Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные подходы к типологии государства.
Для понимания сущности гос-ва важное значение имеет его типология. Необходимость отнесения гос-ва к тому или иному типу связана с исторической многообразностью, с качественными различиями в соц. природе и устройстве гос-ва. По своей сути типология есть научное отражение естественно-исторического процесса развития гос-ва, исторически неизбежной смены одних типов гос-ва другими. Диалектико-материалистическая трактовка типологии гос-ва лежит на марксистском учении о смене общественно-эконом. формаций. И каждой из них соответствует свой исторический тип гос-ва. Так, рабовладельческой формации свойственен рабовладельческий тип гос-ва, феодальной – феодальный и т.д. Некоторыми исследователями выделяется политико-правовая или собственно юридическая типология гос-в. Согласно этому подходу, критерием типологии гос-в явл. «особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоёв населения и способы государственной защиты соц. статуса граждан (гр-н). Понятие «тип гос-ва» многомерно. Исторической тип гос-ва – совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих гос-ва определённой общественно-эконом. формации или этапа развития человеческой цивилизации. Согласно формационному подходу, исторический тип гос-ва и права определяется на основании того, на каком базисе основывается это гос-во, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе го-во рассматривается как классовая организация. Марксистская типология гос-ва выделяет три основных типа эксплуататорского гос-ва: - рабовладельческое - феодальное - буржуазное - (и социалистическое гос-во, которое в ближайшей исторической перспективе должно было перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.) Таким образом, смена одной общественно-эконом. формации другой знаменует собой смену сис-мы производственных отношений – эконом. базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с ней соответствующего типа гос-ва (рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического). Широкое развитие в западной научной литературе получил цивилизационный подход к исследованию человеческого общ-ва и государственности. Суть цивилизационного подхода заключается в том, что за основу классификации гос-в берётся не принадлежность их к той или иной общественно-эконом. формации, а их причастность к той или иной цивилизации. При этом за основу понятия цивилизация берутся не материальные, соц. или иные им подобные элементы, а прежде всего духовные, культурные факторы. Исходя из цивилизационного подхода, может быть предложена следующая типология гос-в: 8.2 - древние гос-ва (древневосточные, древнегреческие, древнеримское); - средневековые гос-ва (западноевропейские, восточноевропейские, азиатские); - современные гос-ва (развитые - социальные, правовые; развивающиеся). Научное проникновение в сущность гос-ва и права, правильное соотношение этих социальных феноменов с соответствующим социально-эконом. строем возможны при сочитании двух рассмотренных подходов к определению типологии гос-ва и права: формационного и цивилизационного. 7.2 - интересы какой части общ-ва полностью или частично игнорирует или ущемляет. В современной науке сложились два основных подхода в определении сущности гос-ва. Первый, марксистский, подход характерен для учёных бывших социалистических стран. Сущность гос-ва рассматривалась ими однозначно с классовых позиций: гос-во – орудие неограниченной власти господствующего класса. Диктатура класса определяет цели, задачи и функции этих гос-в. Второй подход заключается в рассмотрении сущности гос-ва, исходя из общечеловеческих, общесоциальных задач. (Традиционно он был представлен трудами западных правоведов и политологов.) Любое современное демократическое гос-во с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое – по форме. Классовое начало (насилие) и общесоциальное начало (компромисс) сочетаются в сущности гос-ва, характеризуют его во всей полноте. Реально существуют гос-ва, активно сочетающие интересы господствующих элит (кланов, классов) с интересами других слоёв или же всего общ-ва. Соц. назначение гос-ва вытекает из его сущности. Какова сущность гос-ва, таков и хар-р его деятельности, цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Марксистская доктрина основное соц. предназначение гос-ва видит в создании такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя, по словам В.И. Ленина, их столкновение. Западные исследователи в целом ряде своих теорий о гос-ве главную соц. задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных соц. благ для всех членов общ-ва с учётом возможностей каждого. Таким образом, взгляды на соц. назначение гос-ва определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общ-ва. С их изменением меняется и воззрение на соц. назначение гос-ва. 6.2 Представители теории насилия объясняли происхождение гос-ва и права не социально-экономическими причинами, а завоеванием, порабощением одних племён другими. Именно для порабощения создаётся особый аппарат принуждения – гос-во и принимаются законы. Завоевание трактуется как подчинение сильным слабого, т.е. как закон природы. Идеологи теории насилия в своих рассуждениях опираются на известные исторические факты, когда некоторые гос-ва появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманское, венгерское и др.). Однако для возникновения гос-ва необходим определённый уровень эконом. развития общ-ва. Если этот уровень не достигнут, никакие завоевания сами по себе не могут привести в возникновению гос-ва. (Гумплович, Дюринг, Каутский) Форма государства (понятие, основные элементы). Взаимосвязь между типом и формой государства. На протяжении длительного исторического периода, анализируя форму гос-ва, исследователи отождествляли её с формой организации высших органов гос. власти, т.е. с формой правления. В настоящее время утвердилось мнение, согласно которому форма гос-ва структурно состоит из формы правления, формы гос. устройства и политико-правового режима (Органическое единство всех структурных элементов формы гос-ва). Изучить гос-во с точки зрения его формы, значит рассмотреть его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления гос. власти. В самом сжатом виде форма гос-ва – это организация и устройство гос. власти, обусловленные его сущностью и социальным назначением. Форма гос-ва по общему признанию охватывает собой три элемента: форму правления, форму гос. устройства и политико-правовой режим. своеобразие конкретной формы гос-ва любого исторического периода опр. прежде всего степень зрелости общественной и гос жизни, задачами и целями кот оно ставит перед собой. Значит влияние на форму гос-ва оказывают культ уровень народа, его историч традиции, хар-р религиозных воззрений, нац менталитет и др. Специфику формы определяет также хар-р взаимоотношений гос-ва и его орг. с негос. организациями( партиями, профсоюзами…) Конкретизируя и расширяя данное выше определение, следует сказать, что форма гос-ва – это организация и устройство гос. власти, обусловленные сущностью и социальным назначением гос-ва и отражающие историч., эконом., национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общ-ва. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы