Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наука в странах арабского Востока



Народы, жившие на восточных окраинах Римской империи, противились принятию христианства, которое отождествлялось с враждебным им правительством империи. На этом фоне возник ислам, возвышение которого на арабском Востоке было внезапным и стремительным. Арабский Халифат – арабо-мусульманское государство возник под руководством Мухаммеда – религиозного и политического лидера. Наивысшего развития Халифат достиг в IX в. уже после смерти Мухаммеда. В его состав входили территории Аравийского полуострова, современных Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Пиринеев. Возникшая арабская культура во многом восприняла достижения античного мира. Багдадские халифы покровительствовали наукам: земледелие требовало развития геодезии, математики, военные походы и торговля стимулировали развитие географии, астрономии. На арабский язык были переведены сочинения греческих ученых, в частности Аристотеля, Птолемея, Архимеда. На арабский переводились и персидские, и индийские книги. Арабские ученые в целом восприняли и систематизировали знания античной цивилизации, придав им более рациональный характер. Прежде всего это касается математики и астрономии.

Астрономия всегда занимала видное место в философских построениях. Арабы без изменений приняли теорию Птолемея, основной труд которого они перевели под названием “Альмагест”. Не внеся изменения в теоретические построения Птолемея, арабы существенно обогатили астрономию обширными наблюдениями, самыми точными для того времени. Выдающийся астроном и математик Ал-Батани (около 850-929 гг.) в 910 г. в “Книге по астрономии” уточнил данные Птолемея, произвел вычисления с тригонометрическими функциями. Им составлены таблицы тригонометрических функций, введено понятие “синус” (“sinus”). Начиная с X в. для астрономических наблюдений арабские астрономы использовали секстант, радиус которого составлял 17 м.

Одной из вершин средневековой астрономии являются исследования среднеазиатского ученого и государственного деятеля Улугбека (1394-1449). Его астрономическая обсерватория, построенная в 1429 г., была оборудована уникальными приборами. В своем главном труде “Новые астрономические таблицы” Улугбек изложил теоретические основы астрономии, указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет, отличавшиеся высокой точностью.

Астрономия служила стимулом к развитию математики, оставаясь важной сферой применения математических методов. Операции над числами стали более доступными после восприятия арабами в VIII в. позиционного принципа записи чисел, при котором значение каждой цифры определялось ее местом влево от конца цифрового ряда. Числовое значение увеличивалось в десять раз при перемещении цифры на одно место. Этот принцип появился у индусов в V в., а в Европу он попал под названием арабской цифровой системы в XII в. Слово “сифр” (отсюда – “цифра”) по-арабски означало “нуль”. Существенное развитие у арабов получила алгебра как метод оперирования с неизвестными величинами, и тригонометрия, используемая арабами в астрономии и геодезии.

Крупнейшим математиком арабского Востока был Ал-Хорезми (787-850). Именно благодаря сочинениям Ал-Хорезми в арабском мире распространилась индийская позиционная система записи чисел. Сохранился его трактат “Краткая книга об исчислении Аль-джебры и алмукабалы”.

“Аль-джебр” и “алмукабала” означали две простейшие алгебраические операции при решении уравнений. От термина “аль-джебр” и возникло название раздела математики “алгебра”. Имя Ал-Хорезми в в латинизированной форме “Algorithmus” дало термин “алгоритм”, означавший вначале систему десятичной позиционной арифметики. Позднее этот термин приобрел другой смысл, используемый сегодня.

В математических сочинениях Омара Хайама (1040-1123) расширено понятие числа и на положительные иррациональные числа, изложено решение алгебраических уравнений до третьей степени включительно. Интересно отметить, что еще в прошлом веке исторически знали двух Хайамов: поэта Омара Хайама, автора знаменитых философских четверостиший, и математика Омара Аль-Кайя-ми. Оказалось, что это один и тот же человек. О. Хайам писал стихи на “фарси”, а научные работы – по-арабски. Он обладал необычайной памятью, мог запомнить наизусть целые книги. Хайам возглавлял астрономическую обсерваторию, разработал проект весьма точного календаря, отличавшегося от григорианского.

Отметим, что подобно грекам арабские математики не использовали никаких алгебраических обозначений и все уравнения, математические преобразования записывали словами. Существовала так называемая риторическая алгебра.

Важный шаг арабскими учеными был сделан в развитии опытного естествознания. Крупнейшим естествоиспытателем стал великий хорезмийский ученый-энциклопедист Ал-Бируни (973-ок.1050). Он сконструировал множество экспериментальных приборов, призывал прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путем. Бируни написал около 150 трудов по истории, геодезии, лингвистике, математике. Он допускал возможность движения планет вокруг Солнца, указал на причину лунных фаз.

Бируни занимал должность советника шаха, руководил академией. Вокруг него собрались замечательные ученые, среди которых выделялся Абу Али Ибн Сина (латинизированное имя Авиценна) (около 980-1037 гг.) – ученый, поэт, философ, врач.

Важнейшие достижения были получены арабами в области оптики. Широкое распространение глазных болезней в пустынях и тропиках породило интерес к исследованию человеческого глаза.

Строение глаза было впервые описано Галеном (130-201 гг. н.э.), но в теории зрения Гален придерживался идей Платона. Арабский ученый Ибн Ал-Хайтан (965-1020), известный на Западе как Альхазен, выдающийся астроном, физик и математик, впервые в науке освободил от платоновской связи света со зрением. “Оптика” Ибн Ал-Хайтана явилась наиболее фундаментальным трудом в этой области в средневековье. Этот 7- томный труд включает сведения о формировании зрительного восприятия, о свойствах зрения, в нем рассмотрена теория отражений зеркалами различной формы, теория преломления света. Фундаментальный труд Альхазена, отличающийся новизной, оригинальностью, стройностью построения, появился в Европе в рукописном переводе на латынь в XII в. и был издан лишь в 1572г.

Большой интерес представляют труды арабских алхимиков, содержащие, наряду с фантастическими гипотезами, рациональные выводы и рецепты из области химической технологии, описание свойств ряда химических соединений, примеры их использования, в частности в медицине. Спирт, которые арабские алхимики научились производить, использовался только как антисептик. Среди арабских алхимиков наибольшую известность получили Джабир Ибн-Хаян (около 721-ок.815) (латинизированное имя Гебер) и ар-Рази (865-925). Арабскими алхимиками изобретены и описаны важнейшие для проведения химических экспериментов приспособления и оборудования: мензурки, колбы, тигли, горелки, шпатели и многое другое. И все же, алхимия для арабов была, прежде всего, средством, с помощью которого они пытались отыскать способ изготовления золота и эликсир жизни и молодости.

Большое практическое значение для арабов имела география. Благодаря огромной территории Халифата, арабами заложены основы географических представлений об Азии и Северной Африке. Первой из известных арабских книг по географии является “Книга путей и государств”, написанная в IX в. Ибн Хордаубеком. Книги по географии создавались на основе многолетних путешествий, рассказов купцов, донесений чиновников. Географические познания арабов обобщены в многотомном “Словаре стран”, изданным в 1224г.

Западноевропейская наука

Западная Римская империя была практически разрушена нашествиями варваров. Единство и порядок церкви в значительной степени обеспечивали основу для существования власти на территории империи. Более того, усилия церкви были направлены на обращение в христианство варваров, появлявшихся в пределах империи.

В центры научных знаний превращались монастыри.

В 529 году Бенедикт Нурсийский основал католический монастырь близ Неаполя по образцу христианских монастырей в Малой Азии, Сирии, Египте. Монахи-бенедиктинцы были обязаны заниматься наукой.

При монастырях и церквях, начиная с VI века, существовали школы, обеспечивающие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования, в частности, грамматика, риторика и диалектика составляли так называемый “триувиум” (три пути знания). Отсюда возник термин “тривиальный”. Позднее в школах стали преподавать арифметику, геометрию, астрономию и музыку, составившие “квадриум” (четыре пути познания). Эти семь дисциплин назывались “семью свободными искусствами”. Обучение в школах при монастырях не имело возрастного ценза: дети и взрослые учились вместе, по единой программе.

Преподававшие в монастырских школах ученые монахи достигали порой значительных результатов во всех областях научных знаний. ВVI – VII веках их сочинения носили обобщающий, компилятивный характер. Начиная с X века, появляются сочинения практической направленности. К числу таких сочинений можно отнести “Записки о различных ремеслах” монаха Теофила (X в), где описаны практически все области технической деятельности того времени.

Монастырские школы стали со временем расширять сферы своей деятельности. К преподаванию в них стали привлекаться ученые-иностранцы. В первой половине XI века из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения. Слово “университет” означает совокупность, общность (лат. universitas – совокупность). Любопытно, что слово “декан” (лат. decanum), означающее “старший над десятью монахами в монастыре”, прямо указывает на происхождение университетов от монастырских школ.

Образцом для организации университетов стал Болонский университет, созданный в 1119 году. В1150 году был основан Парижский университет. Вышедшая в 1167 году из Парижского университета группа студентов обосновалась в Оксфордской монастырской школе, основав затем Оксфордский университет. Выпускники Оксфорда составили ядро Кембриджского университета (1209 г.). Таким образом, Парижский университет стал родоначальником двух английских университетов. Преподавание в университетах велось на латыни.

В XII веке появились и государственные университеты в Испании, Португалии, Польше, Чехии, находившиеся на содержании королевства.

Прием в средневековые университеты был практически не ограничен. Главным видом занятий являлись лекции и дискуссии. Как правило в средневековых университетах организовывалось три факультета: богословский, юридический и медицинский. Если был четвертый – “артистический” факультет (это название по смыслу близко современному “гуманитарный”), то он выполнял роль школы, в которой изучались “семь свободных искусств”.

Начиная с XII – XIII вв. западноевропейская наука обогатилась значительным числом переводов с арабского и греческого на латынь. Наряду с сочинениями Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда, Птолемея, стали доступными и сочинения арабских ученых. Начинают развиваться естественные науки, математика. Выдающийся вклад в развитие математики внес Леонардо Пизанский (Фабоначчи) (1180-1240), написавший обобщающий математический трактат “Книгу абака”, которая на долгие годы стала классическим образцом изложения математики с использованием арабской алгебры и индийского исчисления. Его книга “Практическая геометрия” обобщала данные планиметрии и стереометрии. В “Книге о квадратах” изложены методы решения неопределенных квадратных уравнений.

Широкое распространение в Европе получил трактат Вителлия (ок 1225 – ок. 1281 гг.) “Перспектива”, в котором изложены открытия в области оптики, в частности дано объяснение возникновения радуги преломлением на каплях воды.

Знаменитый францисканский монах Роджер Бэкон (1214 – 1292) большое значение придавал эксперименту в естествознании. Его работа “Об опытной работе” в значительной части посвящена проблемам эксперимента в физике и оптике. Бэкон считал скорость света конечной и высказал в догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой гипотезе.

Глубиной разработки вопросов математики, физики, механики отличаются труды английского математика из Оксфорда Томаса Брадвердина (1290 – 1349). Важнейшей в его работах является постановка вопроса о дискретных и непрерывных величинах. В трактате “О пропорциях” Томас Брадвердин сделал первую попытку систематизировать научные идеи на математической основе.

В Парижском университете глубоко изучались проблемы движения. Большой вклад в развитие идей в этом направлении внесли ученые университета Жан Буридан (1297 – 1357), Альберт Саксонский (1316 – 1390), Никола Орем (ок. 1323 – 1382).

Так же, как и в других странах, в Западной Европе трудились алхимики, основные усилия которых были направлены на отыскание “философского камня”, способного превращать неблагородные металлы в золото. С неизменным рвением алхимики искали и “эликсир молодости” (от арабского “аль-иксир” – сухое вещество, превращавшее металлы в золото). Подобные попытки давали, тем не мение, реальные практические результаты, в основном касающиеся проведения химических реакций с кислотами, щелочами, солями. В XII веке европейские алхимики получили путем перегонки винный спирт, используемый ими как химический реактив, горючее вещество, растворитель.

Бурно развивающиеся с начала XII века дипломатия и торговля способствовали накоплению географических знаний. Первым западноевропейским справочником-путеводителем, содержавшим различные сведения об азиатских странах, была книга венецианского путешественника Марко Поло ( ок. 1254 – 1324). Марко Поло в течение четырех лет (1271 – 1275) совершил путешествие на Дальний Восток, достиг Пекина, острова Суматра. В своей “Книге о разнообразии мира” он описал виденные им страны, дворы великого хана монголов и китайского императора, города, быт, нравы народов далеких стран. Книга Марко Поло послужила развитию геодезии и картографии.

С конца XIII века начинаются попытки достичь Индии через Атлантический океан, то есть следуя на Запад.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь