Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ритм. Организация ритма. Анжамбеман.



Понятие ритмика употребляется в литературе в двух значениях. В одном случае оно обозначает комплекс ритмических особенностей, характерных для того или иного поэта («ритмика Маяковского», «ритмика Пушкина»), направления, школы (ритмика символистов, футуристов и т. д.) и даже языка в целом (ритмика русской речи).

В другом — ритмика выступает как особый раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма. Сюда входит изучение звуков речи с точки зрения их ритмообразующего значения, определения ритмической единицы и её модификаций в данной системе стихосложения, изучение строфики, фоники, рифмы, пауз и т. п. с точки зрения их ритмообразующего значения. Далее ритмика включает в себя историческое и сравнительное изучение ритма и его элементов в различных системахстихосложения различных литературных стилей.

 

РИТМ — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц.

Признаки ритма:

единицы, отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные явления;

· соизмеримость, однородность этих единиц (удар однокачественен с ударом);

· повторяемость единиц (ряд их);

· упорядоченность, закономерность повторения;

· чувственная ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц

· интервалов между ними.

Ритм - это основа основ стихосложения. Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы - это ритм.
Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме.
Стихи - это ритмически организованная речь. Возникновение поэтического Р., как показал это К. Бюхер в своей известной книге «Работа и ритм», связано с той естественной первичной ритмичностью речи, к-рая с наибольшей отчетливостью обнаруживается во время рабочего процесса.

 

Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов - их цикличность - является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Для изображения ритмической структуры текста используют значки:

(U) - безударная гласная; ( | ) - ударная гласная.

Ритм в стихах, наверное, главнее рифмы. Стихотворение может быть без рифмы (белый стих), но стихов без ритма не бывает.

 

В традиционном русском стихосложении:

Ритмическая единица 1-го уровня - слог. В русском языке слоги произносятся примерно с одинаковой скоростью (есть языки, где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог не будет ритмической единицей).

 

Ритмическая единица 2-го уровня - стопа, обусловленная чередованием
ударных и безударных слогов. Например, строчка " Буря мглою небо кроет" ритмически запишется /-/-/-/- (" /" - ударный, " -" - безударный слог). Здесь стопа будет /- из двух слогов, первый – ударный (в языках, где нет силового ударения, стопа, конечно, будет
построена по другому принципу)

 

Ритмическая единица 3-го уровня - строка. И это – наиболее важная ритмическая единица, имеющая наибольшее самостоятельное значение. Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей речи является не слог, не слово, а фраза.
Человек говорит не слогами, не словами, а фразами (не путать с грамматическим понятием предложения) При этом фраза не является чем-то постоянным. Так, " Буря мглою небо кроет" можно произнести как одну фразу. А можно и как две " Буря мглою" / " небо кроет".
Разбиение на строки особенно важно, потому что без него не всегда возможно правильно построить речевое прочтение стихотворения.

Кроме того, разбиение на строки обогащает и внутреннюю ритмику стиха.
Если бы не было разбиения на строки, а шел бы сплошной поток, то стопы " /-" хорей

" -/" ямб были бы практически эквивалентны - давали бы в итоге ощущение одного и того же ритма. Но, поскольку строка ограничена началом и концом, то строчки " Где, может быть, родились вы" ямб -/-/-/-/ и " Буря мглою небо кроет" хорей /-/-/-/- звучат ритмически по-разному.

 

Ритмическая единица следующего уровня - это строфа. Она состоит из нескольких строк, связанных определенными ритмическими и/или звуковыми соотношениями.
Наиболее частотна строфа из 4 строк:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…»
(Пушкин).

 

Обратим внимание на чередование рифм и окончаний строк. Схема рифмовки - АБАБ - это означает, что первая строка рифмуется с третьей, а вторая с 4-ой.
Окончания строк чередуются по такому же закону " ЖМЖМ" или.../-, .../,.../-,.../
Окончание строки на ударный гласный принято называть " мужским"
Окончание.../- " женским"
Окончание.../-- " дактилическим"
Такая рифмовка строк (чередующаяся) наиболее распространена (длина строк при этом не обязательно чередуется, строки могут иметь и однотипное окончание).
Вторая по распространенности - смежная рифмовка ААББ

«Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь! »
(Пушкин).

Схема окончаний ЖЖММ, хотя такое чередование и не обязательно - может быть и ЖЖЖЖ или ММММ. Но ясно, что такой параллелизм усиливает ритмическое начало в стихе (это называется альтернансом).
Третья схема - АББА - опоясывающая рифма.

«Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство»
(Пушкин).

Здесь также, помимо чередования рифм, чередуется вид окончаний - ЖММЖ.

Существуют и другие строфы, но наиболее распространены именно эти.
Почему четырехстрочные? Ответ опять-таки следует искать в области психологии восприятия ритма человеком. В музыке наблюдается такая же закономерность - тяготение к " квадратным" формам.

 

Анжамбема́ н (фр. enjambement, опт enjamber, «перешагнуть») в стихосложении — несовпадение синтаксической паузы с ритмической (концом стиха, полустишия, строфы); употребление цезуры внутри тесно связанной по смыслу группы слов.

Общие сведения

В классическом стихе различались три вида анжамбемана: rejet (конец фразы захватывает начало следующего стиха), contre-rejet (начало фразы захватывает конец предыдущего стиха), double-rejet (фраза начинается в конце предыдущего стиха, кончается в начале следующего).

Единичные анжамбеманы служат средством интонационного выделения отсеченных стихоразделом отрезков фразы. Многочисленные анжамбеманы создают прозаизированную интонацию, почти нивелирующую стихотворный ритм, что является значительным выразительным средством напр. в драматическом стихе.

Избегание анжамбеманов свойственно классицизму, культивирование — романтизму и некоторым поэтическим школам XX в

 

Примеры

Horatius, Carmina II 10, 15—17:

…Informis hiemes reducit
Juppiter, idem

 

summovet…

 

Ф. Тютчев, «Фонтан»:

Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной.

 

М. Цветаева, «Тоска по родине! Давно…»:

Мне всё равно, каких среди
Лиц — ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно…

 

А. С. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829)

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

 

У Насти:

№ 40 Ритм.

Ритм (стройн.; соразм.; …) – повтор тех или иных сходн. явл. через опред. соразм. промежутки; членение на сопоставимые отрезки

Ритм – основа стиха

Дает:

· соразмерность стихов

· ударение

· счет слогов в стихе

· счет ударений

· чередование групп слов; раздел. по долготе и кратк.

· ударн. / безуд.

 

Бюхер 1923г. «Ритм и работа» - откуда взялся ритм:

1. Из трд. процессов

2. Из биологии

3. Из подраж. природе.

 

Анжамбеман – перенос / переброс – резкий ритмич. сбой;

несовп. ритмич. и синтаксич. членения

 

А

 

 

Строфический – не важна Строфной – не важна межс. пауза

пауза между строфами

 

 

А

 

Словестный – совпадает Слоговой – не совп.

со слогораздел

 

Фун-я А:

1.

совпад.
Выразительная – пережив. героя

2. Йзобразительная – жест, знак

 

Исп.:

- Цветаева

- Пастернак

- «Медный всадник»

 

Язык худож. произведентя:

 

Бытовой я – словесн. общен., повседн. жизнь

Удача-точи. донесен. смысла

 

Лит. я – язык прессы, радио, лит-ры, театры

Хар-ны: упорядочен, афористич., …

 

Соц. диалекты:

¾ галлицизмы дворян. писателей XIX в.

¾ крестьянские поэмы

¾ культурн. диалект

¾ професс. диалекты

 

Гл. задача – чтобы слово было понято – несло смысл и образ

В худ. тексте слова выр-ют эмоц. отнош. образа к предмету

 

Синонимы:

¾ Делает речь более плавной, гибкой

¾ Выр-т тонкие мысли оттенки

¾ Эмоц. хар-ка прдмета или действия

Типы:

1. Отношение

2. Абсолютные

 

Эвфемизмы

Омонимы

Неологизмы

Архаизмы

Варваризмы


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 3563; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь