Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идея власти человека над природой. Р. Декарт
В философии Рене Декарта (1596 – 1650), быть может впервые, четко определена ставшая затем лозунгом мысль о господстве человека над природой: По Декарту сделать людей “господами и хозяевами природы” должно изучение физики, подкрепленное методами математики – “самой совершенной из наук”. Своей задачей Декарт поэтому считал математизацию физики. Декарт родился в местечке Лагэ близ г. Тура (Франция) и принадлежал к незнатному чиновному дворянству. Восьмилетнего Рене отдали в школу в г. Ла-Флеш, находившуюся в ведении монашеского ордена иезуитов. Школы иезуитов были выдающимися учебными заведениями Франции. Иезуиты сделали среднее образование бесплатным и общедоступным. Преподавание носило светский характер, причем на одной парте могли оказаться простолюдин и принц крови. В иезуитских школах учили свободно говорить и писать на латыни, много внимания уделялось философии. Наряду с серьезными предметами в учебную программу входил курс “Эрудиция”, в котором изучалось все понемногу: нравы разных народов, садоводство, мудрые правила жизни, написание эпиграмм и т.д. Но только математика нравилась Декарту. Ввиду слабого здоровья, Декарту было разрешено оставаться допоздна в постели и посещать только послеобеденные занятия. Декарт считал утренние часы, проведенные в постели, самыми плодотворными для размышлений. В школе Р. Декарт пробыл почти 9 лет и в 1613 году отправился в Париж. В первые годы пребывания в Париже он вел довольно свободный образ жизни – кутежи, карты, столичные удовольствия… Игра в карты стала страстью Декарта, и эта страсть все более разгоралась, поскольку он много выигрывал, особенно в играх, зависящих более от расчета, чем от случая. Но вдруг Декарт совершенно удалился от общества, уединился в тихом доме в Сен-Жерменском предместье, занялся математикой. Уединение и упорный труд продолжались два года. Декарт придерживался старинного французского обычая, по которому дворянину не было иного выбора, как между монашеской мантией и шпагой. Декарт выбирает последнее. Франция в то время была раздираема гражданской войной, и, не желая примкнуть ни к одной из политических партий, Декарт поступает на военную службу в Голландию в качестве волонтера армии принца Морица Нассауского. “Хотелось почитать во Вселенной книге мира, увидеть дворы и армии, войти в сношения с людьми разных нравов и положений, собрать разные сведения …” - пищет Декарт. В 1616 г., находясь в голландском городе Бреде, проходя по улице, Декарт увидел афишу, предлагавшую решить математическую задачу. Такое предложение было обычным в просвещенных европейских городах. Вокруг афиши собралась толпа любопытствующих. Афиша была написана по-голландски, а Декарт к тому времени еще не знал этого языка. Он обратился к одному из стоящих в толпе с просьбой перевести задачу на французский или латынь. Старик, к которому обратился Декарт, согласился удовлетворить просьбу, но с условием, чтобы задача была решена. Декарт принял вызов и принес решение на следующий день. Старик оказался известным голландским математиком И. Бекманом. Они подружились. Бекман сумел обострить интерес Декарта к математике и философии. В переписке с Бекманом были сформулированы многие научные и философские идеи Декарта. Девять лет (1617 - 1625) Декарт провел в скитаниях по Европе. К 1619 году относится замечательная запись в дневнике Декарта. Он пишет: “10 ноября 1619 года я начал понимать основания чудесного открытия”. Этим открытием явилась аналитическая геометрия – новый рожденный Декартом раздел математики. Декарт считал, что философское прозрение он получил после посланных свыше вещих снов. Тогда, осенью 1619г., он дал обет сходить на поклонение Лореттской Богоматери. Четыре года спустя Декарт отправился в Лоретто (Италия) выполнить свой обет. Будучи в 1625 году во Флоренции, где жил Галилей, Декарт не захотел познакомиться с ним и ревностно и нелестно отозвался о его трудах. Декарт вообще не терпел, когда хвалили других. Исключение составил Гюйгенс, которому Декарт предсказал, правда, лишь в частном письме, блестящее будущее. В том же году в Париже после возвращения из Ла-Рошели, где он был с королевскими войсками, осадившими крепость, Декарт был приглашен к папскому нунцию.Там собрался весь цвет Парижа. Некто Шанду – алхимик, авантюрист, врач, фальшивомонетчик (за что и был казнен) излагал свою “новую философию”. Все внимательно и с восторгом слушали, а затем стали обсуждать услышанное. Декарт молчал. Когда же кардинал предложил ему высказаться, Декарт попросил присутствующих указать несомненную, по их мнению, истину, а затем последовательно рядом весомых аргументов ниспроверг ее. Затем Декарт попросил указать на несомненную ложь, и рассуждая, доказал ее истину. Заключением Декарта было суждение о том, что философия, основанная на вероятных предположениях, а не на математически доказанных утверждениях, то есть в форме схоластики, не может существовать. Прожив несколько лет в Париже, Декарт продал свои имения во Франции и в 1629 году поселился в Голландии, где прожил 20 лет, но также беспокойно, переезжая с места на место, совершая путешествия по Англии и Норвегии. Во время путешествий Декарт накапливал материал для своих будущих книг. В голландский период написаны главнейшие сочинения Декарта по математике, физике, философии. В 1637 году была издана знаменитая работа Декарта, полное название которой - “Рассуждение о методе как средстве направлять свой разум и отыскивать истину в науках. С приложениями: Диоптрика, Метеоры и Геометрия, которые дают примеры этого метода”. Декарт понимал важность оптики как науки, сделавшей уже значительные успехи. Он, безусловно, знал сочинения Галилея и Кеплера по оптике и пытался развить и превзойти достигнутые ими результаты. Первая глава “Диоптрики” посвящена проблеме физической сущность света. Ничего нового, проясняющего сущность света, Декарту добавить к известным к тому времени представлениям о свете не удалось. Во второй главе Декарт формулирует законы отражения и преломления. Мы уже отмечали, что закон преломления никак не давался многим ученым. С помощью простых геометрических рассуждений Декарту удалось сформулировать его в следующем виде: отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная. Декарт был обвинен Лейбницем и Гюйгенсом в плагиате, поскольку этот закон, открытый экспериментально, излагал в своих лекциях голландский ученый Виллеброд Снеллиус (1591 – 1626), и это было известно Декарту. Но работы Снеллиуса по этому вопросу не были опубликованы, и первенство остается за Декартом. В “Диоптрике” Декарт дал принципиально новое объяснение возникновению цвета. До Декарта свет и цвет считались совершенно не связанными между собой вещами. Декарт же считал, что мы различаем цвета по способам воздействия света на глаза, то есть он связал между собой цвет и свет. С помощью эффекта преломления Декарт объяснил явление радуги, прибегая при этом к серии весьма остроумных опытов, описанных в “Метеорах”. В “Геометрии” Декарт изложил начала аналитической геометрии. Он указал на “метод координат”, пригодный для решения уравнений и построения кривых. Прямоугольная система координат носит, как известно, имя Декарта – “декартовы координаты”. Важнейшим в творчестве Декарта стало его научное сочинение “Начала философии”, опубликованное в 1644 г. В этой работе изложены его философские и физические теории о строении материи, о движении, взгляды на теплоту, свет. Несмотря на ошибочность многих физических представлений Декарта, его исследования оказали существенное влияние на науку. Декарт, следуя Аристотелю, считал невозможным существование пустоты, и наделил пространство “тонкой материей”, находящейся в непрерывном движении. Установив законы движения материи, можно, по мнению Декарта, определить законы чувственного мира. Декартова “тонкая материя” обладает тремя действиями: светом, теплом и тяготением. Это представление впоследствии породило гипотезу о существовании флюидов (теплорода, флогистона, и прочих), которую использовали физики в течение последующих двух веков. Представление о флюидах, будучи ошибочным, тем не менее, сыграло значительную роль в развитии прежде всего оптики, электромагнитной теории, науки об электричестве. В соответствии со своей концепцией познания, Декарт искал общие закономерности, положения, лежащие в основе всех явлений природы. Он сформулировал закон, близкий по смыслу к современному закону сохранения количества движения. Декарт пишет в “Началах философии”: “… способность энергии движения, которую мы наблюдаем в телах, может переходить, или вполне, или частично, от одного к другому, но не может исчезнуть из мира”. Точное определение закона сохранения количества движения было получено после введения понятия массы, не известного тогда Декарту. Он, однако, ввел впервые понятие импульса силы, как произведения приложенной силы на время ее действия. Это понятие сохраняется и в современной физике. В течение всего голландского периода жизни, продолжившегося более двадцати лет, Декарт увлекался анатомией. Он видел или искал в животных чисто механическую организацию. В Амстердаме Декарт частенько посещал мясника, чтобы видеть, как он разделывает туши, приказывал приносить к себе домой отдельные части туш и занимался их изучением. Анатомические исследования привели Декарта к заключению о месте пребывания души в теле. Он полагал, что душа человека располагается в одной из желез головного мозга, в этой же железе образуются все мысли. Он дал объяснение таким предположениям, исходя из принципов симметрии. Декарт как философ, математик, исследователь природы пользовался авторитетом в широких кругах. Знатные особы считали за честь знакомство с ним, возможность учиться у него. Шведская королева Кристина, ценившая Декарта как ученого, пригласила его для работы в Стокгольм. После переписки, уговоров, Кристина прислала за Декартом корабль. В конце 1649 г. Декарт прибыл в Стокгольм. Но через несколько месяцев после приезда он умер от воспаления легких, не дожив до 54 лет. Через тринадцать лет после смерти Декарта его сочинения были запрещены Ватиканом, однако картезианская философия (латинизированное имя Декарта – Картезиус) уже владела умами философов, оказывала влияние даже более сильное, чем при жизни Декарта. Лейбниц писал спустя 46 лет после смерти Декарта: “Картезианская философия есть как бы передняя истины. Трудно проникнуть далее, не пройдя через нее, но останавливающиеся на ней лишают себя истинного понимания глубины вещей”. 2.5.4. Гидростатика и пневматика. Торричелли. Паскаль. Герике. Бойль. Еще в эпоху Возрождения обострился старый спор вокруг Аристотелевой концепции пустоты. Многие физические явления, такие как действие водоподъемных насосов, медицинских банок, пипеток объяснялось сторонниками Аристотеля “боязнью пустоты”, тем, что вакуума не должно быть, поэтому и возникает всасывание, действующее как притяжение. В середине XVII в. значимые с точки зрения становления опытного естествознания эксперименты проводились над “пустотой” и привели к развитию гидростатики и пневматики, открытию газовых законов, измерению атмосферного давления, изобретению и совершенствованию воздушных (вакуумных) насосов. В последние месяцы жизни Галелея его помощником по проведению опытов по механике был Эванджелиста Торричелли (1608-1647). Торричелли родился в небольшом итальянском городке Фаэнца в небогатой семье. Учился и воспитывался в иезуитском колледже. Математические способности Торричелли не остались без внимания, и он был направлен для продолжения образования в Рим к известному математику аббату Кастелли – ученику Галелея. Кастелли сделал Торричелли своим секретарем, затем рекомендовал его Галелею. После смерти Галелея Торричелли был назначен на ставшую вакантной должность придворного математика. Научные интересы Торричелли были сосредоточены в области механики и оптики, но его имя стало бессмертным в связи с опытом по измерению атмосферного давления и образованию “торричеллиевой пустоты”. Опыт со стеклянной трубкой, запаянной с одного конца, наполненной ртутью, а затем опущенной в чашку с ртутью, был проведен в 1644 г. Торричелли пришел к выводу, что сила, удерживающая ртуть, “происходит извне”. Столб ртути, по Торричелли, уравновешивает тяжесть внешнего воздуха. “В такой же трубке, но значительно более длинной, вода поднимается на высоту 18 локтей, то есть во столько раз выше ртути, во сколько раз ртуть тяжелее воды…”. Для доказательства того, что пространство в трубке над ртутью остается пустым, Торричелли впускал в это пространство воду, которая под большим напором врывалась в него и целиком заполняла. Опыт Торричелли положил начало целому ряду исследований по гидростатике и пневматике. Важнейшее значение в этих областях имеет закон, открытый выдающимся французским ученым Блезом Паскалем (1623-1662), закон, носящий его имя. Блез Паскаль родился в Клермон-Ферране в семье юриста. Математические способности Паскаля проявились очень рано. Шестнадцатилетний Паскаль был представлен кардиналу Ришелье как " великий математик". Работы Паскаля в области математики посвящены теории чисел, методам решения задач по вычислению площадей фигур, объемов тел, нахождению центров тяжести, длин кривых. По признанию Лейбница, исследования Паскаля, касающиеся циклоиды, были полезны ему при разработке интегрального и дифференциального исчисления. Паскаль одним из первых начал разработку области математики, ставшую впоследствии теорией вероятностей. В круг проблем, связанных с понятием вероятности, Паскаль вошел, изучая комбинации, возникающие в азартных играх. Сохранилась переписка Паскаля и Ферма на эту тему. Блез Паскаль в начале своей научной карьеры был сторонником “боязни пустоты”. Узнав об опытах Торричелли, повторил эти опыты, используя вместо ртути воду и вино, меняя форму трубок. Свои первые эксперименты Паскаль описал в небольшом сочинении “Новые опыты, касающиеся пустоты” (1647 г.), однако идея существования атмосферного давления Паскалем подвергалась сомнению. Эти исследования привели Паскаля к установлению его знаменитого закона, по которому произведенное внешними силами давление на поверхность жидкости передается жидкости одинаково во всех направлениях. Этот закон был сформулирован Паскалем в сочинении “Трактаты о равновесии жидкостей и о весе массы воздуха”, опубликованном после смерти ученого. Опыты с “пустотой” привели Паскаля к принципам определения превышений по изменениям высоты столба ртути, то, что сегодня называют барометрическим нивелированием. Он придумал опыт, поставленный в 1648 г. на горе Пюи–де–Дом, имеющей высоту 467м. Этот опыт заключался в измерении высоты столба ртути у подножья и на вершине горы. Оказалось, что уровень ртути понижался соответственно высоте. Сам Паскаль не мог проводить опыт по состоянию здоровья. С 1647 г., когда он был разбит параличом, Паскаль передвигался только на костылях. Измерения проводил его зять Перрье и монахи французского монастыря. Опыт затем был проведен в Париже на башне высотой около 50 метров. В память об этом событии в 1856 г. у подножия башни на улице Риволи была установлена статуя Паскаля. С начала 50-х годов Паскаль постепенно отошел от науки и обратился к вопросам нравственного и религиозного свойства. Определенное влияние на это оказало, видимо, слабое здоровье Паскаля. Он стал членом религиозной общины янсенистов, учение которых преследовалось официальной религией. В октябре 1654 г. случилось событие, совершенно удалившее Паскаля от мирской жизни. Паскаль отправился на праздник в Нельи в карете, запряженной четверкой лошадей. Лошади понесли, а карета едва не упала в Сену. Паскаль остался жить только чудом. С тех пор он отказался от честолюбивых планов. Из записок Паскаля выяснилось, что через месяц после этого события ему было видение, он слышал таинственный голос, повелевавший предаться религии. Паскаль надел власяницу и не снимал ее до смерти. Он принял монашество. Паскаль умер в возрасте тридцати девяти лет, будучи к тому времени совершенно больным человеком. Литературные произведения Паскаля религиозно-философского характера “Письма к провинциалу” (1657 г.) и “Мысли” (книга издана после смерти Паскаля) вошли в историю французской литературы и, по мнению критиков, оказали влияние на творчество Ф. Ларошфуко, М. Лафайета и других французских писателей. Стремление экспериментаторов расширить сферу опытов с пустотой привело к изобретению воздушных насосов – инструментов, важнейших для проведения физических исследований. Изобретателем воздушного насоса стал Отто фон Герике (1602-1686). Отто фон Герике родился в Магдебурге и начальное образование получил в местной городской школе, затем учился в нескольких европейских университетах – Лейпцигском, Иенском, Лейденском, изучал право, математику, механику, фортификацию. Путешествовал по Франции и Англии. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) принимал участие как инженер в устройстве укреплений. После освобождения Магдебурга Герике руководил восстановительными инженерными работами. В 1646 году он был избран бургомистром Магдебурга. По воспоминаниям современников, Герике был весьма общителен, в круг его знакомств входили видные ученые того времени, поэтому несколько странным выглядит его утверждение о том, что об опыте Торричелли он узнал лишь в 1654 году. В этом году Герике демонстрирует свой воздушный насос и опыты с ним. Эти опыты впервые описаны в книге иезуита Шотта “Гидропневматическая механика”, вышедшей в 1657 году. Герике не сразу нашел способ выкачивать воздух из сосудов и получать пустоту. Он начал с попыток получить пустоту откачкой жидкостным насосом воды из винной бочки. После ряда неудачных попыток Герике заменил бочки медными сосудами (шарами). При выполнении одного из опытов “…Внезапно ко всеобщему ужасу шар со страшным шумом разлетелся на мелкие куски, так, если бы он был сброшен с высочайшей башни”. После серии опытов Герике был найден способ откачивать воздух из сосуда, изобретен воздушный насос. Опыты с воздушным насосом вызывали изумление. Один из таких опытов, так называемый опыт с “магдебургскими полушариями”, был произведен в 1654 году в Регенсбурге в присутствии императора и князей на заседании Рейхстага. Этот опыт, ставший классическим, заключается в том, что два полушария, когда из полости, ими образованной, выкачан воздух, не могли разъединить 16 лошадей. Если же впустить воздух, то разъединить полушария можно было руками без усилий. Герике, таким образом, дал исчерпывающий ответ на вопрос об атмосферном давлении и рассчитал его величину. “Магдебургские полушария”, с которыми проводился опыт, хранятся в настоящее время в Мюнхенском музее. Другими замечательными опытами Герике с пустотой, производимой воздушным насосом, стали опыт с пузырем (если помести измятый пузырь в пустоту, он раздувается), опыт, подтверждающий невозможность распространения звука в пустоте, опыт по изменению давления (“упругости воздуха”) с высотой (шар, оборудованный краном и наполненный воздухом, поднимался на гору, оказывалось, что при открытии крана воздух выходит из шара) и другие. Воздушный насос Герике был усовершенствован Робертом Бойлем (1627-1691). Насос Бойля имел важные преимущества перед насосом Герике: в откачиваемый объем можно было помещать различные предметы, что значительно расширяло круг возможных экспериментов. Имя Бойля хорошо известно в связи с его знаменитым газовым законом, замечательными исследованиями в области химии и физики. Роберт Бойль родился в Ирландии в Лисморском замке в семье богатого вельможи времен Елизаветы Английской и был младшим, четырнадцатым ребенком в семье. Учился в колледже Итона, 17-летним юношей отправился вместе с братом в Швейцарию, затем в Италию. Изучал сочинения Галилея, итальянских математиков. В 1644 году Бойль вернулся в Англию. События 1649 года (казнен Карл I, уничтожена Палата лордов, Англия объявлена республикой) застали Бойля в его имении в Стальбридже. В 1654 году он переезжает в Оксфорд и основывает там “Незримую коллегию”, построенную по образцу итальянских ученых обществ. Члены Коллегии впоследствии составили ядро Лондонского Королевского общества, основанного в 1662 году. С оксфордским периодом жизни Бойля связаны его замечательные открытия в области химии и физики. В 1668 году он переехал в Лондон и провел здесь оставшуюся часть жизни. Авторитет Р. Бойля в научных кругах был очень велик, но его всегда отличала скромность. Он отказался занять пост президента Лондонского Королевского общества – для Бойля главным были его научные исследования. Опыты Бойля с пустотой описаны им в сочинении “Новые физико-механические опыты” (1660 г.). Бойль показал, что в пустоте не горит свеча, магнит действует через пустоту, нагретая вода в пустоте закипает, свет распространяется в пустоте, трение в пустоте вызывает тепло и другие. Опыты с “торричеллиевой пустотой” привели Бойля к открытию его газового закона. Бойль брал U-образную стеклянную трубку с коротким запаянным концом. В трубку наливалась ртуть. При уменьшении объема воздуха в колене вдвое, разность уровней ртути в обоих коленах оказывалась равной высоте барометрического столба, при уменьшении объема втрое разность удваивалась (рис.6). Бойль исследовал замкнутые объемы воздуха при различных давлениях и пришел к закону, по которому “упругость воздуха находится в обратном отношении к его объему”. Рис.6.Опыт Бойля с U-образной трубкой Настоятель монастыря Св. Мартина Эдм Мариотт (1620-1684) в работе “О природе воздуха” описал опыты, практически совпадающие с опытами Бойля, и пришел к тому же закону, называющемуся в наших учебниках по физике законом Бойля-Мариотта. Бойль был одним из немногих ученых XVII в., которые имели правильное представление о природе тепла, объясняя эту природу движением частиц вещества. В начале 60-х годов Бойль выдвигает идею о химическом “элементе”, отвергая алхимические представления о “стихиях”. При проведении опытов по установлению законов “упругости воздуха” Бойль придумал ставший классическим “барометр с длинной чашкой”. Слово “барометр” также введено Бойлем. Ассистентом Бойля при проведении многих опытов был Роберт Гук, ставший впоследствии выдающимся физиком XVII в. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы