Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема «Православная нравственность.



 

В 5 классе на изучение данной темы отведено 4 часа. Приступая к разработке указанных в тематическом плане уроков, учитель вспоминает с детьми ранее изученную историю Моисеевых Заповедей из Ветхого Завета. Дети должны вспомнить, что такое 10 скрижалей и ту ситуацию, при которой они были даны Богом Моисею. Очень важно донести до ребят факт смуты людей, их момент идолопоклонства «золотому тельцу», падение их нравственности. Именно в такой момент Господь дает людям духовно-нравственный Закон – 10 Заповедей, по которым человечество живет и по сей день. Подчеркивается, что по Заповедям люди строят законодательства, формируют законы, правила общежития, свои моральные кодексы.

Раскрытие содержания каждой Божией Заповеди должно идти в форме хорошо организованной беседы, в которой сами Заповеди иллюстрируются примерами, понятными жизненному опыту пятиклассника. Дети должны быть в этой беседе активными участниками. Уместно показать примеры – иллюстрации Заповедей из сферы культуры (исторические примеры, картины, видео- и кинофильмы, мультипликационные фильмы, музыка, детская литература).

Важным моментом является введение в мировоззренческие ценности детей двух Заповедей Иисуса Христа: «Да любите друг друга», «Возлюби ближнего своего как самого себя», «Возлюби врага своего». Необходимо подчеркнуть, что они не только не противоречат Моисеевым Заповедям, а являются логическим продолжением темы любви и добра, которую мы просматриваем в 10 Заповедях. В христианстве (и в Православии, в частности) 10 Божиих Заповедей и Заповеди Иисуса Христа – внутренне прочувствованная и осознанная человеком мораль, по которой он добровольно живет. Надо обязательно объяснить, что нашим ближним является каждый человек, даже враг. А любить каждого человека — это значит желать ему добра, и это добро делать для него.

Понимание Ветхозаветных и Евангельских законов должно быть осмыслено детьми. Если 10 Божиих Заповедей – это свод понятий «нельзя» для человека, то Заповеди Иисуса Христа – это переход к внутреннему убеждению жизни, не противоречащей данным «нельзя» и отвечающей нормам безграничной любви к каждому человеку, как к своему брату.

Работа по книге протопопа Сильвестра «Домострой» тоже должна идти на интересной для ребят основе. Образ жизни русской православной семьи, отраженный в «Домострое» традиционно считается нормой жизни семьи в нашей культуре. Важно сопоставить эти нормы с нормами современной семьи. Это может быть в форме рассказов детей, диалога 2учитель-класс» или дискуссии.

Литература:

1. Прот. Владислав Свешников. Очерки Христианской этики. – М.: Паломникъ, 2001. – 622 с.

2. Добротолюбие. Избранное: Сборник поучений святых отцов. – СПб: Сатисъ. Держава, 2002. – 383 с.

3. Наш православный дом. – М.: Даниловский благовестник, 2001. – 320 с.

4. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония. По творениям Святителя Тихона Задонского. – М., 2000.

5. Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении святителя Тихона Задонского. – М.: Пересвет, 2004. – 47 с.

6. Св. Феофан Затворник. Основы православной педагогики.–М., 2002.–46 с.

7. Огородников Ю.А. Литература как искусство. – М., 1998. – 106 с..

Тема «Православные святые».

 

На эту тему отводится 3 часа. Надо заметить, что разбивка материала по урокам в этой теме достаточно условна, поскольку материала много, и учитель сам может сделать деление на три части того, что у него подобрано по теме. Особенно данная рекомендация относится к теме урока 2. Вероятно, часть темы этого урока будет дана в уроке 1, а часть - в уроке 3.

В первую очередь необходимо объяснить, кто такие СВЯТЫЕ. Далее можно перечислить существующие типы святых: пророки, праведники, евангелисты, апостолы, преподобные, мученики, юродивые Христа ради и т.д. Очень важно раскрыть за что и почему их прославляют, откуда пошло выражение «Святая Русь». Нужно отметить, что об их жизни и подвигах рассказывает жанр духовной литературы — «Жития святых».

Учитель сам решает о каких святых, наиболее почитаемых на Руси и во Владимирском крае он будет говорить с ребятами. Особое место в его рассказе отводится жизненному подвигу новомучеников родного края. Именно эта тема может быть благодатной основой гражданско-патриотического воспитания.

Литература:

1. Жития святых Православия.

 

Класс.

Тема «Православные ценности жизни».

Во 6 классе, продолжая тему «Нравственная культура Православия», учитель выводит учеников на понятие «добродетель». Если это возможно по времени, отведенному в данной теме, можно рассмотреть все христианские добродетели. Однако, основные – Вера, Надежда, Любовь – должны быть объяснены на примерах, знакомых детям из литературы, истории, искусства, их жизни. Желательно начать изучение темы с повторения тех этических ценностей, на которых дети останавливались в 5 классе. Думается, что примеры из видео- и киноряда помогут учителю организовать преподнесение материала. Однако, не надо забывать, что святоотеческое наследие дает учителю богатейший материал по данной тематике. Положительное в личности должно быть рассмотрено учителем и с позиции поведения человека, выходящего на чистоту своего внутреннего мира в общении с другими людьми. Этот «другой» становится ему таким же близким и родным, как он сам. И это является основной ценностью в общении. Учитель, зная состав детей класса, сам должен выбрать необходимые примеры негативного содержания развития личности, сконцентрировав при этом самые яркие формы и методы работы на формировании мировоззрения, отвергающего данные пороки.

Литература:

1. Русский мир: геополитические заметки по русской истории: Сборник. – М.: Изд-во Эксмо; СПб: Terra Fantastica, 2003. – 864 с.

2. Прот. Владислав Свешников. Очерки Христианской этики. – М.: Паломникъ, 2001. – 622 с.

3. Добротолюбие. Избранное: Сборник поучений святых отцов. – СПб: Сатисъ. Держава, 2002. – 383 с.

4. Домострой. – Омско-Тарское Епархиальное Управление, 2000. – 95 с.

5. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония. По творениям Святителя Тихона Задонского. – М., 2000.

6. Жития святых Православия.

 

Тема «Церковь и Отечество».

В этой теме важно раскрыть вненациональный характер православного понимания патриотизма. И вместе с тем, нужно показать глубокую взаимосвязь Церкви и государства в истории России, неразделимую общность решавшихся этими социальными институтами задач, возникавших на разных исторических этапах.

Необходимо обратить особое внимание на ключевое понятие этой темы — «ПАТРИОТИЗМ». Следует осмыслить его с разных позиций: религиозных, политических, сугубо бытовых и т. д. Затем в качестве вывода сформулировать подход к проблеме патриотизма в православной культуре.

В 6 классе у ребенка достаточно знаний по истории Отечества и Владимирской земли, чтобы найти нужные примеры из жизни наших славных предков как иллюстрацию истинной гражданственности и непоказного патриотизма. Можно показать кино- и видеоматериалы, посетить музей, встретиться с историками, краеведами и интересными людьми своей местности, чтобы как можно полнее раскрыть тему.

Литература:

1. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. — М., 1994.

 

Тема «Слово в Православии».

 

Слово — великая таинственная сила, и сила эта, как все великое, зреет в молчании.

К.П.Победоносцев

Раскрывая содержание данной темы программы, учителю в первую очередь необходимо особое внимание уделить молитве как сакральной форме общения человека с Богом, объяснить, что слово в Православии— это дар Божий. При этом важно помнить, что славянская азбука была создана святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием для приобщения славян к христианской культуре.

В своем рассказе учитель обязательно обратит внимание на то, кем были написаны молитвы, где и когда православный христианин прибегал к их помощи («Отче наш…», «Богородице Дево, радуйся…» и др.).

Другая задача учителя – в том, чтобы раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, который использовали в своем творчестве многие русские писатели и поэты, в частности –

А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонотов (можно дать иллюстрации из их духовной поэзии).

Таким образом, в результате ученик 6 класса должен «иметь»:

представление о молитве как особой (сакральной) форме разговора, беседы человека с Богом и как особом (культурологическом) жанре русской литературы. При этом ему желательно «уметь» различать молитвы общественные, церковные и молитвы литературные.

 

Литература:

1. Православие: Полная энциклопедия / Сост. Л.С. Гурьянова. - М.: Изд-во ЭКСМО;

СПб: Сова, 2003.

  1. Молитвослов. Любое издание.

 

Тема «Первые православные школы».

 

Эта тема изучается также во 6 классе и на нее отводится 2 часа.

В своем рассказе о первых православных школах Древней Руси учителю необходимо раскрыть суть христианского воспитания и образования в них, которое заключалось:

1. в приобретении нравственной духовной силы для спасения души;

2. в посвящении себя на служение Богу;

3. в молитвенном заступничестве за мир;

4. в помощи нуждам ближним;

5. как конечная цель – в достижении высшего нравственного совершенства.

Могущественным средством для достижения этих целей в Древней Руси стало монашество (иночество). Основной формой иноческой жизни явилась община, в которую собирались подвижники. Они трудились каждый по своей силе и способностям, на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку, так называемому уставу. Такие общины назывались монастырями. Именно при них появились первые православные школы на Руси.

Простые же люди основную школу проходили у домашнего очага. Семейное воспитание, естественно, было нацелено на изучение житейских правил, а не на приобретение научных знаний. В древнерусском домашнем воспитании кодекс сведений, чувств, навыков, необходимых для усвоения этих правил, составлял науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианину.

Главная мысль рассказа учителя проста: монастырское воспитание и воспитание у домашнего очага носило духовно-нравственный, этический характер.

В результате ученик должен «иметь» первичное представление о первых православных школах на Руси и одновременно должен «уметь» видеть отличие современной светской школы от первых православных школ.

Литература:

  1. Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия. - М., Христианская литература.
  2. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. В 2-х частях. Репринтное

воспроизведение издания 1846 года. - М.: «Книга»; СПб.: «Внешиберика», 1990.

3. Быль монастырская. Альманах «Памятники Отечества», №№26, 27, 1992.

4. Чернов И.Г. Страницы прошлого(Из истории дореволюционной школы Владимирской губернии).-Владимир, 1970.-224 с.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь