Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Наука как часть духовной культурыСтр 1 из 33Следующая ⇒
Что такое наука? Задайте этот вопрос ученому, философу, литератору, инженеру – вы получите самые разные, подчас неожиданные ответы. Попытка дать краткое определение науки может выразить более или менее точно лишь какой-либо один аспект этого сложного понятия, аспект существенный либо в определенный исторический период, либо для определенной категории людей. Наука в современном мире может рассматриваться в различных аспектах: как знаний и деятельность по производству этих знаний, как система подготовки кадров, как непосредственная производительная сила, как часть духовной культуры. Наука как знание и деятельность по производству знаний возникла с начала человеческой культуры и составила часть духовной культуры общества, хотя само по себе слово “наука” (“science”) сравнительно недавнего происхождения. В переводе с латыни “scientia” означает знание. Слово ученый появилось в европейских языках в конце XIX века и означало человека, занимающегося наукой. Профессия ученого становится сравнимой по значимости с такими старейшими профессиями как юрист и служитель церкви только в XX веке. На протяжении всей своей истории человечество вырабатывало различные способы познания, или в более широком смысле постижения бытия. Философское понятие бытия включает в себя природу, общество и человека. Формами постижения бытия являются мифология, религия, искусство, философия, наука. В процессе постижения бытия создается материальная и духовная культура. Материальная культура – это мир созданных материальных ценностей (техника, технология, производственный опыт). Духовная культура, таким образом, выступает как форма постижения бытия, а наука – часть духовной культуры, дающая совокупность объективных знаний о бытие. Познавая бытие, человек создает культуру, культура в свою очередь позволяет познавать бытие, связывая его с человеком (см. рис.1). В соответствии с объектами научных исследований можно выделить естественные науки – науки о природе, и гуманитарные науки – науки о человеке и обществе. В начале своей истории естественные и гуманитарные науки не разделялись. Более того, неразрывными были и формы духовной культуры. Религия, мифология, философия, искусство были взаимосвязаны, а наука и философия разделились лишь в XIX веке. Но постепенно гуманитарные и естественные науки выработали свои принципы и подходы, становясь все более самостоятельными. Дифференциация наук, особенно в сфере естествознания, начинается особенно быстро в Новое время (XVII-XVIII вв.) и продолжается до сих пор. Вместе с тем, можно выделить важнейшие научные направления, определяемые логикой развития естественнонаучных знаний. Это знания о веществе и его строении, о движении и взаимодействии тел (физические науки), знания о химических элементах, их свойствах, превращениях (химические науки), знания о живой материи и жизни (биологические науки), знания о Земле как планете (геологические науки), о Вселенной как целом (космологические науки). Предметом изучения гуманитарных наук является общество и человек. Общественные науки многочисленны, но могут быть сгруппированы по трем направлениям: социологические науки, изучающие общество как целое, экономические науки, отражающие общественное производство и отношения людей в процессе производства, и государственно-правовые науки, предметом изучения которых является государственная структура, политика, отношения в общественных системах. Рис.1.Наука в постижении бытия Науки о человеке и его мышлении составляют отдельное направление научного постижения бытия. Человек рассматривается как объект изучения различными науками, в различных аспектах. Гуманитарные науки рассматривают человека с точки зрения его интересов как высшую ценность мироздания. Мыслительные способности человека изучаются психологией – наукой о человеческом сознании. Формы правильного мышления изучают логика и математика. Математика как наука о количественных отношениях действительности входит и в естественные науки, по отношению к которым математика выступает как методология. Границы между выделенными научными направлениями весьма условны. Это касается и естественных, и гуманитарных наук. На стыке наук появляются новые научные направления, усугубляющие дифференциацию науки. Это объективный процесс, благодаря которому более глубоко познаются важные отдельные проблемы, детали картины мира. Но дифференциация имеет и негативную сторону, понимание которой наступает в наши дни. Необходимость интеграции научных направлений первыми осознали представители естественнонаучных направлений. Интеграция стала необходима для получения новых знаний, недоступных методам, используемых в узких научных направлениях. Стимулирование интегрирующих процессов стало происходить с начала XX века под влиянием технического прогресса, когда создание образцов техники оказалось невозможным без привлечения знаний из смежных областей. В наши дни интеграционные процессы происходят, прежде всего, в фундаментальных направлениях естественных наук. Характерным в этом смысле является слияние проблем мегамира, проблем рождения и устройства Вселенной, и проблем микромира, физики элементарных частиц. Вместе с тем между гуманитарными и естественными науками остается если не пропасть, то во всяком случае, определенная разрозненность. Но их сближение все же обязательно произойдет. Основой для этого сближения должна стать общенаучная идея, формулируемая в наши дни как единство эволюции человека и Вселенной. Эта идея заложена в синергетическом подходе к эволюции. Синергетика – это теория самоорганизации открытых нелинейных диссипативных систем (об этом подробнее сказано в последнем разделе курса). Термин “синергетика” (от греческого “синергетикос” - совместный) ввел в 70-е годы нашего столетия немецкий ученый Г. Хакен для обозначения нового интегрирующего подхода к естественным и гуманитарным знаниям, при котором человеку отводится важное место, но он не царь природы и ее покоритель, а только часть. В синергетическом подходе главная интегрирующая роль отдается, тем не менее, физике, дающей основу научной картины мира. Иногда синергетику называют “новой метафизикой”. Но наука, отметим еще раз, это лишь часть духовной культуры, одна из форм постижения бытия. Вера в чудодейственность науки, в ее способность решить все проблемы человечества, несмотря на великие научные достижения XX века, именно в нашем веке стала угасать. Поубавилось оптимизма в отношении будущности человечества. Как тут не сказать: Мы гордимся нашим веком, Наша жизнь полна чудес, Но на душу населенья Чести, мужества и счастья, Ни убавил, ни прибавил Удивительный прогресс. (А. Дольский) Поэтому сколько бы ни было написано ученых книг, создано просветительских телепередач, проведено научных конференций, видение мира всегда будет нести отпечаток не только научных концепций, но и религии, искусства, философии, то есть всех составляющих культуры. Культура будущего XXI века ждет своей революции преобразований в области познания, морали, утверждения общечеловеческих ценностей, диалога культур Запада и Востока. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 2082; Нарушение авторского права страницы