Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюционная концепция о развитии природных предпосылок (системности, отражения, саморегуляции и др.) и культурно-историческом становлении сознания



Оформление сущностных особенностей сознания – своеобразный итог антропогенеза. Развитие и функционирование сознания обусловлено воздействием множества факторов как природного, так и социального порядка. С этих позиций сознание можно рассмотреть как сложную многоуровневую систему, кот. включает в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные составляющие. Соответственно, проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на трех уровнях: 1) в контексте общеприродной эволюции; 2) в связи с происхождением культуры и общества и 3) в аспекте онтогенеза (индивидуального развития чел.а). 1). Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне неживой и живой материи. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в процессе взаимодействия в своих изменениях особенности других систем. Результат процесса отражения проявл. во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.Выделяют три основные формы отражения: Отражение в неживой природе – это простейшая форма, связанная с любыми видами материальных взаимодействий (механическими, физическими, химическими). Простейшие виды отражения: отражение в зеркале, след на песке и др. Отражение на этом уровне проявляет слабую активность. Отражение в живой природе определяется характером жизнедеятельности организмов, необходимостью их активной адаптации к условиям существования. Основные биологические формы отражения: раздражимость – ответная реакция организма на воздействие окружающей среды, свойственная некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам, которые не имеют дифференцированных органов, частей организма и реагирует как целое на биологически важные факторы (например, растение открывает и закрывает лепестки под воздействием света и тени). Цель подобной активности – обеспечить такое взаимодействие организма и среды, кот. необходимо для сохранения системы и ее устойчивого воспроизведения; чувствительность – способность отражать отдельные свойства вещей в виде субъективных ощущений, кот. появл. уже на уровне простейших животных и связана с дифференциацией органов чувств и формированием нервной системы. Наличие нервной системы позволяет организму не просто пассивно регистрировать внешние воздействия, а еще и активно строить свое поведение и осуществлять его в окружающей среде, реализуя определенные установки, которые вытекают из его жизненных потребностей. психическое отражение – способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах, безусловных рефлексах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных рефлексов).. Социальное отражение связано с возникновением сознания. Сознание – высшая форма психического отражения. В отличие от психики животных, сознание наделяет чел.а способностью предвидения отдельных последствий своих действий, характера и направленности развития природных и социальных процессов. Основой перестройки психики животных в сознание чел.а явился труд как процесс, в котором чел. своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, благодаря чему относится к своим условиям не как биологическое существо, а как социально-исторический субъект изменения этих условий. 2). Формирование таких характеристик сознания, как самосознание, язык и абстрактно-логическое мышление, стало возможным на основе социо- и культурогенеза. Социокультурная эволюция сознания включает в себя три стадии: а) Доязыковая стадия (ок. 5 млн. л.н. – 40 тыс. л. н.): в этот период закладывается структура нашего мышления, существующая сегодня в виде архетипов коллективного бессознательного. Первоначально акт мышления выступал как «внутреннее действие», осуществляемое не с реальными объектами, а с их идеальными проекциями. Для осуществления простейших логических операций требовались многократные действия с конкретными предметами, что обусловило, в конечном итоге, формирование устойчивых интеллектуальных схем. б) Языковая стадия, соответствующая этапу архаической культуры, характеризуется возникновением языка и способности отражения мира в знаково-символической форме. Знаки языка начинают рассматриваться как условные и произвольные заместители реальных объектов. Благодаря этому сознание стало выполнять функцию социальной памяти и начало вырабатывать своеобразные матрицы накопленного человечеством опыта. в) Логико-понятийная стадия, на которой осуществляется переход «от мифа к логосу» (8–5 вв. до н. э.), связана с появлением рационально- теоретического знания, то есть с формированием способности выстраивать систему универсальных понятий (в них фиксируются уже не случайные, а наиболее существенные свойства реальности) и приводить ее в соответствие с законами логики. 3). Онтогенез сознания (формирование сознания у ребенка) в своих основных характеристиках воспроизводит филогенез (развитие рода). Он выступает как единая генетическая последовательность основных стадий развития интеллекта: а) сенсомоторная – связана с осуществлением непосредственных действий с объектами; б) дооперационная – связана с выполнением символических действий; в) операционная – предполагает возможность сложных комбинаций «внутренних действий» с конкретными символами, а затем с понятиями. Итак, сознание – социальная форма отражения, интегрирующая все его последовательно возникающие в процессе эволюции природы и общества черты.


36. Связь сознания с мозгом представляется очевидной, однако историческая реконструкция психофизиологической проблемы позволяет выявить различные варианты интерпретации этой связи. 1) Теория интроекции Р. Авенариуса (втор. пол. XIX в.). Согласно Авенариусу, мозг не явл. органом мысли, а мысль не явл. функцией мозга. Утверждать, что мышление осуществляется в мозгу, – это недопустимая интроекция (вкладывание) в мозг того, что там не находится и находится не может. С точки зрения Авенариуса, мышление осуществляется вне мозга. 2) Позиция вульгарного материализма (К. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер) – сер. XIX в.: сознание выступает как нечто материальное, то есть целиком сводимо к физиологическим процессам, происходящим в мозге чел.а.3) Сознание – функция мозга, то есть совокупность идеальных процессов и явлений, существующих в субъективной психической сфере чел.а и принципиально отличающихся от своего материального носителя. Современная наука установила, что мозг чел.а представляет собой сложно организованную и саморегулирующуюся систему. Каждый чел. в течение дня получает через свои органы чувств множество различных ощущений, однако сам акт превращения их в феномен сознания во многом неясен по настоящее время. Сегодня установлено, что мозг дифференцирован на различные области, обладающие функциональным своеобразием: зрение связано с затылочными долями полушарий мозга, слух – с височными, а интеллектуальная деятельность – с лобными долями. Выяснена и роль самих полушарий мозга в структуре человеческой психики: левое полушарие связано с абстрактно-логическим мышлением и ведает речью, логикой, счетом; правое полушарие воспринимает мир на языке образов, ассоциаций, эмоций. Современная наука, стоит на позиции, согласно которой чел. психика – это моделирование мозгом той среды, в которой живет чел.. Сознательные процессы – продукт работы целостной системы мозговой саморегуляции. Когда отдельные звенья этой системы работают разрозненно, говорят о бессознательном в работе мозга. Следовательно, сознательное и бессознательное – это различные виды внутримозговой саморегуляции. Творческая природа сознания состоит в его способности к опережающему отражению действительности, то есть в возможности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта, в возможности расширения сферы социокультурной реальности, создания новых ценностей. Основные культурные механизмы, обеспечивающие развитие сознания, – это традиция и образование..Основные факторы, определяющие динамику сознания – деятельность и коммуникация. Деятельность и практика фактически обусловили возникновение сознания, где всякий мыслительный акт – это «внутреннее действие». Будучи связано с деятельностью, сознание зависит от наличного уровня социальной практики, отражая и опережая ее развитие. Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: автокоммуникации, диалога, полилога. Культурными механизмами, обеспечивающими коммуникацию, явл. язык и речь. Язык – это система знаков, обладающих значением и смыслом. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выражен в слове. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка. Речь – это сам процесс использования языка. Если язык – общественное явление, то речь индивидуальна.При этом социальная среда, в которой воспитывается чел., существенно влияет на развитие его речи. Язык и вербальная речь оформились на основе невербальной речи (без слов), но не отменили ее. Невербальная речь продолжает существовать. Примеры невербальных знаков: уличный светофор, дорожные знаки, дверные или телефонные звонки, жесты, мимика.Научно-технический прогресс породил множество искусственных языков (язык химии, математики и др.), широко используемых в научном познании и технической практике. В фил. XX в. возникает идея «сознания как текста». Эта идея – попытка адекватной реконструкции опыта сознания, кот. невозможна только средствами языка, поскольку помимо вербализованных (оформленных в слове), рационально-логических элементов, в сознании действуют механизмы интуиции. В отличие от языка, текст не связан единой структурой, он существует как пересечение различных контекстов и фрагментов опыта. «Сознание как текст» – это одновременно «сознание как след». Этот след в опыте сознания оставляют многообразные культурные практики и тексты, в пространстве кот. формируется и реализуется личность. «Текст» сознания – это творческая переинтерпретация общекультурных смыслов. Иметь сознание о чем-либо еще не тождественно мыслить о чем-либо в строгом смысле слова. Различия между понятиями «сознание» и «мышление» можно выявить на основе различения разных режимов работы сознания: стихийного и автономного. Стихийное сознание – это сознание, складывающееся в процессе непосредственной человеческой жизнедеятельности естественным образом. Его содержание – это пестрый сплав необходимого и случайного, разумного и бессмысленного, рационального и нерационального. Стихийное сознание действует не на основании собственных принципов, но исходя из мнений, предрассудков, привычек, традиций. Автономное сознание – это сознание, «научившееся» мыслить, то есть понимать мир и себя самого объективно, действовать автономно и разумно, работая по особым правилам и регулируя свои операции. Задача автономного сознания – отыскать некие не подлежащие сомнению, исходные истины, на которые оно могло бы опереться и сделать их фундаментом достоверного знания. Итак, сознание есть самоорганизующаяся и самоинтерпретирующаяся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей, посредством кот. чел. воспринимает, переживает, осмысливает мир и самого себя. Речь идет о возможностях чел.а получать, интерпретировать и накапливать впечатления, извлекать их них опыт, перерабатывать их содержание в субъективно и объективно значимую информацию (знание) и на этой основе самостоятельно определять свое место в бытии, проектировать свою деятельность.



Поделиться:



Популярное:

  1. Co-зависимое порождение живого времени и самосознания в символическом познании
  2. I. Иммунология. Определение, задачи, методы. История развитии иммунологии.
  3. I. ОСНОВНАЯ АНТИНОМИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ
  4. II. Методология исследования культуры в современных культурологических концепциях.
  5. А.Лоос, его роль в становлении дизайна 20в.
  6. Административный процесс: «управленческая» концепция
  7. Административный процесс: «юрисдикционная» концепция
  8. Анализ сознат.-сопост. и сознат.-практ. подходов к обуч-ю ин. я-м (Щерба, Беляев, Рахманов и др.)
  9. Аналитическая концепция культуры
  10. Барокко как литературное направление. Роль философии Я. Беме в развитии немецкого барокко.
  11. Бесконечные уровни сознания находятся на разных расстояниях от Абсолюта. Для него же все они равно близки.
  12. БИЛЕТ 8. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ (В. Ф. ПЕРЕВЕРЗЕВ И ДР.)


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь