Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Фил руского космизма 19-20вв (федоров, соловьев, циолковский, вернадский).Стр 1 из 4Следующая ⇒
Русский космизм — это сложный комплекс научных, филос-их, худож-ых идей. Филосовская основа идей космизма представлена прежде всего Федоровым, научная — Чижевским, Вернадским, Циолковским. В ряде работ с общим названием «Философия общего дела» Федоров предлагает систему достижения бессмертия человека, торжества справедливости, нравственности, красоты, истины, которые сопровождаются вечной духовно-материальной жизнью каждого человека, сохранением его Я. «Общее дело» — это воссоздание бывшего состояния мира, для чего необходимо развитие познания, регуляция природы силами науки и техники, самосовершенствование человека. Высшая цель регуляции природы — воскрешение предков для того, чтобы вернуть Земле все жившие поколения, преобразить их и возвратить Богу. Федоров считал христианскую идею личного спасения безнравственной. Воскрешение же отцов может быть «общим делом» человечества, на базе которого оно преодолеет вражду и противоречия. Путь к бессмертию, воскрешению, преображению лежит через научно-технический прогресс, прежде всего в области освоения космоса и управления космическими процессами, способными оказать влияние на переустройство челов-го организма. Циолковский продолжил разработку «космической филос-ии». По мнению ученого космологический процесс является последовательным развертыванием циклических усовершенствований бытия свидетельствуют о торжестве творческих сил и неупорядоченностью. Циолковский поднял вопросы о месте разума в мировом целом, о его ответственности на землюи Вселенную. Чижевский создал концепцию взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями жизни. Считает, что резкое усиление солнечных потоков приводи через воздействие на нервную и гармональную систему индивидуальных организмов к повышению коллективной возбудимости, вспышкам негативной эмоциональности, агрессивности, экстремального поведения. В случае наличия объединяющей идеи, цели возрастает социальная раздражимость масс, начинаются соц. движения, меняется социокультурный фон. Ученый один из первых обозначил основную задачу культуры будущего — отысканиие путей гармонизации жизни людей и космических процессов. Антропокосмическое учение предложил Вернадский. Его исходной установкой было понятие «биосфера» (среда живоговеществаво всех его проявлениях в океанах и на суше). На основе наук показывает, что между биосферой и безжизненной частью земли происходит непрерывный обмен — движение атомов. В то же время Земля и ее биологическая оболочка тесно связана с космической средой, испытывает воздействие космических излучений. Т.о. биосфера включена в круговорот вещества и энергии. Биосфера образует благодаря почве, ландшафтам, природным зонам основу, на которой развивается вся жизнь человека. Тем самым человек включается в систему природного, космического круговорота. Homo sapiens служит лишь промежуточным звеном в длинной цепи существ. Появление человека в ряду восходящих форм означает, что эволюция переходит к употреблению новых средств усовершенствования: психологического и духовного. Появление человека свидетельствует, что в рамках спонтанной, бессознательной эволюции и сформировались предпосылки нового этапа — этапа разумного направленного. Человек образует ноосферу (сферу разума) как бы наложенную на биосферу, но не слитую с ней и оказывающую на последнюю все больше преобразующее воздействие. Ноосфера реконструирует биосферу в интересах мыслящего человеч-ва. Этот процесс прогрессивен. Но научно-технические достижения могут быть использованы в разрушительных целях. Прогресс сферы разума ограничивают социальные формы как тоталитаризм, фашизм, пассивность, инертность масс, христианство, которое по мнению Вернадского, разрушает сознание, ставя ему ограничительные рамки. Вернадский говорил о необходимости культивирования сознания нравственной ответственности ученых за использование научных открытий. Мистическая фил-ия Соловьева основным принципом избрала принцип всеединства. Соловьев связывает низший и высший уровень бытия, понимает мировой процесс как восхождение к единству. От минерального царства — к растительному, от него — к животному, затем природно-чел. и дух-человеческому («царству Божьему»). В последнем и завершается и совершается единение с Богом. Бессмертная душа человека не отделима от творца. Единение с Богом есть преображение реальности, просветление хаоса на принципах истины, добра, красоты. Это путь постижения Софии, вечной божественной идеи, божественной мудрости, основы миропорядка и мировой души. Познание миропорядка возможно только цельным знанием (связь знаний эмпирического, рационального, мистического). Тот, кто просветлен божественной истиной цельного знания, становится богочеловеком. Цельное знание развивается в результате веры, интуиции, созерцания и позволяет увидеть эволюцию бытия, совершающуюся по бож. воле. Соловьев считал, что все челов-во обретет спасение через приобщение к идее богочеловека. Впоследствии религиозная мысль развивалась далее и давал новые трактовки идей всеединства, богочеловека, гармоничного преображения миропорядка, софии. 22. Онтология (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – учение) – философское учение о бытии всего существующего, о сущности и всеобщих принципах организации бытия. Хотя отдельные компоненты учения о бытии можно обнаружить на протяжении всей истории развития философии, в качестве особого раздела философского знания онтология была выделена лишь в 1613 г. Р. Гоклениусом. В XVII–XVIII вв. она понималась преимущественно как часть метафизики, где последняя выступала в качестве философского учения о всеобщих принципах и началах мира, человека и познания. В этой связи онтология как метафизика природы изучалась наряду с метафизикой Бога, метафизикой познания, метафизикой субъекта и др. Начиная с XIX в., онтология превращается в комплексное учение не только о природе, но также о человеке, обществе и в целом – обо всем существующем, что находит свое предельное выражение в понятии бытия. Основным предметом онтологии является понятие бытия, под которым принято понимать не просто нечто конкретно существующее и даже не сумму всего сущего, но всеобщее свойство существования вещей и явлений. В самом общем виде это выражается в фундаментальном вопросе: «Что существует в действительности? » и, соответственно, «Что не существует? » Понятие бытия задает предельно широкую постановку данного вопроса, поскольку в отличие от понятий мира, космоса, природы и т.д. в нем идет речь о всем многообразии сущего, актуального и потенциального: того, что существовало, существует и будет существовать в будущем. При этом альтернативная, но тесным образом взаимосвязанная категория небытия означает в таком случае свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными, правда ее исследование сопряжено с трудностью, или даже невозможностью, познать ничто как таковое. Данная пара категорий позволяет адекватным образом ставить многообразные вопросы о мире, его причинах и происхождении, о природе, человеке, обществе и т.д., что находит свое конкретное выражение в различных философских концепциях и научных теориях. Например, традиционным для философии является вопрос о сущности и множественности мира, который в новоевропейской философии XVII–XVIII в. приобрел черты трех ярко выраженных подходов: 1) монистического – представление о единстве мира и Бога через категорию субстанции в учении Б. Спинозы; 2) дуалистического – противопоставление физически-протяженного и идеально-мыслящего миров в концепции Р. Декарта; 3) плюралистического – идея множественности миров как автономных сущностей, монад в учении Г. Лейбница. Притом, что понятие бытия отражает все сущее в целом, в философии принято различать особые регионы сущего как отдельные формы бытия, отличающиеся качественным своеобразием и имеющие специфику своего изучения. Так, выделяется: а) бытие вещей и явлений, образующих физический мир, природу и задающих сферу материального; б) бытие всех духовных и мыслительных явлений и процессов, содержащихся преимущественно в сознании человека и задающих сферу идеального; в) бытие человека как сложный синтез биологического и психологического, материального и разумного, идеального; г) бытие общества как несводимое к индивидуальному человеческому существованию и опосредующее многообразные процессы и явления человеческой жизни в рамках сферы социального. Разумно-логическое толкование мира стало искать ответы на вопросы: что, где, когда, почему и откуда? Что есть мир? Где он начинается и кончается? Каковы причины изменений вещей? Во всех этих и во многих других вопросах, так или иначе, речь идет о существовании вещей, их бытии. Понятие бытия с самого начала становится одним из мировоззренческих оснований философского мышления. Понятие бытия является одной из основных категорий философии. Материя, движение, пространство, время, законы диалектики, личная и общественная жизнь, Бог, сознание, действие — все определяется через понятие бытия. Философское понимание бытия означает существование как таковое или существование вообще. Во всех учениях античных философов категория бытия, хотя и занимала центральное место, наполнялась различным смыслом. Парменид, например, придерживался абстрактного понимания бытия, но не видел смысла в различии бытия и мысли. Для него главный тезис: бытие есть, небытия нет. Для Демокрита же реально сущими оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). И душа, по Демокриту, состоит из атомов, только подобно огню, из более мелких, подвижных и круглых. Платон противопоставлял истинное бытие (мир духовных сущностей) чувственному бытию. Одним из основных мотивов его философии является мысль о том, что бытие — источник любой положительной реальности. Бытие — это жизнь, движение, душа, и благодаря истинности, красоте и соразмерности оно низводит в мир благо. Аристотель. Бытие вообще у него — это бытие в возможности. Что же касается бытия в действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не просто бытие. В античной философии, таким образом, сущее рассматривается в виде конкретных форм бытия. Небытие могло мыслиться лишь как относительное. В средневековье, когда господствующим было религиозное учение, бытие чаще всего отождествлялось с Богом, от которого происходит, как полагали, бытие отдельных вещей. Существование вещей связывалось с формой проявления бытия, главным тезисом было суждение: «Бог есть само бытие». В новое время понятие бытия играло существенную роль во всех философских системах. В век просвещения философы выработали такую концепцию бытия, которая давала обоснование научному знанию. Немецкая классическая философия наполняет категорию бытия диалектическим содержанием. У Гегеля бытие и небытие объединены. Их взаимопереходы он рассматривает как становление. Многие философы стремились преодолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П.Тейяр де Шарден, А.Бергсон и т.д.). В западной философии проблема бытия получила яркое выражение в иррационалистических течениях. В экзистенциализме (М.Хайдеггер, К.Ясперс), в противовес классическому пониманию бытия как таковому, как самостоятельного бытия мира главный акцент делается на бытии человека. Экзистенционализм «очеловечивает» проблему бытия. Категория бытия оставалась универсальным понятием, которое связывало в единое объективное и субъективное, позволяло найти нечто общее, закономерное в различных видах реальности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы