Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании



Важную роль в социальном воспитании подрастающего поко­ления на Западе играют различного рода неформальные доброволь­ные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами.

Прежде всего, речь идет о скаутском движении.

Возникшее в конце XIX - начале XX вв. в Великобритании, скаутское движение распространилось по всему миру. Оно объединяет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направления: бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки).

Школы скаутского воспитания прошли миллионы и миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, приви­тие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей сре­де, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов че­ловек, переживает, по всей вероятности, не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям. Связано это, по всей вероятности, с нежеланием опре­деленной части современной западной молодежи сковывать себя же­сткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы


наблюдается тенденция к упрощению некоторых сторон жизни скау­тов. Так, например, появляются смешанные скаутские отряды.

Медленно идет возрождение скаутского движения и в России. Связано это с рядом причин идеологического, экономического и со­циально-психологического порядка. Но основной причиной следует считать трудности переходного периода российской действительно­сти. По всей вероятности, российское общество еще не готово к вне­дрению форм и методов, требующих значительных материальных и финансовых затрат (необходимо обучение организаторов скаутских отрядов, требуется определенное лагерное оборудование, форма, не­обходимые средства на питание и т.д.). Имеет значение и позиция ро­дителей, недоверчиво относящихся к такому нововведению, каким для нас является современное скаутское движение.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях.

Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пя­тая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и яв­ляются хорошей школой общественного воспитания. Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомят­ся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, прини­мают участие в дискуссиях1.

Интересен опыт клубных объединений университетов США, проанализированный молодой исследовательницей Ж.Г.Атаянц. Именно клубные объединения в силу ряда причин (сообщество свер­стников, объединение по интересам) создают наиболее благоприят-

Скаутское движение в России возникло почти одновременно со скаутами в Ве­ликобритании (создатели скаутского движения в Англии - полковник Роберт Баден-Поуэлл и в России - штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов неодно­кратно встречались друг с другом). В 20-е гг. XX столетия скаутское движение в России прекратило свое существование, как не отвечающее идеологии Совет­ской власти.

См.: Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. - М.: Академия, 1998. -С.159.


 




ную среду социализации студентов, общения, проявления творческой активности и, тем самым, способствуют «мягкому» вхождению моло­дого человека в социум - как вузовский, так и макросоциум2.

В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений. На федеральном уровне внеаудитор­ная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.

По направлению деятельности студенческие объединения можно классифицировать следующим образом: академические, рели­гиозные, национально-культурные, политические, средства массовой информации, группы по социальным интересам, объединения соци­альной направленности, спортивные и рекреационные, клубы ис­кусств и др.

Особое внимание в университетах США уделяется волонтер­ской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматривает­ся как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская дея­тельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов.

В процессе волонтерской деятельности осуществляется прак­тическое сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем. Выделяется несколько видов данного партнер­ства: университет - американский Красный Крест; университет - об­разовательные агентства общины; университет - средняя школа; уни­верситет - агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения; университет - общины других районов1.

В качестве основных направлений волонтерской деятельно­сти выделяются следующие: сбор пожертвований; обслуживание реа-


билитационных центров, больниц, домов для бедных, для престаре­лых; наставничество в местных школах; обучение английскому языку эмигрантов; уборка прилегающих к университету городских микро­районов; помощь фермерам; ликвидация неграмотности; помощь трудным подросткам.

По мнению Ж.Г.Атаянц, волонтерскую деятельность следует рассматривать как высший уровень включения студентов в процесс социализации. В отличие от других клубных объединений волонтер­ские объединения решают не только проблемы досуга студенческой молодежи, но ряд других проблем как самого студенчества, так и об­щества в целом. Это один из тех случаев, когда собственно социаль­ная работа сливается с культурно-досуговой деятельностью и соци­альным воспитанием.

§3. Молодежные формы досуга

Картина социального и социокультурного воспитания была бы неполной без рассмотрения проблемы культурного досуга молоде­жи за рубежом.

Обратимся здесь к опыту Франции, одной из типичных пере­довых стран западного мира1.

Как показывают исследования культурных запросов, проведенные в этой стране, молодежь от 12 до 25 лет объединяют общие увлечения и взгляды, которые резко отличают ее от старшего поколения. Сущест­вует так называемая «молодежная культура», которая не ограничива­ется потреблением культурных товаров и услуг (молодежь принимает активное участие в занятиях спортом), но и проявляется в особом от­ношении к культурно-художественному предложению: молодые лю­бят кино и рок, слушают одни и те же молодежные радиостанции, все больше увлекаются видеоиграми, проявляют заметный интерес к театру и национальному наследию, к классической музыке и танцу (балету). Для молодежи характерна общая потребность в досуге вне


 


Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализация студентов (на опыте университетов США). - М, 1995. - С.З.

Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализа­ции студентов (на опыте университетов США). - М., 1995. - С. 16.


1 Этот опыт отражен, прежде всего, в ряде материалов, периодически вклю­чаемых в научно-информационный сборник «Культура в современном ми­ре». См., например: Франция: молодежь и культурный досуг вне дома // Культура в современном мире. - Вып.2. - М., 1998. - С. 110 - 118.


 




дома, в том числе культурном. Уровень активности молодежи намно­го выше уровня взрослых. Расхождения со взрослыми иногда на­столько отчетливы, что некоторые виды культурных посещений пред­ставляются только сугубо молодежными: кино, дискотека или высту­пление рок-группы. Тяга молодых к внедомашнему отдыху и вообще к коллективному времяпрепровождению наглядно отражается в их ответах на вопрос о культурно-досуговых расходах: на это уходит большая часть средств, с явным предпочтением кинематографа.

Анализ участия молодежи в различных видах культурных по­сещений позволяет распределить их на три группы.

Первая включает посещения, практикуемые молодежью в мас­совом порядке: кино, ярмарочные представления, дискотеки, парки отдыха и развлечений, соревнования и, в меньшей степени, рок-концерты. При этом частота посещений мероприятий такого уровня достаточно высока: не менее одного раза в месяц ходят в кино 21% молодых кинозрителей, не менее трех раз в год идут на концерт рок-музыки 34% молодых посетителей таких концертов, 33% молодых людей, посещающих дискотеки, делают это по крайней мере десять раз в год.

Вторая группа, наоборот, объединяет малораспространенные виды посещений; концерты классической и джазовой музыки, танце­вальные (балетные) и оперные спектакли.

Третья группа, которую можно назвать промежуточной, включает посещения менее чем одним представителем молодежи из трех: театр, музеи и памятники.

Разумеется, интерес к тем или иным видам культурных заня­тий зависит в определенной степени от различных критериев (возрас­та, пола, места проживания - город или село и т.п.). Так, например, посещаемость танцевальных спектаклей, как классических, так и со­временных, среди девушек в два раза выше, чем среди юношей. Среди посетителей джазовых концертов большинство составляют мужчины.

Среди самых популярных видов досуга - посещение кино и рок-концертов. 74% молодых людей ставят кино на первое место сре-


ди любимых занятий, 81% молодых французов хотели бы чаще посе­щать рок-концерты.

Существуют три основных категории причин, препятствую­щих практике посещения тех или иных культурных мероприятий: слишком высокая цена, недостаточное предложение (в количестве или качестве) и отсутствие информации.

Но, конечно, не только эти причины препятствуют приобще­нию молодежи к культуре. Мы выделили бы, прежде всего, неразви­тость культурных запросов определенной части молодых французов. Так, например, 15% из них никуда не ходят, кроме кино, и не хотят никуда ходить. 51% представителей этой группы заявляют, что их не привлекают даже рок-концерты. Правда, они любят спорт, видеоигры, телевизор, посещают места культурного отдыха, например, парки от­дыха и развлечений.

20% молодых людей проводят вне дома мало времени и любят только рок-концерты. Многие представители этой группы признаются в своей нелюбви к театру (45%), музеям (62%), историческим памят­никам (54%). Но многие из них смотрят телевизор, любят видеоигры и посещают кабачки, кабаре. Для этой категории молодежи культура сводится к стандарту: кино - дискотека - рок.

Можно сказать, что приобщение молодых французов к высо­кой культуре и высокому искусству - одна из нерешенных проблем. В анализируемых материалах мы не увидим, например, ни одного ука­зания на то, как читают и что читают молодые французы в свободное время. По всей вероятности, чтение серьезной литературы, в том чис­ле и художественной, выходит за рамки досуговых предпочтений большей части молодежи во Франции. Да и не только Франции1. К сожалению, такая же тенденция начинает проявляться и в России, считавшейся еще совсем недавно одной из самых «читающих» стран мира. Разумеется, и во Франции есть немало молодых людей, влюб­ленных в литературу, но не они составляют большинство. В журнале «Клуб», № 2 за 1995 г., рассказывается о таком увлечении французов


 


1 Франция: молодежь и культурный досуг «вне дома» // Культура в совре­менном мире. - Вып.2. - М, 1998. - С. 110 - 118.


Читающая Россия: Мифы и реальность. - М.: Либерея, 1997. (Глава V. Мир чтения за рубежом (Швейцария, Германия, Польша, Франция, Канада, Юж­ная Африка). - С. 175 - 196.


 




- литературных и философских салонах2. Посетители салонов встре­чаются, чтобы, забыв о будничной суете, поговорить «о любви и сча­стье, неверности и преданности, порядке и беспорядке». Так, каждую пятницу на берегу Сены в одном из литературных салонов Парижа встречаются двадцать молодых «салонье» (посетителей салона). Им около тридцати лет. Усевшись в креслах, они могут до самого утра с жаром обсуждать, например, проблемы любви и одиночества в жизни и творчестве Марселя Пруста. Читатели-энтузиасты основательно го­товятся к заранее назначенной теме разговора, запасаются стопкой книг, поля которых испещрены пометками... Этот салон открыли две подруги-студентки Доротея и Мари-Пьер. Посетители салона по обра­зованию не литераторы, но все они одинаково влюблены в литерату­ру, которая помогает им понять и выразить самих себя.

Подобную цель преследуют завсегдатаи и других салонов, на­пример, посетители философского салона Марка Сотэ. Участники еженедельных дискуссионных встреч заседают во главе со своим мэт­ром в уютном полумраке, под непрерывное жужжание кофемолки и соблазнительный запах свежих рогаликов. В начале каждого «сеанса» сорок «салонье» выбирают очередной философский сюжет для обсуж­дения. Например: «Куда движется современная цивилизация? » или «Можно ли говорить о прогрессе человечества? ».

Философские кафе, литературные салоны, кружки поэзии, бе­седы о политике, ужины любителей истории - отнюдь не привилегия французской столицы. Они нашли своих приверженцев и в других городах - Дижоне, Ницце, Страсбурге.

Клубно-салонная мода Франции провозгласила новое отноше­ние к культуре, сегодня человек хочет быть актером, творцом, а не простым зрителем и потребителем культуры.

Разумеется, клубно-салонные формы досуга охватывают элитарную часть молодежи, тем более, что эти салоны организуются по инициативе самих молодых людей. Но без внимания государства не оставлено и большинство молодых французов. Начиная с 1960 г. в стране получили распространение Дома молодежи и культуры, где молодые люди ориентируются на занятия в клубах по интересам, раз-

! Пантелей И. Посидим, поговорим // Клуб. 1995. №2. С.42- 43.


личные виды культуры и искусства. К концу 70-х гг. во Франции на­считывалось более 2 тыс. клубов по интересам и более 1 тыс. Домов молодежи и культуры. Популярны среди молодых французов и так называемые Центры каникул и досуга, обеспечивающие полноценный отдых и воспитание учащихся в их свободное время1.

Заслуживает внимания инициатива французских властей по созданию новых рабочих мест для молодежи в сфере культуры. В «за­коне Обри» (по имени главного разработчика), принятом в октябре 1997 г., подчеркивается, что развитие культурно-досуговой деятельно­сти населения регионов требует привлечения в эти области квалифи­цированных специалистов - аниматоров (своеобразных посредников между учреждениями культуры и их потенциальной аудиторией -В.Д.). В законе указываются 5 приоритетных направлений по созда­нию новых рабочих мест: посредническая деятельность, художествен­но-творческая в ранге любительства, страхование в сфере культуры, пропаганда национально-культурных достижений и развитие новых технологий информационных систем.

В марте 1998 г. Министерство культуры и средств массовой информации Франции подписало соглашение с Федерацией экомузеев и государственных музеев о создании в течение последующих 3-х лет 150 рабочих мест для молодых специалистов, которые должны были работать по линии связей с общественностью и заниматься развитием новых технологий информационных систем (задача: повышение уровня обслуживания посетителей музеев). «Закон Обри» определил и программу создания новых рабочих мест для молодежи в области библиотечного дела и пропаганды книги и чтения. Речь идет об об­служивании передвижных библиотек (так называемых «уличных биб­лиотек» - функционируют с 1992 г.) в местах скопления людей (в парках и других зонах отдыха на природе). Молодые библиотекари выступают здесь в качестве посредников между потенциальными чи­тателями и книжной продукцией. Впоследствии термин «книжный посредник» закрепился в употреблении, превратившись в должность.

1 Подробнее об этом см. в статье Е.О.Ришара «Городок Виллет - новый культурно-досуговой центр молодежи» // Теория и практика социальной ра­боты: Сб. Т.2. - Москва-Тула, 1993. - С. 139 - 148.


Необходимо отметить, что книжные посредники формируются из лю­дей, не имеющих специального библиотечного образования, но лю­бящих книгу и чтение. Одновременно предполагается получение этой категорией молодых людей специального образования.

Инициатива Министерства культуры Франции направлена на решение двух взаимосвязанных задач: социальной - смягчение про­блемы безработицы среди молодых людей и культурологической -подготовка кадров, способных решать сложные социокультурные за­дачи.

Свидетельством непрерывного поиска в досуговой среде явля­ется появление в ряде западных стран (Швейцария, Германия, Фран­ция) новой профессии - социокультурный аниматор. Одно из значе­ний этой профессии заключается в придании досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогической направленно­сти. Досуг рассматривается не только как средство развлечения и ре­лаксации, но и как средство духовного и физического развития. Яр­ким примером социокультурного аниматорства является деятельность ряда независимых французских театров, в том числе, уличных, кото­рые не ограничиваются традиционным показом спектаклей, а перехо­дят к новым формам работы со зрителем. Вокруг содержания будуще­го спектакля (или после его показа) организуется серия культурно-просветительских мероприятий (беседы, обсуждения, выставки и т.п.), что несколько напоминает недавний опыт работы советских учрежде­ний культуры. Нередки случаи, когда местные жители, артисты люби­тельских коллективов, становятся соавторами пьес (сценариев) теат­ральных представлений документального характера. Население горо­да привлекается к репетициям, участию в массовых сценах. Желаю­щие могут познакомиться с театральной техникой и т.п. Все это дает возможность не только лучше подготовиться к восприятию содержа­ния пьесы, но и почувствовать себя одним из создателей спектакля.

Открытое взаимодействие театра с публикой дает, как прави­ло, положительный художественно-эстетический, а самое главное -социальный эффект1.

1 Подробнее об опыте проведения анимационной работы см. в кн.: Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Уч. пособие. - М.: МГУКИ, 2000. - С.57 - 94.


Отмечая позитивность зарубежного опыта в сфере досуга и воспитания, следует отметить, что молодежные проблемы в целом и организация досуга молодых людей в частности далеки от своего ре­шения. И здесь хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу причин неудач в данной области.

Социально-экономическая основа

По нашему мнению, эти причины кроются не столько в недос­татке мастерства социокультурных работников и неразработанности соответствующих технологий, сколько в несовершенстве нравственно-психологических устоев жизни западного общества. Речь идет, преж­де всего, о нравственной стороне проблемы - одной из подоснов со­циокультурной работы.

Рис.8. Социально-экономическая и нравственно-правовая основа социально-культурной работы за рубежом

Условные обозначения:

III - нравственная основа: а) нравственные ценности, официально провозглашаемые обществом; б) - нравственные ценности, в том чис­ле и антиценности, бытующие в обществе на неофициальном уровне.


 




Из рис. 8 видно, что социально-культурная работа базируется на своеобразном трехслойном основании: 1) мощной социально-экономической платформе, 2) добротной правовой и 3) неоднородной и неоднозначной нравственной.

Можно предположить, что на социальную работу нравствен­ные постулаты негативного плана, бытующие на неофициальном уровне, оказывают несущественное влияние. Здесь более важны эко­номическая и правовая основы, а также официальные нравственные требования.

Совсем другое влияние негативные нравственные факторы оказывают на досугово-рекреационную деятельность и социальное воспитание. Они, по существу, являются той «ложкой дегтя», которая может испортить любое доброе начинание в социокультурной сфере.

Коммерциализация сферы культуры, стремление получить максимальную прибыль приводит к однобокости зарубежного досуга - развлекательному уклону. Еще больший вред досуговой и воспита­тельной сферам приносит бытующий на Западе принцип «двойного стандарта» в оценке социополитических, экономических и культур­ных явлений. Действие этого принципа можно считать главной при­чиной проникновения негативных явлений и в сферу досуга, и в сфе­ру социального воспитания. Распространители «культурных» услуг часто действуют исходя не из общественной пользы «товара», а в за­висимости от личной выгоды, получаемой в процессе его реализации. Так, например, распространение наркотиков на молодежных дискоте­ках и рок-фестивалях приносит громадные барыши наркоторговцам. И в то же время наносит громадный вред потребителям этого зелья и обществу в целом. Культ насилия, пропагандируемый в произведени­ях искусства, особенно в кино и на телевидении, базируется на низ­менных инстинктах человека. Но в результате этот культ становится нормой жизни для определенной части представителей западного об­щества, прежде всего, молодежи.

Выход здесь один - нравственное совершенствование и само­совершенствование западного общества. А процесс этот очень дли­тельный.


Перенимая многое из современного зарубежного опыта в сфе­ре досуга и социального воспитания, мы должны помнить об этой особенности, «слабинке» западного образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев особенности социально-культурной работы с раз­личными категориями населения зарубежных стран, необходимо от­метить, прежде всего, высокий уровень ее организации и ярко выра­женный социальный характер. Политика передовых стран Запада на­правлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных ви­дах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, пре­доставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жиз­недеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.

Но, давая в целом высокую оценку деятельности зарубежных социокультурных учреждений и организаций, необходимо отметить и ее нерешенные проблемы. Особенно это видно, если в качестве крите­риев ее эффективности взять социальные показатели (непрекращаю­щийся рост преступности, распространение наркомании и других об­щественных пороков, дороговизна многих видов культурной деятель­ности - от посещения кинотеатров и дискотек до гастролей эстрадных знаменитостей и т.п.). Невысок и уровень культуры значительной час­ти молодежи. Молодежная проблема остается одной из самых труд­ных для всех без исключения стран Запада. Для своего решения она требует социально-экономических и комплекса социально-культурных мер - от решения проблем образования, устройства на работу до развития индустрии досуга и вовлечения молодежи в спор­тивные секции, объединения по интересам, волонтерскую деятель­ность, приобщения молодежи к высоким ценностям культуры. Здесь есть над чем поработать как зарубежным, так и отечественным орга­низаторам социально-культурной сферы. Взаимный обмен опытом, как в данном направлении, так и в других, был бы полезен обеим сто­ронам. По нашему мнению, решению молодежных проблем мешает и неудовлетворительная в ряде случаев работа средств массовой ин­формации. Коммерциализация СМИ, пропаганда культа насилия, по-


 




гоня за прибылью ведут к тому, что средства массовой информации как бы сами провоцируют те проблемы, с которыми позже приходится сталкиваться работникам социальной и культурно-досуговой сферы. К сожалению, российские СМИ, особенно телевидение, некритически используют западный опыт, утратив за последние годы многое из того позитивного, что было наработано ранее.

Рассмотренный в учебном пособии материал позволяет сде­лать следующие выводы.

Глобализационный процесс в социокультурной сфере оказы­вает заметное влияние на социально-культурную деятельность во многих странах мира, в том числе, и в России.

Наиболее позитивные процессы происходят в сфере социаль­ного вспомоществования за рубежом. По всей вероятности, можно считать, что социальная работа на Западе достигла оптимального уровня и дальше будет только совершенствоваться. На сегодняшний день Россия многое взяла у Запада в смысле организации и техноло­гии социальной работы, а также подготовки соответствующих кадров. Недостатки в организации социальной работы в России кроются в особенностях переходного периода - слабой экономической базе.

Неоднозначной оценки заслуживает досугово-рекреационная деятельность на Западе. Несомненны успехи в таких направлениях, как работа по месту жительства, работа с наименее защищенными в социальном отношении категориями населения - людьми пожилого возраста, беженцами, представителями групп риска и, особенно, ин­валидами. Здесь в наибольшей степени видно отставание отечествен­ной социально-культурной сферы.

Но у досугово-рекреационной работы на Западе есть и сущест­венный недостаток - явный перекос в сторону развлекательности, невнимание к развивающим видам досуга. Попытки придать досуго­во-рекреационной деятельности культурно-педагогический, духовно-развивающий характер на практике серьезных результатов пока не дают (некоторым исключением является социально-культурная ани­мация). Да и добиться здесь позитивного результата намного сложнее, чем в чисто развлекательных видах досуга. Нечтение - пример одной из труднорешаемых проблем. Между тем, здоровье нации включает в себя не только физические, но и духовные параметры. И рано или


поздно Западу придется обратить более серьезное внимание на духов­но-развивающую сторону досуга.

России не следует слепо копировать культурно-досуговый опыт зарубежных стран. Беря все лучшее из зарубежного опыта, нуж­но в большей степени учитывать свои национально-культурные и ис­торические традиции, ранее накопленный позитивный опыт.

Социальное воспитание на Западе, безусловно, имеет много позитивного: многочисленные молодежные объединения по интере­сам, скаутское и волонтерское движения, стремление к объединению усилий социокультурных учреждений и организаций в решении об­щих воспитательных задач, наличие хорошей материальной базы и др. Но здесь, по нашему мнению, и больше всего неудач, связанных с противоречием между правильно провозглашаемыми нравственными постулатами и реальностями современной западной действительно­сти.

Причиной многих негативных явлений в подростковой среде являются не столько просчеты в воспитании, сколько неблагоприят­ная среда, окружающая подростка.

Двойной стандарт в оценке жизненных явлений, пропаганда культа насилия в кино и на телевидении формируют соответствующее поведение молодежи в реальной жизни. Среда оказывается сильнее усилий воспитательных учреждений. И выход здесь только один -западному обществу нужно менять ценностные ориентиры. Интересы всех, общества в целом, а следовательно, и каждой личности в от­дельности, важнее корпоративных интересов создателей произведений псевдоискусства, торговцев некачественной социально-культурной продукцией, наркодельцов и т.п.

Беря на вооружение передовой опыт социального воспитания Запада, нужно помнить о его относительной результативности, по­скольку реальная действительность, окружающая среда подчас силь­нее педагогических воздействий и постулатов. Некритическое копиро­вание зарубежного опыта социально-культурной работы, в том числе и в воспитании, сулит нам еще больше неудач и разочарований, так как у нас слабее и материально-экономическая, и правовая базы соци­ально-культурной работы.


 




Многое здесь зависит от совместной деятельности работников социокультурной сферы различных стран и регионов по поиску реше­ния общих и аналогичных проблем социокультурного плана.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО РАЗДЕЛАМ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Введение

1. В чем сущность глобализации как тенденции современного
мира?

2. Роль ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и других междуна­
родных организаций в регулировании глобализационных
процессов.

3. Глобализация в сфере культуры и социально-культурной
сфере: сильные и слабые стороны.

4. Назначение научных исследований сравнительного характе­
ра в социальной работе, педагогике, досуговедении и т.п.

5. Охарактеризуйте основные структурные направления соци­
ально-культурной деятельности: социальная работа, досуго-
во-рекреационная (культурно-досуговая) деятельность, соци­
альное воспитание.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь