Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурные практики западноевропейского Средневековья



Культуру Западноевропейского Средневековья принято рассматривать в соответствии с тремя этапами развития общества: раннее средневековье(культура Меровингов, дороманское искусство, «Каролингское» и «оттоновское» возрождение»), зрелое средневековье (романское искусство, готический стиль), позднее средневековье (зарождение культуры и искусства Нового времени).

В отличие от восточно-христианской, в особенности Византийской, культуры, которая непосредственно вырастала из культуры восточной Римской империи, культура средневекового Запада формировалась вне явной преемственности с античным наследием. Она создавалась более примитивными народами, не имевшими за своими плечами даже и тех культурных традиций, которыми располагала Киевская Русь, принявшая из рук Византии формы развитого средневекового искусства.

 

Раннее средневековье. В V - VII в.в. варвары наводнили Европу, в том числе Италию и обширные римские провинции. Это была неукротимая разрушительная сила для римской цивилизации.

Но на недавних кочевников не могла не воздействовать античная цивилизация. Её черты они находили повсюду: в быте и обычаях римлян, правовых нормах, городах с их зданиями и укреплениями, акведуках, дорогах - все это неизбежно внушало пришельцам мысль о былом величии Римской империи, убеждение, что они являются её наследниками.

Однако, по сравнению с организованной, упорядоченной цивилизацией Рима, варвары представляли собой полудикую стихию. Они обожествляли силы природы. Фигура человека в искусстве варваров почти не встречается до VII века. Да и назвать их художественную деятельность искусством еще нельзя. Скорее это было художественное ремесло. Металлические украшения - пряжки, застежки плащей, рукоятки мечей, кубки, чаши, на севере - предметы из дерева-ладьи, сани и прочее - покрывались орнаментом, беспредметным или включавшим в себя фигуры животных и птиц. Орнамент на протяжении V-VII веков был единственной формой художественного самовыражения варваров, за исключением, быть может, остготов, которые владели северной и средней Италией и стремились в большей степени наследовать Античность.

Нa ранней cтадии, до середины VI века, в художественном ремесле преобладал так называемый полихромный стиль: золотые предметы украшались перегородчатой эмалью или инкрустировались драгоценными камнями, а иногда красным стеклом. С середины VI века «полихромный стиль» сменился абстрактным «звериным орнаментом», плоскостным, линейным, составленным из «плетенки», в которую включались изображения отдельных частей тел животных - головы или пасти, лапы или сустава ноги. Видимо, «плетёнка» имела магический смысл, так же, как и «звериные» компоненты орнамента. Орнамент выражал мироощущение кочевых народов, вечно стремящихся к безвестной цели, смутное и беспокойное, противоположное пластической ясности и статике античного художественного мышления. Особенно развит был этот стиль у скандинавских народов, поэтому его иногда называют «стилем викингов».

Следующим этапом дороманской раннесредневековой культуры было меровингское искусство - искусство королевства франков во времена династии Меровингов (конец V - середина VIII в.в.). Фактическим основателем династии был король Хлодвиг, принявший христианство.

Меровингское искусство отразило и варварские черты культуры германских племен, и позднеантичное римское искусство, и утверждающееся христианство. Сооружались каменные укрепления, монастыри и церкви, главным образом центрического (баптистерий в Пуатье) и базиликалього стиля с крестообразным планом (церковь Сен-Жермен-де-Пре в Париже). Была распространена резьба по камню, украшение металлических изделий золотом и камнями, появились плоскостные металлические узоры из серебра, врезанные в железные предметы. Богатством и роскошью отличались церковная утварь и изделия, предназначенные для правящих кругов, например, меч Хильдерика I с отделкой золотом и красными пластинами. Сохранились сведения о работе златокузнецов того времени. О живописи даёт представление декоративное убранство религиозных рукописей. Для него характерны мягкие краски (главным образом зелёная, красная и золотая), каллиграфичность рисунка, использование мотивов растительного и животного мира.

Изображения людей появляются в искусстве варваров с VII века, причем вначале это были образы не христианской, а германской мифологии, как правило, фигуры воинов на рельефах, на пряжках и застёжках. Они свидетельствуют о том, как медленно и на первых порах поверхностно христианизировались варварские народы, но также и о том, что в VII в. их искусство уже подошло к стадии изобразительности. Приближалось время, когда оно, как некогда античное искусство, могло быть использовано христианством для изображения библейских персонажей и событий. Но это случилось лишь через сто лет.

Собственно художественная традиция средних веков ведет свое начало с конца VIII -IX вв. Это особенно ярко проявилось в «каролингском возрождении», связанном прежде всего с императором франков Карлом Великим, коронованным в Риме папой Львом III в 800 году.

Время правления Карла Великого проходило под знаком возрождения античной образованности. В своей деятельности Карл опирался на две социальные силы - военное сословие и церковь. Наделяя военачальников землями, он предопределил формирование класса феодалов, а основывая и укрепляя монастыри, превращая их в административные и военные центры, он ввёл церковь в государственную систему и заключил на многие века союз с нею.

Среди приближённых Карл сознательно культивировал античные формы образованности: при его дворе создавались хроники и жизнеописания, латынь очищалась от варварских примесей, становясь ближе к языку римлян. Изучались античные авторы, знатоки античности привлекались к составлению учебников латинского и греческого языков (Алкуин, Павел Диакон и др.). Была открыта при дворе Академия, организовывались монастырские школы, т.к. государство нуждалось в грамотных чиновниках и духовенстве, которые бы обеспечивали жизнедеятельность зарождавшегося феодализма.

Каролингская архитектура разрабатывала главным образом два типа церковных зданий - центрическое купольное и базилику с крестообразным планом, с двумя хорами и плоским перекрытием. Создавались большие светские здания (несохранившийся дворец в Аахене и др.). В каменной архитектуре каролингской эпохи появились новшества: между трансептом и апсидой базилики возникло пространство, благодаря которому здание принимает форму латинского креста; получили распространение в базиликах крипты для хранения церковных реликвий и погребения знатных духовных и светских лиц. Но, вероятно, самым важным новшеством каролингской архитектуры являлись башни, почти не встречавшиеся в Средиземноморской архитектуре, слитые с телом здания, вырастающие как со стороны фасада, так и над средокрестием (пересечением трансепта и нефа). Этот силуэт здания с башней стал затем типичным для западноевропейского храма в романскую эпоху.

Живопись представлена настенными росписями и особенно книжными миниатюрами, с пластичными, живописными фигурами (Аахенское евангелие Карла Великого) и предельной экспрессивной графической манерой (евангелие Эбо). Замечательны миниатюры «Утрехтской псалтыри» - быстрые наброски пером; художник спешит передать массу впечатлений, не стесняя себя правилами и заботами об уравновешенности композиции. Изображены евангелисты в белых одеждах на фоне пейзажей, много воздуха, большая глубина пространства. Их обрамляют роскошные портики с коринфскими колоннами и покрытыми орнаментом арками.

Из монументальной скульптуры и монументальной живописи уцелели лишь единичные памятники, например, мозаика апсиды церкви в Жерминьи де Пре (806 г.) – «Ковчег завета» и фреска «Вознесение Христа» в подземной церкви в Сан-Клементе.

Дальнейшее развитие средневековая культура получила после распада империи Каролингов, особенно в Саксонии (Х в.) при Оттоне I. Расширилось церковное строительство с гладкими толстыми стенами и массивными башнями. Они имеют суровый грозный вид, как бы выражая неприступность при нападении новых варварских народов. В интерьерах унаследованные от античности колонны чередуются с новой формой - четырехугольными мощными столбами, более соответствующими тяжелым массам стен.

Изобразительное искусство «оттоновской», как её называют, эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. В нём менее заметны античные черты, но зато видны вполне определившиеся многие специфические черты средневекового искусства.

Яркий тому пример - бронзовые пятиметровые Гильдесгеймские двери - двери церкви Св. Михаила в г. Гильдесгейме (Германия), выполненные в 1010 - 1015 г.г. Каждая створка дверей разделена по вертикали на восемь полей, заполненных рельефами: левая - ветхозаветными, правая - евангельскими. Здесь впервые получила изобразительное воплощение теологическая идея о принципиальной противоположности и вместе с тем преемственной связи Ветхого и Нового заветов. Рельефы подчинены идее искупления грехопадения и заблуждений человечества, но замысел теологов сочетается с наивным реализмом исполнения. Фигурки большеголовые, неуклюжие, с едва намеченными чертами лиц и мешковатыми телами казались бы примитивными, если бы не удивительная красноречивость их жестов. Особенно точны и выразительны жесты в сцене грехопадения Адама и Евы. Здесь берет начало та дидактичность средневекового церковного искусства, та его адресованность массам верующих, которая стала одним из главных признаков в романскую и готическую эпоху[27].

Все черты «оттоновского» искусства - тяжесть масс и ясность объемов в архитектуре, выразительность жеста, последовательность повествования и пафос духовности в изобразительном искусстве - являются уже чертами романского стиля . Но в полной мере этот стиль охватил всю Европу с XI века, хотя, казалось бы, в эпоху феодальной раздробленности, роста сепаратистских сил было меньше всего возможностей для формирования общеевропейского стиля. Безусловно, это породило обилие и пестроту региональных художественных «школ», вариантов романской архитектуры, живописи и скульптуры.

 

Зрелое средневековье. В это время широко распространяется культ «чудотворных» мощей, паломничество, крестовые походы. С распространением феодального землевладения появился новый тип сооружения - феодальный замок, окруженный стенами, с несколькими постройками, в том числе с башней - донжоном.

Но по-прежнему романское искусство - это преимущественно монастырское искусство. Архитектура развивается поэтому под влиянием не только античности, каролингского и оттоновского возрождения, но и византийского, сирийского, арабского зодчества.

Общие принципы для всех храмов: большое каменное сооружение типа базилики; увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства; размещение под хором перекрытых сводом крипт - подземных помещений для хранения реликвий и погребений; башни над средокрестием и по фасаду; большой толщины стены; узкие окна и двери; каменные крестовые сводчатые перекрытия и полуциркульные арки. Сводчатые каменные конструкции составляют главное техническое и художественное завоевание романской эпохи. Храмы были величавы, строги и суровы.

Наиболее яркие архитектурные сооружения этой эпохи - соборы в рейнских городах Шпрейере, Майнце и Вормсе. Гладкие прежде стены храмов теперь расчленяются вертикальными тягами, горизонтальные членения подчёркиваются карнизами, арочными и орнаментальными фризами или глубоко прорезающими толщу камня арочными галереями. Появилась на стене светотень. Вся плоскость её как бы пришла в движение. Меняется также интерьер храмов.

Вормсский собор... Он подобен кораблю. Над средокрестием - массивная башня, с востока храм замыкает выступающее вперед полукружие апсиды. Еще четыре узкие башни с шатровыми вершинами сторожат храм с восточного и западного концов. Архитектурный декор очень сдержан - всего лишь аркатуры, подчеркивающие основные линии стен. Внутри - целый мир странных, волнующих образов. На капителях и подножьях колонн, на окнах, на рельефах стен и дверей - кентавры, львы, полуящеры-полуптицы и всякие химеры. Они находятся порой в компании со святыми и присутствуют при «священных собеседованиях». Эти образы из язычества, из сказок, басен, эпоса.

На рубеже XI - XII в.в. начался расцвет монументальной скульптуры в Западной Европе, возродилось стремление украсить ею архитектурные сооружения. Пластическое мышление эпохи выразило себя не в статуе, а в каменном рельефе, покрывающем фасады и капители церковных зданий. Рельеф по стилистике прочно связан с миниатюрой и настенной живописью: те же деформации фигур (чрезмерное увеличение одних частей тела - носителей жеста), иерархия размеров фигур по их идейной значимости, та же угловатость движений и драпировок, что было связано со стремлением эстетически переживать если не телесность, то материальность, весомость человеческой фигуры.

Основная тема романской скульптуры - прославление могущества Бога, его грозной и безграничной власти над смертными. Местом для этого служил, как правило, тимпан, где помещалась сцена Страшного суда. В целом же рельеф дал возможность церкви ярко, эмоционально влиять на массового зрителя, воздействовать на его сознание.

Романское искусство не наделяло, как правило, человеческий образ благородством и красотой. Человек в романской скульптуре слаб и ничтожен и перед грозным ликом Вседержителя, и перед дьявольскими кознями, и перед опасностями и чудесами мира. Скульпторы населили храмы целыми сонмами чудовищных и демонических существ.

Переход к новому этапу развития средневекового искусства начался во второй половине XII века. Изменения раньше всего обозначились во Франции, поэтому современники долго называли распространившийся оттуда стиль «французской манерой». Позднее за ним закрепилось название «готика» - готический стиль. Термин «готика» условен. Впервые он появился у итальянских писателей ХУI века, которые, обозначили им искусство Средневековья в целом, считая его варварским, диким, враждебным Античности, подобно тому, как некогда готы были врагами и разрушителями Рима. В XIX веке готическим стали именовать заключительный этап истории средневекового искусства в Западной Европе - с конца романской эпохи до начала Возрождения.

Готика возникла в период расцвета феодализма, небывалого могущества католической церкви, которая претендовала на господство над всем западным миром. Готическая архитектура и скульптура были связаны с жизнью новых центров культуры - городов, - все более настойчиво отстаивающих свою независимость от феодальных властителей.

Главный феномен искусства готики - ансамбль городского собора, вздымающего ввысь свои башни и шпили. Собор был важнейшим центром общественной и идейной жизни средневекового города. Здесь исполнялись религиозные обряды, происходили публичные диспуты, совершались важнейшие государственные акты, читались лекции студентам средневековых университетов, разыгрывались культовые драмы и мистерии.

По сравнению с романской эпохой, в готическую значительно возросло художественное значение светского строительства. Замки не утратили своего значения, совершенствовались их оборонные сооружения, но нашлось место и для дворцовых построек. Новые виды зданий появились и в городах, в них постепенно выделялись два главных общественных центра - рыночная и соборная площади. Появилась ратуша с высокой сторожевой башней, на втором этаже которой располагался городской совет, внизу - лавки именитых граждан и склады, в ней вершился суд, хранилась городская печать и городская казна. В городах стали строить дороги и мосты.

И все же основная доминанта готики - грандиозные городские соборы. Новый художественный образ рождался во взаимосвязи с формированием принципиально иной концепции мироздания, отражавшей динамизм, внутреннюю одухотворенность, чуткость и индивидуальному эмоциональному миру, новое понимание образа человека с его реальными масштабами. Этому способствовало расширение европейских горизонтов, изучение других стран и народов в результате крестовых походов, разумный подход к их образу жизни; всё большее понимание многоликости и сложности мира. Люди того времени стремились создать целостную и обозримую его картину.

Первые шаги на пути сложения готики были сделаны в королевском доме в Иль-де-франс. Именно во Франции были построены первые готические соборы - Нотр-Дам в Париже, в Лане, Амьене, Реймсе, Шартре, церковь Сен-Дени и др.

Каковы черты и в чем сущность готической церковной архитектуры и декоративного оформления? Это нарастание рациональных элементов и сильные реалистические тенденции. Конструкция готического храма - это как бы каркас, или скелет, здания, сочетающий в себе несущие столбы (колонны), свод на нервюрах стрельчатой формы, систему аркбутанов и мощные контрфорсы. Нервюры - это пересекающиеся по диагонали стрельчатые арки. Их тяжесть принимают на себя вертикальные опоры (столбы), распор же передаётся примыкающим к наружным стенам контрфорсам при помощи полуарок (аркбутанов), которые перекинуты над крышами низких боковых нефов и подпирают основания нервюр. Все это создаёт легкость, воздушность конструкции.

В готическом храме глубоко продуманы декоративные формы архитектуры. Снаружи здания глаз видит небольшие башенки со шпилями на контрфорсах, высокие фронтоны над окнами и дверями, навершия башенок и пинаклей (фронтонов), стилизованные листья вдоль аркбутанов и по ребрам башенок, двухбашенные трёхъярусные фасады здания, украшенный портал, в центре которого большое круглое окно - роза. Добавьте к этому обилие скульптуры, украшающей фасады и другие части храма и создающей впечатление каменного кружева.

Внутри здания предусмотрено тройное деление по вертикали (по этажам), декоративная галерея над ярусом аркад, а выше - большие окна, дающие прямой свет главной части собора. Но самое интересное - это цветные витражи вместо фресковой живописи.

Храм и снаружи и внутри всеми своими конструкционными и декоративными элементами устремлен ввысь, в небо, к Богу.

В сложившемся синтезе готики - архитектуре, живописи (витражи) самое, пожалуй, главное - скульптура. В соборах в Шартре, Амьене, Реймсе не менее двух тысяч скульптур в каждом! Причем главенствует не рельеф, а круглая пластика. Для готической скульптуры, в отличие от раннего Средневековья, характерен переход от абстракции к явлениям реального мира, усиливается роль светских сюжетов, важное место начинает занимать портрет (короли, прелаты, рыцари, крестьяне). Скульптура отражает Священное писание, деяния пророков, апостолов, святых, судьбу «Святого семейства» и другие религиозные сюжеты. Эти фигуры стали более реалистичными, человечными, индивидуализированными.

В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Теперь теологов и художников привлекают не столько сотворенные им чудеса, сколько его земная жизнь, человеческие качества, милосердие и душевное благородство. Вершиной достижений готической скульптуры считается статуя Христа на Западном фасаде Амьенского собора. От всего его облика веет твёрдостью духа, пасторской убежденностью, наставнической требовательностью. Их можно прочесть в плотно сжатых губах, в поднятой вверх для благословения руке, в решительности, с какой Амьенский Христос попирает символы греха и смерти - льва и химеру. Фигура прекрасно задрапирована.

Вообще готический собор рассматривался как структура Вселенной, история божественного мироздания: на западном фасаде (на закате) – «Страшный суд», на северном - ветхозаветные сцены и персонажи, на южном - сюжеты Нового завета. Восточная часть - апсида - на внутренней стороне несла всю информацию о Христе как о начале новой жизни, новой веры, новой идеологии.

Витражи - наборные изображения из расписанного и цветного стекла - были известны на территории Франции задолго до готической поры, использовались и романскими архитекторами, но подлинный расцвет витражное искусство пережило в архитектуре готики.

Цветной свет, падающий из окон храма, рождает особое чувство среды, преображенного бытия в ней каждого предмета, привносит в торжественное и стремительно напряженное внутреннее пространство собора оттенок ликующей лучезарности, сокровенной сосредоточенности. Сюжетами витражей было Священное писание, героика средних веков, городская и сельская жизнь. Витраж, вытеснивший в готике настенную живопись, открыл пути формирования нового вида искусства - станковой живописи, в ней родился французский портрет Нового времени (ХIV в.).

В готическом стиле строились и здания гражданской архитектуры - дворцы, замки, замковая ограда, городские укрепления.

Во второй половине ХIII века во Франции, во время правления Людовика IX активно развивалось книжное искусство, в том числе книжная миниатюра в готическом стиле. Лист готической рукописи с рассыпанными сюжетными инициалами и малыми буквицами, имевшими орнаментальные ответвления в виде «усиков», производил впечатление филиграни со вставками из драгоценных камней и эмалей.

К лучшим книжным миниатюрам относится «Псалтырь Людовика Святого» (IХ в.). Текст книги предваряют 78 больших миниатюр со сценами Ветхого завета. Каждое изображение заключено в рамку, воспроизводящую формы готической архитектуры, которые стали в это время основным мотивом и ювелирных изделий, и реликвариев. Под остроконечными стрельчатыми оградами легкие фигурки движутся то необычайно живо, то этикетно - условно.

В ХIII веке готика получила всеевропейский резонанс. «Французская манера» пришла в Англию, Германию, Скандинавские страны, Польшу, Чехию. Но каждая страна внесла в готический стиль свои особенности, свой колорит.

Скульптура германских соборов более экспрессивна и индивидуализирована. В этом отношении показательно «Успение Богородицы» в тимпане Страсбургского собора. По сторонам двухчастного портала установлены фигуры торжествующей Церкви и поверженной Синагоги. Противоположность образов, исход поединка представлены скульптором как контраст душевных состояний персонажей, выявлены в пластической выразительности позы и жеста. Характерный для готики S-образный изгиб тела в каждой из статуй получает своё особенное значение: у Церкви - это победное движение откинутой головы и корпуса, в никнущей позе Синагоги звучит горечь поражения и бессилия.

 

Позднее средневековье. В ХIV веке готическое искусство уже полностью господствовало в католической Европе. Оно оставило свой след в Прибалтике, Чехии, даже проникло в Новгород, где строители Грановитой палаты использовали в ХV веке принципы готической архитектуры. Широкое распространение принципов готики в Европе получило название «интернациональной готики». Для неё характерна аристократическая утонченность, мягкие и гибкие переходы форм, изящная отделанность рисунка, склонность к ложной символике и иносказанию. «Интернациональная готика» была последней данью унифицирующим тенденциям средневекового искусства, с его господством канонов и твердо установленных правил.

Поздняя готика французских соборов, вычурная, изящная, называется «пламенеющей», т.к. проёмы оконных переплетов были оформлены в виде языков пламени.

Позднесредневековая культура с её интересом к человеческим переживаниям, чувствам и характерам, реальным событиям в реальной стране, реальным живым людям, интересом к личности архитектора, художника, поэта, сказителя, ученого - есть одновременно уже и ренессансная культура.

В культуре средневековой Европы важную роль играла литература. Литературный процесс в этот период имел свои особенности: отсутствие единства, неравномерность развития, разные уровни и темпы, - т.е. носил ярко выраженный переходный характер. Рядом с очень зрелой латинской литературой, опиравшейся на античный опыт, существует устная словесность молодых варварских народностей, одни из которых сложатся когда-то в нации и станут обладателями развитых литератур, другие переживут недолгую пору расцвета (валлийцы, отчасти провансальцы), третьи же вскоре сойдут с исторической арены, оставив неясный след в европейской культуре (готы, галлы).

Особенность и в том, что первоначально латинская литература существует почти вне каких-либо контактов с фольклором молодых народностей. Это как бы два мощных потока, никак не смешивающихся между собой, даже географически. Латинская литература функционирует в старых, сложившихся еще в древнеримскую эпоху центрах (в т.ч. - в Северной Африке), а фольклор молодых народностей и племён - на периферии Римской империи - на Британских островах, в Скандинавии, на лесных просторах немецких земель.

В этих условиях роль латинской литературы значительна и многообразна. Прежде всего она - хранительница античных культурных традиций. Обращение средневековых латинских писателей (Лактанций, Амвросий Медиоланский, Иероним, Августин, Фома Аквинский, Боэций, Кассиодор и др.) к книгам Цицерона, Вергилия, Овидия, Апулея, а через переводы на латинский язык - к Платону, Аристотелю и другим древнегреческим авторам сделало их опыт достоянием возникавших молодых литератур, что станет особенно очевидным в период зрелого феодализма. Следовательно, латинская литература в своём развитии от Античности к раннему, а затем и зрелому Средневековью, не знала перерывов и остановок. Она, как и латинский язык, стала объединяющей силой западноевропейской культуры, способствуя знакомству с античной «ученостью». Эту роль латинская литература сохраняет и позже, в период зрелого Средневековья, но тогда её соотношение с литературами на новых языках оказывается уже иным: вместо единственного представителя письменной словесности перед нами - один из её представителей, хотя и утративший своё ведущее положение, но создавший на латинском языке литературные памятники, отмеченные исключительным вкусом и художественной ясностью.

При всей подчиненности латинской литературы религиозной идеологии она несла в себе значительные духовные ценности, открывая и защищая в человеке новые стороны его души, поднимая этические проблемы, что подчас не имело ничего общего с ортодоксальной верой. В этом переплетении учёного гуманизма с гуманизмом христианским человек выступал в сложном противоборстве своих душевных качеств, и низменных и возвышенных, он как бы был червем, прахом, и в то же время нёс в себе частицу божества.

Самым выдающимся писателем и поэтом во время правления Карла Великого был Алкуин (около 735 - 804 г.г.), блестящий полемист и отличный знаток латыни и теологии. Он оставил большое литературное наследие: учебники, составленные им по собственной методике для детей императора, морально-философские сочинения - вроде рассуждения о душе человеческой; элегии и поэмы о жизни монастырей, богатые живыми деталями; жития святых, цикл эпиграмм и около трёхсот стихотворений и прозаических посланий. В произведениях Алкуина представлена сложная смесь античных и библейских понятий, объединенная общехристианской религиозной и жизненной концепцией.

На латинском языке развивались религиозные жанры литературы -литургическая поэзия и агиография, дидактика, аллегорическая поэзия. Литургическая поэзия, латинская гимнография - одна из самых богатых и ярких страниц средневековой европейской культуры.

На латинском языке развивались и светские жанры литературы. Переходным между клерикальными и светскими жанрами литературы была историография, истоками которой были хроника и летопись. Историография чаще всего являлась средством сохранения и распространения национальных литературных и фольклорных сюжетов через латынь на всю Западную Европу. Таковы сказания о Карле Великом, «Деяния Датчан» Саксона Грамматика, к которым восходит сюжет «Гамлета» Шекспира; «История королей Британии» Гольфрида Монмутского (отсюда растеклись по Европе сюжеты романов об Артуре, Мерлине и их подвигах ), «Деяния Фридриха I» и др.

Разрабатывалась в средние века и латинская лирическая поэзия светского содержания - стихотворные послания, элегии, дидактические поэмы, новеллы в стиха – «элегическая комедия». Образцами для светской поэзии были Вергилий, Гораций, Теренций и особенно - Овидий. Одна особенность этой лирики: она почти не имела точек соприкосновения с рождающейся лирикой на народных языках.

Исключительного и на первый взгляд неожиданного расцвета достигла латинская поэзия в вагантской среде. Слово «вагант» - значит «бродячий», оно издавна применялось к священникам без прихода и к монахам, покинувшим монастырь, которые скитались из города в город. Подпали под него и школяры, в поисках знаний менявшие школу за школой. Перепроизводство интеллигенции после крестовых походов привело к тому, что молодым лирикам трудно стало найти приход, учительскую кафедру, службу в канцелярии. В ожидании этого они скитались с места на место, кормясь подаяниями аббатов, епископов и светских сеньоров и платя за это латинскими славословиями.

Ваганты очень беспокоили духовные власти, поэтому принимались суровые постановления, чтобы обуздать «буйство» и «шутовство» этой братии; их называли ещё «голиарды» («чертовы слуги», «обжоры»), из этого слова вырос миф о гуляке и стихотворце Голиафе, последователи которого будто бы образовали бродячий орден со своим уставом, особыми порядками.

Три имени, принадлежащие трем поколениям, выступают для нас из этой безымянной стихии - Гугон (прозвище Примас) Орлеанский, Архипиита (прозвище, подлинное имя неизвестно) и Вальтер Шатильонский. Ваганты сочиняли стихи на разные темы и по любому значительному поводу - призыв к крестовому походу, религиозные стихи, сюжетные стихи и песни (о Трое, о Дидоне и др.). Главными предметами вагантской поэзии были любовь и сатира. Любовь вагантов чувственнее, эмоциональнее, окраска её мажорнее, чем, например, у трубадуров. Сатира вагантов яркая, чаще всего касается монахов и прелатов с их взяточничеством, алчностью, кумовством:

 

Алчность желчная царит в Риме, как и в мире;

Не о мире мыслит клир, а о жирном пире,

 

 

Не алтарь в чести, а ларь там, где ждут подарка,

И серебряную чтят марку вместо Марка[28].

И все же вагантская сатира была не критикой, а самокритикой духовного сословия, ибо только оно хранит драгоценную латинскую культуру. Ко всем остальным сословиям вагант относится свысока. Это и определило недолговечность вагантской поэзии: она не пережила клерикально-рыцарского периода европейской культуры.

Героический эпос. Составляющая художественную вершину французского эпоса «Песнь о Роланде» является одновременно и древнейшей из поэм. Она повествует о битве в Ронсевальском ущелье, в Пиренеях, французского отряда, подвергшегося нападению сарацин (мавров) в конце испанского похода Карла Великого. Арьергард французского отряда во главе с племянником Карла Роландом героически погибает во имя «милой Франции» и христианства. Сюжет имеет реальную основу - поход Карла Великого в Испанию, - но в хрониках нет в числе погибших рыцарей Роланда. Видимо, это уже народное предание сделано его героем Ронсевальской битвы. В «Песне» идеализирована вассальская верность, которая как бы перерастает в преданность Родине. Но преданность Родине трактуется в плане священной войны христианского Запада с мусульманским Востоком. Однако это не превращает «Роланда» в произведение клерикальной культуры. Даже духовный пастырь франков, сражающихся в ущелье, архиепископ Турции - смелый воин, требует от других прежде всего воинской отваги. «Песнь о Роланде» - строгий воинский эпос, здесь нет быта, мирной жизни, вместо пиров видим лишь военный совет, наиболее подробно описываются вооружение и боевые поединки.

Вершина немецкого эпоса - знаменитая «Песнь о Нибелунгах», поэма из 39 глав («авантюр»), включающая около десяти тысяч стихов, -. сложилась окончательно около 1200 года в австрийских землях. В этом произведении практически нет языческой мифологии, сильно трансформируется фаталистическая концепция сюжета, сильны элементы рыцарского романа, ярко показаны внутренние коллизии Вормсскoro двора и королевского дома Бургундов. Род и племя постепенно заменяются семьей и феодальной иерархией. Кримхильда мстит не мужу за братьев, а братьям за мужа. Можно говорить и о других особенностях «Песни», но следует подчеркнуть другое – «Песнь о Нибелунгах» вызвала к жизни (XIX в.) большое количество драматических произведений (Геббель, Ибсен, Вагнер). Особенно знаменита музыкально-драматическая тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга».

Героический эпос - исторически преходящая форма, тесно связанная с фольклорными истоками и определенным социальным укладом. В период расцвета городской средневековой культуры он отступает перед рыцарским романтическим эпосом (куртуазным романом), который отчасти опирается на эпико-героическое наследие, отчасти его преодолевает.

Ярким и многообразным проявлением антиаскетических устремлений, охвативших широкие слои феодального общества Западной Европы в пору зрелого Средневековья, стала куртуазная лирика, в которой, по словам академика В.Ф. Шишмарёва, «впервые был поставлен вопрос о самоценности чувства и найдена поэтическая формула любви».

Куртуазная лирика родилась в Провансе, в творчестве трубадуров (от прованс. trobar - находить, создавать), широко распространилась в Италии, особенно в Сицилии; в Северной Франции - в лирике труверов, - а также в немецкой поэзии так называемого «миннезанга» (буквально - любовная песня, хотя подлинное его содержание шире любовной тематики).

Куртуазная лирика не была - при всем своем многообразии - поэзией исключительно рыцарского сословия. Не была поэзией лишь на любовные темы, в ней были весьма сильны сатирический, дидактический и политический элементы. Но любовная тематика преобладала. Несомненно, что куртуазная лирика создавалась мирянами и была обращена к их мирским делам. Но это не делало их поэзию внерелигиозной. Более того, образный строй куртуазной лирики порой широко вбирал в себя религиозную символику, в её терминах описывая любовное чувство. Не случайно в лирике труверов, например, особое место занимают песни о крестовых походах, где автор скорее сожалеет о вынужденной разлуке со своей милой, чем об отвоевании гроба Господня:

Увы! Любовь, зачем ты мне велела

Последний раз переступить порог

Прекраснейшей, которая умела

Так много лет держать меня у ног!

Но вот настал разлуки нашей срок...

Что говорю? Уходит только тело,

Его призвал к себе на службу Бог,

А сердце ей принадлежит всецело[29].

Рыцарский роман возник и расцвел в ХII веке. Термин «роман» обозначал на первых порах только стихотворный текст на живом романском языке, в отличие от текста на языке латинском. Основным ареалом рождения романа были страны романского языка, точнее, французские земли. На возникновение романа влияли романо-германо-кельтская словесная традиция, византийская литература в её связях с античностью и культурами Востока. Латинская христианская традиция (и ортодоксальная, и во многом апокрифическая) вошла в рыцарский роман как определенная моральная основа, противопоставлявшая христианина-рыцаря «неверному» и вообще дававшая рыцарю ощущение принадлежности к христианскому миру. Существенным истоком романа являются фольклорные основы - сказки, песни, сказания.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь