Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методы создания медиаобраза молодежи
Понятие «медиаобраз» пришло к нам из журналистики. Медиа – означает средства коммуникации, а сам образ – это воссоздание. Понятие «образ» шире и представляет собой целое и обобщенное отражение реальности. Поиск образа осуществляется в таких сферах жизни общества, как наука, искусство, культура и т.д. Направленность и цель поиска всегда будет разной, но алгоритм, методы и способы поиска, на какую-то свою часть, будут перекликаться между собой. Изучать молодежь как социальную группу начали тогда, когда в России впервые она обрела свою значимость. В первом потоке изучения молодежи был президент Академии художеств СССР - Борис Иогансон. В 1950 году в журнале «Смена» №565 он опубликовал свою работу под названием «Образ молодежи в искусстве», целью которой было понять, как художники того времени интерпретируют молодежь [14]. Анализируя картины советских художников А. Григорьева, В. Мариупольского, П. Соколова, В. Ефанова, А. С. Субботина, Т. Яблонской, В. Орешникова и А. Пахомова, сравнивая условия для творчества с капиталистическими странами, в том числе и с США, он пришел к следующим выводам. Молодые люди в эпоху Комсомола были уверены в своем будущем. Для них были характерны такие черты как спокойность, ответственность, благородство, бесстрашие, активность и честность. Социалистическая сплоченная молодежь была готова отвечать за свои поступки и, не боясь, брать на себя тяжелую работу, совершать подвиги. Это единый коллектив энтузиастов, физически и духовно красивых умных людей с сильной волей, закаленных трудом и борьбой за будущее. Чтобы сделать такие выводы автору пришлось прибегнуть к методу наблюдения и структурному анализу. Это одна из немногих работ прошлого века, посвященная поиску образа молодежи. Сегодня мы можем исследовать еще более поздние формы проявления молодежного потенциала. Дмитрий Константинович Вейн, кандидат исторических наук Алтайского государственного университета, в 2010 году закончил работу под названием «Образ германской молодежи в российской и советской периодической печати и публицистике в последней трети XIX - первой половине XX века» [15]. Идея работы состоит в том, чтобы провести реконструкцию форм и методов отражения образа молодых людей Германии в печатных публицистических изданиях СССР. Сначала происходит изучение исторических событий в этот период. Затем анализ немецкой и русской молодежи; молодежной политики; молодежных движений, как в Германии, так и в России; монографий и публикаций; воспоминаниях соотечественников, а так же печати (печатной продукции) в это время. Методы, использовавшиеся в работе – это историко-генетический, историко-сравнительный и системный метод. Выбор именно этих методов характеризуется спецификой темы исследования. А структура исследования состоит из 1) представлений о молодежи Германии, как самой активной движущей силе политической борьбы во времена Веймарской республики и Третьего рейха; 2) совокупности знаний об общественно-политических организациях молодежи, реализующих свою деятельность с 1919 года по 1945; 3) системы штампов пропагандистской деятельности в СМИ, применяемой для формирования общественной оценки в Советском Союзе. Стоит разобрать образ молодого человека в политике, которого исследовал Д.В. Бычков, кандидат исторических наук Московского гуманитарного университета. В статье «Российские партии в процессе политической социализации молодежи в условиях современной России» особую роль играют этапы формирования образа. Определяется система социализации в политике; ведущие институты и агенты политической социализации. Осуществляется анализ политических партий и работа их направлений, а так же сама позиция молодежи в этой среде. В исследовании Д.В. Бычков выделяет существенный потенциал молодых людей, положительный и позитивный образ молодежи как главного и потенциального субъекта будущего. Помимо этого, он отмечает особый характер политической мобилизации у молодых людей и высокий показатель гражданской ответственности [Бычков, 2007. С. 315-316]. Руководитель Центра социального проектирования университетского образования и социологии молодежи Института гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета, кандидат экономических наук – В. А. Гневашевой, принадлежит работа «Российская молодежь в начале ХХI века: ее социальный образ для нас и для мира» [17]. В такой, более актуальной на сегодня статье, строится образ студенческой молодежи в современной системе ценностей и норм, посредством анализа отношения молодых людей к ценностям ХХ века. В процессе исследования получились следующие выводы: 1) российская молодежь находится в ценностно-нормативном кризисе; 2) студенческая молодежь проявляет большую склонность к влиянию на личность и на сознание, чем остальные категории населения; 3) с другой стороны, студенческая молодежь патриотична и готова к действию в рамках принятых в обществе моральных норм; 4) Российские, культурно исторические ценности предшествующих поколений имеют лишь частичное отражение среди молодежи. Методы, применяемые для оценки образа – это системный метод, аналитический и структурный. Исследование, которое ближе к нашей теме, к ВВС, провел заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета – А. А. Королев. В работе посвященной определению образа молодежи в СМИ, профессор находит место и для ее образа в политике. Его работа «Современная российская молодежь под прицелом СМИ» вытесняет молодежь как отдельную и особо значимую социальную категорию, на которую СМИ ведет настоящую охоту [18]. В статье, представлена статистика, наглядно показывающая все изменения, произошедшие с развитием средств массовой информации. Работа посвящена определению пути манипулирования СМИ, а также причинам становления образа жизни молодых людей их мышления и сознания. Общественная палата Российской Федерации и Комиссия по социальным вопросам и демографической политике подготовили аналитический доклад по итогам 2011 года, г. Москва – «Социальный портрет молодежи Российской Федерации». Особенностью доклада стало то, что образ молодого поколения представлен через призму психологии и социологии, и именно в этом докладе были предприняты попытки создать единый социальный портрет российской молодежи. Методы создания образа – это анализ данных открытых источников, различных социологических исследований, публикаций в СМИ, отчетов органов власти. Еще один метод, использованный в исследовании, предполагает соотношение образа с его репрезентом, полученным на основе анализа важнейших стратегических документов России. При конструировании социального портрета молодежи была использована Концепция долгосрочного социально-экономического развития России. Всего нами было изучено порядка 25 работ. Каждая из них отличается своей структурой медиаобраза. Основные элементы мы попытались объединить и применить для нашего исследования во 2 главе. Критерии, которые мы выделили – это пол, возраст; национальность; образование; этические и политические взгляды; ценности; психологическое состояние; образ жизни; состояние здоровья; общественная деятельность; место работы, учебы; место жительства; вредные привычки; внешний облик; хобби; юмор. По Милорадовой Н.Г. структура образа должна включать в себя познавательную, эмоционально-волевую и поведенческую сферу, описание устойчивых качеств меняющихся признаков, самооценку и самоопределение [27]. Медиаобраз в таком случае – это отражение реального поведения и практическое отношение к миру. Обзор работ, посвященный поиску и определению образа изучаемого объекта, позволил составить три специфически принципиальных направлений в изучении медиаобраза. Первое из них – это образ известных, публичных персонажей в общественной жизни. К таким работам можно отнести поиск образа политического, религиозного деятеля, звезд шоу-бизнеса и др. Например «Образ Жириновского в прессе». К этому же типу относится и образ общественно значимых социальных, политических или экономических явлений. К примеру, «Образ России на основе лингвистического анализа медийных текстов профессиональных журналистов». Такие работы напоминают процесс социологического исследования, поэтому методология в этом смысле состоит из контент анализа, корпусных методик (всевозможные медиа и интернет форумы) и мониторинга. «Мониторингом называется определенное «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности» [Тертычный, 2000. С. 57]. Предмет мониторинга – это всевозможные количественные и качественные характеристики за определенный промежуток времени, с четко обозначенной целью и параметрами. К примеру, статистическая характеристика оценивает какое количество раз, имя изучаемого политика упоминалось на страницах издания или же страницах сайта массмедиа. Особенность мониторинга в том, что он позволяет сделать «срез» какого-либо явления в виде статистических данных и вывести тенденцию, определяющую популярность / не популярность, позитивное / негативное отношение к персонажу и т.д. Второе направление исследований – это способ поиска и обозначения образа на основе метода фокус – групп. Выделять критерии исследования можно двумя способами. Анализом СМИ (печать, телевидение и радиовещание) и фокус - группами. Принято объединять эти два метода в один, таким образом, эффективность исследования заметно возрастет. Можно заметить, что данное направление позволяет провести реконструкции «картины происходящих событий». Цель фокус - групп – это выявление уровня знаний по определенной проблеме, ее достоинств, недостатков, путей решения и рискам. Такая тенденция сопоставления образа заключается в интеграции изучения разносторонних источников информации об изучаемом явлении. Третье направление исследования занимается реконструкцией медиаобраза на основе обратной реакции от аудитории. Анализ информации осуществляется на страницах интернет – форумов, сайтах медиа изданий, а так же блог – платформах. Средства массовой информации содействуют артикуляции и дискуссий по актуальным вопросам и идеям общественной жизни. Разновидностью получения обратной связи могут быть сообщения на форумах, интервью, анкеты или же письма в редакцию. Перспективность направления обусловлена коммуникативной активностью аудитории, которая, более того является особой общественной ареной открытого диалога. В результате, происходит преодоление методологических трудностей, с которыми напрямую сталкиваются исследователи данной проблемы. Ведь медиаобраз можно изучать не только через способы подачи информации, но и через продуцирование реципиентов этих медиаматериалов [Журавлёва, 2010. С. 93]. Обобщая вышесказанное, можно заметить, что тема образа молодых людей интересовала ученых, уже начиная с ХХ века. Каждое исследование, приведенное в этом параграфе в качестве примера, имеет свои особенности. Методы формирования образа, в том числе и медиаобраза, могут меняться в зависимости от тематики и направленности исследования. Основными методами в нашем исследовании будут описательный и системно-функциональный метод, который предполагает структуризацию и анализ элементов системы ВВС, их взаимосвязи в рамках всего объекта исследования.
Функции медиаобраза Коммуникация субъектов взаимодействия – это процесс, являющийся системой отношений. В течение всего времени формирования медиаобраза происходит сбор, производство, распределение и обмен информацией между ее участниками. Одним из принципиальных требований к медиаобразу считается обеспечение целостной системы СМИ. Оно может быть выполнено, в случае если его направленность отвечает следующим условиям: удовлетворение информационных потребностей субъектов и разных социальных групп, в том числе и молодежи, содействие между ними; объективное отражение находящейся вокруг реальности; создание информационного поля, согласно динамике общественного развития. В современных условиях такая целостность не очевидна. Но если все критерии, которые описаны выше, начнут соблюдаться, то активно начнет функционировать информационное взаимодействие всех элементов, и информационные механизмы внутри структуры ВВС. Функции медиаобраза – это функции социальные. Медиаобраз молодежи «руководит» идеологическим влиянием, возможностью описывать, классифицировать различные социальные процессы и явления молодежной среды, а также создавать значимость для общественной жизни. В структуре ВВС такой подход распространен, далее попробуем раскрыть отдельные функции более подробно. Медиаобраз имеет сильное влияние на формирования общественного мнения. Это структурный элемент визуально-эмоциональной реальности, олицетворяющий собою образец объективного существования [балуева ирина]. В Великобритании, аудитория ВВС в сети интернет составляет порядка 13, 2 млн. человек ежедневно. А общее число всех слушателей, входящих во Всемирную службу отделений, превышает 150 миллионов человек [0]. Так как именно эта служба имеет достаточную популярность во всем мире, она еще имеет и ряд возможностей, позволяющих создавать ей свой, неповторимый контент. Другая функция медиаобраза рассматривает его как единицу средств выразительности СМИ. Это художественная конструкция, направленная на моделирование эмоциональной составляющей медиа-события. Причина кроется в том факте, что каждый материал направлен на определенную социальную группу. Он несет свою направленность и определенную значимость. По данным исследования Policy Exchange " Changing the Channel", ВВС тратит большие средства на производство и обеспечение рейтинговых передач, программ для молодежи, нацеленных для молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет. Формирование молодежи, с помощью СМИ происходит тремя путями: · Контрмаркетинг, это продукция через фильмы, трансмедиа и цифровые СМИ глобального масштаба. · Выявление содержания отчетности и изменения от отрасли со стороны самих производителей СМИ. · Повышение информированности через блог и молодежные передачи[11]. Медиаобраз – фрагментарная модель реальности. Создается в текстах профессиональных журналистов и отражает их мировоззрение, ценностные ориентации и политические предпочтения, а так же особенности их психологических качеств. Сегодня в штате ВВС числится около 8, 4 тысячи человек, в том числе около 5 тысяч журналистов, работающих в Британской службе и за рубежом [11]. Все они представляют собой высококвалифицированных журналистов (выпускники факультетов наиболее престижных вузов во всем мире), реализующих свою деятельность на радио, телевидении, в интернете, печатных СМИ и в горячих точках. Медиаобраз выполняет управленческую функцию. Через связь «От СМИ – к молодежи» он управляет социумом. Под управлением подразумевается «производство» смысла, образа, идеологизированного конструкта, ретранслированного аудитории в виде журналистского материала. ВВС имеет свою систему ценностей, методы исследования объектов и создания образов, свои цели и задачи. На совокупность этих элементов влияет состояние политической и социально-экономической ситуации в обществе, а также культурные традиции. Как мы видим, медиаобраз молодежи управляет идеологическим влиянием, перспективой характеризовать, систематизировать разнообразные общественные процессы и действия молодежной сферы. Кроме того, медиаобраз формирует значимость общественной жизни. Выделим следующие функции медиаобраза в системе ВВС. Это социальные функции: · Формирование общественного мнения. · Функция выразительности, эмоциональное наполнение медиа. · Отражение реальности. · Управленческая функция. Благодаря такой функциональной направленности, медиаобраз обеспечивает эффективность и качество новостного контента в структуре ВВС. Таким образом, мы пришли к выводу, что понятие медиаобраз тесно связано с понятием «образ», которое часто встречается в самых разнообразных сферах жизни общества. Мы не успели заметить, как он стал для нас значимым, как ловко и гармонично он вошел в нашу жизнь. Медиаобраз молодежи в структуре ВВС - это лишь небольшая часть всей системы влияния на аудиторию и работы с ней, чаще всего он направлен на отражение и конструирование социальной действительности. Отражая повседневную действительность, ВВС пытается передать как позитивные, так и отрицательные характеристики общества – его тенденции. И зачастую, медиаобраз молодежи, выявленный в структуре BBC, включает в себя немалое количество негативных оценок. Начиная с этапа творчества, продолжая жизненным циклом медиаматериала и заканчивая воздействием на аудиторию. Медиаобраз молодежи состоит из многочисленных индивидуальных особенностей этой социальной группы, принадлежащих коллективной среде журналистики, которая его формирует. Наполнение состоит из организаций психики, образа мыслей, мировоззрения, особенной структурой творческого поведения, субъективными и объективными настроениями к действительности, а так же специфики образа жизни. С помощью контент анализа и корпусных методик, в следующей главе мы попытаемся выявить медиаобраз молодежи и причины его формирования в структуре ВВС.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 991; Нарушение авторского права страницы