Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Курса «Основы православной культуры»Стр 1 из 6Следующая ⇒
ПРОГРАММА
«Основы православной культуры» ( для 5 – 9 классов общеобразовательной школы)
Владимир 2005
Под общей редакцией Ионовой Т.А.
Содержание
1. Слово к учителю ……………………………………………………………………..4 2. Пояснительная записка………………………………………………………………7 3. Структура и особенности содержания программы ………………………………..10 4. Программа курса «Основы православной культуры»……………………………..14 5. Содержание образования курса «Основы православной культуры»……………..16 6. Материалы к основным темам программы…………………………………………27 7. Библиография…………………………………………………………………………60
Глубокий и системный кризис человечества, вызванный дисбалансом материальной и духовной сущностей культуры, обострил особую значимость проблем духовной ориентации личности, поиска смысла жизни и назначения человека. Реформы российского общества, в частности – реформы школы, привели, к сожалению, не к стабилизации мировоззренческой основы личности, а к ее отсутствию как таковой. Многое тревожит людей в России – в стране, культура которой вошла в мировую сокровищницу именно по своей духовно-нравственной доминанте. Педагоги, философы, общественные деятели, отечественные ученые, авторы настоящей программы отчетливо понимают тот факт, что без создания национально-ориентированной системы образования, возвращающей личность к своим культурным традициям, невозможно подготовить растущее поколение к восприятию сложнейшей кризисной ситуации общества. Автоматизация, компьютеризация, глобализация, активность средств массовой информации (особенно ТВ) насыщают несовершеннолетнего ребенка «мировоззренческим» материалом, который и взрослому человеку не по силам освоить без хорошей духовно-нравственной основы. Академик В.Д. Шадриков отмечает, что «школа не должна быть национально аранжирована общечеловеческими ценностями. Ребенок в школе должен жить родной культурой и быть в родной культуре, а другие культуры он должен знать». Знание родной русской культуры необходимо каждому школьнику российской школы. Как отмечал И.А.Ильин, человек должен научиться воспринимать Родину «сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие …» Только на этой почве открывается человеку огромное явление мировой культуры. Неоспоримо, что православная культура оказала определяющее воздействие на формирование и характер русской культуры, российскую национально-культурную идентичность, специфику культуры России в мировом культурно-историческом пространстве в период всего тысячелетнего периода ее существования. Приняв Крещение, Русь уничтожила языческие капища, радикально изменила семейные традиции. Православие стало для наших предков душой, семьей, общиной, домом. Появилась новая архитектура, устремленная в небесную высь, лики-образа, поразившие славян своими удивительными глазами. Особенно русским был близок образ Богоматери, считавшейся покровительницей Руси; ее очи полны любви, нежности к своему младенцу и боли, она знает его предназначение, но ни минуты не сомневаясь в божественной воле, смиренно идет с ним в мир. Так и русская женщина знала предназначение своих сыновей, часто отдававших жизни за свое Отечество. Православная культура — это и богатый церковно-славянский язык. Это единственный в мире язык, на котором от дня его создания и по сей день написаны лишь душеполезные книги. Каждое слово его — это сумма смыслов. Мысль, выраженная с помощью его коротка, но очень емка по содержанию. Этот язык не допускал словоблудия. Вместе с азбукой-кириллицей пришло обучение грамоте, чему способствовали церковные школы. Необыкновенным звучанием отличается духовное хоровое пение, манера звукоизвлечения которого строга, прикрыта (пение «в купол»). Изначально в исполнении участвовали только мужчины и мальчики. Вот с этим богатством Православной русской культуры, ставшей благодатной питательной почвой лучших представителей России, и знакомит детей курс «Основы православной культуры». Спецификой курса является его региональный компонент по истории и культуре Владимирской земли и той «малой Родины» ребенка, где он родился и живет. В настоящем курсе за основу взято обращение к отечественным православным традициям духовно-нравственного воспитания детей. Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести духовно-нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм человека на нашей земле, и который теперь может стать отправной точкой в деле воспитания молодежи. Десятилетний опыт апробации идей настоящей программы показывает, что интерес к изучению православной культурной традиции есть у детей (и их родителей) различных национальностей и вероисповеданий (чем характеризуется состав нашей российской общеобразовательной школы). Непонимания важности изучения культуры земли, на которой твой дом, не встречалось. Авторы программы рассчитывают на разумный и добросовестный подход в осуществлении преподавания этого сложного и нужного курса.
Содержание современного российского образования и сама система государственного, муниципального и негосударственного образования должны быть тождественны культурной традиции России и являться механизмом созидания и продолжения этой традиции. Содержание учебного материала данного курса способствует: Ø воспитанию у учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений уважения к Православной системообразующей компоненте русской культуры, как к традиционной в многонациональной и многоконфессиональной России и на Владимирской земле; Ø знанию норм поведения в обществе, основанных на системе православных культурных ценностей; Ø пониманию категории ценностей православной культуры и ее исторического аспекта, в частности; Ø воспитанию уважения к носителям иных культурных и религиозных традиций России. Ребенок вне зависимости от своей национальной или конфессиональной принадлежности, мировоззренческой ориентации имеет право быть причастным к культурно-социальному пространству России и своего края. Многонациональность и многоконфессиональность отразились в русской культуре, и это является таким же неоспоримым фактом как то, что Россия – традиционно православная страна. При изложении материала во время занятий необходимо учитывать возрастные особенности детей и преподавать материал не сухим изложением фактов, а художественно-ориентированно организуя учебный процесс, то есть строя урок по принципам искусства с помощью метода художественно-педагогической драматургии, способствуя формированию творчества учащихся и сотворчества учителя и обучаемых. Общее для всех искусств — наличие композиции и образа, единство формы и содержания. Принципы искусства: целостность, образность, ассоциативность, эмоциональность, художественное обобщение, проживание (события, вживание в образ) — играют особенную роль. Образность обеспечит преподнесение содержания в художественных формах, погружение в него и проживание. Ассоциативность выразится в поиске учителем художественных форм, соответствующих содержанию педагогической деятельности. Эмоциональность будет обеспечиваться за счет периодического погружения в искусство и художественную деятельность (часто коллективную). Все это должно использоваться при единстве образа-идеи и образа-личности — личности учителя, личности учащегося, при обязательном соблюдении в композиционной основе единства формы и содержания. Главная цель деятельности педагога на уроке, по мнению автора предмета «Мировая художественная культура» и метода художественно-педагогической драматургии Л.М.Предтеченской — «Взволновав, заставить задуматься». Не трудно догадаться, что это актуально в преподавании любой дисциплины, а особенно предлагаемого курса. Ведь если у ребенка какое-то событие не вызвало эмоционального отклика, то он о нем забывает очень быстро. Поэтому авторы настоятельно рекомендуют на занятиях обучение и воспитание учащихся осуществлять, не пренебрегая принципами и средствами искусства, сочетая педагогическую и художественную деятельность, которые объединяет следующее: отражение действительности, наличие идеи, темы и оценки, выбор средств выразительности, использование опыта предыдущих поколений. При этом и та, и другая деятельности: Ø интегрируют в себе конструктивный, воспитательный и коммуникативный аспекты; Ø носят нравственный и эстетический характер; Ø предусматривают наличие реципиента и его подготовленность к сотворчеству, эмоциональность воздействия и отзывчивость; Ø формируют систему ценностей и оценку, базируясь на системе ценностей того, кто ее осуществляет и при этом его индивидуально-личностное начало выдвигается на передний план. Важно иметь в ввиду, что специфика и ценность искусства не только в отражении действительности в ее эстетическом своеобразии, но и в эстетическом воздействии на людей с целью формирования направленного эстетически-нравственного мироотношения человека и общества. Результат художественной деятельности есть создание эстетических, нравственных, духовных ценностей и освоение особого их вида - ценностей художественных. Преподавание курса не оставит в стороне ни педагогический коллектив, ни родителей, так как потребует новых форм интеграции различных видов учебно-воспитательной деятельности.
Программа отражает, прежде всего, содержательные линии, определенные Письмом Министерства образования органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.02 № 14 – 52 – 876 ин/16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»: 1. Православная христианская картина мира. 2. История православной религии и культуры. 3. Православная культура и религии мира. 4. Православие в истории и культуре родного края. 5. Письменная культура Православия. 6. Православный образ жизни 7. Нравственная культура Православия. 8. Художественная культура Православия. 9. Православие – традиционная религия русского народа. Изучение курса построено по концентрическому принципу. В соответствии с возрастными особенностями учащихся изложение учебного материала основывается на классическом принципе дидактики: «от простого к сложному». В программе четко просматривается пропедевтический принцип ее построения: повторяющаяся тематика возрастает по степени ее сложности преподнесения со ступени на ступень и отвечает возрастным особенностям ребенка, воспринимающего ее. Цикличность процесса должна учитываться педагогом. Предлагаемая тематика рассчитана на преподавание курса в 5 – 8 классах общеобразовательной школы. В соответствии с сеткой часов регионального компонента базисного учебного плана Владимирской области, утвержденного Постановлением Законодательного собрания области, в 5-6 классах общеобразовательной школы это составляет 1 час в неделю, в 7-8 классах – по 0, 5 часа. Каждому году обучения соответствует своя тематика и подбор материала. В рамках курса изучаются культурные традиции родного края. Программа разработана на основе принципов: · доступности, · последовательности, · связи уровня знаний с уровнем духовно-нравственного развития школьников, · культуро- и природосообразности. Программа состоит из слова к учителю, пояснительной записки, структуры и особенностей содержания программы, собственно программы курса, методических материалов к основным темам курса, списка источников, учебных пособий и литературы. Предметом изучения данного курса является православная культура. Православная культура - совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной христианской религии. Цель курса — духовно-нравственное воспитание учащихся на основе русской православной культурной традиции и формирование целостного мировоззрения учащихся и картины мира, адекватной современному уровню знаний и духовным ценностям русской культуры. Задачи курса: 1. показать духовные истоки православной культуры и раскрыть феномен православной культуры; 2. дать знания о наиболее выдающихся исторических событиях, явлениях, памятниках и деятелях культуры православной ойкумены России и Владимирского края и раскрыть синтез православного искусства; 3. ознакомить с наиболее актуальными проблемами сохранения историко-культурного наследия и памятникоохранной деятельности Владимирской земли; 4. показать влияние религиозных традиций на формирование национальной культуры и выявить христианский характер русского культурного наследия; 5. способствовать формированию духовно-нравственных, гражданско- патриотических качеств учащихся, доброжелательного отношения к носителям различных верований и культур и развивать творческие способности детей. Курс «Основы православной культуры» занимает особое место в системе знаний о человеке, обществе и культуре в комплексе общественно-гуманитарных дисциплин. Изучение основ православной культуры является расширением в первую очередь общего историко-обществоведческого образования, а также филологического и искусствоведческого образования в части знаний о традиционной религии своей земли как сфере общественной жизни. Изучение основ православной культуры не может подменять собой другие образовательные области. С другой стороны историческое, обществоведческое, филологическое, искусствоведческое и др. образовательные аспекты знания не могут заменить православное культурологическое образование. В учебном плане образовательного учреждения курс «Основы православной культуры» предполагает интеграцию и взаимодействие с учебными предметами областей искусства, филологии и общественных наук. В методической части программы даются «Материалы к основным темам программы». Здесь педагогу раскрывается основной замысел уроков по теме, подсказываются эффективные формы и методы работы, технологический подход к реализации сущности православного аспекта русской культуры. Предлагаемая литература поможет грамотно и четко выбрать содержание каждого отдельно взятого урока, а также темы в целом. Курс «Основы православной культуры» должен преподаваться учителем, имеющим специальную курсовую подготовку. Это необходимо как в плане качественной характеристики получаемых детьми знаний, так и их юридической основы — соблюдения принципа светскости образования. Это определит качественное преподавание тем программы, проведение дискуссий, творческих лабораторий по проблемам, экскурсионно-краеведческих форм и методов работы. При составлении данного курса использован опыт преподавания предмета «Православная культура» в Смоленской области (Довгий Т.П., Андрицова М.Ю., Валуев Д.В.), в Ногинском районе Московской области (Харитонова О.К.), Вологодский опыт преподавания курса «Истоки» (Камкин А.В.) и региональный опыт работы по истории и культуре Православия во Владимирском крае (Гуськова Л.А., Дьяченко В.С, Ионова Т.А., Куликов А.С., Минин С.Н., Озерова Т.В., Сульман Н.А., Такташова Л.Е.).
Классы. Класс
Класс
Класс
Классы
Содержание образования Поурочная тематика. Класс Тема 1: Библейская история. (5 часов)
Тема 2: Славяне. Русь. Владимирская земля. (1 час)
Тема 3: Православный храм. (7 час.)
Тема 4: Православные праздники. (5 часов)
Тема 5: Азбука и первые книги на Руси. (5 часов)
Тема 6: Православная нравственность. (4 часа)
Тема 7: Православные святые Владимирского края. (5 часов)
Класс Тема 1: Православные ценности жизни. (2 часа)
Тема 2: Церковь и Отечество. (2 часа)
Тема 3: Слово в Православии. (4 часа)
Тема 4: Первые православные школы. (2 часа)
Тема 5: Святоотеческое духовно-нравственное наследие. (10 час.)
Тема 6: Православная культура быта. (8 часов)
Тема 7: Местные православные праздники. (4 часа)
7 класс
Тема 1: Православная мудрость общения. (2 час.)
Тема 2: Исторический смысл православных праздников.(6 часов)
Тема 3: Летописи на Руси. (5 часов)
Тема 4: Семья и православные нормы жизни. (4 часа)
Тема 5: Православие и другие религии. ( 4час.)
Тема 6: Иконопись в Православии. (3 часа)
Тема 7: Духовная музыка в Православии. (3 часа)
Тема 8: Православное искусство родного края. (5 часов)
Классы Тема 1: Отечественная история и Православная культура. (8 часов)
Тема 2: Древнерусский язык. (5 часов)
Тема 3: Святоотеческая литература. (7 часов)
Тема 4: Православное искусство (5 часов)
Тема 5: Православные традиции русского народа. (4 часа)
Тема 6: Духовно-нравственное самосовершенствование в Православии. (3 часа)
Класс. Тема «Библейская история и христианская культура». Именно этой темой в 5 классе начинается изучение курса «Основы православной культуры». Без изучения данного материала невозможно понять: где истоки православной культуры? А это значит, что и многие явления в ней будут чужды для осмысления и восприятия. Поэтому, приступая к изучению темы, необходимо начать с расшифровки значения слова «Библия», то есть обратить внимание детей, что оно буквально значит «книги» и состоит из книг Ветхого и Нового Заветов. Далее нужно дать понятие «завет». Завет — это старославянское слово, которое означает «завещание», «договор», «соглашение».. Что объединяет книги Ветхого и Нового Завета? Необходимо открыть назначение Ветхого и Нового Заветов, их значимость друг для друга. При изложении содержания Нового Завета для учащихся возникнет новое слово — Евангелие, которое буквально значит: «благая весть». При изучении содержания Нового Завета встанет еще ряд вопросов по поводу значения слов: апостол, послание, деяния и т. д. Основным в изложении материала является то, что Библия – это книга христиан, поскольку все ее события о пришествии в мир Иисуса Христа. Объяснять необходимо наиболее близкими для Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1513; Нарушение авторского права страницы