Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ответ, и на Аллах уповаем в его верности. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Некоторые сведущие в этих делах и состояниях люди утверждали, что насколько различны лучи и сияния, настолько отличаются друг от друга в основе творения тела, сердца, души и разумы. Другие проницательные корифеи минувших времен, обладавшие внутренним взором, заявляли, что отличие тел, сердец, разума и душ вызвано отличием лучей сияний, но в основе творения все тела, сердца, души и разум детей Адама, - мир ему, - одинаковы и однообразны. Довод предшественников в пользу того, что натуры и характеры расходятся между собой, зиждется на высказывании Пречистого Пророка, - да благословит его Аллах и приветствует, - приведенном в хадисе Абу Хурейры, помещенном в «ас-Сахих»: «Вы обнаружите, что характеры и привычки людей в эпоху джахилии таковы же, что и характеры и привычки людей в эпоху ислама, если они, конечно же, понимают и осознают это». Другими словами, смысл этого хадиса, заимствован у основателя Шариата, - да благословит его Аллах и приветствует, - который сказал: «Люди - это кладезь, как кладезь золота и серебра.» Наиболее полным толкованием первого и второго хадисов является его следующее высказывание: « Воистину, Всевышний Аллах создал Адама из…» После данного пророческого суждения тема различий натур, противоречий творений и разности характеров уже не может быть изложена лучше кем бы то ни было. Он сравнил мир с реальными и подлинными вещами и явлениями, например, сотворение рода человеческого с порождением залежей золота и серебра в горах. Форму и содержание человека он уподобил горе, а характер и нравы, в частности, грубость, мягкость, прямолинейность, искривление, трудолюбие и отлынивание от труда и леность в натуре он сравнивает с содержащимися в горе минералами: золотом, серебром, свинцом, железом, известняком, камнем, деревом и влагой. Одна гора содержит золото, другая - серебро, третья-свинец, иная-железо, другая - гипс, следующая - соль и так далее. Есть горы, покрытые деревьями и где есть вода, но есть и такие горы, где увидишь только голые скалы и камни, и нет ни воды, ни куста дерева. Если хорошо вдуматься, таковы же природа и натура человека: есть натуры молчаливые и угрюмые, кажущиеся дикими, но вызывающие сострадание, в беседе с которыми раскрывается их искренность и глубокие внутренние чувства. Бывают натуры, внешне выглядящие одинокими и пугливыми, но внутренне они живы и веселы, беседа с ними словно бальзам на раны. Бывают натуры красивые внешним обликом, но скверные поведением, грубые и непристойные в общении. И, наоборот, есть натуры, отталкивающие внешне, но в беседе притягательные и привлекательные, в общении мягкие и добросердечные. Встречаются натуры огромного телосложения, большой физической силы и энергии, неутомимые в работе или сражении. Однако встречаются также натуры на взгляд хилые и невзрачные, но в силе и решительности несравненные, в труде и тяготах бесподобно выносливые. Бывают натуры на вид ленивые, вялые, неумелые и неповоротливые, но понятливостью, сообразительностью, умом и умением скоро устраивать дела похожие на обжигающий пламень. Особо убедительным и весомым доказательством различия нравов и умов в натурах служит высказывание Пречистого Пророка, - да благословит его Аллах и приветствует, - переданного Салимом от своего отца. Пророк сказал: «Вы увидите людей, похожими на изнуренных верблюдиц, среди которых нет самки». Рассказ об этом приведен в «ас-Сахих». Мудрец горного и дольнего Царствия указал на различие натур в их действиях и состояниях, на действия верблюдицы и верблюда. Смысл этого хадиса заключается в том, что подобно тому, как у верблюда бывает больше работы, нежели он в состоянии выполнить, нужно найти сто вьючных животных, чтобы он как опытный вожак один без страха повел их с грузом через пустыню, а в мире должно появиться сто тысяч чтецов Корана и благочестивых, наделенных особым даром людей, чтобы хоть один из них оказался способным к толкованию тайн и реальных фактов, явлений и понятий. Всевышний Аллах сказал: « Благодарных рабов моих очень мало». Свидетельством различия душ является высказывание Пречистого Пророка, -да благословит его Аллах и приветствует, - которое гласит: «Духи как разбившиеся по колоннам воины, те из них, кто узнали друг друга, объединились, а те из них, кто не признали друг друга, разъединились». Это высказывание приведено в хадисе. Знающий о местоположении пристанищах душ возвестил, что души разделяются по партиям, отрядам и группам. Если бы статус и положение душ было одинаковым, то их разделение на группы, отряды и партии никогда не имело бы места. Именно поэтому он разделил объединения этих душ по двум признакам: узнаванию и отчуждению, схождению и расхождению. Способности узнавания и отчуждения появились до сотворения телес и форм, а способности к разъединению и соединению после сотворения телес и форм. Тот, кто растолковал эти два свойства, да благословит его Аллах и приветствует, - сказал: «Аллах сотворил души за четыре тысячи лет до сотворения тел и они чуют запах друг друга как кони». До сотворения форм Всемогущий Владыка мира, - да славится имя Его, - сотворил души и каждая душа по запаху узнавала родственную душу, подобно тому, как лошадь по запаху чует родича и отличает чужака. Араб по запаху чувствует своего соплеменника, а неараб -своего. Точно так же по запаху пророки и посланники находят путь друг к другу, великие люди и праведники чувствуют родственность душ. Близкие по духу друзья, искренние сподвижники и единомышленники находят друг друга по запаху. Таким же образом чуждые и плохие люди распознают друг друга и сближаются между собой. Они разделились на группы по той причине, что каждый по запаху стремился найти родственную и близкую ему по духу группу и партию, отчуждаясь от противных ему групп людей. Итак, установлено, что отчуждение и узнавание появились до сотворения формы и тела. Когда настала очередь сотворения форм и возникла необходимость вдохновения в них душ, тогда-то и произошло узнавание родственного и отчуждение противного. Взаимно узнанные сердца и души образовали гармоничное соответствие, а другие, не соответствовавшие и противные этим душам были отвергнуты. Совместившиеся сердца и души образовали некое объединение и союз, а разошедшиеся сердца и души стали причиной разлучения и расхождения телес. Конечно же, первопричиной этого является схождение и расхождение душ, ну а отсюда проистекает соответствие и несоответствие сердец, а от этого происходит объединение или разделение телес. Пример с сердцем похож на пример с мельничным колесом, вращающимся от напора воды, а тело подобно мельничным жерновам. Вода в ручье струится по приказу, поступающему из мира Воли, ударяется о колесо сердца, сердце приходит в движение и начинает вращаться. Чем больше сила и напор воды, тем сильнее крутятся жернова и из- под них выходит содержимое засыпанного материала, будь то пшеница, или ячмень, или просо, или кунжут.
Кто-нибудь может задать и такой вопрос: «Если столь сложно происходило сотворение раба божьего, тогда сколь нестерпимо трудно будет держать ответ за невыполнение наказов и нарушение запретов божьих? »
Ответ, и на Аллаха Уповаем в его верности. Это изложение лишь одной стороны вопроса в убеждениях суннитов, которые единодушны в том, что каждому воздастся в меру его деяний. Вторая сторона вопроса заключается в том, что раб божий наделен силой, правом выбора, волей, способностью действовать, говорить, и оставаться самим собой. И обе стороны истинны и не противоречат друг другу. И в этих случаях не должно говорить о роке и предопределении. Вот вам сказано и о другой стороне вопроса. А теперь вернемся к основной теме нашей беседы, ибо вышесказанное является только частью ее. Мы разъяснили, что души разделились на группы и свойствами их еще до сотворения формы были узнавание и отчуждение, а после сотворения формы их свойством посредством сердца стали соответствие и несоответствие, а посредством тела - объединение и разделение. Свидетельством истинности этого утверждения служит высказывание Всевышнего, - да славится имя Его, - в священной Книге: «Если бы ты израсходовал все то, что на земле, то не объединил бы их сердца, но Аллах объединил их сердца, - ведь Он - Великий, Мудрый! » [8, 64/63], а также высказывание Всемогущего: « Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! » [3, 98/103]. Пророк, - да благословит его Аллах и приветствует, - сказал: «Тот, в чьей руке моя душа, не входите в рай до тех пор, пока не уверуете, а вы не уверуете пока не полюбите. Я укажу вам на одну вещь, которую если вы исполните, то полюбите друг друга: установите мир меж собой! » Это приведено в хадисе. Все это - описание соответствия. Однако благодать расхождения и соответствия выявляется ярче из слов Великого, - да благословит его Аллах и приветствует: « Если правоверный вошел в мечеть, где среди сотни людей находится только один уверовавший, то он непроизвольно сядет рядом с этим уверовавшим, но если некий лицемер войдет в мечеть, где находится хоть один лицемер, то он непременно усядется рядом с ним». Именно о такой ситуации существует рассказ, согласно которому Харам ибн Хаййан входя в дом Увайса Карани произнес приветствие «Мир тебе! » Увайс ответил: «И тебе мир, о Харам ибн Хаййан! » Увидев величественность и чудодейственность Увайса, пораженный Харам ибн Хаййан заплакал и сквозь слезы промолвил: « О Увайс, ты никогда не видел меня! Как же ты узнал меня и каким образом тебе стало известно имя моего отца? » Увайс ответил: « Мой дух узнал твой дух, когда моя душа беседовала с твоей душой. Воистину духи обладают душами, подобно душам телес». Увайс был одним из знатнейших последователей пути Истины, отмеченным печатью божьей и богоизбранным из людей. Его указания по поводу увиденного или услышанного оказывались сущей правдой, слова его не расходились с его делами и поступками и, как в описанном случае, его слова полностью соответствовали высказыванию Самого сведущего из людей, - да благословит его Аллах и приветствует, - об узнавании души душой, ощущением душами родственности другие души по запаху. Об этом мы уже говорили выше и было сказано, что это знак и способ познания одной душой другой родственной души. Что касается свидетельств падишахов законоположений шариата и султанов прямого и праведного пути, - мир им, - о том, что в основе сотворения между телами, сердцами и душами не было никакого различия и противоречия, и различие возникло лишь при выборе рабами божьими путей поведения и действий телами, сердцами, разумом и душой. Сказал Всевышний, - да славится имя Его, - « О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом - самый благочестивый. Поистине, Аллах - знающий, сведущий! » [49, 13]. Создатель бытия и творец мира, строитель тел и основатель всего живого выявил в этом аяте, что род человеческий представляет собой понятие посюстороннее, тленное и бренное, ибо различие происхождения и социального положения, многообразие племен и родов и плоды этого различия и многообразия принадлежат посюстороннему миру, как на то указывает аят Благородной Книги « и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга» [49, 13]. А все, что принадлежит дольней жизни относится к этому миру, с исчезновением этого мира, уйдет в небытие и сбудется мудрый завет «Всякий, кто на ней, исчезнет и останется лик твоего Господа со славой и достоинством» [55, 26-27] все превратится в ничто. Первосказитель, разъясняя отличительные признаки этого явления, с самого начала подчеркнул, что натуры и характеры, врожденные и приобретенные свойства, нравственные и моральные положения, природные качества и прочее, выражаемые в аятах, знамениях и преданиях, будь то телесные, или физические, или духовные, принадлежат дольней жизни и присущи посюстороннему миру, а они преходящи. Суть этих слов такова, что в День воздаяния и награждения и во время расплаты и разделения по степеням никто не будет вознаграждаться или наказываться за красоту или безобразность, слабость или силу, быстроту или нерасторопность, безвестность или славу, красноречие или косноязычие, бедность или богатство, подчиненность или главенство, болезнь или здоровье. Этими вещами дольнего мира никто не сможет воспользоваться у порога обители Всевышнего как средствами оправдания своего и поиска близости к Нему, - да славится имя Его. С помощью этих вещей ему не оказаться в выигрыше на пути в мир иной и жизнь потустороннюю, посредством их и благодаря им степеней святых ему не обрести. Как-то у одного из умудренных старцев, великих подвижников на пути веры спросили: «Чего на этом пути больше - несчастий или благ? » Он ответил: « На этом пути нет ни несчастий, ни благ, ни недуга, ни здоровья, ни нищеты, ни могущества, ни добра, ни зла, а есть лишь праведные и неправедные дела и словеса, угодные или неугодные Всевышнему Аллаху, - да славится имя Его ». Спрашивающий поразился и молвил: « Только Аллаху Всемогущему, - да славится имя Его, - ведома правда! »
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы