Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика телевизионного дискурса



 

Телевидение сегодня по праву признается ведущим по силе своего воздействия на носителей языка среди других форм масс-медиа. Ни одно из многочисленных достижений научно-технической революции не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие столь коренного и всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевидением - «самой популярной формой проведения свободного времени во всем мире».

Лингвисты заинтересовались изучением данного социального феномена вслед за политологами, психологами, социологами, журналистами. Лингвистические исследования последнего десятилетия посвящены рассмотрению вопросов моделирования массово-коммуникационной деятельности, технологии манипулирования, стратегии воздействия средств массовой коммуникации на массовую аудиторию, анализу подвергается дискурс масс-медиа (как правило, дискурс печатных изданий). Однако телевизионный дискурс остается малоисследованной областью. Исследования, проведенные в этом направлении, носят экспериментальный характер или посвящены специфике незначительного числа телевизионных жанров. Поэтому особый интерес представляет жанровое многообразие современного телевизионного дискурса по тематическому, структурно-композиционному и стилистическому признакам.

Особое место в системе комплексного информационного воздействия занимает телевизионный дискурс. Выступая в качестве междисциплинарной категории, телевизионный дискурс предстает не только в качестве некоторого набора языковых и визуальных знаков, но и как социокультурный феномен. Будучи социальным знаком или объединением таковых в определенной семиотической системе, телевизионный дискурс как комплексный знак, как своеобразное «произведение искусства» (режиссера, оператора, выпускающего, редактора и его помощников, ведущего и др.) сообщает информацию, оказывает воздействие, и таким образом является специфическим дискурсом, отражающим сложную семиотическую структуру взаимосвязи вербальных и авербальных (визуальных) средств в едином комплексе, погруженном в конкретное социальное пространство.[13]

Можно говорить о новой форме вещания, о взаимодействии телекоммуникатора и телеаудитории в интерактивном режиме – в режиме диалога и, следовательно, о диалогичности телевизионного дискурса. В то же время это не доказывает, что современное телевидение полностью отказалось от монологической модели вещания и что мы, следовательно, не в праве говорить о существовании монологического или полилогического типов телевизионного дискурса. Возвращаясь к вышеуказанным базовым характеристикам теледискурса, рассматривающим последний как явление процессуальное, деятельностное, непосредственно соотносимое с реальным временем и ассоциируемое со звучащей устной речью, что они не учитывают всей глубины и многогранности исследуемого вопроса, и, следовательно, мы допускаем некоторое варьирование характеристик при исследовании жанровых разновидностей телевизионного дискурса. [14]

Телевизионный дискурс следует относить к диалогическому типу дискурса, обладающему своими специфическими характеристиками, главными из которых являются:

1) обязательное присутствие двух участников процесса коммуникации – адресанта и адресата;

2) взаимодействие телекоммуникатора и телеаудитории:

а) непосредственное - межличностное (например, в студии, съемочной площадке, на улице и т.п.);

б) опосредованное

· несимультанное (письма в редакцию; опросы, рейтинги и т.п., результаты которых получены посредством спутниковой, телефонной, мобильной, пейджинговой связи и сети Интернет);

· симультанное – общение в интерактивном режиме (звонки и сообщения непосредственно в студию в момент выхода программы в эфир).[14]

При анализе телевизионного дискурса можно опираться на достаточно разработанную теорию анализа медиадискурса, поскольку теледискурс в качестве разновидности дискурса массмедиа имеет практически ту же социальную задачу, сохраняет общие системные черты и обнаруживает общие инвариантные признаки.

Есть такое известное утверждение «The medium is the message». Медиум есть сообщение. Интересна интерпретация этого высказывания Б. Гройсом, указывающим, что «медиум, в котором субъект языка воплотил некое высказывание.., одновременно и параллельно последнему образует свое собственное высказывание - причем субъект сообщения редко осознает это высказывание медиума и никогда не может его контролировать.[15;, c.79] Применение данной трактовки к режиму телевизионного дискурса, где помимо явной коммуникативной интенции говорящего, присутствует еще и независимое от коммуникантов высказывание самого медиума (телевидения), позволит в дальнейшем практическом исследовании рассмотреть структурно-композиционную модель описания телепрограмм, включающую анализ именно таких, собственно телевизионных характеристик (особенностей видеоряда, музыкального сопровождения, заставок, типа кадров, и т. п.) Таким образом, данный подход обеспечит понимание того, каким образом канал телевидения влияет на текст сообщения.

Для анализа телевизионного дискурса необходимо установить его институирующие признаки, которые можно выделить путем сопоставления данного типа дискурса со смежными типами дискурса, близкими ему функционально и по определенным характеристикам. Телевизионный дискурс, рассматриваемый нами как телевизионная речь в ситуации социального взаимодействия телекоммуникатора и телеаудитории, представляет собой макросистему, в которой воплощается коммуникация весьма обширного круга людей, обладающих различными социальными, возрастными, профессиональными территориальными и культурными характеристиками. Телевизионная речь, позволяющая представить своего рода речевой портрет эпохи, рассматривается нами вслед за О.А. Лаптевой как некоторая весьма сложно организованная совокупность разновидностей, воплощающихся в различных жанрах. Изучение речевых жанров сегодня - это не столько лингвистическое описание структуры жанров или лексикологическое описание семантики имен речевых жанров в языке, сколько исследование жанров как важнейшего фактора диалогического общения людей, следовательно, прагматическое жанроведение рассматривает язык не только в связи с «человеком говорящим», но непременно в диалогическом контексте коммуникативной ситуации, а также - более широко - в контексте национально-речевой, социальной, духовной культуры[16; c. 27].

Жанры телевизионного дискурса классифицируются по тематическому, структурно- композиционному и стилистическому признакам вслед за С.Ю. Даниловым, рассматривающим жанр как «речевую единицу, которая воплощает интенциональное состояние, свяывающее адресанта и адресата, и строится по тематическим, стилистическим и композиционным канонам, закрепленным в культуре».[17; c. 218]

По тематическому признаку выделяются следующие жанры телевизионного дискурса и их разновидности, рассматриваемые как сложные речевые события: теленовости, телеобзор, фильм на ТВ (художественный фильм, документальный фильм, драма, мелодрама, боевик, комедия, приключения, триллер, ужасы, детектив, эротика), телесериал, телеспектакль, мультипликационный фильм (мультфильм для детей, мультфильм для взрослых), телеинтервью (портретное интервью, тематическое интервью, смешанный тип интервью [портретное + тематическое], телерасследование, телереклама (политическая, коммерческая, анонс), теледебаты, телешоу (ток-шоу, реалити-шоу, игровое шоу, комедийное шоу), телеигра, телевикторина, телеэкстрим, телепутешествие, телеклуб, телеинструкция, телешоп, телегороскоп, телелотерея, телешкола, музыка на ТВ (музыкальный концерт, музыкальная программа, музыкальный конкурс и т. д.), спорт на ТВ (Олимпийские игры, Чемпионат, Кубок и др.), патриотическая программа, программа о здоровье, научно-популярная программа, пародийно-юмористическая программа, кулинарная программа.

Следует отметить, что многие из появившихся за последнее десятилетие на отечественном ТВ жанров телевизионного дискурса, а также существовавшие ранее и видоизмененные в связи с переходом к субъектному взаимодействию телекоммуникатора и телеаудитории программы являются отражением протекающих и все более углубляющихся и расширяющихся интерактивных процессов на телевидении. Сегодня это не только письмо-заявка телезрителя с просьбой показать тот или иной фильм, исполнить в музыкальной программе любимую песню, найти родственника или знакомого и т. д., это самое активное участие телеаудитории в любом голосовании (ток-шоу, теледебаты, реалити-шоу и т. д.) с помощью телефонной связи (звонок в студию), пультов для голосования в студии или посредством интернет-голосования, это непосредственное участие телезрителя в самом процессе создания передачи: участие в дискуссии, в концерте, в расследовании, в юмористической программе, в процессе приготовления блюд в кулинарной программе и т. п. Конкретный, реальный телезритель впервые в телевизионном дискурсе выступает как активный субъект коммуникации, его личностные характеристики представляют интерес как для телекоммуникатора, так и для зрителя у экрана телевизора и зачастую становятся основой содержания телевизионной программы.

Постепенный переход от традиционного - «одностороннего», монологического типа телекоммуникации к интерактивному - «двустороннему», диалогическому типу, соответственно, расширяет палитру диалогических жанров, противопоставляемых по структурно-композиционному признаку монологическимжанрам. К первым из них мы относим следующие жанры телевизионного дискурса: теледебаты, ток-шоу, реалити-шоу, игровое шоу, телеигра, телеинтервью и т. п., в этом случае жанр рассматривается как речевое событие, основанное на использовании, как правило, неподготовленной, спонтанной речи; ко вторым - теленовости, телеобзор, телегороскоп - речевые события, в основе которых лежит подготовленная, неспонтанная речь. Данные признаки (спонтанность, неподготовленность, неспонтанность, подготовленность) обусловливают основные структурные различия указанных жанров телевизионного дискурса.

По стилистическому признаку вслед различают полярные жанры телевизионного дискурса: дикторское прочтение текста официальной информации, характерное для жанра «теленовостей», и запись скрытой камерой в естественной обстановке общения телекоммуникатора и не предупрежденного об участии в телевизионной передаче человека, например в программе «Скрытая камера» (жанр «пародийно-юмористическая передача»), в детективном ток-шоу «Опасная зона» (жанр «ток-шоу»), в программах жанра «телерасследование» и других. В первом случае жанр воплощается в ситуации речевого общения, основными признаками которого являются официальность и публичность, во втором - неофициальность и разговорность (использование обиходно-бытовой разговорной речи). Остальные жанры по деленным признакам располагаются посредине этой шкалы.

Исследуя телевизионную речь и анализируя тенденции развития телевизионных жанров и их языкового воплощения, О.А. Лаптева отмечает увеличение и расширение «свободных» жанров и соответственно сокращение «протокольной» части телепередач. Данная тенденция, как справедливо замечает автор, напрямую связана с повышением эффективности воздействия телеречи и «конкретно проявляется в стремительной перестройке стиля телевизионных передач, в бурном росте и возникновении все новых и новых передач «разговорного» жанра... Многие из них идут в прямой эфир, то есть никак не редактируются по языку» [18].

В дикторской, неспонтанной речи, характерной для жанров «теленовости», «телегороскоп телегороскоп», «телеобзор», также наблюдаются изменения. Все чаще в этом случае диктор выступает с экрана как человек с собственной позицией и взглядами; допускается быстро-говорение, членение речи не по синтагмам, а по сегментам; оговорки, которые раньше не допускались в речи дикторов, становятся такими же привычными, как в речи других людей; дикторы позволяют себе отступления от написанного текста.

Таким образом, по стилистическому признаку выделяются полярные жанры телевизионного дискурса: «публицистические» и «разговорные», но эта поляризация не абсолютна, ибо телевизионный дискурс не статичен, напротив, его характеризует стремление к интерактивности, диалогичности, к равноправному, партнерскому взаимодействию обоих субъектов коммуникативного процесса - телекоммуникатора и телеаудитории. Кроме того, можно говорить лишь о некоторой относительности выделения «разговорных» жанров телевизионного дискурса, поскольку телевизионная речь, в которой наблюдаются элементы разговорности, не становится разговорной речью, а по своему строению напоминает разговорную речь и в целом представляет собой публичную разновидность устной литературной речи.

Итак, по структурно-композиционному и стилистическому признакам мы выделяем, соответственно, монологические и диалогические, «публицистические» и «разговорные» жанры телевизионного дискурса, каждые из которых обладают рядом особенностей из-за специфики телекоммуникации. Разработанная нами классификация жанров по тематическому признаку открывает значительные перспективы для дальнейших исследований многообразных жанров телевизионного дискурса.

Подводя итоги теоретического обзора, можно сделать следующие основные выводы:

1. Телевизионный дискурс - связный, вербальный (на уровне звукоряда) и невербальный (на уровне видеоряда), устный и письменный (титры, текстовые заставки) текст в совокупности лингвистических и экстралингвистических факторов; текст, взятый в событийном аспекте; речь как целенаправленное социальное действие.

2. Дискурс телеинтервью в качестве разновидности дискурса массмедиа имеет практически ту же социальную задачу, сохраняет общие системные черты и обнаруживает общие инвариантные признаки. Важные составляющие медиадискурса – понятия «медиа» и «массовая коммуникация». Массовая коммуникация представляет собой институционализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации. Массмедиа – среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды.

3. Телевизионный дискурс, представленный в интервью исповедального типа, функционально сближается с религиозным типом дискурса на уровне мифологизации сознания: исповедальное телевидение продуцирует миф и претендует на активную обратную связь со стороны аудитории, вынося на всеобщее обозрение интимную информацию и намеренно гиперболизируя ее.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. V. 13. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  2. Аграрные отношения и их специфика. Земля как основной фактор сельскохозяйственного производства
  3. Великобритания — родина общественного вещания. Специфика функционирования BBC
  4. Вопрос 11. Сущность и специфика маркетинга некоммерческих организаций.
  5. Вопрос № 11 Норма и кодификация в языке. Две разновидности литературного языка, их краткая характеристика. Условия функционирования и специфика разговорной речи.
  6. ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА
  7. Какова специфика социально-научного и гуманитарного знания?
  8. Культура Античности. Специфика культурного типа.
  9. МАРКЕТИНГОВЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
  10. Международное частное право: понятие, система и специфика отрасли. Доктрины МЧП.
  11. Модуль 1 «Специфика банковского бизнеса, его правовые основы»
  12. Определение структуры класса. Спецификаторы доступа.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь