зор­ли­во вы­во­дят­ся Ге­ге­лем из ду­ха эпо­хи, из ее ха­рак­тер­ных идей­ных прин­ци­пов. Ос­нов­ным не­дос­тат­ком кан­ти­ан­с­т­ва Ге­гель как раз и счи­та­ет ду­ализм, ко­то­рый­, по его мне­нию, вос­п­ро­из­во­дит­ся в раз­лич­ных фор­мах, де­лая

 

 

несостоятельной пре­тен­зию Кан­та На пос­ле­до­ва­тель­ность фи­ло­соф­с­ко­го ана­ли­за. Ге­гель от­вер­га­ет кан­тов­с­кую ма­не­ру вы­ве­де­ния ха­рак­те­рис­тик поз­на­ния и зна­ния, сле­до­ва­тель­но, пос­т­ро­ение гно­се­оло­ги­чес­ких и ло­ги­чес­ких раз­де­лов сис­те­мы из эм­пи­ри­чес­ко­го ма­те­ри­ала, от­но­ся­ще­го­ся к соз­на­нию. Пе­ред на­ми здесь выс­ту­па­ет не фи­ло­соф­с­кий ра­зум, за­яв­ля­ет Ге­гель, а са­мый обык­но­вен­ный рас­су­док - эм­пи­ри­чес­кое че­ло­ве­чес­кое соз­на­ние73.

В кан­тов­с­кой фи­ло­со­фии, про­дол­жа­ет Ге­гель, с про­дук­тив­ной спо­соб­нос­тью во­об­ра­же­ния про­ис­хо­дят прев­ра­ще­ния: объ­еди­ня­ет­ся то с ап­ри­орис­т­с­ким изоб­ра­же­ни­ем (со­от­вет­с­т­вен­но сис­тем­ным хо­дом мыс­ли), то бе­рет­ся в обык­но­вен­ной эм­пи­ри­чес­кой­, пси­хо­ло­ги­чес­кой фор­ме. Прав­да, Ге­гель по­рой от­ме­ча­ет (как и в ра­бо­те ) не­ко­то­рые мо­мен­ты фи­ло­со­фии Кан­та, соз­вуч­ные прин­ци­пу тож­дес­т­ва, за­рож­да­юще­му­ся аб­со­лют­но­му иде­ализ­му и со­от­вет­с­т­ву­юще­му по­ни­ма­нию ха­рак­те­ра сис­тем­нос­ти. Нап­ри­мер, тол­ко­ва­ние в ве­ры в бо­га (но не проб­лем, ка­са­ющих­ся ве­ры в бес­смер­тие ду­ши - их ин­тер­п­ре­та­ци­ей Ге­гель весь­ма не­до­во­лен). Од­на­ко ос­нов­ной вы­вод Ге­ге­ля та­ков: в фи­ло­со­фии Кан­та нет, неп­ро­ти­во­ре­чи­во, мо­нис­ти­чес­ки выб­ран­но­го ос­но­ва­ния для фи­ло­соф­с­кой сис­те­мы - дол­ж­ным об­ра­зом по­ня­то­го ду­ха, а по­то­му не спо­со­бен соз­дать и ис­тин­ную фи­ло­соф­с­кую сис­те­му. (На при­ме­ре де­дук­ции ка­узаль­но­го прин­ци­па, осу­щес­т­в­лен­но­го Яко­би в ра­бо­те, Ге­гель удач­но вскры­ва­ет ис­кус­ствен­ность, иг­рав­шей не­ма­лую роль в тран­с­цен­ден­таль­ном иде­ализ­ме74.) В ге­ге­лев­с­кой оцен­ке фи­ло­со­фии Кан­та на­чи­на­ет по­яв­лять­ся и уси­ли­вать­ся один мо­мент, ко­то­рый как бы выс­ве­чи­ва­ет пер­с­пек­ти­вы даль­ней­ше­го идей­но­го раз­ви­тия Ге­ге­ля. Кри­ти­куя Кан­та за эм­пи­ризм, Ге­гель вмес­те с тем одоб­ря­ет прин­ци­пи­аль­ную для кан­тов­с­кой сис­те­мы про­це­ду­ру ве­щи в яв­ле­нии. Свя­зы­ва­ние ка­те­го­рий ди­алек­ти­ки имен­но с яв­ле­ни­ями йен­с­кий Ге­гель счи­та­ет Кан­та75, на­ча­лом под­лин­но сов­ре­мен­но­го фи­ло­соф­с­т­во­ва­ния. Но ни сам Кант, ни Яко­би, ни Фих­те, про­дол­жа­ет Ге­гель, не нап­рав­ля­ли это са­мое важ­ное в кан­ти­ан­с­т­ве проз­ре­ние про­тив из­на­чаль­ных пос­ту­ла­тов, не рас­ши­ря­ли и не об­ра­ща­ли про­тив ста­рой сис­те­мы уже по су­щес­т­ву со­дер­жа­щий­ся в де­дук­ции ка­те­го­рий Кан­та но­вый ис­ход­ный те­зис сис­те­мы, а он гла­сит, что.

 

 

Эту так ни­кем и не вы­пол­нен­ную, тоЛь­ко на­ча­тую Шел­лин­гом ра­бо­ту Ге­гель, как вид­но, бе­рет на се­бя, счи­тая ее тем бо­лее зна­чи­тель­ной мис­си­ей­, что она тес­но увя­зы­ва­ет­ся и кри­ти­ку­емы­ми фи­ло­со­фа­ми, и им са­мим с проб­ле­ма­ми сво­бо­ды, нрав­с­т­вен­нос­ти, ра­зу­ма, ве­ры. Мы чи­та­ем в пос­лед­нем аб­за­це рас­смат­ри­ва­емо­го тру­да: ), но обоз­на­чить это нуж­но не ме­нее чем в ка­чес­т­ве мо­мен­та выс­шей идеи. И та­ким об­ра­зом, на­до при­дать фи­ло­соф­с­кое су­щес­т­во­ва­ние то­му, что ли­бо бы­ло мо­раль­ным пред­пи­са­ни­ем по­жер­т­во­вать эм­пи­ри­чес­кой сущ­нос­тью, ли­бо по­ня­ти­ем фор­маль­ной аб­с­т­рак­ции, вслед­с­т­вии че­го тре­бу­ет­ся на­де­лить фи­ло­со­фию иде­ей аб­со­лют­ной сво­бо­ды, а бла­го­да­ря это­му вос­ста­но­вить аб­со­лют­ное стра­да­ние или страс­т­ную пят­ни­цу, ко­то­рая ведь бы­ла ис­то­ри­чес­кой­, при­чем вос­ста­но­вить во всей ис­ти­не и жес­т­кос­ти ее бо­го­ос­тав­лен­нос­ти.

А уж из од­ной та­кой жес­т­кос­ти… мо­жет и дол­ж­на воз­ник­нуть выс­шая то­таль­ность во всей ее серь­ез­нос­ти и воз­ник­нуть из ее глу­бо­чай­ше­го ос­но­ва­ния - од­нов­ре­мен­но в уни­вер­саль­нос­ти и в яс­ней­шей сво­бо­де ее об­ли­ка»76.

В эти сло­ва Ге­гель вло­жил очень и очень мно­гое: и приз­на­ние то­го, что для но­во­го вре­ме­ни, и свое стрем­ле­ние вос­ста­но­вить, ощу­ще­ние не­об­ра­ти­мос­ти ис­то­ри­чес­ко­го раз­ви­тия, ус­ло­вий­, в ко­то­рых при­хо­дит­ся об­ре­тать, и уве­рен­ность, что за­да­чу эту сле­ду­ет ре­шать не, бла­го­да­ря чув­с­т­вен­но-не­пос­ред­с­т­вен­ной ре­ли­ги­оз­нос­ти, а толь­ко сред­с­т­ва­ми сис­тем­ной фи­ло­со­фии. Не лич­ный ре­ли­ги­оз­ный эк­с­таз, а твор­чес­кая те­оре­ти­чес­кая ра­бо­та, со­зи­да­ние фи­ло­соф­с­кой куль­ту­ры - вот, сог­лас­но Ге­ге­лю, ис­тин­ный про­ти­во­вес обез­бо­жи­ва­нию, зах­ва­тив­ше­му че­ло­ве­чес­т­во. При этом сис­тем­ная фи­ло­со­фия дол­ж­на ру­ко­вод­с­т­во­вать­ся ус­та­нов­кой­, од­нов­ре­мен­но нрав­с­т­вен­ной и те­оре­ти­чес­кой­: изоб­ра­зить в ка­чес­т­ве мо­мен­та выс­шей идеи ис­то­ри­чес­ки пе­ре­жи­тые мысль и боль, не­отъ­ем­ле­мые от. Опи­ра­ясь на эту ус­та­нов­ку, Ге­гель нес­коль­ко поз­же соз­да­ет при­чуд­ли­вый мир - мир, где раз­вер­нут­ся в си92 сте­му мо­мен­тов идеи боЛь, стра­да­ние, ис­ти­на, пе­ре­жи­тые, об­ре­та­емые и от­чуж­да­емые че­ло­ве­чес­т­вом.

Итак, са­мые пер­вые го­ды пре­бы­ва­ния Ге­ге­ля в Йе­не бы­ли за­пол­не­ны раз­думь­ями о судь­бах фи­ло­соф­с­ких сис­тем, кри­ти­кой псев­до­сис­тем, по­ис­ком не­ко­то­рых об­щих кри­те­ри­ев под­лин­ных сис­тем фи­ло­со­фии, с чем бы­ло свя­за­но ис­то­ри­чес­кое из­ме­ре­ние тог­даш­них твор­чес­ких ис­ка­ний мыс­ли­те­ля. И эти раз­мыш­ле­ния, и пер­вые наб­рос­ки сис­те­мы под­тал­ки­ва­ли Ге­ге­ля к даль­ней­шей бо­лее уг­луб­лен­ной ра­бо­те, на­це­лен­ной на пос­т­ро­ение ори­ги­наль­но­го сис­тем­но­го зда­ния фи­ло­со­фии. На этом пу­ти кам­нем прет­к­но­ве­ния сно­ва и сно­ва ока­зы­вал­ся воп­рос об ос­но­во­по­ла­га­ющей мо­де­ли сис­те­мы - о ее те­оре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­чес­ком фун­да­мен­те.

В за­ви­си­мос­ти от то­го, ка­кой ма­те­ри­ал и ка­кие ме­то­ды ана­ли­за ис­поль­зу­ют­ся Ге­ге­лем как гос­под­с­т­ву­ющие, пра­во­мер­но вы­де­лить три раз­ра­ба­ты­вав­ши­еся в Йе­не мо­де­ли: ло­ги­ко-ме­та­фи­зи­чес­кую, по­ли­ти­ко-эти­чес­кую и фе­но­ме­но­ло­ги­чес­кую.

К ра­бо­те над ло­ги­ко-ме­та­фи­зи­чес­ким ос­но­ва­ни­ем сис­те­мы Ге­гель в те­че­ние йен­с­ко­го пе­ри­ода воз­в­ра­щал­ся нес­коль­ко раз. За­пад­ный ис­сле­до­ва­тель К. Дю­зинг сде­лал не­ма­ло­важ­ные уточ­не­ния от­но­си­тель­но ге­ге­лев­с­ко­го по­ни­ма­ния со­от­но­ше­ния ло­ги­ки и ме­та­фи­зи­ки, ссы­ла­ясь на най­ден­ные в 1975 г. ру­ко­пи­си ге­ге­лев­с­ких наб­рос­ков 1801 - 1802 гг. 77. Ло­ги­ка в пер­вом смыс­ле дол­ж­на, сог­лас­но Ге­ге­лю, дать рас­смот­ре­ние ан­ти­но­мий чис­той реф­лек­сии, ра­зоб­ла­чая пре­тен­зии пос­лед­ней на ис­тин­ность. В реф­лек­тив­ном по­ни­ма­нии ан­ти­но­мий со­дер­жат­ся пер­вые под­хо­ды к ди­алек­ти­ке, ко­то­рые, од­на­ко, тре­бу­ют сня­тия, ибо ди­алек­ти­ка ос­та­ет­ся здесь толь­ко не­га­тив­ной и скеп­ти­чес­кой. Под­чер­к­нем, что с та­ким оп­ре­де­ле­ни­ем под­го­то­ви­тель­ной­, но от­нюдь не окон­ча­тель­ной ро­ли пе­рек­ли­ка­ют­ся

 

 

более поз­д­ние Ге­ге­лев­с­кие оцен­ки кан­тов­с­кой (и не­ко­то­рых форм до­кан­тов­с­кой­) фи­ло­со­фии.

 

Гегель,

 

следовательно, не рас­по­ла­гал в то вре­мя 79. Но на­ме­ча­ет­ся и раз­ли­чие меж­ду Шел­лин­гом и Ге­ге­лем. В от­ли­чие от Ге­ге­ля Шел­линг по­ла­гал, что реф­лек­сия во­об­ще не об­ла­да­ет ни­ка­ки­ми кон­с­ти­ту­тив­ны­ми фун­к­ци­ями, да­же не­га­тив­ны­ми. А ин­тел­лек­ту­аль­но­му со­зер­ца­нию Шел­линг все бо­лее уве­рен­но вве­рял по­ис­ти­не уни­вер­са­лис­т­с­кие пре­тен­зии: оно дол­ж­но обес­пе­чи­вать не толь­ко са­мо­со­зер­ца­ние Я, но и ра­зум­ное поз­на­ние бо­га и аб­со­лю­та. Та­ким об­ра­зом, ин­тел­лек­ту­аль­ное со­зер­ца­ние от­нюдь не пос­ту­лат - это все­мо­гу­щий в гла­зах Шел­лин­га, цен­т­раль­ный сис­те­мо­об­ра­зу­ющий фи­ло­соф­с­кий прин­цип. К. Дю­зинг (на ос­но­ве но­вых ру­ко­пи­сей и ра­нее опуб­ли­ко­ван­ных ма­те­ри­алов) по­ка­зы­ва­ет, что, нес­мот­ря на это, толь­ко на­ме­ча­юще­еся, по­ка не впол­не яв­ное рас­хож­де­ние, Шел­линг и Ге­гель еди­ны в при­пи­сы­ва­нии ро­ли еди­ной и един­с­т­вен­ной ме­та­фи­зи­чес­кой суб­с­тан­ции80.

Ценность и пер­с­пек­тив­ное зна­че­ние йен­с­ких наб­рос­ков сос­то­ит, по на­ше­му мне­нию, в сле­ду­ющем.

1. В 1801 - 1804 гг. ло­ги­ка и ме­та­фи­зи­ка по­ни­ма­ют­ся Ге­ге­лем преж­де все­го как про­пе­дев­ти­чес­кие раз­де­лы сис­те­мы, ко­то­рые обос­но­вы­ва­ют прин­ци­пи­аль­ные для нее ди­алек­ти­чес­кие це­ли: не­об­хо­ди­мость дос­тиг­нуть един­с­т­ва субъ­ек­та и объ­ек­та, те­оре­ти­чес­ко­го и прак­ти­чес­ко­го ра­зу­ма, ко­неч­но­го и бес­ко­неч­но­го и т. д. Нес­коль­ко поз­же обос­но­ва­ние це­лей и спе­ци­фи­ки фи­ло­соф­с­ко­го сис­тем­но­го мыш­ле­ния бу­дет осу94 щес­т­в­лять­ся во ввод­ных раз­де­лах, но за­тем эти фун­к­ции сно­ва бу­дут пе­ре­да­ны ло­ги­ке.

2. Хо­тя пос­ле Кан­та и Фих­те са­ма по се­бе идея об­нов­ле­ния ло­ги­ки и ме­та­фи­зи­ки, их ди­алек­ти­чес­ко­го, тол­ко­ва­ния уже не бы­ла пер­во­от­к­ры­ти­ем, очень важ­но, что по­ис­ки сис­тем­но­го ос­но­ва­ния и обос­но­ва­ния фи­ло­со­фии при­ве­ли и Ге­ге­ля к ре­фор­ме ло­ги­ки, к соз­да­нию ло­ги­ки со­дер­жа­тель­ной­, ло­ги­ки ди­алек­ти­чес­кой.

3. Ло­ги­ко-ме­та­фи­зи­чес­кие йен­с­кие раз­мыш­ле­ния Ге­ге­ля впи­са­ны в со­ци­аль­но-кри­ти­чес­кий­, нрав­с­т­вен­но-гу­ма­нис­ти­чес­кий кон­текст, при­чем спо­соб­ность ло­ги­ки и ме­та­фи­зи­ки вы­пол­нять сис­тем­ные за­да­чи чет­ко увя­зы­ва­ет­ся с по­ис­ка­ми це­лос­т­нос­ти и ду­хов­нос­ти в прак­ти­чес­кой жиз­ни, ми­ро­воз­зрен­чес­кой в на­уке и куль­ту­ре. И это по­ис­ки, ко­то­рые, сог­лас­но Ге­ге­лю, в ис­то­рии че­ло­ве­чес­т­ва нас­той­чи­во ве­ли и ве­дут не прос­то от­дель­ные лю­ди, но це­лые на­ро­ды.

Перечисленные мо­мен­ты наш­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в бо­лее поз­д­них ра­бо­тах Ге­ге­ля. Од­на­ко бы­ло бы не­вер­но пре­уве­ли­чи­вать зна­че­ние йен­с­ких ло­ги­чес­ких про­ек­тов. Ло­ги­ка, как ее в са­мом на­ча­ле XIX в. по­ни­ма­ет Ге­гель, еще не при­об­ре­ла и не мог­ла при­об­рес­ти кон­с­т­рук­тив­но-мо­де­ли­ру­юще­го зна­че­ния для пос­т­ро­ения сис­те­мы. С че­го на­чать соз­да­ние сис­те­мы фи­ло­со­фии, на ка­кие цен­т­раль­ные по­ня­тия и ка­те­го­рии ори­ен­ти­ро­вать­ся, как имен­но раз­вер­нуть их в це­лос­т­ность - все это для Ге­ге­ля по­ка ос­та­ет­ся проб­ле­ма­тич­ным81. И ло­ги­чес­кие раз­мыш­ле­ния еще не да­ют яс­ной пер­с­пек­ти­вы для сис­тем­ной ра­бо­ты. Но это, в сущ­нос­ти, ка­са­ет­ся и дру­гих сис­тем­ных мо­де­лей­, про­ек­ты ко­то­рых наб­ра­сы­ва­лись в Йе­не82.

 

Модель системы

 

и ее про­ти­во­ре­чия ( и ) Ка­ко­вы осо­бен­нос­ти вто­рой ге­ге­лев­с­кой сис­тем­ной мо­де­ли, ус­лов­но наз­ван­ной на­ми? Ка­ко­ва роль* (1802 - 1803 гг.) и** в эво­лю­ции ге­ге­лев­с­ких сис­тем­ных идей­?

(*Рус­ский пе­ре­вод (в из­да­нии: Ге­гель Г. В. Ф. По­ли­ти­чес­кие про­из­ве­де­ния) вы­пол­нен Е. А. Фро­ло­вой. )

 

(**Рус­ский пе­ре­вод (в из­да­нии: Ге­гель Г. В. Ф. Ра­бо­ты раз­ных лет, т. 1) вы­пол­нен П. П. Гай­ден­ко.)

 

 

Ответить на эти воп­ро­сы вов­се не прос­то. Оба про­из­ве­де­ния, и осо­бен­но, чрез­вы­чай­но труд­ны для по­ни­ма­ния. К обыч­ным труд­нос­тям чте­ния, ин­тер­п­ре­та­ции ге­ге­лев­с­ких тек­с­тов при­со­еди­ня­ет­ся здесь то, что в этих ран­них ра­бо­тах мно­го ту­ман­ных, сбив­чи­вых рас­суж­де­ний - мысль са­мо­го ав­то­ра как бы с ог­ром­ным нап­ря­же­ни­ем про­би­ва­ет­ся сквозь тол­щу неп­ро­яс­нен­ных проб­лем, не­от­ра­бо­тан­ных тер­ми­нов и т. д. Для вы­яв­ле­ния спе­ци­фи­ки сис­тем­но­го про­ек­та Ге­ге­ля нам пред­с­тав­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым преж­де все­го по­раз­мыс­лить над тем слож­ным и про­ти­во­ре­чи­вым со­дер­жа­ни­ем, ко­то­рое вкла­ды­ва­ет­ся фи­ло­со­фом в клю­че­вое для двух наз­ван­ных ра­бот по­ня­тие. мо­ло­дой Ге­гель со­от­но­сит - од­на­ко не отож­дес­т­в­ля­ет - с об­щес­т­вен­но-по­ли­ти­чес­кой жиз­нью и глав­ным об­ра­зом со сфе­ра­ми пра­ва, по­ли­ти­ки, го­су­дар­с­т­ва. Чем же имен­но в этих сфе­рах че­ло­ве­чес­кой жиз­не­де­ятель­нос­ти ин­те­ре­су­ет­ся Ге­гель? Что же он в них выч­ле­ня­ет и ис­сле­ду­ет?

В да­ет­ся чле­не­ние, ко­то­рое мо­жет на­вес­ти на мысль о трак­тов­ке в ней эти­чес­ких, пра­во­вых, по­ли­ти­чес­ких сю­же­тов. Ра­бо­та на­чи­на­ет­ся об­шир­ной ввод­ной час­тью, ко­то­рая де­лит­ся на три ос­нов­ных па­раг­ра­фа: 1. Аб­со­лют­ная нрав­с­т­вен­ность как от­но­ше­ние (здесь вво­дят­ся и ис­поль­зу­ют­ся по­ня­тия,,,, ору­дие»); 2. Не­га­тив­ное, или сво­бо­да, или прес­туп­ле­ние (здесь го­во­рит­ся о спра­вед­ли­вос­ти, при­нуж­де­нии, ог­раб­ле­нии, кра­же, борь­бе, вой­не и т. д.);

3. Нрав­с­т­вен­ность (тут упо­ми­на­ет­ся о семье, на­ро­де). Сле­ду­ющий раз­дел, но­ся­щий наз­ва­ние, ана­ли­зи­ру­ет сис­те­мы прав­ле­ния. В сис­те­ма так­же име­ет сво­ими опор­ны­ми пун­к­та­ми ана­ло­гич­ные проб­ле­мы (до­го­вор, прес­туп­ле­ние и на­ка­за­ние, за­кон, от­но­ше­ния сос­ло­вий­, пра­ви­тель­с­т­во, связь го­су­дар­с­т­ва и цер­к­ви).

Основываясь на этой сис­те­мы, не­ко­то­рые ин­тер­п­ре­та­то­ры су­щес­т­вен­но сбли­жа­ют йен­с­кий про­ект и ге­ге­лев­с­кую., - та­ко­ва оцен­ка за­пад­но­гер­ман­с­ко­го ис­сле­до­ва­те­ля Г. Гё­ле­ра. Он так­же счи­та­ет, что в ран­них ра­бо­тах бо­лее чет­ко, чем в, вы­ра­же­но стрем­ле­ние Ге­ге­ля, по­ло­жить в ос­но­ву сис­те­мы та­кие 83.

Попытка Г. Гё­ле­ра и ря­да дру­гих ав­то­ров ис­тол­ко­вать йен­с­кие ра­бо­ты Ге­ге­ля как пер­вый ва­ри­ант фи­ло­со­фии пра­ва вы­зы­ва­ет сом­не­ния. При этом мы, ра­зу­ме­ет­ся, не от­ри­ца­ем те­ма­ти­чес­кой­, проб­лем­ной­, а от­час­ти и фи­ло­соф­с­ко­ме­то­до­ло­ги­чес­кой пре­ем­с­т­вен­нос­ти меж­ду йен­с­ки­ми наб­рос­ка­ми и фи­ло­со­фи­ей пра­ва как час­тью раз­ви­той ге­ге­лев­с­кой сис­те­мы. Од­на­ко ду­ма­ем, что сох­ра­не­нию те­ма­ти­ки, а так­же сход­с­т­ву от­дель­ных выс­ка­зы­ва­ний при­да­ет­ся слиш­ком боль­шое зна­че­ние; в ре­зуль­та­те ран­ние ра­бо­ты ско­рее к фи­ло­со­фии пра­ва, чем осоз­на­ют­ся в их спе­ци­фи­ке.

Нельзя кста­ти за­бы­вать о том, что, вво­дя наз­ван­ные ра­нее те­мы, проб­ле­мы, по­ня­тия, рав­но на них сис­тем­ную кан­ву сво­их йен­с­ких про­из­ве­де­ний и сис­те­му фи­ло­со­фии пра­ва, Ге­гель вряд ли был ори­ги­наль­ным: ка­кая пред­шес­т­ву­ющая или сов­ре­мен­ная фи­ло­соф­с­кая кон­цеп­ция пра­ва и нрав­с­т­вен­нос­ти не ве­ла ту же?

И да­же ин­те­рес Ге­ге­ля к со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ким яв­ле­ни­ям - ска­жем, к проб­ле­мам тру­да и соб­с­т­вен­нос­ти - не выг­ля­дит ни чем-то осо­бен­ным, ни но­ва­тор­с­ким, ес­ли учесть уже со­лид­ную тра­ди­цию клас­си­чес­кой по­ли­тэ­ко­но­мии и твер­дое же­ла­ние Ге­ге­ля пос­т­ро­ить мо­дель сис­те­мы, со­ри­ен­ти­ро­ван­ную на со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­кую проб­ле­ма­ти­ку.

Оригинальность, спе­ци­фи­ка йен­с­ких по­ли­ти­ко-эти­чес­ких наб­рос­ков, их роль в раз­ви­тии ге­ге­лев­с­кой мыс­ли, ко­неч­но, свя­за­на с про­ра­бот­кой упо­мя­ну­тых Гё­ле­ром мо­мен­тов, ве­ду­щих в ко­неч­ном сче­те к бо­лее поз­д­ней фи­ло­со­фии го­су­дар­с­т­ва и пра­ва. Од­на­ко де­ло в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ос­лож­ня­ет­ся тем, что итог пу­ти, из­вес­т­ный ин­тер­п­ре­та­то­рам, в Йе­не вов­се не был сколь­ко-ни­будь ясен са­мо­му Ге­ге­лю. Он ведь про­яс­нил­ся пос­ле соз­да­ния ос­но­во­по­ла­га­ющей сис­тем­ной мо­де­ли в. В йен­с­ких же ра­бо­тах весь смысл и сос­то­ял в по­ис­ках фун­да­мен­таль­ной сис­тем­но­го пос­т­ро­ения. С этим и свя­за­на, как мы по­ла­га­ем, их спе­ци­фи­ка. От­сю­да - со­вер­шен­но осо­бая, не­са­мос­то­ятель­ная роль по­ли­ти­чес­ко­го, пра­во­во­го, эти­чес­ко­го ма­те­ри­ала, осо­бое со­от­но­ше­ние по­ли­ти­ки и эти­ки, их под­чи­нен­ность со­ци­аль­но-фи­ло­соф­с­ко­му ра­кур­су ана­ли­за, су­щес­т­вен­но от­лич­но­му от бо­лее поз­д­них сис­тем­ных фи­ло­со­фии пра­ва.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь