Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Художественное пространство литературного произведения. Типология и историческая изменчивость понимания пространства в литературе.
В зависимости от рода: · Лирика (максимальная степень условности, зачастую абстрактнось, так как ближе всего к экспрессивным искусствам) — пространство может вовсе отсутствовать («Я вас любил» Пушкин) или быть иносказательным (пустыни в пушкинском «Пророке», море в лермонтовском «Парусе»), может воспроизводить предметный мир в его пространственных реалиях («Родина» Лермонтов). · Эпос (фрагментарность пространства, пространственные перемещения) реальное время, топонимика; · Драма (условность связана с ориентацией на театр) - конкретное время, замкнутое пространство влияет на судьбу героя. По особенностям художественной условности можно разделить пространство на: · Абстрактное — пространство, которое в пределе можно воспринимать как всеобщее («везде» или «нигде»). Оно не имеет выраженной характерности и поэтому не оказывает влияния на характеры и поведение персонажей, на суть конфликта, не задает эмоционального тона, не подлежит активному авторскому осмыслению. (в пьесах Шекспира). Характерно для жанров притчи, басни, параболы. · Конкретное — не просто «привязывает» изображенный мир к тем или иным топографическим реалиям, но активно влияет на суть изображаемого. (образ Москвы в «Горе от ума»). В одном произведении могут сочетаться разные типы пространства. Не следует представлять, что с развитием литературы конкретное пространство теснит абстрактное. Это лишь одна из тенденций. Другая — все более осознанное использование пространства абстрактного как глобального обобщения, символа, как формы выражения универсального содержания. По направлению пространство может быть: · горизонтальное («дольнее») – земное, преодолимое пространство; конечное (тело): · вертикальное («горние»)– сакральное, непознаваемое, непреодолимое, бесконечное (душа); · промежуточное (соединение Д и Г) — монастырь, скит, церковь. Средневековые принципы организации и понимания пространств: · религиозно-философский — рассматривается на уровне территории, ограничено религией; · художественно-поэтический — изучается художественная выразительность пространства, оно эстетизируется. Типы пространства: Способы изображения пространства: · точный — перечисление географических топонимов; · линейный — подробное описание пути между указанными точками (связано с появлением светского мировоззрения и усилением социально-политического начала, рост авторского начала). Причины развития пространства: · переход от религиозного к светскому · усиление социально-политического начала · рост индивидуального авторского начала
Пространство может быть: · Открытое — авантюрный роман, путевые записки, баталии; может быть дружеским, нейтральным, вражеским; · Закрытое — всегда связано с идейным замыслом автора, необходимо для создания образов («Преступление и наказание»), закрытое пространство тоже может быть дружеским (старосветские помещики), нейтральным, вражеским (синяя борода), всегда ограничено или закрыто, попасть туда можно только при помощи интеллекта. Механизм взаимодействия пространств в произведении: пространства в одном произведении мирно сосуществуют, поочередно существуют. Для описания пространства важно определение границ. Границы пространства: герой отрицает границы; граница реального мира обычно проницаема (через деньги, документы и т. д.); границы мифологического мира закрыта, проход разрешен только просветленным; добро объединяет все виды пространства. Пространственные ориентиры: указание сторон света; пояснение; последовательное описание; мера длины; объясняются через сравнения с известными. Точки осмотра пространства: · сверху (классицизм - Ломоносов) · снизу (в батальных, военных повестях) · с одной плоскости. Поэтика цвета и света Противопоставление белого и черного цветов начинается с Библии: в тексте говорится, что на первый день Бог создал свет и отделил его от тьмы. Господь даровал людям свет, следовательно и далее силы добра (Бог, ангелы, святые) сопровождались белым свечением, а злые силы (дья., чер.)-тьмой. Если рай располагается на востоке и именуется «пресолнечным», то ад локализуется на западе и погружен во тьму. Освещая земную поверхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясь на ночь, оставляет во власти зла. Это представление сохраняется и в русской мифологии: белый цвет – это солнце, воздух, прозрение; в пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил, А символом Чернобога является чёрный цвет-он олицетворяет совокупность всех тёмных сил(банник, овинник, полевой дух «удельница» и т. д.). Это переносится и в фольклор: в былинах и духовных стихах «святорусская» или «светлорусская» земля изображается как залитое светом открытое, бескрайнее пространство; ср. выражения «белый свет» или «вольный свет» — о мире в целом. В духовных стихах эпитет «светлый» вообще сближается со «святой»: светоносность рассматривается как проявление истинности, праведности и святости (ср. нимб в иконописи).Идея о божественном происхождении света в «Стихе о Голубиной книге», -.небесные тела имеют светоносную природу: «У нас белый вольный свет зачался от суда Божия, / Солнце красное от лица Божьего». Кощей Бессмертный –в славянском язычестве - хранитель мира мёртвых (подземного царства)ему присущ черный цвет, напр., известен фольклорный сюжет о его смерти-ларец, в котором спрятан заяц, висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе. В русской худ. лит-ре история цвета делится на периоды: 11-12 века. Цветообозначения встречаются редко. В основном, это основные цвета: белый, черный, красный, реже синий, желтый. Вместо цветообозначений употреблялись сравнительные обороты. Средневековая литература «не хотела» цвета + индивидуальные особенности авторов того времени. 12 век-колористический феномен «СопИ». Появляется серый цвет( Гзак сравнивается с серым волком, дружинники скачут «как серые волки»-олицетворение скорости), черный цвет-символичен( поганый половчанин-черный ворон, черные тучи предвещают поражение), зеленый(зеленая трава, зелены древы), золотой и золоченый относится к князю или к дружине, причем и в переносном смысле( «злато слово»), близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла». Символичен в цветовом отношении сон: «покрывали черной пеленою»-как покойника, «черпали синее вино с горем смешанное»-означает зловещее предзнаменование, печаль, горе. 17 век-в основном сохраняет колористические признаки древнерусской литературы, но появляются обозначения для смешанных цветов(коричный, коричневый) Начиная с 18 века многочисленные цветообозначения играют важную роль в создании пейзажа, интерьера, портрета, характеристики героя. В 20 веке цвет приобретает особенное символические значение( например, противопоставление белого и красного у Блока в «12»). Цвет в родах литературы: особенно значим для эпоса(у Достоевского), лирики( у Есенина, Пушкина и т. д.), менее значим для драмы, хотя и в драме встречается символика цвета. Традиционные обозначения цвета: белый – свет, чистота, противостоит злу черный – смерть, тьма, зло, скорбь, покой(темная одежда монаха – смерть для мирской жизни) красный – огонь, чувство, свяь со светом, землей, жизнью, плотью зеленый – весна, рост, природа, радость синий – «сиять», мрачное, грустное свечение, в христ – благоразумие, искренность желтый – богатство, радость, болезнь золотой – плодородие, солнце, богатство Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 2606; Нарушение авторского права страницы