Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема «Православие и другие религии»



 

Ключевым понятием в ней служит само понятие «ПРАВОСЛАВИЕ». Главная задача изучения данной темы — формулировка основных отличительных признаков Православия на примере пройденных ранее тем: роль в развитии русской культуры, отношение к проблеме патриотизма и служения Отечеству. Этические ценности вероучения, характер отмечаемых праздников и их роль в духовно-нравственных традициях России.

Охарактеризовываются основные мировые религии (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и т.д.), аспекты христианства (православие, католицизм, протестантство), наличие в современном мире сектантских и баптистских течений негативного плана и их опасность. Однако, нужно помнить, что этот курс преподается подросткам. И поэтому необходимо правильно выбрать способ изложения материала. Разумным здесь видится подход к раскрытию темы с помощью принципов и методов искусства. Акцент делается на нравственную роль религий в поиске человеком идеала.

Литература:

1. Булгаков С.В. Православие. Праздники и посты. — М., 1994.

2. Кураев А., диакон. Оккультизм в православии. — М., 1998.

3. Кураев А., диакон. Школьное богословие. — М., 1997.

4. Мень А., История религий. — М., 1991.

5. История мировых религий. – М.: МГУ, 2004.

6. Зубов А. История религий. – М., 1995.

Тема «Иконопись в православии».

Раскрытие темы не требует изложения технологии изготовления или глубокого искусствоведческого анализа этого явления православной культуры. Необходимо помнить, что русское слово «икона» имеет греческое происхождение и дословно обозначает «изображение», « образ », тем более, что так называют изображение Бога, Божьей Матери, ангелов и святых угодников. Первым образом считается «Спас Нерукотворный», который, по Библейской истории, Спаситель дал людям, умыв лицо и отерев его полотенцем, когда его лик чудесным образом отразился на ткани. Этот образ был передан больному князю Авгарю, который произнес перед ним молитву и исцелился. Первые иконы Девы Марии с младенцем Христом написал евангелист Лука еще при жизни Богородицы, которая увидев их, произнесла: «…благодать моя с сими иконами да будет».

Особенно широкое развитие иконопись получила в Византии. Там сложился и традиционный иконографический канон, задававший схемы и основные детали изображения. Из Византии техника попала в Древнюю Русь с принятием христианства. Здесь иконопись стала постепенно развиваться в каждом крупном центре, складывались живописные школы с неповторимыми художественными традициями.

В первой половине XII столетия из Константинополя в Киев была привезена на Русь икона, которая получила имя «Богоматерь Владимирская», так как перенесена была Андреем Боголюбским во Владимир, где в ее честь был заложен величественный Успенский собор. Не раз чудесным образом она спасала Русь и Москву от вражеских нашествий. А тот тип изображения Богородицы, где она нежно прижимает к себе младенца Христа, стал называться «Умиление», поскольку в Византии сложился и другой тип иконографии Богородицы, известный как «Елеус» (греч. милующая, умиление). Он стал известен под именем «Богоматери Владимирской», знаменитой чудотворной иконы, заступницы и защитницы Владимиро-Суздальского княжества.

Много создавалось житийных икон Богоматери, рассказывающих о событиях ее жизни (Покров Пресвятой Богородицы, Успение Божией Матери…).

Рассказать об иконостасе сложно, если дети не видят его. Хорошо этот урок провести в храме, обязательно объяснив назначение иконостаса, иерархическую последовательность святых чинов, изображенных на нем. Это поможет сделать преподаватель-искусствовед или представитель краеведческого музея, специализирующийся на истории иконописи.

Литература:

1. Древнерусская икона. Альбом для юношества./ Ред. Д.Ильин — М.: Кедр, 1993. — 43с.

2. Такташова Л.Е. Русская икона. — Владимир: Областной институт усовершенствования учителей, 1993.— 128с.

3. Яковлева Н.А. Русская икона. Детская энциклопедия. — М.: Белый город, 2002. — 64с.

  1. История иконописи. – М.: Арт – БМБ, 2002. -287с.

Тема «Духовная музыка в Православии».

По Библейской легенде, изгнанным из рая людям вместо ангельского пения, которое они слышали в раю, Богом в утешение была дана музыка.

Необходимо рассказать происхождение и раскрыть назначение духовной музыки. История русского церковного пения может быть представлена подтемами:

Ø греческие истоки русского церковного пения;

Ø формирование русской школы церковного пения;

Ø крюковое письмо;

Ø переход на нотное письмо;

Ø состав церковного хора.

Данная тематика может быть раскрыта учителем музыки на интегрированном уроке.

Необходимо знакомство с гласами, тропарями и молитвами (чтение, слушание и пропевание их). Поэтому вместе с учителем музыки необходимо спланировать занятия по теме.

Духовная музыка русских композиторов-классиков Д.С.Бортнянского, П.И.Чайковского, С.Рахманинова, Д.Б.Кабалевского, как авторов литургий, должна звучать на занятиях, прослушиваться в храме, или хотя бы на концерте. Слушание гласов № 1, 4, фрагментов «Всенощной» С.Рахманинова и «Утренней молитвы» П.И.Чайковского представляет, на наш взгляд, особую значимость.

Литература:

1. Кошмина И.В. Путешествие в мир музыки. – М.: Олмо-Пресс, 2001.

2. Кошмина И.В. Музыкальная азбука (для семейного чтения).—М.: Эксмо, 2000.

3. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. – М.: Владос, 2001.

4. Мень А., прот. Православное богослужение. Таинство. Слово и образ. – М., 1993.

5. Олсуфьев Ю. граф. Заметка о церковном пении и иконописи как видах церковного искусства в связи с учением церкви.// Московский журнал., 1992, № 3.

6. Романов Л. Музыкальное искусство и православие. – Л., 1989.

7. Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. – М., 1971.

8. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству. – М., 1996.

 

Классы.

 

Тема «Древнерусский язык».

Учитывая уровень лингвистической подготовки девятиклассников, учитель не должен стремиться объять необъятное в раскрытии содержания данной темы программы. Его основная цель – познакомить учеников с отдельными языковыми явлениями Древней Руси: использованием титлов (на письме) и звательного падежа (как в устной, так и в письменной форме).

Надписи с использованием титлов на иконах, хорошо знакомые им тексты православных молитв – вполне доступный и великолепный иллюстративный материал для рассказа учителя.

Целесообразно дать возможность ученикам потренироваться в написании наиболее распространенных слов с титлами, в графическом изображении и произнесении церковно-славянских цифр и в образовании форм слов в звательном падеже.

В результате ученик должен «иметь» представление о титлах, звательном падеже в древнерусском языке, о графике и произнесении церковно-славянских цифр. При этом он должен «уметь» читать и писать наиболее распространенные слова с титлами, определять слова, употребленные в звательном падеже и правильно графически изображать и произносить церковно-славянские цифры.

 

Литература:

  1. Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь./ Грамматика древне-русского языка для детей. - М.: Молодая Гвардия; Роман-газета, 1994.

 

  1. Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь./ Грамматика древне-русского языка для детей. - М.: Молодая Гвардия; Роман-газета, 1994.
  2. Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. Разгадка логико-математической системы славянской азбуки.— Владимир, 1991
  3. Церковно-славянская азбука. — Изд-во «Церковь»: Издание Старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси, 2000.

 

 

Тема «Святоотеческая литература».

 

После молитвы жанр «жития» в древнерусской религиозной словесности занимает одно из ведущих положений. Познакомить учеников с особенностями этого жанра (кем? когда? они создавались) и их отличительными признаками – основная цель учителя в раскрытии содержания данного раздела программы.

Особое внимание стоит уделить словарной работе: целесообразно сконцентрировать внимание учеников на таких понятиях, как «лик», «святой», «святость» и др.

Нет необходимости говорить об огромном воспитательном моменте комментированного чтения жития святых.

В результате ученик должен «иметь» представление о «житии» как жанре древнерусской религиозной словесности и его отличительных признаках и «уметь» правильно его определять.

Литература:

  1. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. Учебное пособие.- М.: МИРОС, 1993.

2. Давыдова Н.В. Путь на Маковец: «Читаем «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Епифания Премудрого». Учебное пособие.- М.: МИРОС, 1994.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь