Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сердце или мозг: орган психики (души)
Ответ на вопрос о природе психического искали во все времена. Он занимал умы мыслителей, естествоиспытателей древности, эпохи Возрождения, Нового времени, в прошлое и нынешнее столетия, на Востоке и на Западе. В древние времена наличием души объяснялось все, что отличает живую материю от материи косной. Душа представлялась как некая субстанция, проникающая в тело, оживляющая его, и наоборот, покидающая тело со смертью. Решая проблему «тело-душа», древние мыслители, врачи ставили вопрос о месте обитании души в теле. Именно это место (орган) определялось как самое важное, как центр управления всеми функциями живого организма, как центр, куда стекается вся информация, где зарождаются образы, мысли, чувства. И здесь приоритеты расставлялись по-разному. Между собой в то время конкурировали две схемы психической деятельности: «сердцецентрическая» и «мозгоцентрическая» (Соколова, 1995; Ярошевский, 1998). «Сердцецентрическая» схема. Сторонники этой схемы считали сердце местом пребывания души, центром мышления. До наших дней дошли, например, описания процедуры бальзамирования в древнем Египте. Мозг упоминается в них как самостоятельная субстанция, заключенная в черепе, которую в процессе бальзамирования вычерпывали по кусочкам через носовую полость. Сердце же либо оставляли в теле, либо помещали с другими органами в специальный сосуд для вечного хранения. По мнению древних египтян, сердцем и языком ведает «вселенский архитектор» – бог Птах. Поэтому они и рассматривали деятельность сердца как условие «всякого сознания». В данном контексте интересны представления древнегреческого философа Аристотеля. Душа по Аристотелю не привносится извне, а является функцией тела, способом организации живой материи. Главным органом тела философ называл сердце. Оно является источником жизни, чувств, движения, средоточием разума и главным «командным пунктом» регулирования деятельности всего организма. Мозг же, по мнению Аристотеля, это влажный, холодный, бескровный, нечувствительный орган, в функции которого входит остужать слишком сильный «жар крови». Существование «сердцецентрической» схемы можно объяснить гуморальной направленностью мышления в древности. Так, кровь рассматривалась в то время как основной элемент тела, а кровообращению отводилась решающая роль в жизнедеятельности организма. Считалось, что кровь несет в себе как жизненное, так и духовное начало. Благодаря этому обеспечивается активность организма и возможность осуществления им сознательных функций (Соколова, 1995). И сегодня мы можем найти в языке выражения, указывающие на особую значимость сердца как органа психической жизнедеятельности. Например, «сердечный человек», «сердечные муки», «на сердце легко», «душа поет, а сердце плачет», «стрелы амура попадают нам прямо в сердце». Многие религии, в том числе и христианство, можно уличить в пристрастии к «сердцецентрической» схеме. Ведь непременным условием принятия проповедуемых ими истин является необходимость пропустить их через сердце, как говориться «поверить сердцем». В современной науке сердце рассматривается как орган, важный для жизнедеятельности организма, но непосредственно не связанный с обеспечением психического функционирования. В коррелятивной психофизиологии, а также прикладной (н-р, детекция лжи) была показана связь между реакцией человека на эмоционально заряженные, «вызывающие беспокойство» стимулы и активацией сердечно-сосудистой системы. Из житейского опыта нам хорошо известно, что, когда мы волнуемся, находимся в стрессовой ситуации, ритм сердечных сокращений повышается, мы можем даже покраснеть или, наоборот, побледнеть. Для современной науки является очевидным объяснение учащения ритма сердца при стрессе влиянием симпатической нервной системы. «Мозгоцентрическая» схема. Свидетельства в пользу нервизма были получены еще в древности. Древнегреческий врач и философ Алкмеон одним из первых обнаружил нервы главнейших органов чувств и проследил их пути в мозг. В результате наблюдений и хирургических операций он пришел к выводу, что важнейшим органом тела, «седалищем души и сознания» является головной мозг. Так начинает складываться «мозгоцентрическая» схема, которая, по мере накопления эмпирических фактов, получает всеобщее признание (Соколова, 1995). В числе сторонников данной схемы были приверженцы как материалистических (Демокрит), так и идеалистических (Платон) представлений о природе души. Основоположник объективного идеализма древнегреческий философ Платон поместил в головной мозг высшую идеально-умственную душу. Свой выбор он обосновывал следующим образом: 1) голова занимает царственное положение, находится ближе к небесам, что дает ей возможность созерцать «мир идей»; 2) голова имеет наиболее совершенную форму – шар; 3) кости черепа – надежная защита для души (Соколова, 1995). В современной науке предпочтение отдано последовательному рассмотрению психических и физиологических процессов с позиций монистического материализма, т.е. как исходящих из одного начала, единой основы. Возникает вопрос: что же это за единый процесс, сторонами которого называются физиологические и психические процессы? Сегодня не вызывает сомнения, что этот процесс следует связывать с работой вполне материального субстрата – головного мозга. 2.2 Представления о нейрофизиологических механизмах 2.2.1 Рефлекторная теория Рефлекс в переводе с латинского языка означает повернутый назад, отраженный. Рефлексами называют реакции организма, осуществляемые нервной системой в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей (Биологический энциклопедический словарь, 1989). Понятие о рефлексе возникло в XVII в. в учении французского философа и естествоиспытателя Рене Декарта (1596–1650). Хотя сам термин «рефлекс» был введен позднее чешским анатомом и физиологом Йиржи Прохазкой (1749–1820). Разработанная Рене Декартом концепция рефлекса получила название механической. Нервные процессы Р. Декарт представлял по образцу системы кровообращения, используя существовавшие в то время принципы оптики и механики. Под рефлексом он понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. «Животными духами» Декарт обозначил потоки наиболее легких и подвижных частиц крови, которые, отфильтровываясь от остальных, поднимаются к мозгу. Согласно схеме проведения нервного импульса, предложенной Декартом, внешние предметы действуют на периферические окончания нервных «нитей», расположенных внутри «нервных трубок». Натягиваясь, «нити» открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По каналам этих нервов «животные духи» перемещаются в соответствующие мышцы, которые в результате раздуваются, и, таким образом, происходит движение. Поведение животных и непроизвольные движения человека являлись по Декарту естественным, т.е. рефлекторным, ответом на какое-либо событие во внешнем мире. Тело впервые было освобождено от души. Это позволило Декарту называть животных бездушными механизмами, машинами. В отличие от них только человек имеет способность к осознаваемому произвольному поведению, за которое ответственна душа. И здесь Р. Декарт остался на позициях идеализма. Сознание человека он рассматривал в виде субстанционного начала, способного вступать во взаимодействие с телом и воздействовать посредством мозговой шишковидной железы (в современной анатомии – эпифиз) на подчиненные рефлекторным законам телесные процессы. Тело и сознание («разумная душа») для Декарта – самостоятельные субстанции (Батуев, 1991; Соколова, 1995; Ярошевский, 1998). Дальнейшая разработка рефлекторных основ поведенческого акта нашла отражение в следующих концепциях: Ø Учение о нервных вибрациях Д. Гартли. Ø Биологическая концепция рефлекса Й. Прохаски. Ø Анатомическая концепция рефлекса (Ч. Белл и Ф. Мажанди, М. Холл и И. Мюллер). Ø Психофизиологическая концепция рефлекса И.М. Сеченова. Ø Концепция условного рефлекса И.П. Павлова. Ø Рефлексология В.М. Бехтерева. Ø Диалектическая концепция А.А. Ухтомского. Психофизиологическая концепция рефлекса И.М. Сеченова. Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Понятие о рефлекторном характере нервной деятельности претерпело у него существенные изменения. Рефлекс определялся как «целостный акт с его средним внутримозговым звеном и внемозговой соматической периферией, смыкающей организм с объектом» (Сеченов, 1952). Рефлекс, таким образом, понимался им как универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой. Впервые была показана неотделимость психических процессов от мозга и одновременно обусловленность психики внешним миром. Все психические акты, по мнению И.М. Сеченова, по способу происхождения и по механизму совершения являются рефлексами. Основные положения рефлекторной концепции сводятся к следующим: 1. Принцип рефлекса охватывает функции всех иерархических уровней психического. 2. Психофизиологическую основу ментальных явлений образуют процессы, по происхождению и способу осуществления представляющие собой частную форму рефлекторных актов. 3. Целостный рефлекторный акт с его периферическим началом, центром и периферическим конечным звеном составляет далее неделимую функциональную единицу субстрата психических процессов. 4. В структуре рефлекторного акта как целостной единицы нервные и нервно-психические компоненты объединены общим функциональным принципом. Они играют роль сигналов-регуляторов по отношению к исполнительному звену. Рефлексам разных уровней сложности соответствуют различные по структуре и предметному содержанию регулирующие сигналы (Сеченов, 1952). Открытие И.М. Сеченовым в 1862 г. центрального торможения было первым шагом к созданию им новой физиологии головного мозга. Деятельность нервных центров мыслится теперь как непрерывная динамика возбуждения и торможения. По мнению М.Г. Ярошевского, важнейшим достижением русской научной мысли стал переход к новой стратегии объяснения психофизиологических корреляций. Смысл перехода, отмечает он, определил отказ от установки на локализацию «нематериального» сознания в материальном веществе мозга и перевод анализа психофизиологической проблемы в принципиально новый план, а именно – в план исследования поведения целостного организма в природной и социальной «применительно к человеку» среде. Пионером такой переориентации и стал И.М. Сеченов (Ярошевский, 1998). Концепция условного рефлекса И.П. Павлова и теория ВНД. Дальнейшая разработка рефлекторной теории была реализована в работах Ивана Петровича Павлова (1849–1936) и его школы. Блестящие догадки, предвидения и мысли И.М. Сеченова он подкрепил научной концепцией условного рефлекса. Им разрабатывается идея приспособительного характера рефлекса: «Будучи главнейшей деятельностью центральной нервной системы или ее основной функцией, рефлексы, по сути, являются элементами постоянного приспособления или постоянного уравновешивания» (Павлов, 1951) организма со средой. «Первое обеспечение уравновешивания, а следовательно, и целостности отдельного организма, как и его вида, составляют безусловные рефлексы, как самые простые … так и сложнейшие, обыкновенно называемые инстинктами… Но достигаемое этими рефлексами уравновешивание было бы совершенным только при абсолютном постоянстве внешней среды. А так как внешняя среда при своем чрезвычайном разнообразии вместе с тем находится в постоянном колебании, то безусловных связей как связей постоянных недостаточно, и необходимо дополнение их условными рефлексами, временными связями» (Павлов, 1951). И.П. Павлов, определяя приспособительную функцию рефлексов, выделяет две крупные группы: безусловные и условные рефлексы. Безусловный рефлекс – форма рефлекса, который всегда реализуется при действии на организм определенных раздражителей. Он генетически обусловлен нервной связью между органами восприятия и исполнительными органами. Выделяют простые безусловные рефлексы, которые обеспечивают элементарную работу отдельных органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), а также более сложные безусловные рефлексы, лежащие в основе инстинктов и образованные последовательностями простых безусловных рефлексов (Павлов, 1952). Условный рефлекс – форма рефлекса, которая представляет собой динамическую связь между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально запускаемой безусловным раздражителем. Для объяснения условного рефлекса на уровне мозга было введено понятие временной нервной связи как механизма, обеспечивающего функциональную связь между отдельными структурами нервной системы при воздействии двух или более событий актуальной внешней среды (Павлов, 1952). В ходе многочисленных экспериментальных исследований, проведенных в школе И.П. Павлова, были определены правила выработки условных рефлексов: 1. Совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго ведет к образованию временной связи. 2. При отсутствии подкрепления (в результате многочисленного неподкрепления) условного раздражителя безусловным временная связь постепенно затормаживается (Павлов, 1952). Общая схема рефлекса представляет собой взаимодействие трех отделов: рецепторного, центрального отдела нервной системы и эффектора (рабочего органа). Продолжая сеченовскую теоретическую линию, И.П. Павлов органически увязывает понятия сигнала и сигнализации с понятием рефлекса, считая сигнальную функцию универсальным компонентом и фактором реализации всякого рефлекса. К тому же сигнальная функция присуща как нервному, так и психическому уровням организации поведения (Павлов, 1952; Ярошевский, 1998). Введение понятия о сигнальных системах, как отмечает М.Г. Ярошевский, открывало новые подходы к решению психофизиологической проблемы. Уникальность сигнала в том, что он интегрирует физическое (будучи внешним раздражителем, выступающим в особой, превращенной форме), биологическое (являясь сигналом для нервной системы) и психическое (выполняя присущую психике функцию различения условий действия и управления им). Благодаря принципу сигнальности организм способен предвосхищать течение будущих событий и организовывать поведение соответственно возможным благоприятным и неблагоприятным для него ситуациям (Ярошевский, 1998). И.П. Павлов, определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первая сигнальная система – вид сигнальной системы как ориентировки животных и человека на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условно-рефлекторными реакциями (Павлов, 1952). Вторая сигнальная система – вид сигнальной системы, которая ориентирована на знаковые, прежде всего словесные, сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей (Павлов, 1952). Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то И.П. Павловым было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не дробя их на части. У мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система. Для них характерна резко выраженная способность отвлечения от действительности, основанная на стремлении анализировать, дробить действительность на части, а затем соединять части в целое. Среднему типу свойственна уравновешенность функций двух систем (Павлов, 1952; Данилова, 2000). Таким образом, мы подходим к разработанной И.П. Павловым теории высшей нервной деятельности. В своем аналитическом обзоре А.С. Батуев отмечает: «И.П. Павлов, будучи упоен полемикой с психологами и разделяя картезианский детерминизм, стал углубленно изучать физиологические закономерности условно-рефлекторной деятельности, биологическую же сторону явления оставил на перспективу. Отсюда и неизбежные противоречия в идее условного рефлекса: с одной стороны, приспособительный акт целого организма, с другой – элементарный процесс работы нервной системы. Все научное творчество И.П. Павлова было посвящено разрешению этого противоречия и созданию наименее противоречивой идеологии в его теории высшей нервной деятельности» (Батуев, 1991). Высшая нервная деятельность – форма нервной деятельности, которая включает в себя нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве единицы анализа высшей нервной деятельности выступает рефлекс, посредством которого происходит реагирование организма на воздействия окружающего мира. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которого могут образовываться и функционировать новые временные связи, и торможения, которое может обусловливать угасание условного рефлекса, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным (Павлов, 1952). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы