Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Произвольная система линейных уравнений.
А – матрица СЛУ В – расширенная матрица СЛУ Тh: Кронекера - Капелли Для того чтобы произвольная система линейных уравнений была совместна, необходимо и достаточно, чтобы r(A)=r(B). Примечание: r(A) ≤ r(B). Доказательство: (необходимость) Дано: Система совместна. Доказать: r(A)=r(B) Так как система совместна, то существует совокупность значений неизвестных , которые при подстановке обращает каждое уравнение в тождество. ; (*) Рассмотрим расширенную матрицу В
Первый столбец умножим на (-с1), второй – на (-с2), и так далее – n-столбец умножим на (-сn) и сложим с последним столбцом. При этом ранг матрицы не изменится. (в силу соотношения (*)) Имеем, что r(B)=r(B1), r(B1)=r(А), следовательно, r(B)=r(А). (достаточность) Дано: r(A)=r(B)=r Доказать, что система совместна. Согласно r(A)=r(B)=r, наивысший порядок отличного от нуля минора равен r. Для определенности предположим, что этот минор расположен в левом верхнем углу матрицы А. Тогда систему можно переписать в следующем виде: Тогда последние (m-r) (т.к. ранг матрицы равен r) уравнений являются следствием первых r уравнений, их можно опустить. Тогда система перепишется в виде: Возможны 2 случая: 1. r=n (ранг матрицы равен числу неизвестных), тогда система примет вид: Определителем этой системы является минор r-того порядка, который по условию не равен нулю, так как r(A)=r(B)=r Следовательно, по т. Крамера эта система совместна и имеет единственное решение. 2. r < n, т.е ранг матрицы меньше числа неизвестных, тогда система имеет вид: ; ; Назовем x1, x2…xr- базисными переменными, xr+1, xr+2…xn- свободными переменными. Присваивая свободным переменным произвольные значения(xr+1=c1, xr+2=c2, …, xn=cn-r), мы получаем систему, в которой определитель Mr 0 (по условию) система совместна, но имеет множество решений. Вывод: при исследовании произвольной системы линейных уравнений, имеем следующие случаи: 1. r (A) r(B) – СЛУ решений не имеет. 2. r (A) =r (B)=n – СЛУ имеет 1 (единственное) решение. 3. r (A) = r (B) < n – СЛУ имеет множество решений. Лекция 4 Векторная алгебра. Опр.: Векторной величиной называется всякая величина, обладающая направлением. Скалярной величиной называется всякая величина, не обладающая направлением. Например, сила, действующая на материальную точку, есть векторная величина. Скорость материальной точки – векторная величина. Температура тела – скалярная величина, так как с этой величиной не связано никакое направление. Масса и плотность тела – тоже скалярные величины. Опр.: Вектор - направленный отрезок. А В, А - начало вектора. В - конец вектора. Длина вектора – его модуль, обозначается или . Начало вектора называется точкой приложения. Нулевой вектор – вектор, начало и конец которого совпадают, его направление не определено. Единичный вектор – вектор, длина которого равна единице. Векторы, лежащие на параллельных прямых, называются коллинеарными. Нулевой вектор коллинеарен с любым вектором. Коллинеарные векторы, имеющие одинаковые направления и длины, называются равными. Два вектора, имеющие равные модули, и противоположные по направлению, называются противоположными. Действия над векторами. Опр. Суммой векторов a и b называется вектор с, полученный следующим образом:
OM=OL+LM, c=a+b, т.е. с равен сумме векторов a и b – правило треугольника.
Свойства: 1. +(- )=0 2. + = + - свойство переместительности.
Правило параллелограмма:
Если слагаемые a и b не коллинеарны, то сумму векторов a и b можно найти следующим способом: из любой точки строим векторы a = ОА и b=OB и достраиваем до параллелограмма OACB. Вектор с=ОС и есть сумма a и b.
Вычитание векторов: Вычесть вектор a 1 (вычитаемое) из вектора a2 (уменьшаемое) значит найти новый вектор x (разность), который в сумме с вектором a 1 даст вектор a2. Умножение вектора на число.
Произведение на скаляр ≠ 0= , называется , направлен в ту же сторону, что и вектор , если и направленный в противоположную сторону, если и имеющий длину . Свойства умножения вектора на число: 1. , є R. 2. , є R. 3. Проекция вектора на ось n. В пространстве заданы вектор и ось n. Пусть А1 - проекция точки А на ось n, В1 – проекция точки В на ось n.
В А n А1 В1
Алгебраической проекцией на ось n называется величина направленного отрезка (моуль) А1В1, взятого со знаком «+», если направления совпадают, и со знаком «-», если не совпадают. Проекция на n обозначается пр.n . Очевидно, что если угол - острый, т.е. направление вектора А1В1 совпадает с направлением оси n, то пр.n = , а если - тупой, т.е. направление А1В1 противоположно n, то пр.n =- . Th: (о проекциях). Th1: пр = cos 1. - острый угол.
В
А С n А1 В1 прn = cos 2. - тупой угол.
В А С n В1 А1
3. = , , но, с другой стороны, , следовательно,
Th2: (1) , (т.е. направлены в одну сторону), то (2) , то есть и направлены в противоположные стороны.
Th3:
+
M1 M2 M3
, но по чертежу , следовательно,
Линейные операции над векторами в координатной форме. Рассмотрим в пространстве декартову прямоугольную систему координат. Радиус-вектором т. М называется вектор , точка приложения которого совпадает с началом координат.
Z
M z x o y Y
X
- радиус-вектор т. М. Координаты вектора называются проекции вектора на координатные оси и обозначаются Обозначим через углы, образуемые вектором с координатными осями. Косинусы этих углов называются направляющим косинусами вектора, т.е. - направляющие косинусы вектора , тогда , тогда ( - квадрат длины диагонали прямоугольного параллелепипеда).
Координаты единичного вектора равны его направляющим косинусам:
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы