Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I.Культурные традиции и культурная модернизация.



II.Охрана и использование культурных ценностей.

III.Постиндустриальная цивилизация и кризис культуры ХХ века

IV.Концепции современных исследователей о будущем культуры.

 

Основная литература

К первому вопросу: Культурные традиции и культурная модернизация.

1. Аванесов Г.А. Культурно ориентированная модернизация России //Социально-гуманитарные знания. 2000, № 4.

2. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. СПб., 2000.

3. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // СОЦИС. 1996, № 5.

4. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998. Гл.7 Культурная традиция и этнос.

5. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская Этнография, 1981. №2.

6. Мильдон В.И. Русская идея в конце ХХ века. //Вопросы философии. 1996, № 3.

7. Плахов В.Д. Традиции и общество. М., 1982.

8. Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность // Советская Этнография, 1981. №3.

Ко второму вопросу: Охрана и использование культурных ценностей.

1. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М., 1979.

2. Кривцун ОА. Актуализация художественного наследия и проблема культурной преемственности // Теории, школы, концепции. М., 1990.

3. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М., 2000.

4. Петрова Н.Ф. Частные коллекции, меценатство, му­зеи (социокультурологический анализ) // Социс. 1996. № 7.

5. Разгонов С.Н. Хранители вечного. М., 1975.

6. Ямщиков С. Спасенная красота. Рассказы о реставрации памятников искусства. М., 1986.

К третьему вопросу: Постиндустриальная цивилизация и кризис культуры ХХ века.

1. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990.

2. Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблемы социологии и метафизики техники) //Вопросы философии. 1989. №2.

3. Делокаров К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность.1994. № 2.

4. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи //Вопросы философии. 1999. № 5.

5. Кутырев В.П. Экологический кризис, постмодернизм и культура //Вопросы философии. 1996. № 11.

6. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. №3.

7. Маца И. Проблемы художественной культуры XX века. М., 1969

8. Ортега-и - Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. «Диагноз кризиса», с. 427-505.

10. Сравнительное изучение цивилизаций. Сост. Б.С. Ерасов. М., 1998. Гл. 6, 9, 10, 13, 16, 17.

11. Уайт-мл Л. Исторические истоки нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

12. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии, 1997. №1.

К четвертому вопросу: Концепции западных и отечественных исследователей о будущем культуры.

1. Ионов И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века // Общественные науки и современность, 1999. № 2.

2. Гумилев Л. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. С. 100-103

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. Заключение: «Есть ли у китайской цивилизации будущее? » С. 597-616.

4. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000. Глава третья.

5. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.

6. Полищук М.Л. В преддверии натиска третьей волны. Контуры планетарной цивилизации. М., 1989.

7. Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии, 1987. № 6.

8. Рудометоф В., Робертсон Р. Глобализация, микросистемная теория и сравнительная теория цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С.Ерасов. М., 1999.

9. Фейинберг И.Л., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего как программа развития // Вопросы философии. 2000. № 5.

10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 190 –194.

11. Хантингтон С.Столкновение цивилизаций. М., 2005.

12. Фукуяма A. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3.

13. Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии.1991. №3.

14. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.

15. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2002.

Учебно-методические материалы

1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.

2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. Гл. 1, 4. Часть 1.

3. Белик А.А. Культурология. М., 1998. Разд. 1; 4, гл. 3, 4, 5.

4. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995, гл. VШ.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1998. Часть Ш, гл. 14, 15.

6. Карпушин С.В., Карпушин В.Г. История мировой культуры. М., 1998. Гл. 29. «Культура ХХ века - пути развития». (Прогноз на будущее).

7. Культурология. Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону. 1999. Разд. 1, § 1; разд. 2, § 2.6 2.6; 2.7; раздел 3, § 3.5; раздел 4 (Приложение) § 4.1; 4.6; 4.7; 4.8.

8. Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995. С. 281-399.

9. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. Гл.7.

10. Радугин А.А. Культурология. М., 1997. Раздел: «Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления».

11. Силичев Д.А. Культурология. М., 1996. Гл. 32 «Охрана культурного наследия»э

 

Дополнительная литература

1. Авдеев Р. Философия информационной цивилизации. М., 1996.

2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

3. Батракова С. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX века. М., 1990

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

5. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952-1999. М., 2000.

6. Давыдов Ю.Н. Культура – природа – традиция //Традиция в истории культуры. М., 1978.

7. Дилигенский Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. №3.

8. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. М., 1993.

9. Иоселиани А.Д. Техносфера в контексте глобализации // Социально-гуманитарные знания. 2002. №1.

10. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.

11. Капица С. П., Курдюмов С. В., Малиновский Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.

12. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000.

13. Кива А.В. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки и современность. 2001. № 2.

14. Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. № 10.

15. Кондратенко С. В. Тенденции развития экологической ситуации на переломе двух веков// Человек техногенной цивилизации на рубеже двух тысячелетий. Калининград, 2000.

16. Лихачев Д.С. Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.

17. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография, 1981, № 2.

18. Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах. Том первый. М., 1995.

19. Савицкая Т.Е. Глобализация – 2 //Полис. 2001. № 5.

20. Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность. Советская этнография, 1981. №3

21. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

22. Традиция в истории культуры. Под редакцией В.А. Карпушина. М., 1978.

23. Чучин-Русов А. Конвергенция культур. М., 1997.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое преемственность и культурное наследие?

2. В чем состоит важность проблемы сохранения культурного наследия?

3. Объясните, в чем суть понятия «традиция» и как Вы соотнесете его с понятием «культура»?

4. Что вы можете сказать о глобальных проблемах и их важности для судеб мировой цивилизации?

5. Каковы пути выхода из экологического кризиса?

6. В чем содержание концепции диалога культур?

7. Индустриальное общество и массовая культура.

8. Средства массовой коммуникации и их роль в политике и культуре.

9. Что такое постиндустриальное общество и каковы его культурные характеристики?

10. Основные проблемы мировой художественной культуры ХХ века.

11. Мировоззренческие основания модернистского искусства.

12. Основные черты и особенности массовой культуры.

13. Что такое постмодернизм?

14. Сущность постмодернизма в искусстве.

15. Идеи кризиса культуры в творчестве западноевропейских и русских мыслителей ХХ века.

16. Концепции современных западных и отечественных исследователей о будущем культуры.

17. Что представляли собой авангардистские течения в живописи? Назовите ос­новные направления и их представителей.

18. Как вы понимаете проблему «дегуманизации» в искусстве и кто из ученых впервые сформулировал ее?

Основные термины и понятия

Авангардизм; глобализация; дегуманизация; массовая культура; модернизация; модернизм; постиндустриальное общество; постмодернизм; традиция; элитарная культура.

Темы рефератов:

1. Культурное наследие как основа цивилизации.

2. Преемственность и новаторство в культуре.

3. Культурные традиции народов мира (по выбору).

4. Место интеллигенции в процессах модернизации.

5. Понятие «постмодерн» в философии, искусстве, религии.

6. Культура ХХ века: проблема элитарности и массовости.

7. Культурное наследие в современных условиях.

8. Феномен тоталитаризма в европейской культуре.

9. Роль науки и религии в мировом современном процессе.

10. Специфика и функции массовой культуры.

11. Научно-технический прогресс и развитие современного искусства.

12. «Гипертекст» как феномен информационной культуры.

13. Кино как феномен культуры ХХ века.

14. Что такое постмодерн?

15. Постмодернизм как феномен культуры ХХ века.

16. Проблема будущего в современной научно-фантастической литературе.

17. Социальные, культурологические и нравственные проблемы экранной культуры.

 

Проблемные вопросы и упражнения.

  1. Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, которая отличает гуманность от варварства»?
  2. Культура есть «память» традиции, или изобретательство, творческая деятельность?
  3. Как соотнести с понятием «культурное наследие» утверждение Эдуарда Эррио «То, что останется, когда уже все забыто, — это и есть культура»?
  4. Прокомментируйте слова Д.С. Лихачева «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стра­не... Убить человека биологически может несоблюдение законов би­ологической экологии, убить человека нравственно может несоблю­дение экологии культурной».
  5. Как Вы считаете, афоризм, который любил Л.Н. Тол­стой: «Кто владеет прошлым — тот владеет настоящим, кто владеет настоящим — владеет будущим», остается актуальным?
  6. В 20-х годах XX века Н. Бердяев в работе «Новое средневековье» писал: «Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира... Все привычные категории мысли и формы жизни самых «передовых», «прогрессивных» и даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего... Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовности — все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человека от ритма природы. Машины, техника, та власть, которою она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фантазии, направляют жизнь человека к фекалиям, которые производят впечатление наиреальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения». Как Вы считаете, приложимы ли его характеристики к современной действительности?
  7. Прочитайте отрывок из книги французского ученого и философа Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955) «Фено­мен человека» и обоснуйте свое отношение к проблеме: «По видимости, современный мир возник из антирели­гиозного движения. Человеку достаточно самого себя. Разум взамен религиозного верования. Наше поколение и два предшествующих только и слышали, что о кон­фликте между религиозной верой и наукой. До такой степени, что однажды казалось — вторая должна ре­шительно заменить первую. Но по мере продолжения напряженности становится очевидным, что конфликт должен разрешиться в со­вершенно иной форме равновесия — не путем устра­нения, не путем сохранения двойственности, а путем синтеза. После почти двухвековой страстной борьбы ни наука, ни вера не сумели ослабить одна другую. Но совсем даже напротив, становится очевидным, что они не могут развиваться нормально одна без другой по той простой причине, что обе одушевлены одной и той же жизнью. В самом деле, ни в своем порыве, ни в своих истолкованиях наука не может выйти за пределы самой себя, не окрасившись мистикой и не заряжаясь верой... Религия и наука — две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить…»
  8. Испанский философ Х. Ортега–и-Гассет (1883-1955) рассуждал: «Массы внезапно стали видны, они расположились в местах, излюбленных «обществом». Они существовали и раньше, но оставались незаметными, занимая задний план социальной сцены; теперь они вышли на авансцену, к самой рампе, на места действующих лиц. Герои исчезли, остался хор». Какие особенности «массовой культуры» Вы можете вывести, следуя логике философа?
  9. Сегодня намечаются два противоположных пути решения кризисных явлений в культуре. Один — это надежда разрешить кризисные явления культуры на путях разума, науки, образования, за счет разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всему, изменение ориентиров развития науки и технологии. Второй путь разрешения кризисных явлений можно назвать «альтернативным» или «эзотермическим». Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более «естественным» для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободного от власти техники. Какой из этих двух путей Вы считаете более предпочтительным?
  10. М.М. Бахтин утверждал: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, какие она себе не ставила, мы ищем в ней ответы на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины. Без своих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чужого (но, конечно вопросов серьезных, подлинных). При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются». Как можно назвать подобную установку в видении будущего культуры?
  11. Какие причины обостренного внимания к культуре в ХХ веке вы можете назвать?

Темы индивидуальных заданий

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь