Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура и формы научного познания ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Научное познание – это процесс развития системы знания, кот. включает в себя три связанных уровня – эмпирический, теоретический и метатеоретический. В эмпирическом познании решающую роль играют органы чувств чел.а, а формами чувственной организации знаний явл. ощущение, восприятие, представление. Эмпирическое или опытное познание направлено непосредственно на свой объект. Объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений доступных живому созерцанию. Основной задачей эмпирического уровня явл. описание наблюдаемых явлений и экспериментальных данных, их систематизация, классификация, обобщение фактов. Нужно различать три основных значения понятия «факт» ( от лат. factum– сделанное, свершившееся). Во-первых, фактами называются наблюдаемые и описываемые фрагменты действительности, объективные события. Во-вторых, фактами называются знания о каком-либо событии, явлении, достоверность кот. доказана (синоним истины). В-третьих, факты существуют в форме предложений, в кот. фиксируется эмпирическое знание, полученное в процессе наблюдений и экспериментов. Второе и третье значение выражается понятием «научный факт». Научным факт становится при условии включения его в логическую структуру конкретной системы знаний в качестве ее элемента. Поэтому на формирование фактов науки активное влияние оказывают предпосылочные знания, кот. руководствуются исследователи в процессе эмпирического познания. Результатом эмпирического познания может быть образование систем определенных научных фактов в форме эмпирических обобщений. Благодаря таким обобщениям устанавливаются эмпирические правила, законы. Эмпирические факты, их обобщения, правила (законы) вместе, в системе явл. «хлебом науки», «воздухом ученого» и составляет эмпирический базис науки, основание для теоретического уровня научного познания. В современной науке эмпирическое познание конструируется с помощью теории и потому полученные факты всегда теоретически нагружены, а они, в свою очередь, расширяют и углубляют теоретическое знание. Теоретический уровень научного познания опирается на эмпирическую базу и характеризуется преобладанием рационального момента (понятий, теорий, законов и других форм мышления), он отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей. Важнейшей задачей теоретического познания явл. достижение объективной истины в ее конкретности и полноте содержания. Основными формами фиксации теоретических знаний выступают проблема, гипотеза, закон, принцип, теория. Проблема – форма знания, представляющая собой теоретически сформулированное противоречие (в виде вопросов или их комплекса), разрешение кот. может быть достигнуто посредством познавательной деятельности, направленной на неизвестные стороны, свойства объекта или явления в целом. Иногда проблемой называют знание о незнании, или ситуацию, когда вновь открытое явление не поддается объяснению с позиций имеющихся знаний о внешне подобных открытому явлениях. Гипотеза – форма знания, содержащего предположение, сформулированное на основе некот. фактов, отличающееся неопределенностью и нуждающееся в доказательстве. Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, являющаяся обобщенным, целостным представлением о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Закон – форма знания, отражающая необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе, обществе и мышлении. Принцип – форма знаний представляющая собой руководящую (основополагающую) идею систематизации результатов познания, основные правила познавательной и практической деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны поскольку: 1) взаимосвязаны уровни реальности, которые явл. объектом их изучения (внутреннее, существенное, закономерное и внешнее, преходящее, случайное); 2) практическая деятельность основывается на единстве внутренних и внешних, существенных и несущественных процессов; 3) в человеческом сознании, поверхностное отражение реальности в психических образах связано с рациональным определением главного в них, более глубоким осмыслением реальности посредством образов и переживаний. Метатеоретический уровень – (основания научного знания) включает в себя научную картину мира, идеалы и нормы исследования, а также философские основания науки. Научная картина мира – это обобщенная форма теоретических знаний о природе, обществе, чел.е, состоящая из наиболее важных теорий, гипотез и фактов. Основное назначение картины мира состоит в обеспечении синтеза знаний. Поэтому НКМ интегрирует, систематизирует знания, описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, определяет систему установок и принципов освоения мира, влияет на формирование норм научного исследования, постановку и решение исследовательских задач. Все эти особенности НКМ определяют так же ее мировоззренческую, эвристическую и объяснительную роли. НКМ – это обоснованное, конкретно-историческое представление о мире и вместе с развитием науки она приобретает иные формы, т.е. эволюционирует. В современной науке на основе идеи единства космической, химической, биологической и социальной эволюции (концепция универсального эволюционизма) складывается новая картина мира. Нормы в научном познании – это типичные, усредненные правила, которые явл. необходимыми и обязательными для исследователей в соответствии со сложившейся научной картиной мира. 46. Общество – это динамично развивающаяся целостная с-ма социальных взаимодействий, в кот-е включены индивиды и их разл. общности (семейные, профессиональные, территориальные и т.п.). Основные социальные хар-ки общества: 1) системность; 2) динамизм; 3) целостность. Функциональным подходом- общество также рассматривается как с-ма, реагирующая на воздействия окр. среды, но, кроме того, дается анализ структуры общества исходя из тех фу-й, кот-е выполняют те или иные подс-мы общества. Таким обр., функциональный подход представляет собой изучение взаимосвязей фу-й разл. подс-м общества. Функциональный подход по изучению общества был предложен Т. Парсонсом. Подсистемами общества, по Парсонсу, явл. экономическая, политическая, социальная и с-ма социализации или культуры, каждая из кот. выполняет свою фу-ю. Так, экономическая подс-ма осуществляет фу-ю адаптации, т.е. приспособления общества к природной среде, эффективного управления ресурсами и удовлетворение материальных потребностей индивида и общества. Политич. подс-ма выполняет фу-ю целеполагания, т. е. принятия рац-ных реш-й и мобилизации ресурсов на их осуществление. Фу-ю интеграции реализует социальная подс-ма, а с-ма социализации – ф-ю воспроизводства и поддержания образца, т. е. осуществления процесса включения чел.а в социальную с-му, общество. Все эти подс-мы в своем взаимодействии создают целостную с-му общества. Экономическая подс-ма вкл-ет в себя производство, распределение, перемещение товаров и услуг, а также предприятия, заводы, фирмы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капитала и т.п., т.е. то, что позволяет обществу распоряжаться и использовать ресурсы и создавать такое кол-во товаров и услуг, кот-е удовл-ят жизненно важные потребности людей. Основой экономической сферы общества явл. производство, конечная продукция кот. составляет национальный доход. Политич. подс-ма вкл-ет в себя политич. устройство общества, режим власти, наличие и уровень развития политич. прав и свобод граждан, тип социально-политического взаимодействия в обществе (например, между индивидами и их группами, между правящей партией и оппозиционной), а также аппарат президента, правительство, парламент, аппарат управления властью, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба, кот-е все вместе составляют гос-во, а также политич. партии. Так, основная задача гос-ва сводится к обеспечению социального порядка в обществе, учреждение новых законов и контроль за их выполнением, защита внешних границ и суверенитета гос-ва и т.д. Один из основных типов взаимодействия в политич. подс-ме общества – это борьба, удержание и передача власти. Подс-ма социализации, культуры представляет собой духовную сферу общества, включающую в себя университеты, музеи, театры, научно-исследовательские институты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т.п. Эта подс-ма общества выполняет три главные задачи: 1) открытие новых знаний, 2) передача этих знаний последующим поколениям, 3) трансляция ценностей и норм общества. В культурную подс-му необходимо включить мораль и религию, т. к. они выступают основой духовной жизни любого общества. Социальная подс-ма с одной стороны представляет собой общество в целом, включая в себя территорию, национальности, демографические особенности, особенности поведения и социального взаимодействия, темперамента и т.п., а с др. стороны это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения, напр, сети магазинов, транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, здравоохранение, общественное питание, связь, учреждения досуга и т.п. Все эти четыре подс-мы общества связаны м-ду собой и влияют друг на друга. Так, напр., если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным кол-вом товаров и услуг, не расширяет кол-во рабочих мест, то уровень жизни социально незащищенных слоев (пенсионеров, малоимущих, инвалидов и т.д.) резко снижается, растет безработица, преступность, т.е. др. словами, развитие одной подс-мы, в частности экономической, влияет на благополучие в другой, социальной. Экономика может сильно воздействовать и на политику. Например, когда в начале 90-х гг. экономические реформы в нашей стране привели к резкому расслоению населения, то постепенно более активными стали те политические партии, которые ориентировались на коммунистическую идеологию. Из опыта европейских стран известно, что как только экономика идет на подъем, преобладающая часть населения начинает отходить от коммунистических взглядов и разделять либерально-демократические, выступать за частную собственность и свободу предпринимательства. Таким образом, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества; политическая подсистема выполняет роль управленческой надстройки общества; социальная подсистема, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между группами населения, пронизывает все общество в целом; такой же универсальный характер носит подсистема социализации или культуры, выступающая основой духовной жизни людей. Необходимо отметить, что ни одна из четырех перечисленных подсистем общества не выступает в качестве единственного базиса общества, детерминирующего все другие сферы. Они обуславливают друг друга, оказывают взаимное влияние. Однако, так как эти подсистемы имеют собственные цели и идеалы, то между ними часто возникают противоречия. Так, например, экономическая подсистема стремится к максимизации прибыли, политическая – к максимизации власти, социальная – к максимизации стабильности и порядка, культурная – к максимизации нравственности, что в итоге приводит к тому, что погоня за прибылью или за политической властью отнюдь не предполагает согласование с нравственностью, так как идеалы этих подсистем несовместимы. С другой стороны, если бы они были бы совместимы, возникло дублирование функций, смешение сфер влияния. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы