Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сентиментализм и его художественные особенности. Этапы развития. Предромантизм и сентиментализм в русской литературе.
Сентиментализм (фр. sentiment - чувство, англ. sentimental - чувствительный) - новое литературное направление. Его появление было вызвано глубоким кризисом, который переживал феодально-абсолютистский режим. В сентиментальной литературе нашло отражение настроение широких слоев европейского общества. По идейной направленности сентиментализм — одно из явлений Просвещения. Антифеодальный пафос его произведений особенно четко выражается в проповеди внесословной ценности человеческой личности. Лучшими образцами сентиментальной литературы были признаны «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Стерна, «Векфилдский священник» Голдсмита, «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете. В отличие от классицистов, сентименталисты объявили высшей ценностью не государство, а человека, потребностям которого, по их мнению, должны отвечать государственные законы и учреждения. Несправедливым порядком феодального мира просветители-сентименталисты противопоставляли вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа выступает в их произведениях не только как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Поэтические константы сентиментализма: = Чувствительная душа героев (в отличие от классицизма, философской основой которого был рационализм, сентиментализм опирался на сенсуалистическую философию английского ученого Локка, объявившего отправной точкой познания — ощущения. Чувствительность понимается сентименталистами не только как орудие познания, но и как область эмоций, переживаний, как способность отзываться на радости и страдания других людей, т. е. как основа общественной солидарности) Чувствительность лежит в основе и творческого метода писателей-сентименталистов. Классицисты типизировали моральные качества людей, создавали обобщенные характеры ханжи, скупца, хвастуна и т. п. Их интересовал не конкретный, реальный человек, а черты, присущие типу. Главную роль у них играл абстрагирующий разум писателя, вычленяющий однотипные психологические явления и воплощающий их в одном персонаже. Творческий метод сентименталистов покоится не на разуме, а на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее единичных проявлениях. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. В связи с этим в произведениях сентиментализма часто выступают реально существовавшие лица, иногда даже с сохранением их имени. Это не лишает сентиментальных героев типичности, поскольку их черты мыслятся как характерные для той среды, к которой они принадлежат. Герои в произведениях сентиментализма четко делятся на положительных и отрицательных. Первые наделены природной чувствительностью. Они отзывчивы, добры, сострадательны, способны к самопожертвованию, к высокой, бескорыстной любви. Вторые — расчетливы, эгоистичны, высокомерны, педантичны, жестоки. Носителями чувствительности, как правило, оказываются представители демократических слоев общества: крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокосердием наделяются представители власти, дворяне, высшие духовные чины. В этом распределении ролей с наибольшей очевидностью проявил себя демократический, антифеодальный пафос сентиментализма. =.Актуализация прозаических жанров: повесть, роман (чаще всего эпистолярный), дневник, «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора. =Своеобразный стилистический «импрессионизм» =.Особая роль природы (объект созерцания и мерило ценностей) =Всесословная ценность человека (уравнивая в чувствах крестьянина и императора, в ряде случаев отдавая предпочтение первому (Руссо), сентименталисты тем самым пробуждали чувство общественного самосознания, собственного достоинства) Родиной европейского сентиментализма является Англия. Сентиментализм как направление возник в 1720-е гг. Основоположником стал Джеймс Томпсон, автор поэмы «Времена года», написанной белым стихом. Используя традиции дидактической поэмы, Томпсон создает описательную поэму, в которой описание природы стало самоценно, а в человеке было выявлено чувство природы. Сентиментализм в России. Выдающееся значение европейского сентиментализма связано с его просветительской, антифеодальной направленностью (Стерн, Руссо и др.) В крепостнической России такая позиция была важна, она выражала сочувствие к простым людям. Психологизм, культ человека, эмоции, умиление, присущие сентиментализму, становятся для многих дворянских интеллигентов на место культа разума. Уставшие от бунтов и революций, люди замыкаются в себе, ищут утешения в своих личных переживаниях. Разуверившись в объективной действительности, они обретают некую тень спокойствия, допустив, что история – это их собственное чувство. Таким образом, исторической предпосылкой развития сентиментализма была реакция на абсолютизм, крушение феодальной идеологии. Процесс формирования сентиментализма был длительным: он начался с 60-х гг. 18 века с од Хераскова, стихотворений Муравьева (70-е гг.), сознательно противопоставившего свои стихи сложившейся поэтической традиции. Предпосылки сентиментализма в русской прозе появились на рубеже 70-80-х гг. (Эмин, Левшин), в драматургии – в «слезных» драмах Хераскова, Веревкина и др. Однако только в 90-х гг. сентиментализм стал направлением, получившим широкое законченное теоретическое обоснование в произведениях и статьях Карамзина. Лучшие произведения сентиментализма — «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина — относятся к последнему десятилетию XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого метода писателей не означает тождества их политических и социальных взглядов, В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей — Н. С. Смирнова и И. И. Мартынова, и более обширное по своему составу — дворянское, видными деятелями которого были М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. Ю. Львов, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, П. И. Шаликов. Сентиментализм предваряет романтизм. Особенностью русского предромантизма является сохранение сентиментальных черт (в лирике Жуковского сохраняется повышенная чувствительность при поэтизации обыкновенных отношений). Связь сентиментализма с романтизмом заключается в субъективном подходе писателя к окружающему миру, повышенная эмоциональность. Русский сентиментализм является плодом крушения дворянской идеологии. Наиболее широкое распространение он получил после крестьянской войны под предводительством Пугачева, которая пошатнула сами устои самодержавно-крепостного строя. Писатели-сентименталисты в своих произведениях заостряют свое внимание на необходимости изобразить не сущее, а должное. В литературе сентиментализма господствует наставительный тон. Русский сентиментализм прославляет жизнь гуманного, чувствительного дворянина, чуждающегося «большого света», по-отечески относящегося к крестьянам, живущего в условиях идиллического слияния с природой. В отличие от западноевропейского сентиментализма, где основной общественный конфликт был представлен взаимоотношениями между третьим сословием и аристократией, в русском сентиментализме героями-антагонистами стали крепостной крестьянин и помещик-крепостник. Представители демократического течения, сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчеркивают их нравственное превосходство над крепостниками. В их произведениях чувствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жестокость помещиков. Сентименталисты-демократы не идеализируют жизнь крестьян, не боятся показать ее антиэстетические подробности: грязь, нищету. Чувствительность героев представлена здесь наиболее широко и разнообразно — от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из ее проявлений может быть суровое возмездие своим обидчикам. Дворянские сентименталисты также говорят о моральном превосходстве крестьян над помещиками, но факты насилия, бессердечия и произвола крепостников представлены в их произведениях в виде исключения, как своего рода заблуждение обидчика, ж чаще всего завершаются его чистосердечным раскаянием. С большим удовольствием пишут они о добрых, гуманных помещиках, о гармонических отношениях между ними и крестьянами. Дворянские сентименталисты последовательно обходят грубые черты крестьянского быта. Отсюда известный налет пасторальности на изображаемых ими деревенских сценах. Гамма чувствительности героев здесь гораздо беднее, чем в демократическом сентиментализме. Сельские жители, как правило, добры, любвеобильны, смиренны и послушны. И все же было бы неправильно называть дворянский сентиментализм реакционным явлением. Главная его цель — восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовное богатство, изобразить семейные и гражданские добродетели. И хотя писатели этого течения не отважились поставить вопрос об отмене крепостного права, но их деятельность подготавливала общественное мнение к разрешению этой задачи. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 3474; Нарушение авторского права страницы